Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова
ПРИНЯТО решением педагогического совета школы протокол № _____ от _______2017г. | |
Рабочая программа
по комплексному учебному курсу
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
5 класс
2017г. Составитель:
Учитель: Ю.Н.Парфенова
Пояснительная записка
Рабочая программа по комплексному курсу предметной области «Основы духовно - нравственной культуры народов России» основного общего образования разработана на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарт второго поколения). - ISBN 978- 5-09-030326-2.
«Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе» АУ ИРОИО 2013 г.
Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред.А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. - 2012
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. – 2014
Методические рекомендации по организационно-методическому обеспечению преподавания курса ОРКСЭ в 2013-2014 уч. году.
Требования к результатам и условиям преподавания ОРКСЭ определяются Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа реализуется на ступени основного общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Курс носит интегративный характер и способствует интеграции предметов гуманитарного цикла.
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.
В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Основные цели курса:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основная форма организации учебного процесса – урок. При преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественнаявзаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в формеиндивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Описание места учебного курса, предмета в учебном плане:
На изучение комплексного курса предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе в учебном плане отводится 0,5 – всего 17 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество обучающихся недель | Количество часов за учебный год |
5 класс | 0,5 | 17 недель | 17 часов |
Содержание учебного предмета.
Содержание программы (17 часов)
Введение (1 ч) Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Тема 1. Православие в Древней Руси (1 ч) Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Тема 2. Православие в Московской Руси (1 ч) Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Тема 3. Православие при царях и императорах России (1 ч) Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».
Тема 4. От Советской России до современности (1 ч) Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Тема 5. Православие в традициях русского народа (1 ч) Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Тема 6. Дом и семья в православии (1 ч) Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.
Тема 7. История ислама в России (1 ч) Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Тема 8. Ислам в современной России (1 ч) Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Тема 9. Дом и семья в исламе (1 ч) Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России (1 ч) Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.
Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России (1 ч) Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа (1 ч) Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.
Тема 13. Появление и развитие буддизма в России (1 ч) Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России (1 ч) Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России (1 ч) Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок (1 ч)
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- как основы культурной истории многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
| 5 класс |
| Личностные |
Б | внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности и не успешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство |
П | *становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками; * воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре. В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей. |
| 5 класс |
| Метапредметные |
| Коммуникативные |
Б | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; * понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Сотрудничать в совместном решении проблемы. уметь вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Участвовать в диспутах и слушать собеседника. |
П | *способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; |
| 5 класс |
| Метапредметные |
| Регулятивные |
Б | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Получат возможность научится оценивать нравственные нормы на примерах из жизни. |
П | *способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление; * развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам. |
| 5 класс |
| Метапредметные |
| Познавательные |
Б | анализировать жизненные ситуации; выбирать нравственные формы поведения; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
П | *готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе; * умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы; |
| 5 класс |
| Предметные |
Б | развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками культуры разных народов; знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; формирование потребности в нравственном совершенствовании |
П | *овладеть целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; *овладеть представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов; * уметь различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации. |
Тематическое планирование ОДНКНР 5 класс
№\П | Раздел, тема | Основные виды деятельности |
1 | Введение в курс | Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны. Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов. |
2 | Православие Древней Руси | Иметь представления об основных событиях крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. Принимают учебную задачу; планируют необходимые действия; осознают недостаточность своих знаний; контролируют учебные действия, замечают неточности; адекватно оценивают свою деятельность, достигнутый результат. Самостоятельно формулируют свои мысли; слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сообщение обучающихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре. Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. |
3 | Православие в Московской Руси | Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий «уния» и «автокефалия». Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над материальными. Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий «уния» и «автокефалия». Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над материальными. Сообщение обучающихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы». |
4 | Православие при царях и императорах России | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и империи. Иметь представление о патриотической позиции Церкви в период Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения обучающихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген». Заветы оптинских старцев. Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщение обучающихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем. Работа над понятием «нестяжание». |
5 | От Советской России до современности | Знать основные события истории православия XX — начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости право- славных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Знакомство с основными события истории православия XX — начала XXI в. И в современной России по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны. |
6 | Православие в традициях русского народа | Объяснять понятия «крестины» и «именины», приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника. |
7 | Дом и семья в православии | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Понимать смысл обряда «Венчания», особенности семейных традиций в православной культуре. Исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность. Испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи. Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности. Сообщения обучающихся на тему: «Житие благоверных князей Петра и Февронии». Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». |
8 | История ислама в России | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современности по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России. |
9 | Ислам в современной России | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов. |
10 | Дом и семья в исламе | Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей. Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике. |
11 | Появление и развитие иудаизма в России | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. Объяснять понятия «кагал», «хедер» и «иешива». Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России. |
12 | Иудаизм в СССР и современной России | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе. |
13 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним. Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме. |
14 | Появление и развитие буддизма в России | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий «лама», «далай-лама», «хурул», «даган», «дацан», «хурэ». Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Народов России. Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. |
15 | Буддизм в СССР и современной России | Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. Сообщения обучающихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. |
16 | Буддизм в культуре и традициях народов России | Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Объяснять смысл понятий «лама», «цам». Сообщения обучающихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения обучающихся. |
17 | Повторительно – обобщающий урок | Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. Осознать, каким образом влияет на человека знакомство с основами православной культуры в школе. Усвоить на практике, что значит оценить работу другого человека не по заслугам, а по любви. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Доносить свою позицию одноклассникам: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением. |