СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Физика вокруг нас» для 5 – 6 классов основного (общего) образования

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. Он знакомит учащихся 5-6 класса с многочисленными явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Так как учащиеся этой ступени обучения только начинают знакомство с предметами естественно-математического цикла, то главная задача курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике.

Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а также много внимания уделено фронтальному эксперименту. Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Физика вокруг нас» для 5 – 6 классов основного (общего) образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 164


«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №___ от

«___» _________ 20__г.



«Рассмотрено»

Заседание НМС

Протокол № ____»

«___» _________ 20__г.


_____ /______________ /

ФИО


«Утверждено»

Руководитель «МАОУ СОШ № 164»

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.



Образовательная область: Физика






Рабочая программа


по курсу «Физика вокруг нас»

для 5 – 6 классов

основного (общего) образования








Учитель начальных классов «МАОУ СОШ № 164»

Ахматгалиева Лариса Николаевна

Первая квалификационная категория







г. Екатеринбург

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Физика вокруг нас» для основной школы предназначена для обучающихся 5 – 6 классов.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «ОБ образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Планируемые результаты основного общего образования;

  • Примерные программы основного общего образования по учебным предметам «Физика», 5 – 9 классы;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


Календарно-тематический план ориентирован на использование авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015, рекомендованного МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. Он знакомит учащихся 5-6 класса с многочисленными явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Так как учащиеся этой ступени обучения только начинают знакомство с предметами естественно-математического цикла, то главная задача курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике.

Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а также много внимания уделено фронтальному эксперименту. Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

Этот курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • использование этих знаний для поиска решения;

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

  • нахождение различных решений данной проблемы.


Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, биологии, технологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.


Целью изучения пропедевтического курса физики – «Физика вокруг нас» является:

  1. создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности на первом этапе изучения предмета – физики.


Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • развивать логическое, физическое мышление при решении задач, упражнений и выполнении простейших опытов;

  • развивать способности к самостоятельному приобретению знаний;

  • расширить межпредметные связи между физикой и другими науками;

  • познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование;

  • увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что позволяет учащихся разобраться в сложных законах физики;

  • показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, показать историческую значимость их работ;

  • привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей.

Общая характеристика учебного курса


Личностными результатами обучения  являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными результатами обучения:

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых,, световых и звуковых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия простейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;  влияния технических устройств  на окружающую среду;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Место предмета в базисном учебном плане


Рабочая программа курса занятий для 5-6 классов рассчитана на 2 часа в неделю, общий объем 34 часа, второе полугодие.


Средствами реализации программы курса является:


- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.


В ходе изучения курса «Физика вокруг нас» учащиеся получат возможность научиться:

  • работать с физическим оборудованием;

  • проводить физические опыты;

  • правильно оформлять проводимые работы;

  • анализировать результаты опытов;

  • работать с Периодической таблицей химических элементов;

  • соблюдать правила ТБ при проведении лабораторных работ;

  • проводить мини-исследования в домашних условиях и классе;

  • решать простейшие физические задачи.


Ожидаемый результат:


- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных

предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.


Учащиеся должны знать и уметь:

  • уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);

  • иметь представление о строении вещества;

  • понимать сходство и различие разных состояний веществ;

  • знать физические явления и их признаки;

  • уметь определять размер физического тела;

  • описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;

  • уметь измерять температуру воздуха и воды;

  • уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;

  • выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:

- избирательность,

- самореализация при достижении целей,

- смыслотворчество,

- творческое преобразование,

- ответственность за собственное решение.

И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.


Виды деятельности

Пункты контроля

Формы контроля

Активное слушание,

решение проблемных вопросов,

анализ возникающих ассоциаций и рефлексия, ведение диалога с учителем,

работа с раздаточным или видео материалом, наблюдение физических демонстраций или экспериментов,

запись в тетради схем,

положений и выводов,

внимание к аргументам всех участников диалога.

Оценка уровня усвоения основных понятий,

оценка умения использовать изученные методы,

оценка степени владения навыками применения знаний,

анализ ответов и аргументаций,

оценка степени активности,

оценка восприимчивости обучающихся,

оценка динамики роста уровня восприимчивости к материалу и самих знаний.

Наблюдение за ходом работы.

Самостоятельные работы.

Контрольные вопросы.

Презентации проектов учащихся.

Собеседование.

Экспресс-опрос.

Наблюдение.



Программное и учебно-методическое обеспечение


  1. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media2000.ru

  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: Вако, 2014.

  3. Гуревич А.Е. Физика и химия 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2015.

  4. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.: Дрофа, 2015.

  6. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru

  7. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2014.

  8. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015.

  9. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

































Тематическое планирование

5 класс (34 часа)


п/п

Примерные сроки

Тема занятия

Количество

часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

1

11.01.-16.01.

Введение в физику (2ч)

Тела и вещества.

Измерительные приборы.

1

Беседа, презентация

2

11.01.-16.01.

Человек преобразует природу. Определение размеров физического тела.

1

Урок - практикум

3

18.01.-23.01.

Тело и вещество (10ч)

Форма, объём, цвет, запах.

2

Беседа, презентация

Урок - практикум Лабораторная работа «Сравнение характеристик тел»

4

25.01.-30.01.

Состояние вещества. Строение вещества.

2

Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества»

5

01.02.-06.02.

Движение частиц вещества.

2

Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение диффузии»

6

08.02.-13.02.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимодействие тел.

2

Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение горения»

7

15.02.-20.02.

Сила. Разнообразие сил.

2

Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение возникновения сил»

8

22.02.-29.02.

Физические явления (11ч)

Механические явления: наблюдение относительности движения; звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов.

2

Презентация, практикум

9

01.03.-16.03.

Тепловые явления: тепловое расширение, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация.

3

Урок – практикум

Лабораторные работы:

1) «От чего зависит скорость испарения»

2) «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

3) «Отливка игрушечного солдатика»

10

17.03.-09.04.

Световые явления: источники света, свет и тень, отражение и преломление света, глаз и очки, цвет, радуга.

3

Презентация, практикум

11

11.04.-16.04.

Человек и природа (4ч)

Древняя наука Астрономия.

1

Лекция, практикум

12

11.04.-16.04.

В мире звезд. Солнце. Луна.

1

Презентация, практикум

13

18.04.-23.04

Космические исследования.

2

Презентация, практикум

14

25.04.-30.04.

Земля – место обитания человека (5ч)

Строение земного шара.

Гидросфера. Исследования морских глубин.

1

Презентация, практикум

15

25.04.-30.04.

Атмосфера. Атмосферные явления. Воздухоплавание.

1

Презентация, практикум

16

02.05.-14.05.

Человек дополняет природу: механизмы; двигатели; микрофон и громкоговоритель; радио и телевизор; материалы для современной техники (кристаллы, полимеры, резина, каучук).

2

Урок-практикум

Лабораторные работы:

1) «Выращивание кристаллов»

2) «Распознание химических и природных волокон»

17

16.05.-21.05.

Загрязнение окружающей среды.

Экономия ресурсов.

1

Презентация, практикум

18

23.05.-31.05.

Повторение изученного (резерв)

2



Итого

34 ч

























Тематическое планирование

6 класс (34 часа)


п/п

Примерные сроки

Тема занятия

Количество

часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

1

11.01.-16.01.

Человек и природа (6ч)

Земля- планета Солнечной системы.

1

Беседа, презентация

2

11.01.-16.01.

В мире звезд.

1

Презентация, практикум

3

18.01.-23.01.

Названия созвездий.

1

Урок - практикум

4

18.01.-23.01.

Солнце.

1

Презентация, практикум

5

25.01.-30.01.

Луна – естественный спутник Земли.

1

Урок- практикум

6

25.01.-30.01.

Космические исследования.

1

Урок, презентация, практикум

7

01.02.-06.02.

Земля – место обитания человека (10ч)

Литосфера, мантия, ядро.

1

Беседа, презентация

8

01.02.-06.02.

Строение земного шара.

1

Беседа, презентация

9

08.02.-13.02.

Гидросфера.

1

Презентация, практикум

10

08.02.-13.02.

Исследования морских глубин.

1

Практикум

11

15.02.-20.02.

История судостроения.

1

Презентация, практикум

12

15.02.-20.02.

Атмосфера.

1

Презентация, практикум

13

22.02.-29.02.

Барометры.

1

Презентация, практикум

14

22.02.-29.02.

Влажность.

1

Презентация, практикум

15

01.03.-10.03.

Гигрометр и психрометр.

1

Презентация, практикум

16

01.03.-10.03.

Атмосферные явления. Воздухоплавание.

История развития авиации.

1

Презентация, практикум

17

11.03.-02.04.

Человек дополняет природу (16 ч)

Механизмы.


2

Беседа, презентация

Урок - практикум

Лабораторная работа

«Изучение

действия рычага и простых механизмов»

18

04.04.-09.04.

Механическая работа.

1

Урок – практикум

Лабораторная работа

«Вычисление механической работы»

19

07.04.-16.04.

Энергия. Источники энергии.

2

Презентация, практикум

20

11.04.-16.04.

Тепловые двигатели. ДВС.

1

Презентация, практикум

21

18.04.-23.04.

Электростанции.

1

Презентация, практикум

22

18.04.-23.04.

Автоматика в нашей жизни.

1

Презентация, практикум

23

25.04.-30.04.

Микрофон и громкоговоритель. Радио и телевидение.

1

Презентация, практикум

24

25.04.-30.04.

Наука сегодня. Материалы для современной техники.

1

Презентация, практикум

25

02.05.-07.05.

Искусственные кристаллы.

1

Урок - практикум

Лабораторная работа

«Выращивание кристаллов»

26

02.05.-07.05.

Полимеры. Химические волокна.

1

Презентация, практикум

27

09.05.-14.05.

Загрязнение окружающей среды.

1

Презентация, практикум

28

09.05.-14.05.

Наука и безопасность людей. Контроль за состоянием атмосферы.

1

Презентация, практикум

29

16.05.-21.05.

Экономия ресурсов.

1

Презентация, практикум

30

16.05.-21.05.

Использование новых технологий.

1

Презентация, практикум

31

23.05.-31.05.

Повторение изученного (резерв)

2



Итого

34 ч



Паспорт рабочей программы


Учебный курс

Физика вокруг нас

Класс

5-6

Количество часов

в неделю/год

2/34

Цель курса

создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности на первом этапе изучения предмета – физики.

Используемый учебник (автор, название, класс, издательство, год издания)

Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015.

Дополнительные учебные пособия

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: Вако, 2014.

  2. Гуревич А.Е. Физика и химия 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2015.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.: Дрофа, 2015.

  4. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2014.

  5. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015.

Методическая литература

  1. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media2000.ru

  2. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru

  3. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru

  4. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».