Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г.Брянска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
во 2 классе
Учитель: Рылина Ю.В.
Квалификационная категория: мол. специалист
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Методическое обеспечение
Для учителя:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.. - М.: Просвещение, 2012.
3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
4. Логинова О.В., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.
5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир:2 класс. Сост. И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО,2012
6. Максимова Т.Н.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс.- М.:ВАКО, 2012.
7. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М,: Экзамен, 2011.
Для учащихся:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.. - М.: Просвещение, 2012.
3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир:2 класс. Сост. И.Ф.Яценко.-М.:ВАКО,2012
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Резерв – 3 часа
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Где мы живем? |
Родная страна. | 1 | 4 |
Город и село. Проект «Родной город (село)». | 1 |
Природа и рукотворный мир. | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 1 |
2. | Природа. |
Неживая и живая природа. | 1 | 20 |
Явления природы. Практическая работа. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. | 1 |
Что такое погода. | 1 |
В гости к осени. (Экскурсия). | 1 |
В гости к осени. (Урок). | 1 |
Звёздное небо. | 1 |
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами. | 1 |
Про воздух… | 1 |
…И про воду. | 1 |
Какие бывают растения. | 1 |
Какие бывают животные. | 1 |
Невидимые нити. | 1 |
Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
Дикие и домашние животные. | 1 |
Комнатные растения. Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями. | 1 |
Животные живого уголка. Практическая работа. Правила ухода за животными живого уголка. | 1 |
Про кошек и собак. | 1 |
Красная книга. | 1 |
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
3. | Жизнь города и села. |
Что такое экономика. | 1 | 10 |
Из чего что сделано. | 1 |
Как построить дом. | 1 |
Какой бывает транспорт. | 1 |
Культура и образование. | 1 |
Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
В гости к зиме. (Экскурсия). | 1 |
В гости к зиме. (Урок). | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
Презентация проектов. «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
4. | Здоровье и безопасность. |
Строение тела человека. | 1 | 9 |
Если хочешь быть здоров. | 1 |
Берегись автомобиля! | 1 |
Школа пешехода. Практическая работа. Правила безопасности на дороге. | 1 |
Домашние опасности. | 1 |
Пожар. | 1 |
На воде и в лесу. | 1 |
Опасные незнакомцы. | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
5. | Общение. |
Наша дружная семья. | 1 | 7 |
Проект «Родословная». | 1 |
В школе. | 1 |
Правила вежливости. | 1 |
Ты и твои друзья. | 1 |
Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
6. | Путешествия. |
Посмотри вокруг. | 1 | 18 |
Ориентирование на местности. | 1 |
Ориентирование на местности. Практическая работа. Определение сторон горизонта по компасу. | 1 |
Формы земной поверхности. | 1 |
Водные богатства. | 1 |
В гости к весне. (Экскурсия). | 1 |
В гости к весне. (Урок). | 1 |
Россия на карте. | 1 |
Проект «Города России». | 1 |
Путешествие по Москве. | 1 |
Московский Кремль. | 1 |
Город на Неве. | 1 |
Путешествие по планете. | 1 |
Путешествие по материкам. | 1 |
Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 |
Впереди лето. | 1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
9. | Итого. | 68 | 68 |
Тема раздела | № урока | Дата | Тема урока | Основные виды образовательной деятельности | Формы работы, наглядность, дом. задание |
Где мы живем? (4 ч) | -
| | Родная страна. | Знать: -название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье. Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. Обучающийся научится: - иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются; Обучающийся научится: - работать с текстом и рабочей тетрадью | Уч. стр. 4 – 7. Тетр. стр. 7, № 5. |
-
| | Город и село. Проект «Родной город (село)». | Уч. стр. 8 – 13. Тетр. стр. 9, № 2, стр.10, № 3. |
-
| | Природа и рукотворный мир. | Уч. стр. 14 – 17. Тетр. стр. 14, № 2, стр.15, № 4. |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | |
Природа. (20 ч) | -
| | Неживая и живая природа. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами; - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами; - работать с рисунком учебника; - измерять температуру тела, вес и рост человека; - измерять температуру воздуха с помощью термометра; - оценивать личную роль в охране природы. - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений; - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); - различать съедобные и ядовитые грибы; - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | Уч. стр. 24 – 27. Тетр. стр. 15, № 6. |
-
| | Явления природы. Практическая работа. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. | Уч. стр. 28 – 31. Тетр. стр. 21, № 4, стр. 23, № 5 (4), стр.24, № 7. |
-
| | Что такое погода. | Уч. стр. 32 – 35. Тетр. стр. 26, № 4, 6. |
-
| | В гости к осени. (Экскурсия). | |
-
| | В гости к осени. (Урок). | Уч. стр. 36 – 39. Тетр. стр. 29, № 4. |
-
| | Звёздное небо. | Уч. стр. 40 – 45. Тетр. стр. 32, № 4. |
-
| | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами. | Уч. стр. 44 – 47. Тетр. стр. 33, № 3, стр.34, № 4. |
-
| | Про воздух… | Уч. стр. 48 – 51. Тетр. стр. 35, № 1 (своя загадка), стр.36, № 3. |
-
| | …И про воду. | Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр. 37, № 1 (своя загадка), стр. 38, № 4. |
-
| | Какие бывают растения. | Уч. стр. 56 – 59. Тетр. стр. 40, № 5, стр. 41, № 6. |
-
| | Какие бывают животные. | Уч. стр. 60 – 63. Тетр. стр. 42, № 2, стр. 45, № 8. |
-
| | Невидимые нити. | Уч. стр. 64 – 67. Тетр. стр. 45 – 47, другие варианты. |
-
| | Дикорастущие и культурные растения. | Уч. стр. 68 – 71. Тетр. стр. 50, № 4, сообщение о любом растении жарких стран. |
-
| | Дикие и домашние животные. | Уч. стр. 72 – 75. Тетр. стр. 52, № 6 (сообщение о любом животом), стр. 53, № 7. |
-
| | Комнатные растения. Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями. | Уч. стр. 76 – 79. Тетр. стр. 54, № 2, стр.55, № 5. |
-
| | Животные живого уголка. Практическая работа. Правила ухода за животными живого уголка. | Уч. стр. 80 – 83. Тетр. стр. 56, № 3 (б), стр.57, № 5. |
-
| | Про кошек и собак. | Уч. стр. 84 – 87. Тетр. стр. 58, № 1, стр.59, № 4,5. |
-
| | Красная книга. | Уч. стр. 88 – 91. Тетр. стр. 60, № 2, стр.61, № 4,5. |
-
| | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | Уч. стр. 92 – 95. Тетр. стр. 63, № 3, 4. |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | |
Жизнь города и села. (10 ч) | -
| | Что такое экономика. | Обучающийся научится: - приводить примеры веществ, описывать их; - характеризовать свойства веществ; - определять из каких веществ состоят предметы. - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Уч. стр. 104 – 107. Тетр. стр. 68, № 4, 5, 6. |
-
| | Из чего что сделано. | Уч. стр. 108 – 111. Тетр. стр. 71, № 3, 4. |
-
| | Как построить дом. | Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 72, № 1. |
-
| | Какой бывает транспорт. | Уч. стр. 112 – 115. Тетр. стр. 77, № 5, 6. |
-
| | Культура и образование. | Уч. стр. 120 – 123. Тетр. стр. 79, № 4, 5. |
-
| | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Уч. стр. 124 – 129. Тетр. стр. 82 – 83. |
-
| | В гости к зиме. (Экскурсия). | |
-
| | В гости к зиме. (Урок). | Уч. стр. 132 – 133. Тетр. стр. 87, № 5. |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | |
-
| | Презентация проектов. «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | |
Здоровье и безопасность. (9 ч) | -
| | Строение тела человека. | Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения. Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома. | Уч. стр. 4 – 7. Тетр. стр. 5, № 4. |
-
| | Если хочешь быть здоров. | Уч. стр. 8 – 11. Тетр. стр. 5, № 2. |
-
| | Берегись автомобиля! | Уч. стр. 12 – 13. Тетр. стр.11, № 5. |
-
| | Школа пешехода. Практическая работа. Правила безопасности на дороге. | |
-
| | Домашние опасности. | Уч. стр. 18 – 21. Тетр. стр.13, № 3 (1), стр. 14, № 4. |
-
| | Пожар. | Уч. стр. 22 – 25. Тетр. стр.16, № 3, 4, 5. |
-
| | На воде и в лесу. | Уч. стр. 26 – 29. Тетр. стр.19, № 4, 5, стр. 20, № 6,7. |
-
| | Опасные незнакомцы. | Уч. стр. 30 – 35. Тетр. стр.21, № 2 (2). |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | |
Общение. (7 ч) | -
| | Наша дружная семья. | Знать: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | Уч. стр. 42 – 45. Тетр. стр.23, № 1, стр. 25, № 4,5. |
-
| | Проект «Родословная». | |
-
| | В школе. | Уч. стр. 48 – 51. Тетр. стр.28 – 31. |
-
| | Правила вежливости. | Уч. стр. 52 – 55. Тетр. стр.35, № 4,5. |
-
| | Ты и твои друзья. | Уч. стр. 55 – 59. Тетр. стр.36 – 38,стр. 40, № 5. |
-
| | Мы – зрители и пассажиры. | Уч. стр. 60 – 63. Тетр. стр. 41, № 1. |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | |
Путешествия. (18 ч) | -
| | Посмотри вокруг. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | Уч. стр. 70 – 73. Тетр. стр. 44, № 5. |
-
| | Ориентирование на местности. | Уч. стр. 74 – 75. Тетр. стр. 45, № 2. |
-
| | Ориентирование на местности. Практическая работа. Определение сторон горизонта по компасу. | Уч. стр. 75 – 77. Тетр. стр. 48, № 6. |
-
| | Формы земной поверхности. | Уч. стр. 78 – 81. Тетр. стр. 50, № 4, 5. |
-
| | Водные богатства. | Уч. стр. 82 – 85. Тетр. стр. 52, № 4, стр. 53, № 6. |
-
| | В гости к весне. (Экскурсия). | Тетр. стр. 54, № 1 – 3, стр. 58, № 6. |
-
| | В гости к весне. (Урок). | Уч. стр. 86 – 89. Тетр. стр. 56, № 5. |
-
| | Россия на карте. | Уч. стр. 90 – 95. Тетр. стр. 59, № 2, стр. 61, № 4 (вариант 3). |
-
| | Проект «Города России». | |
-
| | Путешествие по Москве. | Уч. стр. 98 – 101. Тетр. стр. 66, № 5, 6. |
-
| | Московский Кремль. | Уч. стр. 102 – 107. Тетр. стр. 70, № 4. |
-
| | Город на Неве. | Уч. стр. 108 – 113. Тетр. стр. 72, № 5, 6. |
-
| | Путешествие по планете. | Уч. стр. 114 – 117. Тетр. стр. 75, № 3. |
-
| | Путешествие по материкам. | Уч. стр. 118 – 123. Тетр. стр. 78, № 3. |
-
| | Страны мира. Проект «Страны мира». | Уч. стр. 124 – 127. Тетр. стр. 79, № 2, стр. 80, № 5. |
-
| | Впереди лето. | Уч. стр. 130 – 133. Тетр. стр. 84, № 3, стр. 85, № 5. |
-
| | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | |
-
| | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | |