СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль"Светская этика" для 4 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), программы курса "Основы религиозных культур и светчкой этики" А.И.Шемшуриной для общеобразовательных учреждений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И. Шемшуриной для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования РФ (2014года).
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44- 4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Конституция Российской Федерации;
-Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Цели и задачи курса «Основы светской этики».
1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
Технология реализации данной цели возможна в логике осознания воспитанниками нравственных ценностей и ценностной основы собственного Я. Такому осознанию служит диалоговая технология уроков, ориентированных на возрастной и субъектный подходы к воспитанию, стимулирующих приобретение школьниками опыта нравственного поведения, гуманистических отношений, способствующих их эмоциональному благополучию. Главное здесь — создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам.
2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности.
Эта цель может быть реализована через разнообразные методики, активизирующие нравственный потенциал личности с помощью использования ситуаций нравственного выбора, альтернативных суждений, стимулирующих поиск собственных решений.
3. Актуализация нравственного потенциала личности.
Достижение этих целей возможно при использовании индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, психолого-педагогического моделирования ситуаций, реализующих нравственные устремления воспитанников, создающих условия успешной самореализации, расширяющих нравственный горизонт личности. Если период детства протекает у ребёнка в сфере нравственности и культуры, то его дальнейшая жизнедеятельность обретает позитивную и созидательную направленность, он приобщается к моральной основе взаимоотношений с другими людьми, учится действовать на их благо. Здесь заложены перспективные направления развития детей, которое происходит в рамках триады: уклад жизни — культура — нравственность.
Опыт поколений ещё в древности определил, что человек должен быть прост, скромен и полезен. Именно на это необходимо опираться, создавая уклад и стиль жизнедеятельности детей в образовательной организации, среду обитания, ориентированную на развитие чувств, воображения, ума. Это конкретный и ясный ориентир воспитания этической культуры с детства, когда закладываются главные ценности и смыслы жизни взрослеющего человека.
Курс «Основы светской этики» имеет к этому прямое отношение, поскольку позволяет вычленить для детей главные нравственные основания жизнедеятельности человека. Это важная задача образования и воспитания.
Школа, как целостный социальный организм, способна активизировать потребность школьников в ценностных ориентирах построения собственной жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими людьми. Можно говорить об исторической закономерности, согласно которой расцвет этики приходится на кризисные периоды. Когда происходит ломка ценностей, что наблюдается сегодня в обществе, происходит их переоценка, теряются критерии, тогда пробуждается тяга к этике, непосредственно связанной с жизнью во всём её многообразии. Ей придаётся статус мировоззрения, переведённого на язык мотивов и норм человеческого поведения.
Всё вышеизложенное лежит в определении задач курса «Основы светской этики»:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
– развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
– формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;
– овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
– развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам
– расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;
– развитие речи в процессе построения этического диалога;
– развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
– становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
– формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
– развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
– развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
– повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
– развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Цели и задачи определяют содержание курса, где главное — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспитательные, образовательные и развивающие задачи взаимосвязаны, взаимообусловлены и системно структурированы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
• знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
• формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
• формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
• формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление веры в Россию;
• укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34 часа.
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
1. Патриотизм
2. Социальная солидарность
3. Гражданственность
4. Семья
5. Труд и творчество
6. Наука
7. Традиционные российские религии
8. Искусство и литература
9. Природа
10. Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей её достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
5) осознание ценности человеческой жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучающийся научится:
• узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре;
• первоначальным представлениям об основах светской морали;
• осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы;
• формулировать собственное мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
• осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни;
• строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
• учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• передать главное из прочитанного и прослушанного текста, работать со словарём;
• оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и
общества;
• при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации;
• самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения;
• отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
• чувствовать гордость за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;
• искать необходимую информацию для выполнения заданий;
• готовить сообщения и проекты по выбранным темам;
• вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
Обучающийся получит возможность научиться:
• принимать нравственные ценности: Отечество, долг, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
• понимать значение этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
• понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности;
• чувству ответственности за себя и своих близких, понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
• сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
• понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
• сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
• чувствам нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России;
• понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни;
• проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;
• выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи;
• соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
VI.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные содержательные модули курса:
• Основы православной культуры.
• Основы исламской культуры.
• Основы иудейской культуры.
• Основы буддийской культуры.
• Основы мировых религиозных культур.
• Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», учебник, А.И. Шемшурина, М., Просвещение, 2016
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение, 2011
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение, 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение, 2011
СОДЕРЖАНИЕ модуля «Основы религиозных культур и светской этики».
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (17 ч)
Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех (1 ч)
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности. Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки (1 ч)
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен (1 ч)
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Тема 1. Премудрости этикета (1 ч)
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета (1 ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах. Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи (1 ч)
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию (1 ч)
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины (1 ч)
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей (1 ч)
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 ч)
Тема 1. Чтобы быть коллективом… (1 ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня (1 ч)
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками. Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья (1 ч)
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Основные понятия: помощь, поддержка, участие
Заключение.(1ч.) Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (17 ч)
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
Тема 1. Жизнь священна (1 ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра (1 ч)
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни (1 ч)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность». Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим (1 ч)
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
Тема 1. Следовать нравственной установке (1 ч)
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей (1 ч)
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека. Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить (1 ч)
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков (1 ч)
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков. Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
. Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
Тема 1. Общение и источники преодоления обид (1 ч)
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения (1 ч)
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение (1 ч)
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со» (1 ч)
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности. Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)
Тема 1. С чего начинается Родина… (1 ч)
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин (1 ч)
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века (1 ч)
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение (1 ч)
VII.Тематическое планирование
Название раздела и темы урока | Формы контроля | Характеристика деятельности учащихся
|
Введение. (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека (1ч.) Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская.
| Самостоятельная работа. Выписать значение понятий «этика, мораль». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности. Прогнозировать содержание курса. Читать и воспринимать прочитанное. Понимать значение понятий «этика», «мораль». Формулировать выводы из изученного материала. |
Этика общения.(4 ч.) Добрым жить на белом свете веселей. (1ч.) Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. | Самостоятельная работа. Выписать значение понятий «добро», «зло». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Читать и воспринимать прочитанное. Понимать значение понятий «добро», «зло», устанавливать взаимосвязь с другими понятиями этики. Формулировать выводы из изученного материала. |
Правила общения для всех. (1ч.) Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность. Золотое правило этики. Принципы общения.
| Творческая работа. Составление предложений со словом «общение». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию. |
От добрых правил - добрые слова и поступки.(1ч.) Добро, зло, копилка добрых слов. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. |
Каждый интересен. (1ч.) Добродетельные отношения. Дружба. | Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. |
Этикет. (4ч.) Премудрости этикета. (1ч.) Этикет, образец, церемониал. | Самостоятельная работа. Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правил этикета. Обосновывать свою точку зрения. |
Красота этикета. (1ч.) Правила этикета, | Самостоятельная работа. Придумать ситуацию с использованием правил этикета. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. |
Простые школьные и домашние правила этикета. (1ч.) Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Самостоятельная работа. Подготовить рассказ на тему «Я иду на день рождения». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Знать основные правила этикета. Уметь обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома. Осознанно комментировать текст учебника. |
Чистый ручеёк нашей речи. (1ч.) Речь, стыд, вина, извинение. | Самостоятельная работа. Придумать ситуацию на тему »Когда я бываю не прав». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства |
Этика человеческих отношений.( 4 ч ) В развитии добрых чувств - творение души. (1ч.) Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность.
| Самостоятельная работа.Составить предложения со словом «долг». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение». Соотносить понятия «душа», «духовность». |
Природа - волшебные двери к добру и доверию. (1ч.) Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе. Основные понятия: природа, жизнь, человек.
| Самостоятельная работа. Составить план статьи из пособия. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта. Аргументировать свои высказывания. |
Чувство Родины. (1ч.) Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Самостоятельная работа. Составить текст – рассуждение на тему » Родина, патриотизм». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника.
|
Жизнь протекает среди людей. (1ч.) Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Самостоятельная работа Продолжить предложение «Быть моральным – это значит»… |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Понимать значение понятия «человечности». Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом. Осознанно комментировать текст учебника. |
Этика отношений в коллективе. (3ч.) Чтобы быть коллективом. (1ч.) Коллектив, коллективист, друг, дружба.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Аргументировано отвечать на вопрос «Что такое коллектив?». Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности. |
Коллектив начинается с меня. (1ч.) Нравственная установка. Правила поведения в коллективе. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. |
Мой класс, мои друзья. Творческие работы учащихся. (1ч.) Чуткость, бескорыстие, доверие.
| Творческая работа. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Умение понять состояние другого человека. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. |
Заключение. Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение (1 ч)
| Самостоятельная работа. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Аргументировать свою точку зрения. |
Введение. (1ч.) Ежели душевны вы и к этике не глухи. (1ч.) Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила нравственности и его применении. Объяснять сущность общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения. |
Простые нравственные истины. (4ч.) Жизнь священна. (1ч.) Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. |
Человек рождён для добра. (1ч.) Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо. Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
| Самостоятельная работа Составить небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц. Аргументировать свою точку зрения.
|
Милосердие - закон жизни. (1ч.) Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. |
Жизнь во благо себе и другим. (1ч.) Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность. | Самостоятельная работа. Составить план статьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать конфликтную ситуацию. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. |
Душа обязана трудиться.(4ч.) Следовать нравственной установке. (1ч.) Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
| Составить текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни».
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка», следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении.
|
Достойно жить среди людей. (1ч.) Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. | Самостоятельная работа. Составить план статьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этики. Аргументировать свои рассуждения. |
Уметь понять и простить. (1ч.) Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст – рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки. Соотносить своё поведение с опытом поколений. |
Простая этика поступков. (1ч.) Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. | Самостоятельная работа. Выписать объяснение, что означает «нравственный выбор». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. |
Посеешь поступок – пожнешь характер. (4ч.) Общение и источники преодоления обид. (1ч.) Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. |
Ростки нравственного опыта поведения. (1ч.) Моральный долг. Моральная обязанность. | . Самостоятельная работа. Записать характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Аргументировать свои рассуждения. |
Доброте сопутствует терпение. (1ч.) Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. | Самостоятельная работа. Составить план статьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Обобщать полученные знания. |
Действия с приставкой «со». (1ч.) Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. | Самостоятельная работа учащихся. Составить рассказ на тему »Как я понимаю значение слов »сострадание», «сопереживание».
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Систематизировать и обобщать этические знания. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. |
Судьба и Родина едины. (4ч.) С чего начинается Родина. (1ч.) Родина, Отчизна, Отечество. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение рассуждать на морально – этические темы и делать выводы. |
В тебе рождается патриот и гражданин. (1ч.) Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Самостоятельная работа . Найти главное в тексте параграфа учебника. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его. |
Человек - чело века. (1ч.) Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества. |
Слово, обращённое к себе. (1ч.) Итоговое творческое сочинение | Самостоятельная работа учащихся по написанию творческой работы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Обобщать знания, полученные при изучении курса.
Применять на практике полученные знания.
Выступать с подготовленными работами, иллюстрировать их наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
|
VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимо предусмотреть проверку достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету и степень сформированности его учебных навыков. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи: – подведение итогов работы; – сравнение (с самим собой и с другими). Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:
1. Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа итогов и способов выполнения детьми ряда специально разработанных заданий.
2. Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях учеников. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации школьников используются следующие виды опроса: – анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты; – интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации детей. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и не демонстрирует открыто свою личную оценку ответов школьников или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; – беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации школьников.
Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Одним из вариантов проверки уровня знаний и сформированности умений является тестирование. На уроках светской этики целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. Но работа с тестом не должна занимать значительную часть урока. Можно предложить школьникам 2—4 тестовых задания, которые они будут выполнять не более 5 мин. Возможные варианты тестовых заданий:
1. Задания с альтернативными ответами. Каждый вопрос имеет только два варианта ответа. Испытуемый должен выбрать один из них: «да — нет», «правильно — неправильно» и др.
2. Задания множественного выбора. Такие задания предполагают наличие вариативности в ответах. Школьник должен выбрать какой-то из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. В данном случае следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления.
3. Задания на восстановление соответствия. В таких заданиях необходимо найти соответствие между элементами из двух списков
. Обычно даётся два столбца: в первом — вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором — список утверждений, свойств, объектов, которые нужно привести в соответствие вопросам. Главными преимуществами подобных заданий являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области и экономичность размещения задач в тесте. При составлении заданий на упорядочение элементов следует отметить обязательность инструкции для детей: в какой именно последовательности располагать элементы — от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
В курсе ОРКСЭ основой оценки образовательных достижений ученика может явиться составление портфолио. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– появление установки на творческую деятельность, закрепление мотивации дальнейшего творческого роста;
– воспитание личности с положительными моральными и нравственными качествами;
– приобретение навыков рефлексии, умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач в курсе «Основы светской этики» желательно создавать портфолио творческих работ ученика начальной школы. Важно проследить за тем, чтобы оно не называлось «Портфель моих достижений» и от ребёнка не требовалось документального подтверждения этих достижений. Выполняя на уроках и вне их творческие задания (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение, ответить на вопрос, составить план экскурсии и т. д.), ученик может оформлять эти работы так, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в рамках курса ОРКСЭ.
Однако самооценка как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребёнком своих действий по овладению учебным материалом, обязательно должна присутствовать и в повседневной деятельности школьников на уроках. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, а в чём ещё надо разобраться. Процедура самооценки должна включать: – разработку учителем эталонов оценки деятельности учащегося; – мотивацию детей к анализу собственных действий и их результатов; – создание ситуации, при которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки. Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с детьми критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, ребята сами ставят себе баллы (необязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с указанными учеником баллами выставляет свои. Ещё один возможный вариант самооценки — использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или сделать это сразу после выполнения задания и показать результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради).
При работе в парах или группах очень важна также взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать ребят, чтобы определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые оригинальные решения проблемы и т. д.
Для четвероклассников большое значение имеет демонстрация своих достижений, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, обладающих авторитетом взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки может выполнять итоговое мероприятие, завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями на родительском собрании или перед педагогами на педсовете с сообщением о том, что дети узнали, изучая курс, проведение заочной или очной экскурсии и другие мероприятия, которые дадут возможность ребятам презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер.
Приёмы и методы:
- Эвристические беседы;
- Исследовательский метод;
- Проектирование;
- Уроки – экскурсии;
- Деловые и ролевые игры;
- Различные викторины и другие конкурсные события;
- Творческие мастерские;
- Использование информационно- коммуникационных технологий.
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. |
- тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты | - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. |
Личностные качества | - карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио. |
IX.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.И. Шемшурина – М.: Просвещение, 2016.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства обучения
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Электронные ресурсы
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2011.
Интернет – ресурсы:
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал www.orkce.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
Государственный музей истории религии - www.gmir.r
20