Кабардино-Балкарская Республика
Урванский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г.п. Нарткала

РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Протокол №1 от 29.08.2016г. Руководитель кафедры _________ /А.Н. Луговая / | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Н.М. Мидова | УТВЕРЖДЕНО Приказ от _______2016г. №____ Директор МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала _________ М.Х. Шереужева |

ОУ: МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала Образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности Наименование учебного курса: основы безопасности жизнедеятельности Ступень обучения: II(основное общее образование) Классы: 8А,Б Срок реализации: 2016-2017 учебный год Составитель: Мидов Абрек-Заур Хасанович |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 35 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Место предмета в учебном плане
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
подготовка индивидуальных рефератов;
индивидуальные консультации;
практические занятия;
внеклассная и внешкольная работа
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно иллюстрирующего способа обучения. В основе- информирование, просвещение обучающихся и организации их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание учениками заданного предметного материала.
Информационно - коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля
Формы контроля
Индивидуальный
Групповой
Фронтальный
Виды контроля
Предварительный
Текущий
Тематический
Итоговый
Учебно-методический план
№п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 11 |
2 | Гл.1. Пожарная безопасность | 3 |
3 | Гл.2. Безопасность на дорогах | 3 |
4 | Гл.3. Безопасность на водоемах | 3 |
5 | Гл.4. Экология и безопасность | 2 |
6 | Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения | 11 |
7 | Гл.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 8 |
8 | Гл.6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
9 | Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 |
10 | Гл.7. Основы здорового образа жизни | 8 |
11 | Гл.8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 |
| Итого | 35 |
Содержание программы
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного средства. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами .
Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при утоплении.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
- доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей:
перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебно-методическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. редакцией А. Т. Смирнова; Рос. акад. образования изд-во "Просвещение"- 4-е изд.-М. ; Просвещение, 2015 - 224 с. : ил. - (Академический школьный учебник). ISBN 978-5-09-022442-0
Календарно-тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности
№ п/п | Наименование раздела программы, тема. | Дата проведения | Примечания |
|
план | факт |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11ч. |
Гл 1. Пожарная безопасность 3 ч. |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | | | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | | | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | | | |
Гл.2. Безопасность на дорогах 3ч. |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | | | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | | | |
6 | Велосипедист-водитель транспортного средства. | | | |
Гл.3. Безопасность на водоемах 3ч. |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | | | |
8 | Безопасный отдых на водоемах. | | | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | | | |
Гл.4. Экология и безопасность 2ч. |
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | | | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | | | |
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 11ч. |
Гл.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия 8ч. |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | | | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. | | | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | | | |
15 | Обеспечение химической защиты населения. | | | |
16 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | | | |
17 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | | | |
18 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | | | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | | | |
Гл.6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 3ч. |
20 сказуемое. | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | | | |
21 | Эвакуация населения. | | | |
22 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | | | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 13ч. |
Гл.7. Основы здорового образа жизни 8ч. |
23 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | | | |
24 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | | | |
25 | Репродуктивное здоровье-составляющая здоровья человека и общества. | | | |
26 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | | | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | | | |
28 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | | | |
29 | Профилактика вредных привычек. | | | |
30 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | | | |
Гл.8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 5 ч. |
31 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. | | | |
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. | | | |
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами . | | | |
34 | Первая медицинская помощь при травмах. | | | |
35 | Первая медицинская помощь при утоплении. | | | |
| Итого | 35 | | |