Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ____ от ______________ Руководитель ШМО ______________ (И.В. Панасюгина) | Согласована на заседании научно - методического совета Протокол № ____ от______________ Заместитель директора по УВР______________ (М.М. Бакалова) | Утверждена директором МБОУ СОШ №29 р. п. Чунский Приказ № ____ от ________________ ____________ (Н.П.Котвицкая) М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»),
4 класс
на 2016-2017 учебный год
Бакалова Марина Михайловна,
учитель ОРКСЭ
высшей квалификационной
категории
р. п. Чунский, 2016 год
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 4
Учитель: Бакалова Марина Михайловна
Количество часов по учебному плану:
Всего: 1 час; в неделю: 1 час
Плановых контрольных работ: нет
Планирование составлено на основе программы А. Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы – М.: «Просвещение», 2012., дополнительно используется программа Е.И. Николаевой. Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России».-М. Издательский дом «Фёдоров», 2013.
Учебно – методические комплексы:
Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др. – М.: Просвещение,2012. – 80 с. +CD
Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой. и др. – М.: Просвещение,2012. -96с.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Кн. Для родителей. — М.: Просвещение, 2010.
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013 г.+ CD
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч., на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. , контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч., при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации – область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч., не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Учащийся получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета (курса):
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Содержание учебного предмета (курса) | Количество учебных часов | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. Россия – наша Родина | 1 | урок первичного предъявления новых знаний | просмотр мультфильма, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
2. Культура и религия | 2 | комбинированный урок | просмотр видеофрагмента, беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом |
3. Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 2 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
4. Священные книги религий мира. | 2 | комбинированный урок | сообщение на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы |
5. Хранители предания в религиях мира | 1 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с презентацией к уроку |
6. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | комбинированный урок | просмотр мультфильма, беседа, работа с иллюстративным материалом |
7. Человек в религиозных традициях мира | 1 | комбинированный урок | работа с дополнительной литературой, работа с презентацией к уроку, работа в группах или парах |
8. Священные сооружения | 2 | учебная экскурсия | подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему по итогам экскурсий к местному храму. |
9. Искусство в религиозной культуре | 2 | комбинированный урок | работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему |
10. Творческие работы учащихся | 2 | урок решения практических, проектных задач | выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся/ проверочная работа |
11. История религий в России | 2 | комбинированный урок | работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему |
12. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 | комбинированный урок | просмотр видеофрагмента, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
13. Паломничества и святыни | 1 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
14. Праздники и календари | 2 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
15. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 2 | комбинированный урок | просмотр видеофрагмента, беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
16. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | комбинированный урок | просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом. |
17. Семья. | 1 | комбинированный урок | просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом, рисование |
18. Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
19. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом |
20. Повторение по основным темам курса | 1 | урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков. | беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы |
21. Творческие работы учащихся | 3 | урок решения практических, проектных задач | выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся/проверочная работа |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
1. | Россия – наша Родина | 07.09.2016 | | |
2. | Культура и религия | 14.09.2016 | | |
3. | Культура и религия | 21.09.2016 | | |
4. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 28.09.2016 | | |
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 05.10.2016 | | |
6. | Священные книги религий мира. | 12.10.2016 | | |
7. | Священные книги религий мира. | 19.10.2016 | | |
8. | Хранители предания в религиях мира | 26.10.2016 | | |
9. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 09.11.2016 | | |
10. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 16.11.2016 | | |
11. | Человек в религиозных традициях мира | 23.11.2016 | | |
12. | Священные сооружения | 30.11.2016 | | |
13. | Священные сооружения | 07.12.2016 | | |
14. | Искусство в религиозной культуре | 14.12.2016 | | |
15. | Искусство в религиозной культуре | 21.12.2016 | | |
16. | Творческие работы учащихся | 11.01.2017 | | |
17. | Творческие работы учащихся | 18.01.2017 | | |
18. | История религий в России | 25.01.2017 | | |
19. | История религий в России | 01.02.2017 | | |
20. | Повторение по основным темам курса | 08.02.2017 | | |
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 15.02.2017 | | |
22. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 22.02.2017 | | |
23. | Паломничества и святыни | 01.03.2017 | | |
24. | Праздники и календари | 15.03.2017 | | |
25. | Праздники и календари | 22.03.2017 | | |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 05.04.2017 | | |
27. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 12.04.2017 | | |
28. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 19.04.2017 | | |
29. | Семья. | 26.04.2017 | | |
30. | Долг, свобода, ответственность, труд. | 03.05.2017 | | |
31. | Любовь и уважение к Отечеству. | 10.05.2017 | | |
32. | Творческие работы учащихся | 17.05.2017 | | |
33. | Творческие работы учащихся | 24.05.2017 | | |
34. | Творческие работы учащихся | 8 марта – выпал урок | | |