СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" с указанием планируемых результатов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области


Рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № ____ от ______________

Руководитель ШМО ______________

(И.В. Панасюгина)

Согласована на заседании

научно - методического совета

Протокол № ____ от______________

Заместитель директора по УВР______________

(М.М. Бакалова)

Утверждена директором

МБОУ СОШ №29 р. п. Чунский

Приказ № ____ от ________________

____________ (Н.П.Котвицкая)

М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»),


4 класс

на 2016-2017 учебный год




Бакалова Марина Михайловна,

учитель ОРКСЭ

высшей квалификационной

категории





р. п. Чунский, 2016 год

Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)


Уровень общего образования: начальное общее образование

Класс: 4

Учитель: Бакалова Марина Михайловна


Количество часов по учебному плану:

Всего: 1 час; в неделю: 1 час

Плановых контрольных работ: нет

Планирование составлено на основе программы А. Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы – М.: «Просвещение», 2012., дополнительно используется программа Е.И. Николаевой. Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России».-М. Издательский дом «Фёдоров», 2013.

Учебно – методические комплексы:

Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др. – М.: Просвещение,2012. – 80 с. +CD

Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой. и др. – М.: Просвещение,2012. -96с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Кн. Для родителей. — М.: Просвещение, 2010.

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013 г.+ CD




Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч., на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

Учащийся получит возможность для формирования:

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия.


Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные:

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. , контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч., при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации – область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч., не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Учащийся получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Содержание учебного предмета (курса):


Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.


Содержание учебного предмета (курса)

Количество учебных часов

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1. Россия – наша Родина

1

урок первичного предъявления новых знаний

просмотр мультфильма, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

2. Культура и религия

2


комбинированный урок

просмотр видеофрагмента, беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом

3. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

2


комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

4. Священные книги религий мира.

2


комбинированный урок

сообщение на тему, самостоятельная работа с источниками

информации, заполнение

таблицы

5. Хранители предания в религиях мира

1


комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с презентацией к уроку

6. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и

воздаяния.

2


комбинированный урок

просмотр мультфильма, беседа, работа с иллюстративным материалом

7. Человек в религиозных традициях мира

1


комбинированный урок

работа с дополнительной литературой, работа с презентацией к уроку, работа в группах или парах

8. Священные сооружения

2


учебная экскурсия

подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему по итогам экскурсий к местному храму.

9. Искусство в религиозной культуре

2


комбинированный урок

работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему

10. Творческие работы учащихся

2

урок решения практических, проектных задач

выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся/ проверочная работа

11. История религий в России

2


комбинированный урок

работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему

12. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2


комбинированный урок

просмотр видеофрагмента, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

13. Паломничества и святыни

1

комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

14. Праздники и календари

2

комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

15. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

комбинированный урок

просмотр видеофрагмента, беседа, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

16. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

комбинированный урок

просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом.

17. Семья.

1

комбинированный урок

просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом, рисование

18. Долг, свобода, ответственность, труд.

1

комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

19. Любовь и уважение к Отечеству.

1

комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

20. Повторение по основным темам курса

1

урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

беседа, работа с иллюстративным

материалом, самостоятельная работа с источниками

информации, заполнение

таблицы

21. Творческие работы учащихся

3

урок решения практических, проектных задач

выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся/проверочная работа



Календарно – тематическое планирование


Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт


1.

Россия – наша Родина

07.09.2016



2.

Культура и религия

14.09.2016



3.

Культура и религия

21.09.2016



4.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

28.09.2016



5.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

05.10.2016



6.

Священные книги религий мира.

12.10.2016



7.

Священные книги религий мира.

19.10.2016



8.

Хранители предания в религиях мира

26.10.2016



9.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

09.11.2016



10.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

16.11.2016



11.

Человек в религиозных традициях мира

23.11.2016



12.

Священные сооружения

30.11.2016



13.

Священные сооружения

07.12.2016



14.

Искусство в религиозной культуре

14.12.2016



15.

Искусство в религиозной культуре

21.12.2016



16.

Творческие работы учащихся

11.01.2017



17.

Творческие работы учащихся

18.01.2017



18.

История религий в России

25.01.2017



19.

История религий в России

01.02.2017



20.

Повторение по основным темам курса

08.02.2017



21.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

15.02.2017



22.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

22.02.2017



23.

Паломничества и святыни

01.03.2017



24.

Праздники и календари

15.03.2017



25.

Праздники и календари

22.03.2017



26.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

05.04.2017



27.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

12.04.2017



28.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

19.04.2017



29.

Семья.

26.04.2017



30.

Долг, свобода, ответственность, труд.

03.05.2017



31.

Любовь и уважение к Отечеству.

10.05.2017



32.

Творческие работы учащихся

17.05.2017



33.

Творческие работы учащихся

24.05.2017



34.

Творческие работы учащихся

8 марта – выпал урок



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!