муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от « 30»_августа__2021г. Согласована Руководитель МО ___________ _/ Н. А. Кулькова/__ Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы __________________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 141 от «01 » сентября 2021 г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) основы мировых религиозных культур в 4а классе
(наименование предмета)
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньвна
2021–2022уч.г.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
АООП МОУ Семибратовская СОШ;
авторской программы Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс :
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе отводится 1 ч в неделю – 34 часа (34 учебные недели)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоиденичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального по- ведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав- ственной отзывчивости, понимания и сопереживания; • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ- ных состояний и рефлексии; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер- стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда- вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной дея- тельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационноком- муникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполне- ния учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе много- национального и многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между раз- личными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Содержание учебного предмета с учётом программы воспитания
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального обще- го образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».
В современном мире особое значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве куль- турноисторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: « Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1и30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религии и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и отношение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Творческие работы учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N | Тема | Количество часов | ЦОР |
1. | Россия - наша Родина. | 1 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2018/12/27/obychai-obryady-i-traditsii-russkogo 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/09/28/metodicheskaya-razrabotka-uroka-rossiya-mnogonatsionalnoe |
2. | Культура и религия. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/20/mirovye-religii 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/04/17/prezentatsiya-svyatyni-osnovnyh-mirovyh-religiy |
3. | Возникновение религий. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/02/26/orkse-osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur |
4.. | Священные книги мира. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/03/28/prezentatsiya-k-uroku-orkse-svyashchennye-knigi-religiy-mira 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/12/13/svyashchennye-knigi-religiy-mira |
5. | Хранители и предания в религиях мира.. | 1 | 1.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/08/16/hraniteli-predaniya |
6. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/11/02/prezentatsiya-k-uroku-orkse-dobro-i-zlo-v-religiyah 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/11/omrk-dobro-i-zlo |
7. | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyh-traditsiyah-mira 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/01/30/chelovek-v-religioznykh-traditsiyakh-mira-4-klass |
8. | Священные сооружения. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/06/17/prezentatsiya-k-materialu-svyashchennye-sooruzheniya-v-mirovykh 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/25/prezentatsiya-svyashchennye-sooruzheniya |
9. | Искусство в религиозной культуре. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/03/23/prezentatsiya-k-uroku-omrk-4-klass-iskusstvo-v-religioznoy 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/11/20/orkse-iskusstvo-v-religioznoy-kulture-4-klass |
10. | Творческие работы учащихся. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/16/rabota-s-informatsionnymi-istochnikami 2.https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass |
11. | История религий в России. | 4 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/01/06/prezentatsiya-k-uroku-orkse-modul-osnovy-mirovykh-religioznykh 2.https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciya-aistriya-religiy-v-rossii-4-klass.html 3.https://pptcloud.ru/obshh/istoriya-religiy-v-rossii |
12. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/06/14/prezentatsiya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/02/05/prezentatsiya-k-kursu-orkse-modul-osnovy-mirovykh-religioznykh |
13. | Паломничества и святыни. | 1 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2016/02/16/prezentatsiya-palomnichestva-i-svyatyni 2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/25/prezentatsiya-na-temu-palomnichestva-i-svyatyni |
14. | Праздники и календари. | 2 | 1.https://cloud.mail.ru/public/3657/7N3qpUTbk |
15. | Религия и мораль. | 2 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/03/14/prezentatsiya-k-uroku-po-teme-religiya-i-moral-nravstvennye 2.https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/71775-prezentaciya-religiya-i-moral-nravstvennye-zapovedi-v-religiyah-mira.html |
16. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | 1https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/06/01/prezentatsiya-k-uroku-miloserdie-zabota-o-slabykhvzaimopomoshch4 2.https://uchitelya.com/orkse/26001-prezentaciya-miloserdie-zabota-o-slabyh-vzaimopomosch-4-klass.html |
17. | Семья. | 1 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/05/17/prezentatsiya-k-uroku-orkse-na-temu-semya 2. https://pptcloud.ru/4klass/obshh/socialnaya-sfera/semiya |
18. | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | 1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/05/08/prezentatsiya-dolg-svoboda-otvetstvennost-trud-orkse-4-klass 2.https://uchitelya.com/orkse/10199-prezentaciya-dolg-svoboda-otvetstvennost-uchenie-i-trud-4-klass.html 3.https://slide-share.ru/tema-urokadolg-svobodaotvetstvennostuchenie-trudkurs-orkseh-klass-567738 |
19. | Любовь и уважение к Отечеству. | 3 | 1.https://cloud.mail.ru/public/5H39/4pXke56Gt |
| Итого: | 34 | |
Поурочное планирование
N | Дата факт | Наименование тем урока | Содержание по ФГОС |
Россия - наша Родина. |
1. | 10.09 | Вводный урок. Знакомство с культурными традициями нашей многонациональной страны. | Возникновение и распространение православной, исламской, иудейской, буддийской культуры. |
Культура и религия |
2. | 17.09 | Знакомство с мировыми религиями: Христианством, Исламом, Буддизмом. | Основы духовных традиций мировых религий. |
3. | 24.09 | Изучение памятников материальной и духовной культуры. |
Возникновение религий. |
4. | 1.10 | Урок- исследование: «Как возникли религии?» | Основные понятия мировых религий |
5. | 8.10 | Знакомство с основателями мировых религий мира: Христосом, Мухаммадом, Буддой. |
Священные книги мира. |
6. | 15.10 | Знакомство со священными книгами Буддизма, Иудаизма и Христианства. | Взаимосвязь между религиозными культурами и поведением людей. |
7. | 22.10 | Знакомство со священной книгой ислама: Коран. |
Хранители и предания в религиях мира. |
8. | 12.11 | Работа в группах. Урок- исследование: «Кто хранит предания в религиях мира». |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. |
9. | 19.11 | Наблюдения над понятиями «добро» и «зло» в мировых религиях. | Основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений религиозных праздников и святынь различных культур. |
10. | 26.11 | Изучение понятий «грех», «раскаяние», «воздаяние» в мировых религиях. |
Человек в религиозных традициях мира. |
11. | 3.12 | Изучение религиозных традиций в мировых религиях. | Религиозные традиции в мировых религиях. |
Священные сооружения. |
12. | 10.12 | Сравнение священных сооружений мировых религий: Храма, Синагоги, Мечети. | Священные сооружения мировых религий: Храма, Синагоги, Мечети. |
13. | 17.12 | Изучение правил поведения в Храме, Синагоге, Мечети. |
Искусство в религиозной культуре. |
14. | 24.12 | Изучение роли искусства в религиозной культуре. | Описание различных явлений в мировых религиях. |
15. | 14.01 | Наблюдение над ролью искусства в мировых религиях. |
Творческие работы учащихся. |
16. | 21.01 | Творческая работа в группах. Подготовка сообщений об истории, культуре, традициях мировых религий. | Значение мировых религий в жизни людей. |
17. | 28.01 | Творческая работа. Составление статьи исторической энциклопедии с опорой на ключевые слова, различные источники информации. |
История религий в России. |
18. | 4.02 | Изучение роли Православия в истории России. | Развитие мировых религий в истории России. |
19. | 11.02 | Наблюдение над ролью в истории России католической, протестантской веры. |
20. | 18.02 | Наблюдение над ролью в истории России Ислама. |
21. | 25.02 | Наблюдение над ролью в истории России Иудаизма, Буддизма. |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. |
22. | 4.03 | Изучение религиозных ритуалов, обычаев, обрядов Христианства. | Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами религиозных культур. |
23. | 11.03 | Изучение религиозных ритуалов, обычаев, обрядов Ислама, Иудаизма, Буддизма. |
Паломничества и святыни. |
24. | 18.03 | Знакомство с понятием паломничество. | Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Праздники и календари. |
25. | 25.03 | Знакомство с главными праздниками Иудаизма, Христианства. | Примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнение их. |
26. | 8.04 | Знакомство с главными праздниками Ислама, Буддизма. |
Религия и мораль. |
27. | 15.04 | Сравнение заповедей Иудаизма, Христианства. | Поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
28. | 22.04 | Знакомство с нравственным учением Ислама. Знакомство с учением о поведении человека в Буддизме. |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. |
29. | 29.04 | Сравнение понятий: милосердие, сострадание в мировых религиях. | Поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Семья. |
30. | 6.05 | Сравнение отношений в семье традиционных религиях России. | Поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
Долг, свобода, ответственность, труд. |
31. | 13.05 | Изучение понятий «долг», свобода», «ответственность», «труд» в мировых религиях. | Сообщения по выбранным темам (теме). |
Любовь и уважение к Отечеству. |
32. | 20.05 | Воспитание любви и уважения к Отечеству, на основе духовных традиций нашей страны. | Сообщения по выбранным темам (теме). Проект«Основные понятия в мировых религиозных культурах». |
33. | 27.05 | Подготовка к проекту: «Основные понятия в мировых религиозных культурах. Защита проекта: «Основные понятия в мировых религиозных культурах». |
34. | | Защита проекта: «Основные понятия в мировых религиозных культурах». |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
4 А | Защита проекта: «Основные понятия в мировых религиозных культурах». | | | Объединение тем | 27.05 |