СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.
Рабочая программа курса биологии для 9 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ. Для реализации данной программы используется учебник Основы общей биологии 9 класс. Авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. Курс биологии в 9 классе «Основы общей биологии» имеет комплексный характер.
Рассмотрено на заседании методического объединения естественно –математического протокол №___от _______
|
Утверждено директор МБОУ СОШ №4 им. Л.А.Смык г. Липецка ______________В.Н.Игнатов приказ №______от ________ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №4 ИМЕНИ Л.А.СМЫК Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 9 «А», 9 «Б» классов на 2016-2017 учебный год
учителя биологии Манаенковой Зои Алексеевны
Пояснительная записка
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных разделов биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторно – практическим работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в дальнейшем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей. Пища, которую мы едим; воздух, которым мы дышим; среда, в которой мы живем - всё это объекты биологии.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.
Данная программа построена на принципиально новой содержательной основе — биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.
Цели изучения учебного предмета
Цель программы — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Изучение биологии в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующихцелей:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи изучения учебного предмета
Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учениками знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков. Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать клетки, ткани через лабораторные работы, уроки. Продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного) через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания. Закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: продолжить развитие внимания, памяти, особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез) развивать стремление добиваться особых успехов, продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.
Формировать у учащихся коммуникативную ивалеологическую компетентности, особое внимание обратитьна воспитание у девятиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе через учебный материал уроков, экскурсии.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельностный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности. Возможности, потребности и интересы ребёнка.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 23 июня 2015 г.);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 г. Липецка на 2016 – 2017учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Обоснование выбора
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.
Рабочая программа курса биологии для 9 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ. Для реализации данной программы используется учебник Основы общей биологии 9 класс. Авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. Курс биологии в 9 классе «Основы общей биологии» имеет комплексный характер.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю),
что соответствует учебному плану и годовому календарному графику (35 учебных недель) МБОУ СОШ №4 имени Л.А.Смыкг.Липецка.
Информация о внесенных изменениях
Изменений нет.
Формы организации образовательного процесса
Уроки, в том числе нетрадиционные: урок – игра, урок – путешествие, урок – интервью;
Семинары;
Конференции;
Занятие – исследование;
Занятие-поиск.
Технологии обучения
На уроках используются следующие педагогические технологии:
Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
Развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
Здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);
Проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
Технология системы адаптивного обучения, включающая в себя методы и приёмы, формы и средства игровых, диалоговых, коммуникативных, информационных технологий, проблемного и проектного обучения.
Механизмы функционирования ключевых компетенций обучающихся:
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания – лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающегося в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующего уровня образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Виды и формы контроля
Программой предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса:
Общеклассныеформы:урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
При изучении курса биологии используются следующие методыобучения:
Словесные- рассказ, беседа.
Наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.
Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Система контроляза уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные работы. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля:
Индивидуальный опрос;
Фронтальный опрос, беседа;
Выполнение заданий из учебника, карточек;
Решение биологических задач;
Составление схем, таблиц;
Письменные проверочные (контрольные) работы разных форм(тесты, текстовые задания, практические задания;
Обобщающие тематические контрольные работы.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание рабочей программы
70 часов
Введение в основы общей биологии (3 часа)
Биология - наука о живой природе.Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Основы учения о клетке (10 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.Строение клетки.
Клетки растений, грибов, бактерий, животных.Гены и хромосомы.Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.Вирусы - неклеточные формы.Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания.Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.
Лабораторная работа№1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Демонстрации:
Классификация организмов
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Строение растительной клетки
Строение вируса
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Хромосомы
Должны знать:
- положения клеточной теории.
- связь строения и функций частей и органоидов клетки.
-процессы жизнедеятельности клетки.
- роль органических и неорганических веществ клетки.
- мембранный принцип организации клеток.
- отличия в строении клеток прокариот и эукариот, автотрофных и гетеротрофных клеток.
- сущность пластического и энергетического обмена.
- строение и функции белков.
- строение и функции ферментов.
- биосинтез врастительной клетки (фотосинтез).
- биосинтез вживотной клетки (биосинтез белка).
- вирусы как неклеточная форма жизни.
Понятия: прокариоты, эукариоты, ген, нуклеиновые кислоты. Код ДНК, матричный синтез, фермент, плазмолиз, деплазмолиз, гомеостаз, гликолиз, осмос, хемосинтез, тургор, гипертонический раствор, гипотонический раствор, цитоскелет, НАДФ и НАДФ.Н, кариоплазма, капсид, белок-рецептор.
Должны уметь:
- сравнивать растительную и животную клетки.
- раскрывать строение гена и генетический код как основу реакций матричного синтеза.
- проводить простейшие цитологические опыты.
Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) (5 часов)
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.Половые клетки.Сущность мейоза.Оплодотворение.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Лабораторная работа №2: «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».
Демонстрации:
Хромосомы
Деление клетки
Половое и бесполое размножение
Половые клетки
Оплодотворение
Должны знать:
- формы размножения организмов.
- биологическая роль митоза и мейоза.
- сравнительная характеристика овогенеза и сперматогенеза.
- биологическая роль оплодотворения и двойного оплодотворения у растений.
- биогенетический закон и основные этапы эмбриогенеза.
- влияние факторов окружающей среды на размножение живых организмов.
Понятия: соматическая клетка, гамета, зигота, диплоидный набор. Митоз, амитоз, мейоз. Кроссинговер, конъюгация, партеногенез, филогенез, органогенез. Клеточные культуры, изогамия, гетерогамия.
Должны уметь:
- составлять схемы митоза и мейоза.
- обосновывать биологическую роль митоза и мейоза.
- выделять факторы, влияющие на эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.Наследственность и изменчивость - свойства организмов.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости.Решение задач по генетике.
Лабораторная работа №3: «Выявление изменчивости у организмов».
Демонстрации:
Изменчивость у организмов.
Должны знать:
- основные понятия генетики.
- законы Г.Менделя, Т.Моргана, Н.И.Вавилова.
- хромосомная теория наследственности.
- генетическое определение пола.
- генотип как целостная система.
- методы генетических исследований.
- основные формы изменчивости.
- норма реакции.
Понятия:аллельные гены, генотип, фенотип, доминантный ген, рецессивный ген. Гибрид, гетерозиготная особь, гомозиготная особь. Мутации, модификации, норма реакции, анализирующее скрещивание.
Должны уметь:
- объяснять механизмы передачи признаков по наследству.
- составлять простейшие родословные.
- решать генетические задачи.
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов (5 часов)
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора.Порода, сорт.Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Должны знать:
- достижения и основные направления современно селекции.
- гетерозис и полиплоидия.
- биотехнология и генная инженерия.
Демонстрации:
Порода, сорт.
Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Современные представления о возникновении жизни на Земле.Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.Современна теория возникновения жизни на Земле.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.Этапы развития жизни на Земле.
Учение об эволюции (10 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.Движущие силы и результаты эволюции. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Доказательства эволюции растений и животных.Вид, его критерии. Признаки вида.Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции.Усложнение растений и животных в процессе эволюции.Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.Сохранение биологического разнообразия растений и животных как основа устойчивости биосферы.
Лабораторная работа №4: «Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».
Экскурсии.
Эволюция органического мира (палеонтологический музей).
Должны знать:
- развитие представлений об эволюции живой природы.
- основные положения теории Ч.Дарвина.
- материал для эволюции: наследственная (неопределенная, индивидуальная, мутационная) изменчивость.
- естественный отбор – движущая сила эволюции.
- формы естественного отбора.
- микроэволюция и макроэволюция.
- современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).
- географическое и экологическое видообразование.
- главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс.
- значение работ А.Н.Северцова.
- пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
- основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.
-результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
- доказательства эволюции органического мира.
Понятия: вид, критерии вида, естественный отбор, борьба за существование. Популяция, микроэволюция, макроэволюция, адаптация, волны жизни. Биологический прогресс, биологический регресс, ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация. Приспособленность к среде обитания, изоляция, видообразование, дивергенция, конвергенция.
Должны уметь:
- анализировать философские взгляды на природу.
- раскрывать сущность и задачи эволюционной теории.
- выявлять взаимосвязи ведущих понятий, отражающих сущность эволюционного процесса.
Демонстрации:
Многообразие видов.
Приспособления у организмов к среде обитания.
Признаки вида.
Происхождение человека (антропогенез)(6часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их сходство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Должны знать:
- систематическое положение человека.
- доказательства происхождения человека от животных.
- движущие силы антропогенеза.
- основные этапы палеонтологической летописи происхождения человека.
- признаки Человека разумного как биологического вида.
- популяционная структура вида Человек разумный.
- человеческие расы, доказательства их происхождения.
- роль труда в становлении человека.
Понятия: дриопитеки, антропогенез, расы, расизм, социальный дарвинизм.
Должны уметь:
- доказывать единство человеческих рас, используя знания о критериях биологического вида.
- устанавливать сходства и различия человека и животных для научно обоснованного раскрытия биосоциальной сущности человека.
Основы экологии (15 часов)
Экология как наука. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.Экосистемная организация живой природы.Экосистемы.Структура экосистемы.Пищевые связи в экосистеме.Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.Популяция- элемент экосистемы.Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).Агроэкосистемы.Особенности агроэкосистем.Биосфера- глобальная экосистема.В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.Роль человека в биосфере.Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей:парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Лабораторная работа №5: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Лабораторная работа №6: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».
Лабораторная работа №7: «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы».
Экскурсия:Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд).
Демонстрации:
Экосистема
Экологические факторы
Структура экосистемы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Агроэкосистема
Границы биосферы
Должны знать:
- понятие об экологии как науке, о закономерностях взаимоотношений биологических систем со средой.
- общая характеристика среды обитания, факторы среды и их взаимодействие.
- приспособленность организмов к сезонному ритму внешних условий.
- формы взаимоотношений организмов.
- экологическое равновесие естественных экосистем.
- характеристика антропогенных экосистем, последствия вмешательства человека и экологическое равновесие.
- стратегия выживания человечества.
- роль международного сотрудничества в сохранении биосферы.
Понятия: биологическая система, экосистема, биогеоценоз, биоценоз. Биологическая продуктивность, экологическая ниша, экологическая пирамида. Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, экологическое равновесие. Сукцессии, биоиндикатор, экологический мониторинг.
Должны уметь:
- раскрывать суть системы рационального природопользования на основе представлений о взаимосвязи организмов и среды обитания.
- анализировать конкретную ситуацию, используя местный материал.
- научно обосновывать необходимость разумного регулирования своих потребностей.
- принимать посильное участие в деле охраны природы.
Учебно- тематический план
70 часов (2 часа в неделю)
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
1. | Введение в основы общей биологии | 3 |
|
|
2. | Основы учения о клетке | 10 | + |
|
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | + |
|
4. | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | + |
|
5. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 |
|
|
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 |
|
|
7. | Учение об эволюции | 10 | + | + |
8. | Происхождение человека (антропогенез) | 6 |
|
|
9. | Основы экологии | 15 | +++ | + |
Итого: | 70 | 7 | 2 | |
|
|
|
|
|
На проведение контрольных работ запланировано – 0
Лабораторные и практические работы –7
Экскурсий – 2
Проектных исследований – 0 Число уроков за год – 70
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей и самого ученика;родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;взаимосвязи человека и окружающей среды;зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять
результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов
человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия
разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, по следствий
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные
признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
1. Ватуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997
6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
7. Калинова Г.С. Подготовка к экзаменам;М.:АСТ*Астрель,2004г.
8. Суханова Т.С. Биология/Экзамен для всех/,-М.;Вентана-Граф,2004г.
9. Чередникова Г.В.Биология.9 класс/для преподавателей/.-Волгоград: Учитель,2009г.
10. РохловВ.С.,ГИА-2010:Экзамен в новой форме:БИОЛОГИЯ:9-й класс.:-М.:АСТ Астрель,2010г.
Литература для учащихся:
1. Т.А.Козлова. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Вентана- Граф, 2009.
2. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2007г.)
3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира».-М., «Нау ка»,2001г.
4. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии, 9 класс.- М.:Дрофа,2006г.
5. Никишов А.И. Большой справочник школьника.
Интернет-ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
Оборудование кабинета биологии.
Мультимедийный проектор
Мультимедийный экран
Компьютер
Принтер
Диск или (диски) с электронными плакатами, презентациями, (электронный учебник) за весь курс биологии. Раздел Общая биология
Уровень организации живой материи
Клеточно-организменный уровень организации живой природы
Популяционно-видовой уровень организации живой природы
Биосферно-биогеоценотический уровень организации живой природы
До дарвиновский период в биологии
Искусственный отбор. Различные породы голубей и их общий предок
Творческая роль искусственного отбора. Различные породы кур и их общий предок
Формы естественного отбора
Индустриальный меланизм. Пример действия естественного отбора
Схема дивергенции по Ч. Дарвину
Микроэволюция
Способы видообразования
Многообразие видов лютиков — результат естественного отбора.
Видообразование в роде лютиков в связи с освоением различных мест обитания
Многообразие видов синиц — результат естественного отбора.
Видообразование в роде синиц в связи с пищевой спецификацией
Основные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса
Основные направления эволюционного процесса
Эволюция клетки
История развития жизни на Земле
Неклеточные формы жизни — вирусы и фаги. Схема жизненного цикла бактериофага
Строение клетки
Нуклеиновые кислоты
Фотосинтез
Биосинтез белка
Этапы энергетического обмена
Роль АТФ в энергетике живой клетки
Метаболизм автотрофных и гетеротрофных организмов и их систем
Раздражимость у живых организмов
Размножение
Митоз — непрямой деление клеток
Мейоз
Гаметогенез
Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений
Законы Г. Менделя. Наследование при неполном доминировании. Наследование окраски плодов земляники
Законы Г. Менделя. Многогибридное скрещивание. Наследование пурпурной и белой окрасок цветков гороха
Сцепленное с полом наследование. Наследование гемофилии
Взаимодействие неаллельных генов, расположенных в негомологичных хромосомах
Неаллельные взаимодействия генов (комплементарность)
Множественное (плейотропное) действие гена курчавости оперения у кур
Комбинативные окраски норок
Мутационная изменчивость
Мутационная изменчивость (продолжение)
Мутационная изменчивость (продолжение)
Возникновение жизни на Земле
Предположительная схема происхождения эукариот путем многократного симбиоза
аэробных и анаэробных прокариот (по Альбертсу и др.)
Классические методы селекции
Новые методы селекции животных
Новейшие методы селекции растений
Биотехнология
Раздел 5. Экология
Основы экологии. Экологические факторы
Природные ресурсы. Биологические ресурсы
Структура биогеоценоза (экосистемы)
Пищевые связи в экосистемах
Основные потоки энергии в экологической системе тундры
Основные потоки энергии в экологической системе смешанного леса Европы
Основные потоки энергии в экологической системе степи
Основные потоки энергии в экологической системе пустыни
Основные потоки энергии в экологической системе тропического леса Южной Америки
Основные потоки энергии в экологической системе саванны и редколесья Южной Африки
Взаимосвязь компонентов экосистемы «Аквариум»
Типы экологических взаимоотношений в природе
Зональное распределение растительности экосистем
Площадь поверхности и готовая продуктивность экосистем Земли
Смена сообществ при зарастании водоема
Влияние деятельности человека на состояние природных сообществ
Биосфера
Количественное соотношение химических элементов в живом веществе
Круговорот углерода в биосфере
Круговорот азота в биосфере
Стадии взаимных отношений человека и биосферы
Загрязнение окружающей среды
Загрязнение окружающей среды (продолжение)
Источники загрязнения атмосферы
Потребление некоторых ресурсов современным городом
Система мероприятий по охране природы
Комплект микропрепаратов «Общая биология»
Модель-аппликация «Биосинтез белка»
Модель-аппликация «Генетика групп крови»
Модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз»
Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание»
Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»
Комплект таблиц по биологии дем. «Общая биология-1», «Общая биология -2»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. (Общая биология 10 класс)
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. (Общая биология 11 класс)
Компакт -диск «Биология»(DVD)
Компакт -диск «Цитология»
Компакт -диск «Эволюция животного мира»
Световой микроскоп (8 шт)
Календарно-тематический план по курсу «Биология» 9 «А» класс
№ | Тема урока (с указанием раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока |
Раздел №1.Биология – наука о жизни (3 часа) | ||||
1. | Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | 05.09.16 | 05.09.16 |
2. | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | 1 | 07.09.16 |
|
3. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Признаки живых организмов. | 1 | 12.09.16 |
|
Раздел №2.Основы учения о клетке (10 часов). | ||||
4. | Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. | 1 | 14.09.16 |
|
5. | Лабораторная работа№1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | 19.09.16 |
|
6. | Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. | 1 | 21.09.16 |
|
7. | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | 1 | 26.09.16 |
|
8. | Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. | 1 | 28.09.16 |
|
9. | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. | 1 | 03.10.16 |
|
10. | Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. | 1 | 05.10.16 |
|
11. | Питание. Различия организмов по способу питания. | 1 | 10.10.16 |
|
12. | Дыхание. | 1 | 12.10.16 |
|
13. | Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. | 1 | 17.10.16 |
|
Раздел №3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов). | ||||
14. | Рост и развитие организмов. | 1 | 19.10.16 |
|
15. | Размножение. Бесполое и половое размножение. Лабораторная работа №2: «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | 1 | 24.10.16 |
|
16. | Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Митоз и его фазы. | 1 | 26.10.16 |
|
17. | Половые клетки.Сущность мейоза.Оплодотворение. | 1 | 07.11.16 |
|
18. | Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | 09.11.16 |
|
Раздел №4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов). | ||||
19. | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | 14.11.16 |
|
20. | Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. | 1 | 16.11.16 |
|
21. | Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. | 1 | 21.11.16 |
|
22. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | 23.11.16 |
|
23. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | 28.11.16 |
|
24. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | 30.11.16 |
|
25. | Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | 05.12.16 |
|
26. | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | 1 | 07.12.16 |
|
27. | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №3: «Выявление изменчивости у организмов». | 1 | 12.12.16 |
|
28 -29. | Решение задач по генетике. | 2 | 14.12.16 |
|
Раздел №5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов). | ||||
30. | Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. | 1 | 19.12.16 |
|
31. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | 1 | 21.12.16 |
|
32. | Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | 1 | 26.12.16 |
|
33. | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | 28.12.16 |
|
34. | Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. | 1 | 09.01.17 |
|
Раздел №6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов). | ||||
35. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | 11.01.17 |
|
36. | Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. | 1 | 16.01.17 |
|
37. | Современна теория возникновения жизни на Земле. | 1 | 18.01.17 |
|
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | 23.01.17 |
|
39. | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | 25.01.17 |
|
Раздел №7. Учение об эволюции (10 часов). | ||||
40. | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. | 1 | 30.01.17 |
|
41. | Движущие силы и результаты эволюции. | 1 | 01.02.17 |
|
42. | Приспособленность организмов к среде обитания.Доказательства эволюции растений и животных. | 1 | 06.02.17 |
|
43. | Вид, его критерии.Признаки вида. | 1 | 08.02.17 |
|
44. | Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. | 1 | 13.02.17 |
|
45. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | 1 | 15.02.17 |
|
46. | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | 1 | 20.02.17 |
|
47. | Лабораторная работа №4: «Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)». | 1 | 22.02.17 |
|
48. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | 27.02.17 |
|
49. | Сохранение биологического разнообразия растений и животных как основа устойчивости биосферы. Экскурсия. Эволюция органического мира (палеонтологический музей). | 1 | 01.03.17 |
|
Раздел №8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов). | ||||
50. | Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | 06.03.17 |
|
51. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | 13.03.17 |
|
52. | Этапы эволюции вида Человек разумный. | 1 | 15.03.17 |
|
53. | Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 1 | 27.03.17 |
|
54. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | 29.03.17 |
|
55. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | 03.04.17 |
|
Раздел №9. Основы экологии (15часов). | ||||
56. | Экология как наука. Среда - источник веществ, энергии и информации. | 1 | 05.04.17 |
|
57. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | 10.04.17 |
|
58. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | 12.04.17 |
|
59. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. | 1 | 17.04.17 |
|
60. | Пищевые связи в экосистеме. Лабораторная работа №5: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | 1 | 19.04.17 |
|
61. | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 1 | 24.04.17 |
|
62. | Популяция- элемент экосистемы. | 1 | 26.04.17 |
|
63. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | 03.05.17 |
|
64. | Лабораторная работа №6: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». | 1 | 08.05.17 |
|
65. | Агроэкосистемы.Особенности агроэкосистем. Экскурсия: Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд). | 1 | 10.05.17 |
|
66. | Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. | 1 | 15.05.17 |
|
67. | Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. | 1 | 17.05.17 |
|
68. | Лабораторная работа №7: «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы». | 1 | 22.05.17 |
|
69. | Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. | 1 | 24.05.17 |
|
70. | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | 29.05.17 |
|
Календарно-тематический план по курсу «Биология» 9 «Б» класс
№ | Тема урока (с указанием раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока |
Раздел №1.Биология – наука о жизни (3 часа) | ||||
1. | Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | 05.09.16 | 05.09.16 |
2. | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | 1 | 07.09.16 |
|
3. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Признаки живых организмов. | 1 | 12.09.16 |
|
Раздел №2.Основы учения о клетке (10 часов). | ||||
4. | Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. | 1 | 14.09.16 |
|
5. | Лабораторная работа№1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | 19.09.16 |
|
6. | Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. | 1 | 21.09.16 |
|
7. | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | 1 | 26.09.16 |
|
8. | Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. | 1 | 28.09.16 |
|
9. | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. | 1 | 03.10.16 |
|
10. | Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. | 1 | 05.10.16 |
|
11. | Питание. Различия организмов по способу питания. | 1 | 10.10.16 |
|
12. | Дыхание. | 1 | 12.10.16 |
|
13. | Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. | 1 | 17.10.16 |
|
Раздел №3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов). | ||||
14. | Рост и развитие организмов. | 1 | 19.10.16 |
|
15. | Размножение. Бесполое и половое размножение. Лабораторная работа №2: «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | 1 | 24.10.16 |
|
16. | Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Митоз и его фазы. | 1 | 26.10.16 |
|
17. | Половые клетки.Сущность мейоза.Оплодотворение. | 1 | 07.11.16 |
|
18. | Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | 09.11.16 |
|
Раздел №4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов). | ||||
19. | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | 14.11.16 |
|
20. | Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. | 1 | 16.11.16 |
|
21. | Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. | 1 | 21.11.16 |
|
22. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | 23.11.16 |
|
23. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | 28.11.16 |
|
24. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | 30.11.16 |
|
25. | Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | 05.12.16 |
|
26. | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | 1 | 07.12.16 |
|
27. | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа №3: «Выявление изменчивости у организмов». | 1 | 12.12.16 |
|
28 -29. | Решение задач по генетике. | 2 | 14.12.16 |
|
Раздел №5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов). | ||||
30. | Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. | 1 | 19.12.16 |
|
31. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | 1 | 21.12.16 |
|
32. | Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | 1 | 26.12.16 |
|
33. | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | 28.12.16 |
|
34. | Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. | 1 | 09.01.17 |
|
Раздел №6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов). | ||||
35. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | 11.01.17 |
|
36. | Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. | 1 | 16.01.17 |
|
37. | Современна теория возникновения жизни на Земле. | 1 | 18.01.17 |
|
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | 23.01.17 |
|
39. | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | 25.01.17 |
|
Раздел №7. Учение об эволюции (10 часов). | ||||
40. | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. | 1 | 30.01.17 |
|
41. | Движущие силы и результаты эволюции. | 1 | 01.02.17 |
|
42. | Приспособленность организмов к среде обитания.Доказательства эволюции растений и животных. | 1 | 06.02.17 |
|
43. | Вид, его критерии.Признаки вида. | 1 | 08.02.17 |
|
44. | Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. | 1 | 13.02.17 |
|
45. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | 1 | 15.02.17 |
|
46. | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | 1 | 20.02.17 |
|
47. | Лабораторная работа №4: «Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)». | 1 | 22.02.17 |
|
48. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | 27.02.17 |
|
49. | Сохранение биологического разнообразия растений и животных как основа устойчивости биосферы. Экскурсия. Эволюция органического мира (палеонтологический музей). | 1 | 01.03.17 |
|
Раздел №8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов). | ||||
50. | Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | 06.03.17 |
|
51. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | 13.03.17 |
|
52. | Этапы эволюции вида Человек разумный. | 1 | 15.03.17 |
|
53. | Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 1 | 27.03.17 |
|
54. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | 29.03.17 |
|
55. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | 03.04.17 |
|
Раздел №9. Основы экологии (15часов). | ||||
56. | Экология как наука. Среда - источник веществ, энергии и информации. | 1 | 05.04.17 |
|
57. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы.Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | 10.04.17 |
|
58. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | 1 | 12.04.17 |
|
59. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. | 1 | 17.04.17 |
|
60. | Пищевые связи в экосистеме. Лабораторная работа №5: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | 1 | 19.04.17 |
|
61. | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 1 | 24.04.17 |
|
62. | Популяция- элемент экосистемы. | 1 | 26.04.17 |
|
63. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | 03.05.17 |
|
64. | Лабораторная работа №6: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». | 1 | 08.05.17 |
|
65. | Агроэкосистемы.Особенности агроэкосистем. Экскурсия: Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд). | 1 | 10.05.17 |
|
66. | Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. | 1 | 15.05.17 |
|
67. | Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. | 1 | 17.05.17 |
|
68. | Лабораторная работа №7: «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы». | 1 | 22.05.17 |
|
69. | Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. | 1 | 24.05.17 |
|
70. | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | 29.05.17 |
|