РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Занимательная математика и логика».
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования дошкольный
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 73
Учитель ____Агальцова Е.В.________________________________________
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, вниз, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы) записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Примечание |
план | факт |
-
| Выявление математических представлений. | 1 | 02.10 | | — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. -Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». достижения результата. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
-
| Обобщение и классификация «Найди лишнее» | 1 | 04.10 | | |
-
| Свойства предметов. Сравнение. | 1 | 09.10 | | |
-
| Понятия: равные, одинаковые. | 1 | 11.10 | | |
-
| Понятия: длинный – короткий. | 1 | 13.10 | | |
-
| Понятия: на, над, под, справа, слева. | 1 | 16.10 | | |
-
| Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково. Один. Много. | 1 | 18.10 | | |
-
| Точка, линия, прямая и кривая линия. | 1 | 20.10 | | |
-
| Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке | 1 | 23.10 | | |
-
| Ломаная линия. Многоугольник. Угол. | 1 | 25.10 | | |
-
| Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок. | 1 | 27.10 | | |
-
| Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) | 1 | 30.10 | | |
-
| Знакомство с геометрическими фигурами (круг) | 1 | 01.11 | | |
-
| Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) | 1 | 03.11 | | |
-
| Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) | 1 | 08.11 | | |
-
| Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе. | 1 | 10.11 | | |
-
| Знаки , =, ≠. | 1 | 13.11 | | |
-
| Соотношение количества предметов с цифрой. | 1 | 15.11 | | |
-
| Математические загадки. | 1 | 17.11 | | |
-
| Раньше, позже. Математические игры. | 1 | 20.11 | | |
-
| Длиннее, короче. Измерение длины. | 1 | 22.11 | | |
-
| Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. | 1 | 24.11 | | |
-
| Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. | 1 | 27.11 | | |
-
| Соотношение количества предметов с цифрой. | 1 | 29.11 | | |
-
| Число и цифра 1. | 1 | 01.12 | | |
-
| Число и цифра 2. Состав числа 2. | 1 | 04.12 | | |
-
| Задачи, шутки. Ориентировка во времени. | 1 | 06.12 | | |
-
| Число и цифра 3. Состав чисел 2-3. | 1 | 08.12 | | |
-
| Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. | 1 | 11.12 | | |
-
| Работа в тетради в клетку. | 1 | 13.11 | | |
-
| Число и цифра 4. Состав чисел 2-4. | 1 | 15.12 | | |
-
| Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. | 1 | 18.12 | | |
-
| Число и цифра 5. | 1 | 20.12 | | |
-
| Состав чисел 2-5. | 1 | 22.12 | | |
-
| Число и цифра 6. | 1 | 25.12 | | |
-
| Составление фигур из частей и деление фигур на части. | 1 | 27.12 | | |
-
| Состав чисел 2-6. | 1 | 29.12 | | |
-
| Соотношение количества предметов с цифрой. | 1 | 10.01 | | |
-
| Число и цифра 5 и 6. | 1 | 12.01 | | |
-
| Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). | 1 | 15.01 | | |
-
| Состав чисел 2-6 | 1 | 17.01 | | |
-
| Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности. | 1 | 19.01 | | |
-
| Задачи, шутки. Ориентировка в тетради. | 1 | 22.01 | | |
-
| Число и цифра 7. Соседи числа 7. | 1 | 24.01 | | |
-
| Состав числа 7. | 1 | 26.01 | | |
-
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 | 29.01 | | |
-
| Математические загадки. | 1 | 31.01 | | |
-
| Решение арифметических задач. | 1 | 02.02 | | |
-
| Число и цифра 8. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 8. | 1 | 05.02 | | |
-
| Состав числа 8. Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | 07.02 | | |
-
| Математические загадки. | 1 | 09.02 | | |
-
| Число и цифра 9. Состав числа 9. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 9. | 1 | 12.02 | | |
-
| Состав числа 9. | 1 | 14.02 | | |
-
| Решение арифметических задач. | 1 | 16.02 | | |
-
| Временные отношения: раньше, позже. Овал. | 1 | 19.02 | | |
-
| Число и цифра 10. | 1 | 21.02 | | |
-
| Состав числа 10. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 10. Монеты 10 копеек и 10 рублей. | 1 | 26.02 | | |
-
| Решение арифметических задач. | 1 | 28.02 | | |
-
| Работа в тетради в клетку. | 1 | 02.03 | | |
-
| Логические задачи. | 1 | 05.03 | | |
-
| Работа в тетради в клетку. | 1 | 07.03 | | |
-
| Математические символы. Логические задачи. | 1 | 09.03 | | |
-
| Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | 12.03 | | |
-
| Составление и решение простых задач. | 1 | 14.03 | | |
-
| Год, месяц. Дни недели, сутки. | 1 | 16.03 | | |
67 68 | Смысл сложения. Сложение вида +1. | 3 | 19.03 21.03 23.03 | | |
69 70 | Сложение вида +2. | 2 | 26.03 28.03 | | |
71 72 | Смысл вычитания. Вычитание вида -1. | 2 | 30.03 02.04 | | |
73 74 75 | Вычитание вида -2. | 3 | 04.04 06.04 09.04 | | |
76 77 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 2 | 11.04 13.04 | | |
78 79 | Решение простых задач с опорой на наглядность. | 2 | 16.04 18.04 | | |
80 81 | Игра «В гостях у царицы Математики». | 2 | 20.04 23.04 | | |
82 83 84 | Игра «Путешествие в страну чисел». | 3 | 25.04 27.04 30.04 | | |