СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс 2016г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с новыми тебованиями к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс 2016г.»


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


В результате изучения литературы на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.













2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


ВВЕДЕНИЕ 1ч.


Прекрасное начало (К истории русской литературы XIX века).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 15ч.

А.С. Пушкин 5 ч.

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».


М.Ю. Лермонтов 4 ч.

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)


Н.В. Гоголь 6ч.

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА 81 ч.


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века 1ч.

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.


А.Н. Островский 10ч.

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».


И.А. Гончаров 6ч.

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».


И.С. Тургенев 9ч.

Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие на родных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».


Н.Г. Чернышевский 2ч.

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».


Н.А. Некрасов 8ч.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы по строения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».


Ф.И. Тютчев 3ч.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).


А.А. Фет 4ч.

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.



Н.С. Лесков 2ч.

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».


М.Е. Салтыков-Щедрин4ч. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».


А.К. Толстой 2ч.

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».


Л.Н. Толстой 16ч.

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».


Ф.М. Достоевский 8ч.

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».


А.П. Чехов 6ч.

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 1 ч.

К.Хетагуров.1ч.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (4ч.)


Г.де Мопассан.1ч Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г.Ибсен.1чЖизнь и творчество (обзор).Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально – психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А.Рембо. 1ч Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль».

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.



Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. 1 стихотворение (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 1 стихотворение (по выбору).

А.Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору).

Н.А. Некрасов. 1 стихотворение (по выбору).

«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору).

Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения (по выбору).

А.А. Фет. 1 стихотворение (по выбору).

А.К. Толстой. 1 стихотворение (по выбору).



3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов

Учебные часы

Контрольные работы

Развитие речи

Внекл.

чтение

1

Введение

1

1




2

Из литературы первой половины XIX века

15

11

1

2

1

3

Из литературы второй половины XIX века

81

63

4

11

3

4

Из литературы народов России

1

1




4

Из зарубежной литературы второй половины ХІХ века

4

3



1


Итого:

102

79

5

13

5


Приложение 1


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по

факту

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


1

Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века). Историко-литературный процесс.


1



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ( ч)


А.С. Пушкин (5 ч)


2

А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

1



3


Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».

Философская лирика

1



4


«Я думал стихами...» Жребий русского поэта. Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

1




5

6

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образы Петра І и Евгения в поэме Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. Поэма как лиро-эпический жанр

2



М.Ю. Лермонтов (4 ч)


7

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

1



8

РР1.Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»).

1



9

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

Духовная лирика

1



10

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Романтическая поэма

1



Н.В. Гоголь (6 ч)


11

Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Реальное и фантастическое. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

Ирония. Гротеск

1



12

Повесть «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

1



13

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Фантасмагория

1



14

КР1. Контрольная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».

1



15

Вн.чт.1 Н.В. Гоголь "Портрет". Проблема ответственности человека за свою судьбу

1



16

РР 2. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству писателей первой половины XIX века».

1



ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА


А.Н. Островский (11 ч.)


17

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов.

1



18

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

1



19

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме.

1



20

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

1



21

Трагедия Катерины..

1



22

Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

1



23

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1



24

РР3. Подготовка к классному сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза».

1



25

КР2. Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».

1



26

Вн.чт 2. А.Н. Островский «Бесприданница». Тема горячего сердца.

1



27

РР4. Рецензия на кинофильм.


1



И.А. Гончаров (6 ч)


28

И.А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов».

1



29

Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Образная типизация. Символика детали

1



30

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

1



31

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

1



32

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.)

1



33

РР5. Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И. Обломова».

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

1



И.С. Тургенев (9 ч)


34

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла. Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

1



35

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Социально-психологический роман

1



36

Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

1



37

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев

1



38

Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

1



39

Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).Тестирование по роману.

1



40

РР6. Подготовка к классному сочинению по творчеству И.С. Тургенева.

1



41

КР3. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

1



42

Вн.чт.3 И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр.

1



Н.Г. Чернышевский (2 ч)


43.

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?». Роман Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ложная интрига. Литературная утопия

1



44

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

1



Н.А. Некрасов (8 ч)


45

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

Народность художественного творчества

1



46

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

1



47

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Демократизация поэтического языка

1



48

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

1



49

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

1



50

РР7.Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).

1



51

«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1



52

РР8. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

1



Ф.И. Тютчев (3 ч)


53

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Интеллектуальная лирика

1



54

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

Лирический фрагмент

1



55

Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

1



А.А. Фет (4 ч)


56

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

1



57

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы...» и др.). Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).

Лирический образ-пере­живание

Мелодика стиха

1



58

РР 9. Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1



59

РР10. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1



Н.С. Лесков (2 ч)


60

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

1



61

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

1



М.Е. Салтыков-Щедрин (4 ч)

62

М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

Сатира

1



63

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Гротеск

1



64

Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1



65

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сатирическая литературная сказка. Авторская ирония.

1



А.К. Толстой (2 ч)


66

А.К. Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.).

Лирика позднего романтизма

Историческая песня

1



67

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда при­рода вся трепещет и сияет...» и др.).

1



Л.Н. Толстой (16 ч)


68

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

1



69

Вн.чт.4.Л.Толстой «Севастопольские рассказы»

1



70

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

Роман-эпопея

1



71

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

«Диалектика души»

1



72

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

1



73

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Историко-философская концепция

1



74

Наташа Ростова и женские образы в романе.

1



75

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

1



76

РР11.Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

1



77

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

1



78

Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

1



79

Философия вещей в романе.

1



80

Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

1



81

КР 4. Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого.

1



82

РР12. Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

1



83

КР5. Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

1



Ф.М. Достоевский (8 ч)


84

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

1



85

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Идеологический роман

1



86

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Герой-идея»

1



87

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

1



88

Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

1



89

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

1



90

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1



91

РР13. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1



А.П. Чехов (6ч)


92

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

1




93

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

1



94

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

1



95

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Лирическая комедия

1



96

Фигуры героев -«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Символическая деталь

1



97

Философская проблематика пьесы «Вишневый сад».

1



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 1ч.


98

К.Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

1



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ ВЕКА 4 ч.


99

Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

1



100

Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор).Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально – психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

1



101

Вн.чт.5. О. де Бальзак. «Гобсек». Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей. А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

1



102

Итоговый урок. Обобщение материала историко-литературного курса.


1















































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!