СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Лебедева Ю.В.  «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2008г. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная»





Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Лебедева Ю.В. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2008г. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011г.


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а

освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели и задачи обучения в 10 классе.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Место предмета в учебном плане


Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования и учебным планом МОУ СОШ №3 рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю), из них 8 часов отведено на уроки по развитию речи.

В рабочей программе отведено 8 часов на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.

В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа.

- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.


Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.


Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов


разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации





Просмотр содержимого документа
«Тем. план»



Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса



п/п

Тема урока

Кол. час.

Дата проведения

Форма занятий

Предполагаемые результаты (знать и уметь)

Домашнее задание

По плану

Фактические даты

1

Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.


1



Лекция с элементами беседы

Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.

Повторение и обобщение ранее изученного.

Презентация по теме «литература первой половины 19 века»

2

Обзор русской литературы

2 половины 19 века

1



Лекция с элементами беседы

Знать: общественные направления – западники, славянофилы, почвенники.

Уметь: составлять тезисы и план

Учить основные понятия по тетради.


А.Н.Островский

8




Знать: основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы.


3

Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план.

Прочит. Пьесу «Гроза».

4

Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

1



Работа с текстом, аналитическая беседа

Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция.

Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью.


5

Город Калинов и его обитатели.

1



Аналитическая беседа

Знать: понятие портрет, образ.

Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.


6-7

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.


2



Проблемные задания, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе.


8

Сила и слабость характера Катерины.

1



Беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать образ героини.


9

Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

1



Беседа, работа с текстом

Знать оценку произведения разными критиками.


10

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского


1



Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Знать содержание и проблематику изученного произведения.



И.А.Гончаров

10




Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.


11

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.


12

Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.

1



Комбинированный урок

Знать содержание изучаемого произведения.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.


13-14

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

2



Проблемные задания, диалог

Знать приёмы сопоставительного анализа.

Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения.


15

Обломов и Ольга Ильинская (Женские образы в романе)

1



Проблемные задания, аналитическая беседа

Знать приёмы сопоставительного анализа

Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.


16

Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.

1



Проблемные задания

Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера.


17

Р.Р. Сочинение по роману «Обломов»

1



Развитие речи

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею.


18





19-20

Конспект статьи

Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?»



Р.К. Вн. чт. В. Белов «Привычное дело»

1





2



Проблемные задания, аналитическая беседа


Внеклассное чтение

Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками.




Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера.



И.С.Тургенев

11




Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника».

Анализ художественного и композиционного своеобразия романа «Отцы и дети».

Формирование умения анализировать художественное произведение.


21

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева.


22

Сборник «Записки охотника»

1



Семинарское занятие

Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла


23

Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа

1



Комбинированный урок


Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа.


24

Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев.


25

Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова.


26

Кто истинные друзья и последователи Базарова?

1



Проблемные задания

Выявить роль второстепенных образов романа.


27

Дружба и любовь в жизни героев.

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать понятие психологического конфликта.


28

Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой.


29

Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.


30

Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»

1



Развитие речи

Знать основные взгляды критиков на образ Базарова.


31

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева

1



Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Проверить и закрепить знания учащихся.


32

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

1



Урок-лекция, презентации учащихся

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя


33

Ф.И.Тютчев.

Жизнь и творчество.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.


34-35

Мотивы лирики Тютчева

2



Семинарское занятие

Отработка умения анализировать стихотворение.


36

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.


37-38

Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

2



Семинарское занятие

Отработка умения анализировать стихотворение.


39




40

Р.Р. Сочинение по творчеству Тютчева и Фета



Р.К. Вн. чт. Ю. Казаков «Северный дневник»

1




1



Развитие речи

Урок проверки знаний и умений


Внеклассное чтение

Проверить и закрепить знания учащихся.




Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера.



Н.А. Некрасов

9




Знакомство с личностью и творчеством Некрасова. Обозначение своеобразия художественного мира лирических произведений поэта.

Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение.


41

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова.


42

Тема любви в лирике Некрасова

1



Семинарское занятие

Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие.


43

Тема народа в творчестве Некрасова

1



Комбинированное

Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности.


44


Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

1



Комбинированный урок

Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы.


45-46

Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.

2



Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать содержание произведения.

Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина.


47

Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков.


48

«Долюшка русская, долюшка женская…»

1



Аналитическая беседа, работа с текстом

Проанализировать образ Матрены Тимофеевны.


49

«Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова

1



Урок проверки знаний и умений

Знать, что такое стиль.

Выявить художественные особенности стиля Некрасова.


50

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова.


51-52

Повесть «Очарованный странник».

2



Комбинированный урок

Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.



М. Е. Салтыков-Щедрин.


6






53-54

Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор

2



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.

Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов


55

Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать содержание произведения.

Раскрыть образ Иудушки Головлева.


56






57-58

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина


Р.К. Вн. чт. Е. Замятин «Север»




1






2



Комбинированный урок





Внеклассное чтение

Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей




Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера.



Ф.М. Достоевский

12




Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского,


59

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского.


60-61

Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.

2



Комбинированное

Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями. Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения.


62

Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта.


63

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Показать важнейшую роль второстепенных героев.


64-65

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

2



Комбинированный урок

Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь.


66

Женские образы романа. Проверочная работа.

1



Комбинированный урок

Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа.


67-68




69-70

Р. Р. Сочинение по творчеству Достоевского




Р.К. Вн. чт. А. Яшин «Сирота»


2





2



Развитие речи

Урок проверки знаний и умений



Внеклассное чтение

Проверить и закрепить знания учащихся





Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера.


71-72

Лирика А.К. Толстого

2



Анализ лирического произведения

Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта.



Л.Н. Толстой

20




Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.

Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов.


73-74

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

2



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого


75

Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

1



Комбинированный урок

Знать понятия: проблема, образ , жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие.


76

Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.


77

«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста.


78

Изображение войны 1805-1807гг.

1



Комбинированный урок

Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.


79

«Надо жить, надо любить, надо верить». Образ Андрея Болконского.

1



Комбинированный урок

Показать эволюцию образа Болконского.


80-81

«Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»

2



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать содержание «военных глав».

Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость.


82

«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте.


83

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)

1



Проблемные задания, беседа

Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.


84-85

Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

2



Проблемные задания

Показать эволюцию образа Пьера Безухова.


86

Проверочная работа

1



Проверка ЗНК

Проверить и закрепить знания учащихся


87

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе.


88

Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.


89-90



91

Р.Р. Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого



Р.К. Вн. чт. Ф.Абрамов «Две зимы и три лета»




2




1



Развитие речи

Урок проверки знаний и умений


Внеклассное чтение

Проверить и закрепить знания учащихся.




Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера.



А.П.Чехов.


8



Лекция.

Знать основные факты из жизни и творчества А.П. Чехова.


92

Жизнь и творчество.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя.


93

Ранние рассказы.

1




Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы.


94

Трилогия о любви.

1



Семинарское занятие

Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов


95

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

1



Сообщения, лингвистический анализ

Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.

Знать тему и идею рассказа, композицию.


96

«Вишнёвый сад»- драма или комедия?

1



Комбинированное

Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта


97

Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.

1



Лекция с элементами беседы, ИКТ

Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе.


98

Молодое поколение в пьесе.

1



Комбинированный урок

Знать содержание действия, выяснить позицию автора.


99

«Россия- наш сад». Символика названия.

1



Лекция, конспект

Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы.


100

Итоговый урок по курсу 10 класса

1



Урок проверки знаний и умений

Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке.


101-102

Резервный урок





























Просмотр содержимого документа
«Содержание»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов на изучение темы

Развитие речи

Внеклассное чтение

Региональный

компонент

1.

Введение

2

---

---

---

2.

Литература второй половины XIX века


А.Н. Островский

И.С. Тургенев

И.А. Гончаров

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

А.К. Толстой

Н.С. Лесков

М.Е. Салтыков-Щедрин

Н.А. Некрасов

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

Н.Г.Чернышевский


99


8

11

11

3

5

2

3

6

9

12

19

8

1

8


1

1

1

---

1

---

---

---

---

2

2

---

---

8


---

---

2

---

1

---

---

2

---

2

1

---

---

8


---

---

2

---

1

---

---

2

---

2

1

---

---

3.

Подведение итогов

1

---

---

---

4.

Резерв

2





Итого

102

8

8

8

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (2ч)

Русская литературы XIXвека в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-критиков.


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (99 ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (8ч)

А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра.

«Гроза». История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в пьесе. Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание драматического, лирического и трагического начал.

«Гроза» в оценке русской критики. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».



ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (11ч)

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.

«Отцы и дети» – история создания романа, отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович – хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович – поборник европейской цивилизации.

Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения. Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен?»

Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситникова как пародия на нигилизм. Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). «Тайный психологизм» и приём умолчания в произведении Тургенева. Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа в романе. Своеобразие жанра романа «Отцы и дети». Символика заглавия.


ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (11ч)

Жизнь и творчество И.А. Гончарова.

Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.

«Обломов» – история создания романа. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская обломовщина». Приёмы антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. «Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытание любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа.

Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».


ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3ч)

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость. Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта. Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева, предполагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента. Особенности композиционного построения стихотворений (повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии Тютчева.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (5ч)

Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».

Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.


АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (2ч)

Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики.


НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (3ч)

Жизнь и творчество Н.С. Лескова.

«Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.


МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6ч)

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (обзор).

Народ и власть произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории». Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (9ч)

Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева. Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Разительный контраст «двух миров» в стихотворениях поэта. Настоящее и будущее поэта как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. «Любовь-вражда» (А. Блок) как основа отношения Некрасова к народу. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова.

«Элегия» – развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность финалов в произведениях Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и др.) Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля. Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Трагическое и комически-нелепое начало, заложенное в крепостничестве. Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (12ч)

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Новаторство Ф.М. Достоевского.

«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение. «Великоепятикнижие» Достоевского. Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись). Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова. Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе. «Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка. Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания». Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (19ч)

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

«Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.

«Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).

Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.

Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму. Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».

Своеобразие жанра и композиции романа.


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (8ч)

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Углубление понятия о рассказе.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

«Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс). Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью». Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1Ч)

РЕЗЕРВ (2Ч)

































ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года десятиклассники должны

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Для учителя

  • Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

  • Савина Л.Н. Рабочая программа по литературе. 10 класс. – М: Глобус, 2009.

  • Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.

  • Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.

  • Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.

  • Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  • Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  • Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  • Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.

  • Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.


Для учащихся

  • Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

  • Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008.

  • Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  • Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  • Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  • Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  • Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.

  • Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  • Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!