№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Дата проведения | Форма занятий | Предполагаемые результаты (знать и уметь) | Домашнее задание |
По плану | Фактические даты |
1 | Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века. | 1 | | | Лекция с элементами беседы | Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века. Повторение и обобщение ранее изученного. | Презентация по теме «литература первой половины 19 века» |
2 | Обзор русской литературы 2 половины 19 века | 1 | | | Лекция с элементами беседы | Знать: общественные направления – западники, славянофилы, почвенники. Уметь: составлять тезисы и план | Учить основные понятия по тетради. |
| А.Н.Островский | 8 | | | | Знать: основные этапы жизни и творчества писателя. Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы. | |
3 | Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья» | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план. | Прочит. Пьесу «Гроза». |
4 | Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе. | 1 | | | Работа с текстом, аналитическая беседа | Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция. Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью. | |
5 | Город Калинов и его обитатели. | 1 | | | Аналитическая беседа | Знать: понятие портрет, образ. Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей. | |
6-7 | Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа. | 2 | | | Проблемные задания, работа с текстом | Знать систему художественных образов Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе. | |
8 | Сила и слабость характера Катерины. | 1 | | | Беседа, работа с текстом | Знать систему художественных образов Проанализировать образ героини. | |
9 | Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» | 1 | | | Беседа, работа с текстом | Знать оценку произведения разными критиками. | |
10 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского | 1 | | | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Знать содержание и проблематику изученного произведения. | |
| И.А.Гончаров | 10 | | | | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа. | |
11 | Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. | |
12 | Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба. | 1 | | | Комбинированный урок | Знать содержание изучаемого произведения. Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой. | |
13-14 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. | 2 | | | Проблемные задания, диалог | Знать приёмы сопоставительного анализа. Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения. | |
15 | Обломов и Ольга Ильинская (Женские образы в романе) | 1 | | | Проблемные задания, аналитическая беседа | Знать приёмы сопоставительного анализа Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа. | |
16 | Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа. | 1 | | | Проблемные задания | Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера. | |
17 | Р.Р. Сочинение по роману «Обломов» | 1 | | | Развитие речи | Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею. | |
18 19-20 | Конспект статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?» Р.К. Вн. чт. В. Белов «Привычное дело» | 1 2 | | | Проблемные задания, аналитическая беседа Внеклассное чтение | Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками. Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера. | |
| И.С.Тургенев | 11 | | | | Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника». Анализ художественного и композиционного своеобразия романа «Отцы и дети». Формирование умения анализировать художественное произведение. | |
21 | Жизнь и творчество И.С.Тургенева | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева. | |
22 | Сборник «Записки охотника» | 1 | | | Семинарское занятие | Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла | |
23 | Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа | 1 | | | Комбинированный урок | Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа. | |
24 | Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией. | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев. | |
25 | Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе. | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова. | |
26 | Кто истинные друзья и последователи Базарова? | 1 | | | Проблемные задания | Выявить роль второстепенных образов романа. | |
27 | Дружба и любовь в жизни героев. | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать понятие психологического конфликта. | |
28 | Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ. | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой. | |
29 | Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя. | |
30 | Конспект статьи Д.Писарева «Базаров» | 1 | | | Развитие речи | Знать основные взгляды критиков на образ Базарова. | |
31 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева | 1 | | | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Проверить и закрепить знания учащихся. | |
32 | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 1 | | | Урок-лекция, презентации учащихся | Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя | |
33 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. | |
34-35 | Мотивы лирики Тютчева | 2 | | | Семинарское занятие | Отработка умения анализировать стихотворение. | |
36 | А.А.Фет. Жизнь и творчество | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. | |
37-38 | Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии | 2 | | | Семинарское занятие | Отработка умения анализировать стихотворение. | |
39 40 | Р.Р. Сочинение по творчеству Тютчева и Фета Р.К. Вн. чт. Ю. Казаков «Северный дневник» | 1 1 | | | Развитие речи Урок проверки знаний и умений Внеклассное чтение | Проверить и закрепить знания учащихся. Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера. | |
| Н.А. Некрасов | 9 | | | | Знакомство с личностью и творчеством Некрасова. Обозначение своеобразия художественного мира лирических произведений поэта. Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение. | |
41 | Жизнь и творчество Н.А. Некрасова | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова. | |
42 | Тема любви в лирике Некрасова | 1 | | | Семинарское занятие | Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие. | |
43 | Тема народа в творчестве Некрасова | 1 | | | Комбинированное | Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности. | |
44 | Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция. | 1 | | | Комбинированный урок | Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы. | |
45-46 | Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники. | 2 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать содержание произведения. Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина. | |
47 | Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков. | |
48 | «Долюшка русская, долюшка женская…» | 1 | | | Аналитическая беседа, работа с текстом | Проанализировать образ Матрены Тимофеевны. | |
49 | «Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова | 1 | | | Урок проверки знаний и умений | Знать, что такое стиль. Выявить художественные особенности стиля Некрасова. | |
50 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова. | |
51-52 | Повесть «Очарованный странник». | 2 | | | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова. | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин. | 6 | | | | | |
53-54 | Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор | 2 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя. Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов | |
55 | Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать содержание произведения. Раскрыть образ Иудушки Головлева. | |
56 57-58 | «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина Р.К. Вн. чт. Е. Замятин «Север» | 1 2 | | | Комбинированный урок Внеклассное чтение | Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера. | |
| Ф.М. Достоевский | 12 | | | | Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского, | |
59 | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского. | |
60-61 | Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского. | 2 | | | Комбинированное | Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями. Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения. | |
62 | Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта. | |
63 | «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Показать важнейшую роль второстепенных героев. | |
64-65 | Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова | 2 | | | Комбинированный урок | Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь. | |
66 | Женские образы романа. Проверочная работа. | 1 | | | Комбинированный урок | Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа. | |
67-68 69-70 | Р. Р. Сочинение по творчеству Достоевского Р.К. Вн. чт. А. Яшин «Сирота» | 2 2 | | | Развитие речи Урок проверки знаний и умений Внеклассное чтение | Проверить и закрепить знания учащихся Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера. | |
71-72 | Лирика А.К. Толстого | 2 | | | Анализ лирического произведения | Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта. | |
| Л.Н. Толстой | 20 | | | | Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне. Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов. | |
73-74 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | 2 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого | |
75 | Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия. | 1 | | | Комбинированный урок | Знать понятия: проблема, образ , жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие. | |
76 | Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества. | |
77 | «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста. | |
78 | Изображение войны 1805-1807гг. | 1 | | | Комбинированный урок | Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны. | |
79 | «Надо жить, надо любить, надо верить». Образ Андрея Болконского. | 1 | | | Комбинированный урок | Показать эволюцию образа Болконского. | |
80-81 | «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» | 2 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать содержание «военных глав». Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость. | |
82 | «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте. | |
83 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона) | 1 | | | Проблемные задания, беседа | Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона. | |
84-85 | Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов | 2 | | | Проблемные задания | Показать эволюцию образа Пьера Безухова. | |
86 | Проверочная работа | 1 | | | Проверка ЗНК | Проверить и закрепить знания учащихся | |
87 | Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе. | |
88 | Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа. | |
89-90 91 | Р.Р. Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого Р.К. Вн. чт. Ф.Абрамов «Две зимы и три лета» | 2 1 | | | Развитие речи Урок проверки знаний и умений Внеклассное чтение | Проверить и закрепить знания учащихся. Познакомиться с основными фактами жизни и творчества писателей-северян, содержанием произведений, образной природой словесного искусства Севера. | |
| А.П.Чехов. | 8 | | | Лекция. | Знать основные факты из жизни и творчества А.П. Чехова. | |
92 | Жизнь и творчество. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя. | |
93 | Ранние рассказы. | 1 | | | | Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы. | |
94 | Трилогия о любви. | 1 | | | Семинарское занятие | Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов | |
95 | Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». | 1 | | | Сообщения, лингвистический анализ | Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. Знать тему и идею рассказа, композицию. | |
96 | «Вишнёвый сад»- драма или комедия? | 1 | | | Комбинированное | Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта | |
97 | Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе. | 1 | | | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе. | |
98 | Молодое поколение в пьесе. | 1 | | | Комбинированный урок | Знать содержание действия, выяснить позицию автора. | |
99 | «Россия- наш сад». Символика названия. | 1 | | | Лекция, конспект | Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы. | |
100 | Итоговый урок по курсу 10 класса | 1 | | | Урок проверки знаний и умений | Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке. | |
101-102 | Резервный урок | | | | | | |