Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10 класса по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г) в соответствии с Примерной программой общего образования по литературе, обеспечивающей требования минимума содержания БУП -2004 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( базовый уровень 2004)
Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Содержание курса 10 класса, курса на историко-литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями русской классики, которое дает представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Краткое знакомство с литературой XIX века дает возможность представить литературу всего века.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. В данной рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. 23 часа использованы следующим образом: 14 часов на уроки развития речи (9 сочинений), 3 часа на проведении контрольных работ в формате ЕГЭ, 6 часов – на уроки внеклассного чтения.
Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 105 часов (3 часа в неделю)
Коллектив 10 –го класса состоит из 5-ти обучающихся. Из них трое обучающихся имеют оценку «4», двое – «3». Как показало анкетирование в начале учебного года, проводимое с целью выявить, какие художественные произведения были прочитаны за лето, обучающиеся не в полном объёме прочитали рекомендованную литературу, что затрудняет изучение предмета, достижения обучающимися требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
по литературе 10 класс по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г)
№ п/п | Тема урока | Кол.ч. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Элементы дополнительного содержания | Дата |
общеучебные | специальные |
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Художественные открытия русских писателей-классиков (Державин, Карамзин, Жуковский) | 1 | Основные темы и проблемы русской литературыXIXв.(свобода,духовно-нравственные искания человека, обращения к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество»,борьба с социальной несправедливостью и угнетением) | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Связь русской классики с литературой предшествующего периода. «Вечные темы русской классики» | |
2 | Обзор русской литературы 1-ой половины XIX в. Классицизм,сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 1-ой половины XIXв. | 1 | Россия в первой половине XIX в. Национальное самоопределение русской литературы | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Историческая справка»Россия в первой половине XIX в.»Западники и словянофилы | |
3 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество(обзор). Основные мотивы лирики. «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Элегия» и др. Художественные открытия . Обучение анализу стих-яА.С.Пушкина. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Лекция с элементами беседы | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей. | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Поэты «пушкинской плеяды». Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии | |
4 | В/ч Литературная гостиная. «Чувства добрые » в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. «Поэт»,»Пора, мой друг, пора!..»и др. | 1 | Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стих-ях поэта духовного мира человека | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей. | Уметь выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения. | Историческая справка «Пушкин и декабристы» | |
5 | Поэма «Медный всадник». Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Историческая справка «Роль Петра I в истории России» | |
6 | Своеобразие жанра и композиции произведения | 1 | Значение творчества А.С.Пушкина для русской и мировой культуры | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод, (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
7 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.(обзор). Своеобразие художественного мира . Обучение анализу стих-яЛермонтова. «Молитва», «Как часто пёстрою толпою…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу» и др. | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций | Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных | Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения,используя сведения по истории и теории литературы. | | |
8 | Романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон» и др. | 1 | Основные темы в поэзии Лермонтова. | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова. Любовная лирика Лермонтова | |
9 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Невский проспект» | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | Уметь проводить информационно – смысловой анализ текста | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | «Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. | |
10 | Образ города в повести | 1 | Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
11 | Соотношение мечты и действительности | 1 | Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
12 | В/Ч Сборник повестей Миргород | 1 | Художественное своеобразие повестей | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
13 | Р/Р Обучение написанию сочинения по произведениям русской литературы I –ой половины XIX в. | 1 | Темы сочинений: 1. «Основные темы и мотивы пушкинской лирики». 2. «Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова». 3.»Петербург – город призрак» ( по циклу «Петербургские повести») | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
14 | Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа по тестам и сборников ЕГЭ по литературе по произведениям русской литературы превой половины XIX в. | 1 | | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность,владеть навыками контроля и оценки своей | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
15 | Обзор русской литературы II половины XIX в. Россия во второй половине XIX в.Классическая русская литература и её мировое признание | 1 | Общественно-политическая ситуация в стране. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Аналитический характер русской прозы. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Историческая справка «Россия в 50-60-е гг XIX века» Историко- биографические связи писателей эпохи | |
16 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве А.Н.Островского. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
17 | Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства» | 1 | Образ города Калинова | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения | | |
18 | Катерина в системе образов | 1 | Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выделять характерные особенности драмы. Составлять словесные портреты героев | | |
19 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния | 1 | Смысл названия и символика пьесы | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
20 | Жанровое своеобразие | 1 | Драматическое, лирическое и трагическое в пьесе | Уметь использовать различные виды чтения | Уметь определять род и жанр произведения | | |
21 | Р/Р Обучение конспектированию. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» | 1 | «Гроза » в русской критике. | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | | |
22 | Р/Р Обучение сочинению по драме Островского «Гроза» | 1 | Темы сочинений: 1. «Образ Катерины и трагедия совести в драме «Гроза». 2. «В чём сила и слабость Катерины» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
23 | Р/Р Сочинение на выбранную тему по драме Островского «Гроза» | 1 | Темы сочинений: 1. «Образ Катерины и трагедия совести в драме «Гроза». 2. «В чём сила и слабость Катерины» | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
24 | В/Ч А.Н.Островский «Бесприданница» или «Свои люди- сочтёмся» | 1 | | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
25 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. (обзор)Роман «Обломов». История создания | 1 | Знакомство с биографией Гончарова. Особенности композиции | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Литературные предшественники Обломова | |
26 | Сон Обломова и её роль в произведении | 1 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
27 | Система образов. Приёмы антитезы в романе | 1 | Обломов и Штольц, Обломов и Ольга | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
28 | Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа | 1 | Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
29 | Р/Р Подготовка к сочинению по роману «Обломов» | 1 | Авторская позиция и способы её выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Темы сочинений: 1.Обломов и Штольц. 2. Роль женских образов в романе. 3. Жизнь моя началась с погасания. | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | Выписать тезисы «Обломов в оценке Добролюбова» из статьи «Что такое обломовщина» | |
30 | Р/Р Сочинение по роману «Обломов» | 1 | Авторская позиция и способы её выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Темы сочинений: 1.Обломов и Штольц. 2. Роль женских образов в романе. 3. Жизнь моя началась с погасания. | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | Особенности художественного стиля речи | |
31 | И.С.Тургенев. Жизнь творчество. Творческая история создания романа «Отцы и дети» | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Тургенева | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Историческая справка «Противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х гг» | |
32 | Сюжет, композиция, система образов | 1 | Отражение в романе общественно-политической ситуации в Росси | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения | Особенности композиции романа | |
33 | «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова | 1 | Смысл названия | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
34 | Роль образа Базарова в развитии основного конфликта | 1 | Черты личности, мировоззрение Базарова | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Вопросы идеологического спора в романе | |
35 | Тема народа в романе | 1 | Базаров и его мнимые последователи | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
36 | Вечные темы в романе (природа, любовь , искусство) | 1 | Смысл финала романа, авторская позиция и способы её выражения | Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Фрагменты фильма «Отцы и дети» | |
37 | Поэтика романа и своеобразие жанра | 1 | Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа. | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
38 | Р/Р Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев. «Базаров» (обучение конспектированию фрагментов) | 1 | Базаров в ряду других образов в литературе | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | | |
39 | Р/Р Сочинение по роману «Отцы и дети» | 1 | Какова роль эпизода в «Смерть Базарова» в идейном и художественном содержании романа? | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
40 | Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа | 1 | Тесты из сборника ЕГЭ. | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность,владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
41 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия». Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. | Уметь Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова. | Уметь определять род и жанр произведения | Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова | |
42 | Художественное своеобразие лирики Некрасова, её связь с народной поэзией | 1 | Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть) | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Некрасовские мотивы в русской живописи | |
43 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская жизнь в изображении Некрасова | 1 | История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь определять род и жанр произведения | Фольклорные традиции в поэме | |
44 | Система образов поэмы. | 1 | Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения, используя сведения по теории литературы. | | |
45 | Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы | 1 | Тема женской доли. Тема народного бунта. Фольклорная основа поэмы | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
46 | Р/Р Сочинение по творчеству Некрасова | 1 | Темы сочинений: 1. «Исповедь героя как средство раскрытия характера».2. | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
47 | В/Ч Н.Г.Чернышевский «Что делать?» | 1 | Проблематика, жанр Композиция | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
48 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Тютчева и литературная традиция. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…».О,как убийственно мы любим…», «К.Б.» | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | | |
49 | Основные темы и образы тютчевской лирики. «День и ночь», «Последняя любовь» | 1 | Тема родины. Человек, природа , история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство. | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Романсы на стихи Тютчева | |
50 | Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | 1 | Философский характер тютчевского романтизма | Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения, используя сведения по теории литературы. | | |
51 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета и литературные традиции. «» | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве. Фет и теория чистого искусства | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Теория чистого искусства | |
52 | «Вечные» темы в лирике Фета | 1 | Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть) | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Романсы на стихи Фета | |
53 | Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики | 1 | Философская проблематика лирики Фета | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
54 | Р/Р Сочинение по лирике Фета Тютчева | 1 | Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева и Фета | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
55 | Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа | 1 | Тесты из сборника ЕГЭ по литературе | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
56 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Тема Дороги и изображение этапов духовного пути личности (Смысл странствий главного героя) «Очарованный странник» | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Лескова. Особенности сюжета повести. Смысл названия | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Образы праведников в русской литературе | |
57 | Тема трагической судьбы талантливого русского человека | 1 | Образ Ивана Флягина. Особенности повествовательной манеры Лескова | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Былинные мотивы в повести. Язык и стиль сказа | |
58 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти,бесправия и покорности народа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев» | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Фольклорные мотивы в сатирических произведениях. | |
59 | Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина | 1 | Тема народа и власти. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
60 | А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Романсы П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого «Средь шумного бала» и др | |
61 | В/Ч Взгляд на русскую историю в произведениях А.К.Толстого | 1 | Влияние фольклорной и романтической традиции | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Традиции русской художественной сатиры в произведениях Л.Н.Толстого | |
62 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве Л.Н.Толстого | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
63 | История создания романа-эпопеи «Война и мир» | 1 | Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Антитеза как центральный композиционный приём | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Историческая основа романа | |
64 | Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности | 1 | Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Историческая справка о наполеоновских войнах, об участии России в заграничных походах 1805-1807гг | |
65 | Изображение светского общества в романе | 1 | Срывание всех и всяческих масок с высокосветского общества | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Фрагменты фильма Бондарчука «Война и мир» | |
66 | Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий | 1 | Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Фрагменты фильма Бондарчука «Война и мир» | |
67 | «Мысль народная» и» мысль семейная» в романе | 1 | Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
68 | Наташа Ростова и княжна Марья – любимые героини Толстого | 1 | Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Женский идеальный образ в литературе | |
69 | Тема войны в романе | 1 | Военные эпизоды в романе. Русский солдат в изображении Толстого | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
70 | Толстовская философия истории | 1 | Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
71 | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса | 1 | Значение их противопоставлений | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
72 | Психологизм прозы Толстого | 1 | Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов, и внутренних монологов в романе | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
73 | Смысл названия и поэтика романа-эпопеи | 1 | Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Л.Н.Толстого | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
74 | Р/Р Сочинение по роману Толстого | 1 | | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
75 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве. Своеобразие жанра | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Фрагменты фильма по роману | |
76 | Особенности сюжета и композиции | 1 | Проблематика, система образов романа | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
77 | Теория Раскольникова и её развенчание | 1 | Раскольников и его «двойники» | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | Образы«двойников» в русской литературе (Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий) | |
78 | Образы «униженных и оскорблённых» | 1 | Второстепенные персонажи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | Изображение маленького человека в русской литературе | |
79 | Образ Петербурга в романе | 1 | Приёмы создания образа | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | Петербург Пушкина и Гоголя | |
80 | Библейские мотивы и образы в романе | 1 | Тема гордости и смирения | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
81 | Образ Сони Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора | 1 | Роль внутренних монологов и снов героев в романе | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
82 | Проблема нравственного выбора | 1 | Смысл названия | Уметь проводить информационно- смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы | | |
83 | Психологизм прозы Достоевского | 1 | Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов, и внутренних монологов в романе | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | | |
84 | Р/Р Сочинение по роману «Преступление и наказание» (подготовка) | 1 | Темы сочинений: «Изображение жизни униженных и оскорблённых в романе» -
| Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
85 | Р/Р Сочинение по роману «Преступление и наказание» | 1 | | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
86 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Тесты из сборника ЕГЭ по литературе | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
87 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов | 1 | Углубление представлений о жизни и творчестве А.П.Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в прозе Чехова | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина, Гоголя Достоевского | |
88 | Психологизм прозы Чехова | 1 | Роль художественной детали, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь сопоставлять литературные произведения | | |
89 | В/Ч «Дама с собачкой». Тема ответственности человека за свою судьбу | 1 | Тема любви в чеховской прозе | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
90 | Пьеса «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов | 1 | Символический смысл образа вишнёвого сада | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | | |
91 | Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе | 1 | Раевская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | | |
92 | Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе | 1 | Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
93 | Особенности чеховского диалога | 1 | Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
94 | Р/Р Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 1 | Комическое и драматическое в пьесах Чехова | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы | | |
95 | Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа по теме : «Литература II половины XIX в.» | 1 | Тесты из сборника ЕГЭ по литературе | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
96 | Из зарубежной литературы II половины XIX в. Основные тенденции в развитии зарубежной литературы II половины XIX в. | 1 | Поздний романтизм . Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Связь русской классики с произведениями зарубежной литературы | |
97 | Ги де Мопассан «Ожерелье». Мастерство психологического анализа | 1 | Сюжет и композиция новеллы. Система образов. | Уметь использовать различные виды чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения | | |
98 | Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом». Художественное наследие Ибсена и мировая драматыргия | 1 | Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика конфликта. Вопрос о правах женщины в произведении | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения | | |
99 | А.Рембо. Жизнь и творчество. «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни. | 1 | Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения | | |
100 | Литература народов мира. Р.Гамзатов. М.Джалиль. | 1 | Обзор литературы народов мира | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь. | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
101-102 | К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Стих-я из сборника «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы. | 2 | Близость творчества Хетагурова к творчеству Некрасова. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь. | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
103-104 | Гофман . Жизнь и творчество «Серапионовы братья» | 2 | Основная проблематика произведения. Образы главных героев | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
105 | Итоговый урок по зарубежной литературе и литературе народов мира | 1 | | | | | |