СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы С.А Зинина. Программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирования. Программа расcчитана на 3 часа в неделю (105ч в год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 10 класса по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г) в соответствии с Примерной программой общего образования по литературе, обеспечивающей требования минимума содержания БУП -2004 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( базовый уровень 2004)

Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 класса, курса на историко-литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями русской классики, которое дает представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Краткое знакомство с литературой XIX века дает возможность представить литературу всего века.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. В данной рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На уроках литературы ученики должны решать следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. 23 часа использованы следующим образом: 14 часов на уроки развития речи (9 сочинений), 3 часа на проведении контрольных работ в формате ЕГЭ, 6 часов – на уроки внеклассного чтения.

Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 105 часов (3 часа в неделю)

Коллектив 10 –го класса состоит из 5-ти обучающихся. Из них трое обучающихся имеют оценку «4», двое – «3». Как показало анкетирование в начале учебного года, проводимое с целью выявить, какие художественные произведения были прочитаны за лето, обучающиеся не в полном объёме прочитали рекомендованную литературу, что затрудняет изучение предмета, достижения обучающимися требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом.


Используемый учебно-методический комплект:

  • Примерная программа по литературе 2004 года.

  • Программа по литературе для 10-11 классов/ авт.-сост. В.И.Чалмаев, Г.С.Меркин, С.А Зинин.// Литература. Программа. 5-11 классы.- М.: ООО « ТИД «Русское слово – РС», 2011»

  • Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В.,Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе I-II половины XIX века – М., « ВАКО», 2006 г.

  • В.И. Сахаров. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  • Литература XIX века. 10 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.



Список литературы

  • Примерная программа по литературе 2004 года.

  • Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В.,Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе I-II половины XIX века – М., « ВАКО», 2003 г.

  • С.А.Зинин. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература XIX века»(10 класс); В.И.Чалмаев, С.А.Зинин «Литература XX века»(11 класс) При изучении предмета на базовом и профильном уровне/ С.А. Зинин. – М.: ООО» ТИД «Русское слово - РС», 2007.

  • В.И. Сахаров. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  • Литература XIX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  • Г.С.Меркин. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г.С.Меркин,Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С. Рябикова.- М.: ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2008.







Учебно-тематический план


Наименования разделов

Кол. часов

Развитие речи, сочинения

Проверочные работы

Внеклассное чтение

Литература XIX



Введение

1





Литература первой половины XIX века

10

1

1


1

Обзор русской литературы первой половины XIX века

1




2

А.С.Пушкин

3



1

3

М.Ю.Лермонтов

2




4

Н.В.Гоголь

4

1

1

1


Литература второй половины XIX века

68

13

2


1

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1




2

А.Н.Островский

5

3


1

3

И.А.Гончаров

4

2



4

И.С.Тургенев

7

2

1


5

Н.А.Некрасов

5

1


1

6

Ф.И.Тютчев

3




7

А.А.Фет

3

1



8

Н.С.Лесков

2




9

М.Е.Салтыков - Щедрин

2




10

А.К.Толстой

1



1

11

К.Хетагуров

1




12

Л.Н.Толстой

14

1



13

Ф.М. Достоевский

9

2



14

А.П.Чехов

6

1

1

1

15

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

1




16

Ги де Мопассан

1




17

Г.Ибсен

1




18

А.Рембо

1




19

Итоговый урок

1











ИТОГО

79

14

3

6



Календарно-тематическое планирование

по литературе 10 класс по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г)

п/п

Тема урока

Кол.ч.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Элементы дополнительного содержания

Дата

общеучебные

специальные

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Художественные открытия русских писателей-классиков (Державин, Карамзин, Жуковский)

1

Основные темы и проблемы русской литературыXIXв.(свобода,духовно-нравственные искания человека, обращения к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество»,борьба с социальной несправедливостью и угнетением)

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Связь русской классики с литературой предшествующего периода. «Вечные темы русской классики»


2

Обзор русской литературы 1-ой половины XIX в. Классицизм,сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 1-ой половины XIXв.

1

Россия в первой половине XIX в. Национальное самоопределение русской литературы

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Историческая справка»Россия в первой половине XIX в.»Западники и словянофилы


3

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество(обзор). Основные мотивы лирики. «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Элегия» и др. Художественные открытия . Обучение анализу стих-яА.С.Пушкина.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Лекция с элементами беседы

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей.


Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы


Поэты «пушкинской плеяды». Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии


4

В/ч Литературная гостиная. «Чувства добрые » в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. «Поэт»,»Пора, мой друг, пора!..»и др.

1

Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стих-ях поэта духовного мира человека

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей.


Уметь выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения.

Историческая справка «Пушкин и декабристы»


5

Поэма «Медный всадник». Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина

1

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Историческая справка «Роль Петра I в истории России»


6

Своеобразие жанра и композиции произведения

1

Значение творчества А.С.Пушкина для русской и мировой культуры

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод, (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



7

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.(обзор). Своеобразие художественного мира . Обучение анализу стих-яЛермонтова. «Молитва», «Как часто пёстрою толпою…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу» и др.

1

Углубление представлений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций

Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных

Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения,используя сведения по истории и теории литературы.



8

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон» и др.

1

Основные темы в поэзии Лермонтова.

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова. Любовная лирика Лермонтова


9

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Невский проспект»

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

Уметь проводить информационно – смысловой анализ текста

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина.


10

Образ города в повести

1

Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



11

Соотношение мечты и действительности

1

Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



12

В/Ч Сборник повестей Миргород

1

Художественное своеобразие повестей

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



13

Р/Р Обучение написанию сочинения по произведениям русской литературы I –ой половины XIX в.

1

Темы сочинений: 1. «Основные темы и мотивы пушкинской лирики». 2. «Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова». 3.»Петербург – город призрак» ( по циклу «Петербургские повести»)

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



14

Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа по тестам и сборников ЕГЭ по литературе по произведениям русской литературы превой половины XIX в.

1


Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность,владеть навыками контроля и оценки своей

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



15

Обзор русской литературы II половины XIX в. Россия во второй половине XIX в.Классическая русская литература и её мировое признание

1

Общественно-политическая ситуация в стране. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Аналитический характер русской прозы. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Историческая справка «Россия в 50-60-е гг XIX века» Историко- биографические связи писателей эпохи


16

А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме

1

Углубление представлений о жизни и творчестве А.Н.Островского. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



17

Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»

1

Образ города Калинова

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения



18

Катерина в системе образов

1

Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины.

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выделять характерные особенности драмы. Составлять словесные портреты героев



19

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния

1

Смысл названия и символика пьесы

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



20

Жанровое своеобразие

1

Драматическое, лирическое и трагическое в пьесе

Уметь использовать различные виды чтения

Уметь определять род и жанр произведения



21

Р/Р Обучение конспектированию. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

1

«Гроза » в русской критике.

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи



22

Р/Р Обучение сочинению по драме Островского «Гроза»

1

Темы сочинений: 1. «Образ Катерины и трагедия совести в драме «Гроза».

2. «В чём сила и слабость Катерины»


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



23

Р/Р Сочинение на выбранную тему по драме Островского «Гроза»

1

Темы сочинений: 1. «Образ Катерины и трагедия совести в драме «Гроза».

2. «В чём сила и слабость Катерины»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



24

В/Ч А.Н.Островский «Бесприданница» или «Свои люди- сочтёмся»

1


Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



25

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. (обзор)Роман «Обломов». История создания

1

Знакомство с биографией Гончарова. Особенности композиции

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Литературные предшественники Обломова


26

Сон Обломова и её роль в произведении

1

Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



27

Система образов. Приёмы антитезы в романе

1

Обломов и Штольц, Обломов и Ольга

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



28

Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа

1

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять авторскую позицию



29

Р/Р Подготовка к сочинению по роману «Обломов»

1

Авторская позиция и способы её выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Темы сочинений:

1.Обломов и Штольц.

2. Роль женских образов в романе.

3. Жизнь моя началась с погасания.

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы

Выписать тезисы «Обломов в оценке Добролюбова» из статьи «Что такое обломовщина»


30

Р/Р Сочинение по роману «Обломов»

1

Авторская позиция и способы её выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Темы сочинений:

1.Обломов и Штольц.

2. Роль женских образов в романе.

3. Жизнь моя началась с погасания.

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы

Особенности художественного стиля речи


31

И.С.Тургенев. Жизнь творчество. Творческая история создания романа «Отцы и дети»

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Тургенева

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Историческая справка «Противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х гг»



32

Сюжет, композиция, система образов

1

Отражение в романе общественно-политической ситуации в Росси

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения

Особенности композиции романа


33

«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова

1

Смысл названия

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



34

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта

1

Черты личности, мировоззрение Базарова

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Вопросы идеологического спора в романе


35

Тема народа в романе

1

Базаров и его мнимые последователи

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



36

Вечные темы в романе (природа, любовь , искусство)

1

Смысл финала романа, авторская позиция и способы её выражения

Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Фрагменты фильма «Отцы и дети»


37

Поэтика романа и своеобразие жанра

1

Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа.

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять авторскую позицию



38

Р/Р Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев. «Базаров» (обучение конспектированию фрагментов)

1

Базаров в ряду других образов в литературе

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи



39

Р/Р Сочинение по роману «Отцы и дети»

1

Какова роль эпизода в «Смерть Базарова» в идейном и художественном содержании романа?

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



40

Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа

1

Тесты из сборника ЕГЭ.

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность,владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



41

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия». Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова.

Уметь Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова.

Уметь определять род и жанр произведения

Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова


42

Художественное своеобразие лирики Некрасова, её связь с народной поэзией

1

Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть)

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Некрасовские мотивы в русской живописи


43

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская жизнь в изображении Некрасова

1

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь определять род и жанр произведения

Фольклорные традиции в поэме


44

Система образов поэмы.

1

Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения, используя сведения по теории литературы.



45

Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы

1

Тема женской доли. Тема народного бунта. Фольклорная основа поэмы

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



46

Р/Р Сочинение по творчеству Некрасова

1

Темы сочинений: 1. «Исповедь героя как средство раскрытия характера».2.

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



47

В/Ч Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

1

Проблематика, жанр Композиция

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



48

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Тютчева и литературная традиция. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…».О,как убийственно мы любим…», «К.Б.»

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Некрасова. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой



49

Основные темы и образы тютчевской лирики. «День и ночь», «Последняя любовь»

1

Тема родины. Человек, природа , история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство.

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Романсы на стихи Тютчева


50

Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

1

Философский характер тютчевского романтизма

Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Уметь анализировать и интерпретировать худ-е произведения, используя сведения по теории литературы.



51

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета и литературные традиции. «»

1

Углубление представлений о жизни и творчестве. Фет и теория чистого искусства

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Теория чистого искусства


52

«Вечные» темы в лирике Фета

1

Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть)

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Романсы на стихи Фета


53

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики

1

Философская проблематика лирики Фета

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



54

Р/Р Сочинение по лирике Фета Тютчева

1

Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева и Фета

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



55

Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа

1

Тесты из сборника ЕГЭ по литературе

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



56

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Тема Дороги и изображение этапов духовного пути личности (Смысл странствий главного героя) «Очарованный странник»

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Лескова. Особенности сюжета повести. Смысл названия

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Образы праведников в русской литературе


57

Тема трагической судьбы талантливого русского человека

1

Образ Ивана Флягина. Особенности повествовательной манеры Лескова

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Былинные мотивы в повести. Язык и стиль сказа


58

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти,бесправия и покорности народа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев»

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях.


59

Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина

1

Тема народа и власти. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



60

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого

1

Углубление представлений о жизни и творчестве А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Романсы П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого «Средь шумного бала» и др


61

В/Ч Взгляд на русскую историю в произведениях А.К.Толстого

1

Влияние фольклорной и романтической традиции

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы(текс, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Традиции русской художественной сатиры в произведениях Л.Н.Толстого

62

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

1

Углубление представлений о жизни и творчестве Л.Н.Толстого

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



63

История создания романа-эпопеи «Война и мир»

1

Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Антитеза как центральный композиционный приём

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Историческая основа романа


64

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности

1

Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Историческая справка о наполеоновских войнах, об участии России в заграничных походах 1805-1807гг


65

Изображение светского общества в романе

1

Срывание всех и всяческих масок с высокосветского общества

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Фрагменты фильма Бондарчука «Война и мир»


66

Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий

1

Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Фрагменты фильма Бондарчука «Война и мир»


67

«Мысль народная» и» мысль семейная» в романе

1

Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



68

Наташа Ростова и княжна Марья – любимые героини Толстого

1

Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Женский идеальный образ в литературе


69

Тема войны в романе

1

Военные эпизоды в романе. Русский солдат в изображении Толстого

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



70

Толстовская философия истории

1

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



71

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса

1

Значение их противопоставлений

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



72

Психологизм прозы Толстого

1

Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов, и внутренних монологов в романе

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



73

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи

1

Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Л.Н.Толстого

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



74

Р/Р Сочинение по роману Толстого

1


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



75

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение

1

Углубление представлений о жизни и творчестве. Своеобразие жанра

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Фрагменты фильма по роману


76

Особенности сюжета и композиции

1

Проблематика, система образов романа

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



77

Теория Раскольникова и её развенчание

1

Раскольников и его «двойники»

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы

Образы«двойников» в русской литературе (Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий)


78

Образы «униженных и оскорблённых»

1

Второстепенные персонажи

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы

Изображение маленького человека в русской литературе


79

Образ Петербурга в романе

1

Приёмы создания образа

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы

Петербург Пушкина и Гоголя


80

Библейские мотивы и образы в романе

1

Тема гордости и смирения

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



81

Образ Сони Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора

1

Роль внутренних монологов и снов героев в романе

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



82

Проблема нравственного выбора

1

Смысл названия

Уметь проводить информационно- смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы



83

Психологизм прозы Достоевского

1

Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов, и внутренних монологов в романе

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде



84

Р/Р Сочинение по роману «Преступление и наказание» (подготовка)

1

Темы сочинений:

  1. «Изображение жизни униженных и оскорблённых в романе»

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



85

Р/Р Сочинение по роману «Преступление и наказание»

1


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



86

Готовимся к ЕГЭ

1

Тесты из сборника ЕГЭ по литературе

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



87

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов

1

Углубление представлений о жизни и творчестве А.П.Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в прозе Чехова

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина, Гоголя Достоевского


88

Психологизм прозы Чехова

1

Роль художественной детали, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь сопоставлять литературные произведения



89

В/Ч «Дама с собачкой». Тема ответственности человека за свою судьбу

1

Тема любви в чеховской прозе

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



90

Пьеса «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов

1

Символический смысл образа вишнёвого сада

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде



91

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе

1

Раевская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи



92

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе

1

Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



93

Особенности чеховского диалога

1

Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



94

Р/Р Сочинение по творчеству А.П.Чехова

1

Комическое и драматическое в пьесах Чехова

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать сочинения разных жанров на литературные темы



95

Готовимся к ЕГЭ. Контрольная работа по теме : «Литература II половины XIX в.»

1

Тесты из сборника ЕГЭ по литературе

Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



96

Из зарубежной литературы II половины XIX в. Основные тенденции в развитии зарубежной литературы II половины XIX в.

1

Поздний романтизм . Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Связь русской классики с произведениями зарубежной литературы


97

Ги де Мопассан «Ожерелье». Мастерство психологического анализа

1

Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

Уметь использовать различные виды чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения



98

Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом». Художественное наследие Ибсена и мировая драматыргия

1

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика конфликта. Вопрос о правах женщины в произведении

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь.

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения



99

А.Рембо. Жизнь и творчество. «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни.

1

Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь.

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения



100

Литература народов мира.

Р.Гамзатов. М.Джалиль.

1

Обзор литературы народов мира

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь.

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



101-102

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Стих-я из сборника «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы.

2

Близость творчества Хетагурова к творчеству Некрасова. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать речь.

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



103-104

Гофман . Жизнь и творчество «Серапионовы братья»

2

Основная проблематика произведения. Образы главных героев

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



105

Итоговый урок по зарубежной литературе и литературе народов мира

1