СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Сахарова В.И., Зинина С.А.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Сахарова В.И., Зинина С.А. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Сахарова В.И., Зинина С.А.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педсовета приказом от ____________ № ___

протокол № __ от __________ Директор школы______

Председатель педсовета ______Т.В. Зорина И.А.Антоненко








Рабочая программа

по литературе (базовый уровень)

в 10 классах А, Б

на 2015 - 2016 учебный год

по УМК Сахарова В.И., Зинина С.А. 











Разработчики:

Сизонова Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

1 категории.












Курск – 2015 г.






Пояснительная записка


На изучение литературы отводится 105 часов, в том числе 3 домашних и 4 классных сочинения. В рабочую программу включены уроки, посвящённые литературному краеведению.

На данном этапе на передний план выдвигаются задачи формирования духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, его миропонимания и национального самосознания, развитие эстетического вкуса и литературных способностей учащихся, воспитания любви и привычки к чтению.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изучение литературы на базовом уровне систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся осознать диалог классической и современной литературы. Курс решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

1.Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.



Учебно-тематический план


п/п


Наименование

Количество часов

Общее количество

Из них


КС

ДС

1

Введение


1



Из литературы первой половины XIX века (11 часов)


2

Творчество А.С.Пушкина


4



3

Творчество М.Ю.Лермонтова


3



4

Творчество Н.В.Гоголя


3



Из литературы второй половины XIX века (87 часов)


5

Литература и журналистика 50-80 годов XIX века


1



6

Творчество А.Н.Островского


9

1


7

Творчество И.А.Гончарова


6



8

Творчество И.С.Тургенева


10

1


9

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»


3



10

Творчество Н.А.Некрасова


9


1

11

Творчество Ф.И.Тютчева


4


1


12

Творчество А.А.Фета


6



13

Творчество Н.С.Лескова


4



14

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина


5


1

15

Лирика А.К.Толстого


2



16

Творчество Л.Н.Толстого


15

1


17

Творчество Ф.М.Достоевского


8


1

18

Творчество А.П.Чехова


5



19

Зарубежная литература


2



20

Обобщение по курсу


2




Итого

102

4

3




Содержание программы

102 ч

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).


Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»


И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (3 часа)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (9 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по творчеству Н.А.Некрасова.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (4 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 6 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. ЛЕСКОВ (4 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

А.К. ТОЛСТОЙ (2 часа)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (15 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 10 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  в 10 А классе

урока

Дата урока

Тема урока

Теория

Литературы.

Опорные понятия

Способы отслеживания результата

Приложе-ние

Введение (1 час)

1


Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века)

Историко-литературный процесс. Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм

Составление тезисного плана

Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с. 14


Из литературы 1-й половины XIX века (11 часов)

А.С.Пушкин (4 часа)

2


А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия

Знать содержание статьи учебника с 15- 27 ответить на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»


3


Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».

Философская лирика, послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма

Письменные ответы на вопросы

С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения


4


«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Философская тема в поэзии

Анализ стихотворений С.36-40, выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»


5


Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

Лироэпическая поэма, повесть

Читать «Медный всадник», статья учебника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51


М.Ю. Лермонтов (3 часа)

6


М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция»

Сообщение

Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта


7


Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

«Интимный» патриотизм, духовная лирика

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»


8


Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Философская поэма, романтическая поэма

Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79


Н.В.Гоголь (3 часа)

9


Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в«Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Ирония, гротеск, фантасмагория, трагикомедия

Сообщения

Статья учебника с.81-84 (читать), прочитать повесть «Невский проспект»


10


Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

Трагикомедия

Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос»


11


Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

Гротеск

Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107

Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),


12


Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»


Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века» Подготовить сообщения «Социально- политическая ситуация в России 2-й половины XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века»




Из литературы 2-й половины Х1Х века (87 часов)





13


Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов

Славянофильство и западничество; нигилизм, народни-чество, «почвенни-чество» «физиологи-ческий очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман»

Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139, прочитать комедию «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского


А.Н. Островский (9 часов)

14


А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Трагикомедия

Сочинение-рассуждение (миниатюра). Статья учебника с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157(конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174


15


Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза».

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Сочинение-миниатюра «В городе Калинове». Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174


16


Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Статья учебника с. 162-165 (читать), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их


17


Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши


18


Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).


Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины


19


Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»


Сообщения


20


Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

«Говорящие» фамилии, имена

Тестирование. Статья учебника с 171-173 (читать), подготовиться к сочинению


21

22


Р/Р Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»


Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»


И.А. Гончаров (6 часов)

23


И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Образная типизация, символика детали.

Статья учебника с. 176-184 (конспект)


24


Роман «Обломов». Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Социально- философский роман, типический характер, автобиографизм

Статья учебника с 184-186 (читать), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)


25


Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Утопия

Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209


26


Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».


Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209


27


Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)


Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209


28


Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова». Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Говорящая деталь

Тестирование

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»


И.С.Тургенев (10 часов)

29


Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

Очерк

Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать)


30


Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Нигилизм, социально- психологический роман

Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно)


31


Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутрен-него мира героев.

Письменная работа

Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254


32


Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Тайный психологизм

Составить таблицу. Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова


33


Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий.

Тайный психологизм

Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254.


34


Базаров и Одинцова. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения


Закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова


35


Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Вечные темы в литературе

Тестирование

Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию)


36


Самостоятельное чтение. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева, их место в творчестве писателя.

Стихотворение в прозе, лирическая проза

Статья учебника с.250-253 (читать), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики)


37

38


Р/Р Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.


Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?»


Н.Г.Чернышевский (3 часа)

39


Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

Ложная интрига; литературная утопия, идеологический роман, научная фантастика

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии


40


Дискуссия. «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»

Разумный эгоизм, про-пагандистский пафос

Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны»


41


Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Литературная утопия

Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение


Н.А. Некрасов (9 часов)

42


Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

Народность художест-венного творчества; демократизация поэтического языка.

Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова


43


Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Рефрен, лирический пафос

Проверочная работа

Анализ стихотворений

Статья учебника 289-294 (читать)


44


Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Ры​царь на час», «Пророк» и др.)

Гражданская лирика

Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»


45


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

Лироэпическая поэма

Статья учебника с.311 -313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы


46


Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).


Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»


47


Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.


Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»


48


Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).

Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая основа

Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


49


«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.


Развернутый ответ на вопрос

Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению


50


Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.


Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)


Ф.И. Тютчев (4 часа)

51


«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Философская лирика, афористичность стиха

Сообщение. Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта


52


Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

Стихотворная миниатюра

Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева»


53


Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта.(«Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»

Лирический цикл

Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наизусть стихотворение по выбору учащегося, анализ стихотворения


54


Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

Интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Тест, письменный анализ стихотворения. Статья учебника (II) с.28-30 (читать), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета


А.А. Фет (6 часов)

55


А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Поэтическая «безглагольность»

Сообщение. Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50


56


Природа и человек в лирике Фета(«Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Лирический этюд. Мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Анализ стихов

Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50


57


Кра​сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс

Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф. И.Тютчева и А.А.Фета


58


Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета




59

60


Р/Р Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»


Н.С. Лесков (4 часа)

61


Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Национальный колорит, стилизация

Статья учебника (II) с.52-57(читать)


62


Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.


Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76


63


Тема «очарованной души» в повести «Очарован​ный странник».Автор и рассказчик в повести.

Литературный сказ; жанр путешествия. Герой-рассказчик

Тест

Статья учебника (II) с.57-63(читать)


64


Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Жанровый синтез



М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов)

65


М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

Сатира, гротеск

Сообщение. Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76


66


«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Сатирический роман - хроника

Письменный ответ на вопрос


67


Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

Аллегория, абсурд

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76


68


«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108, придумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова Щедрина


69


Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»


Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого


А.К.Толстой (2 часа)

70


А.К.Толстой. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.(«Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.).

Лирика позднего романтизма; историческая песня.

Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору


71


Романтический колорит интимной лирики поэта. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.).

Притча-присказка

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»


Л.Н.Толстой (15 часов)

72


Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».

Роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Статья учебника (II) с. 129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»


73


Критическое изображение высшего света в романе. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».


Проверочная работа

Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»


74


«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.


Статья учебника (II) с. 156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе


75


Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.

Внутренний монолог

Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)


76

19.03

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Внутренний монолог

Статья учебника (II) с.166-170, ответить на вопрос 5, с.186


77

21.03

Наташа Ростова и женские образы в романе.

«Диалектика души», словесная пластика

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»


78


Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Антитеза

Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона


79


Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

Авторское отступление

Статья учебника (II) с. 176-183, (читать)


80

9.04

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.


Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно


81


Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.


Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»


82


Философия вещей в романе «Война и мир»

Деталь

Проверочная работа

Подготовиться к семинару


83


Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.


Статья учебника (II) с. 183-185, подготовиться к тестированию


84


Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого


Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками)


85

86


Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


Ф.М. Достоевский (8 часов)

87


Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

Идеологический роман и герой-идея

Сообщения

Статья учебника с.203-214 (читать)


88


Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Детективный роман, идеологический роман, философский роман



89

25.04

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Полифония

Творческая работа


90


Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Идея «сверхчеловека»

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»


91


Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

Герой-двойник

Письменные ответы на вопросы

Пересказ эпизодов


92

5.05.

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».


Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против»


93


Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Евангельские мотивы

Тест. Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками)


94


Р/Р Подготовка к домашнеему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


Написать сочинение по роману «Преступление и наказание»


А.П.Чехов (5 часов)

95


Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.


Сообщения. Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»


96


Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст

Прочитать рассказ «Ионыч»


97


Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе.

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова


98

99


Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.


Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»


Зарубежная литература 2-й половины XIX века (2 час)

100 101


Самостоятельное чтение. Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Новелла



102


Обобщение материала историко-литературного курса. Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.




Всего 102 часа, из них

КС - 4 ДС - 3






Список литературы.



    • Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

    • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

    • Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

    • Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

    • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

  • Литература в школе. Научно-методический журнал.

  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

  • Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

  • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.