СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс ( дистанционное обучение детей с ОВЗ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. Составлена по учебнику  В.А. Чалмаева, С.А. Зинина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс ( дистанционное обучение детей с ОВЗ)»

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации работников образования»


Центр дистанционного образования детей-инвалидов





СОГЛАСОВАНА


Начальник Центра ДО

___________Е.А. Примакова

«____»______________ 2015







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 11класса

на 2015-2016 учебный год





Учитель: Сивкова Л.Б


















Тамбов, 2015

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для среднего общего образования составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе.


Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

  • дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;


Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей:

- обращение к другим видам искусства, истории, философии;

- работа с иллюстрациями, картинами известных живописцев их жизнью и творчеством;

-обращение к музыкальным образцам, творчеству известных русских и зарубежных композиторов;

- знакомство с экранизацией и театральной постановкой известных литературных произведений;

- прослушивание произведений, озвученных мастерами художественного слова.


Нормативно-правовая база


- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)


Сведения о программе

Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений.

Программа полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта ( утвержден приказом Минобразования Р Ф № 1089 от 5 марта 2004г) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004г.). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. Программа способствует формированию общеучебные умений и навыков, применению различных методов (наблюдение, исследование, беседа, анализ, сопоставление, эксперимент).



Обоснование выбора программы


Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.


Информация о внесении изменений


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе и ей соответствует.


Место и роль учебного предмета


Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса литературы в старшей школе, способствуют приобщению к богатствам русской культуры , предоставляет широкие возможности для социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


Информация о количестве учебных часов


№ п/п

Класс

Предмет

Инвариантная часть

Вариативная

часть

Всего

1

11

Литература

68

0

2 ч в неделю – 68 часов в год




Формы организации образовательного процесса


Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка сообщений; проектов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Технология обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.


Механизм формирования ключевых компетенций


Содержание обучения литературе структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая , коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления, умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование теоретико-литературных знаний в различных речевых ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Языковая компетенция – владение нормами речевой деятельности учащихся на уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Культуроведческая компетенция – осознание специфики литературы в ряду других искусств, исторической эстетической обусловленности литературного процесса, взаимосвязь литературы и истории, овладение нормами речевого этикета.

Организационная компетенция предполагает умение организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования и проектирования, вступать в проектную деятельность.

Информационно-коммуникационная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Виды и формы контроля

Для осуществления контроля знаний используются следующие виды и формы:

- тестовый контроль,

- зачет,

-защита проектов,

-сочинение проблемного характера ,

-устный ответ на вопрос,

-рецензия на произведение, устный (письменный) анализ произведения

-презентация,

-эссе.

Применяются текущий, входной, итоговый, промежуточный контроль. Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, проектная деятельность, лекции, семинары


Информация об используемых учебниках


Русская литература 2 века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009


Содержание программы 11 класс

2 часа в неделю (68 часов в год)


Обзор русской литературы первой половины 20 века 1 ч

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

В результате изучения темы учащийся должен


знать/понимать:

особенности русской литературы первой половины XX века, историческую ситуацию в России, периодизацию, представителей данного периода, литературные течения и направления, термин «социалистический реализм».

уметь:

определять проблематику творчества писателей и поэтов,

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



И.А. Бунин. 3 ч



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества И.А. Бунина, содержание изученных произведений писателя, темы, сюжеты и проблематику произведений; традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина, развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина,

суть психологизма прозы И.А. Бунина , принципы создания характеров, роль художественной детали и символику бунинской прозы, своеобразие художественной манеры Бунина.



уметь: анализировать и интерпретировать художественные произведения И.А. Бунина, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) рассказов И. А. Бунина, объяснять связь с проблематикой произведения; давать оценку поступкам персонажей, анализировать роль художественных деталей и символики в произведениях,

аргументированно отстаивать свою точку зрения, писать сочинение по творчеству И.А. Бунина

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



А.И. Куприн 2 ч


Повесть «Гранатовый браслет».

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала

Повесть «Олеся»

Изображение «естественной», «природной» жизни, душевной красоты человека, близкого природе. Языческие мотивы в повести. Столкновение «естественного» человека с современной цивилизацией.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества А. И. Куприна, содержание изученных произведений писателя, темы, сюжеты и проблематику произведений; своеобразие сюжета повестей «Гранатовый браслет», «Олеся» , символический смысл художественных деталей в произведениях, мастерство психологического анализа, роль эпиграфа в повести «Гранатовый браслет», смысл финала произведений

уметь: анализировать и интерпретировать художественные произведения А.И. Куприна, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) произведений Куприна, объяснять связь с проблематикой произведения; давать оценку поступкам персонажей, анализировать роль художественных деталей и символики в произведениях,

аргументированно отстаивать свою точку зрения, писать отзыв о произведении,

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А. М. Горький 5 ч

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль»

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Рассказ «Макар Чудра»

Мотив вольности, образ сильных, волевых, свободолюбивых людей. Особенности стиля. Роль романтического пейзажа. Образ рассказчика и его функции. Прием антитезы.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор романа «Мать». Образы П. Власова и Ниловны в романе.


Сочинение по творчеству М. Горького.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

жизненный и творческий путь М.Горького, сюжет ранних рассказов и пьесы «На дне», понятие социально-философской драмы и смысл названия, о новаторстве Горького в изображении человека.

Уметь: определять роль авторских ремарок и афоризмов, давать характеристику персонажам, дискутировать относительно образов драмы, анализировать речь героев, формулировать свое мнение о драме, писать сочинение-рассуждение; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Русская поэзия конца 19- начала 20 века. 4 ч

Обзор русской поэзии конца 19- начала 20 века. 1 час

Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха.

В. Я. Брюсов . К. Д. Бальмонт

В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

характерные черты символизма, истоки его возникновения, смысл понятия «символ», основных представителей символизма, особенности символистской поэзии; основные темы и мотивы «старших» поэтов – символистов;

уметь: выявлять особенности поэтического мировосприятия поэтов – символистов, выразительно читать стихи, в том числе и 2-3 наизусть, находить в произведениях характерные черты символизма, анализировать поэтический текст, выявляя изобразительно- выразительные средства

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

характерные черты символизма, истоки его возникновения, смысл понятия «символ», основных представителей символизма, особенности символистской поэзии; основные темы и мотивы «младших» поэтов – символистов;

уметь: выявлять особенности поэтического мировосприятия поэтов – символистов, выразительно читать стихи, в том числе и 1-2 наизусть, находить в произведениях характерные черты символизма, анализировать поэтический текст, выявляя изобразительно- выразительные средства

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н.С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

характерные черты акмеизма, истоки его возникновения, основных представителей акмеизма , особенности поэзии; основные темы и мотивы лирики поэтов- акмеистов;

уметь: выявлять особенности поэтического мировосприятия поэтов – акмеистов, выразительно читать стихи, в том числе и 1-2 наизусть, находить в произведениях характерные черты акмеизма, анализировать поэтический текст, выявляя изобразительно- выразительные средства

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин . Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников . Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

характерные черты футуризма, истоки его возникновения, основных представителей футуризма, основные темы и мотивы, пафос и проблематику произведений, особенности футуристической поэзии, звуковые и графические эксперименты футуристов, группы футуристов ;

уметь: выявлять особенности поэтического мировосприятия поэтов – футуристов, выразительно читать стихи, в том числе и 1-2 наизусть, находить в произведениях характерные черты футуризма, анализировать поэтический текст, выявляя изобразительно- выразительные средства, оригинальность его словотворчества.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А.А. Блок. 3 ч

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» , «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Сочинение по творчеству А. А. Блока.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества А.А. Блока, тематику и проблематику произведений, жанровое своеобразие, мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока, особенности лирического героя, содержание , историю создания, сюжет поэмы «Двенадцать», ее героев, своеобразие композиции, авторский опыт осмысления событий революции

уметь:

выразительно читать стихотворения А.А. Блока , в том числе 1-2 наизусть, воспроизводить содержание прочитанных литературных произведений; анализировать и интерпретировать художественные произведения А.А. Блока , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


С.А. Есенин 3 ч

Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» , «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Поэма «Анна Снегина» о судьбе человека и Родины. Поэма «Черный человек» Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта

Сочинение по творчеству С.А. Есенина


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества С.А.Есенина, тематику и проблематику произведений, жанровое своеобразие, мотивы и образы поэзии, особенности лирического героя, традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, суть народно-песенной основы лирики Есенина.

уметь:

выразительно читать стихотворения С.А. Есенина , в том числе 2-3 наизусть, воспроизводить содержание прочитанных литературных произведений; анализировать и интерпретировать художественные произведения С.А. Есенина , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); выявлять авторскую позицию;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Новокрестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века

в творчестве Н.А. Клюева, С. Клычкова. 1 ч

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Образно-стилистический мир поэзии и Н.А. Клюева. С. Клычкова.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

тематику и проблематику произведений крестьянской поэзии, жанровое своеобразие, мотивы и образы поэзии, особенности лирического героя, традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н.А. Клюева, С. Клычкова;

уметь:

выразительно читать стихотворения Н.А. Клюева, С. Клычкова, в том числе 2-3 наизусть, воспроизводить содержание прочитанных литературных произведений; анализировать и интерпретировать художественные произведения Н.А. Клюева, С. Клычкова, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); выявлять авторскую позицию;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

В. Маяковский 3 ч

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Помпадур», «Во весь голос» (возможен выбор трех других произведений).

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы учащихся.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

жизнь и творчество поэта, тематику стихов, периодизацию творчества, неологизмы, созданные Маяковским.

уметь: находить черты футуризма в стихах, читать выразительно, делать письменный анализ стихов Маяковского. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А. Аверченко 1 час


Русская эмигрантская сатира, ее направленность.

А. Аверченко Жизнь и творчество (обзор). 1 ч

Журнал «Сатирикон». Книга «Дюжина ножей в спину революции» Традиции русской сатиры в прозе А.Аверченко.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

факты жизни Аверченко, содержание произведений Аверченко, их тематику и проблематику, развитие традиций русской сатиры в прозе А.Аверченко, историю журнала «Сатирикон» ;

уметь: анализировать короткие рассказы Аверченко, находить связь его произведений со временем

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



А.А. Фадеев 3 ч

Жизнь и творчество. Роман «Разгром»

Интеллигенция, народ и революция в романе. Морозка и Мечик

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

интересные факты биографии Фадеева, краткое содержание романа «Разгром», особенности жанра и композиции, характеристику основных образов, раскрытие проблемы гуманизма в романе «Разгром;

уметь: давать характеристику героям, делать сравнительную характеристику персонажей, создавать творческую работу по прочитанному произведению; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Е. И. Замятин 1 ч

Творчество Е. И. Замятина. (Обзор) Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» Судьба личности в тоталитарном государстве


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

фрагменты биографии Е.Замятина, понятие антиутопии, сюжет романа, проблематику, систему образов;

уметь: характеризовать язык романа, трактовать смысл романа «Мы», использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А. Н. Толстой - 2 часа

Творчество А.Н. Толстого (Обзор) Тема русской истории в литературе 30-х годов на примере романа –эпопеи «Петр Первый»

Панорама русской жизни в романе. Образ Петра Первого.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

фрагменты биографии А.Н. Толстого , понятие романа -эпопеи, сюжет романа, проблематику, систему образов; приемы создания панорамы русской жизни


уметь: находить характерные черты времени в произведениях;

характеризовать образ главного героя, отличать историческую трактовку образа исторического деятеля и литературный образ, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



А. А. Ахматова. 3 ч

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

биографию Ахматовой, тематику и проблематику её стихов, особенность лирической героини;

уметь: находить черты историзма, анализировать, читать выразительно, давать письменный ответ на вопрос, писать сочинение; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



М. И. Цветаева 2 ч


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

материал о жизни и творчестве поэтессы, основные темы творчества, систему образов и мотивов лирики, своеобразие поэтического стиля

уметь: определять идею, композицию, размер, рифму, выразительные средства языка, читать наизусть. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


О. Мандельштам 1 ч

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм, философичность и ассоциативность поэтических образов Мандельштама. Насыщенность лирики поэта образами мировой художественной культуры. Представление о поэте как хранителе культуры.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизненного и творческого пути писателя, тематику творчества, особенности поэтического мастерства О. Мандельштама, образы мировой художественной культуры в творчестве поэта;

уметь: выразительно читать произведения О. Мандельштама, в том числе 1- 2 наизусть, находить выразительные средства и определять их роль в тексте, определять основные черты поэтических образов Мандельштама; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Б.Л. Пастернак 2 часа

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Музыка», «За поворотом…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. “Стихотворения Юрия Живаго”, связь стихотворений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

фрагменты биографии писателя, тематику его стихотворений и романа «Доктор Живаго», особенности поэтического мастерства Пастернака.

уметь: выразительно читать произведения Б. Пастернака, в том числе 1- 2 наизусть, находить выразительные средства и определять их роль в тексте, определять философскую глубину поэтического таланта, настроение лирического героя, особенности соединения патетической интонации и разговорного языка.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


М. А. Булгаков 4 ч

Жизнь и творчество, личность М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

факты биографии писателя, особенности манеры письма Булгакова, содержание романа «Мастер и Маргарита», основные темы, затронутые писателем в произведении, оригинальность композиции романа, сюжет и характеристику основных образов, «судьбу» произведения и отношений к нему критиков; роль эпиграфа, смысл финальной главы романа;

уметь: давать полную характеристику персонажам, анализировать эпизод и определять его роль в композиции романа, находить проблему, определять её актуальность, определять связь времени написания романа с судьбой автора, писать сочинение на предложенную тему и рецензию на просмотренный фильм, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


А. П. Платонов 1 ч

Жизнь и творчество. Трудная судьба писателя

Повесть «Котлован». Характерные черты времени в повести «Котлован»

Проблема трагической участи России в повести «Котлован» Сатира в повести «Котлован»

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

фрагменты биографии писателя, сюжет и своеобразие повести «Котлован», основных действующих лиц произведения, особенности стиля писателя.

Уметь: давать характеристику персонажам повести, определять тему, идею, композиционные особенности, самобытность языка и стиля писателя, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

М.А. Шолохов 5 ч

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).


История создания романа. «Тихий Дон» – художественная эпопея жизни донского казачества в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение крестьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни творчества М.А. Шолохова, содержание, композицию, систему образов, темы и идеи произведения «Тихий Дон», особенности жанра, авторскую позицию и способы ее выражения, художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами;

уметь: воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, их глубину и художественную силу, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка), соотносить произведение с исторической основой, выявлять и анализировать авторскую позицию и способы ее выражения в произведении, функции пейзажа в романе «Тихий Дон» , смысл финала произведения, художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами., аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.



Литература русского Зарубежья 1 час

Обзор творчества В. Набокова Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Машенька» (возможен выбор другого произведения). Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.



В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

особенности литературы русского Зарубежья, основные этапы жизни творчества писателя В.Набокова, содержание , композицию, проблематику, систему образов, темы и идеи прочитанного произведения, особенности жанра, авторскую позицию и способы ее выражения,

воплощение темы России в творчестве писателей- эмигрантов.

уметь: воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка), соотносить произведение с исторической основой, выявлять и анализировать авторскую позицию и способы ее выражения в произведении, своеобразие раскрытия в творчестве писателя описания эмигрантской среды и темы России, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Литература второй половины XX века


Литература периода Великой Отечественной войны 2 часа

Поэзия периода Великой Отечественной войны

М. Алигер «Зоя», О. Бертгольц «Февральский дневник», П. Антакольский «Сын»

Человек на войне в прозе В.Кондратьев «Сашка»

Драматургия Л. Леонова, К. Симонова


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

художественное осмысление в русской литературе темы Великой Отечественной войны, фрагменты биографии писателей, темы, идеи и сюжеты произведений.

уметь: находить связь времени с судьбой героев, определять своеобразие авторской оценки поступкам героев, определять тему, идею и проблематику военной прозы.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А. Твардовский 1 ч


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.

«В тот день, когда закончилась война», «По праву памяти». Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

вехи жизни и творчества Твардовского, проблематику его творчества, особенности поэтики, своеобразие лирического героя, способы воплощения некрасовских традиций в творчестве поэта,

уметь: анализировать стихотворения, определять поэтическую манеру поэта, находить выразительные средства языка, определять их композиционную роль использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


А. И. Солженицын 3 ч

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт «человека-праведника», носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития «деревенской» прозы в литературе второй половины ХХ в.

Книга «Архипелаг ГУЛАГ» Отражение в романе трагического опыта русской истории.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни творчества писателя А.И. Солженицына, содержание , композицию, систему образов, темы и идеи прочитанных произведений, особенности жанра, авторскую позицию и способы ее выражения, своеобразие раскрытия в творчестве писателя «деревенской» темы, мастерство раскрытия в книге «Архипелаг ГУЛАГ» и повести «Один день Ивана Денисовича» «лагерной темы» значение произведений А.И. Солженицына для развития «деревенской» прозы и раскрытия трагического опыта русской истории в литературе второй половины ХХ в.


уметь: воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка), соотносить произведение с исторической основой, выявлять и анализировать авторскую позицию и способы ее выражения в произведении, своеобразие раскрытия в творчестве писателя «лагерной темы», аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


В. Шаламов 1 часа

Жизнь и творчество (обзор).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни творчества писателя В. Шаламова, содержание , композицию, систему образов, темы и идеи прочитанных произведений, особенности жанра, авторскую позицию и способы ее выражения, своеобразие раскрытия в творчестве писателя «лагерной темы».

уметь: воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка), соотносить произведение с исторической основой, выявлять и анализировать авторскую позицию и способы ее выражения в произведении, своеобразие раскрытия в творчестве писателя «лагерной темы», аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

М. Шукшин (1 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный и другие рассказы

Образы обаятельных простаков-«чудиков», бескорыстных правдоискателей в рассказах Шукшина. Развенчание эгоизма и корыстолюбия. Художественное своеобразие рассказов писателя.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

биографию писателя В. М. Шукшина , содержание , композицию, систему образов, темы и идеи прочитанных произведений, особенности жанра, авторскую позицию и способы ее выражения, художественное своеобразие рассказов писателя.

уметь: воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка), соотносить произведение с исторической основой, выявлять и анализировать авторскую позицию и способы ее выражения в произведении, художественное своеобразие прозы Шукшина, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.



В. Г. Распутин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой».

Символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. Утрата традиционных устоев народной жизни, обретение вместо них иллюзорных ценностей псевдокультуры.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

биографию писателя, тематику его произведений, проблемы творчества, сюжет повести «Прощание с Матерой» и ее нравственную проблематику, характеристику героев произведения, символику названия;

уметь:

анализировать прочитанный текст, определять актуальность затронутой автором проблемы, давать характеристику персонажам, находить символические образы и их роль в произведении;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


В. П. Астафьев 1 час

Жизнь и творчество. Анализ повести Царь – рыба». Взаимоотношения человека и природы в повести.

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

биографию Астафьева, тематику его произведений, сюжет и композицию повести «Царь-рыба», проблемы, затронутые в повести.

уметь: определять актуальность творчества писателя, авторскую манеру в изображении героев, особенность лексики и манеры автора; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Юрий Рытхэу (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Сон в начале тумана» (легенда о Белой Женщине, прародительнице). Связь творчества Рытхэу с духовными ценностями и культурой чукотского народа. Изображение суровых условий жизни на Севере, нравственной чистоты людей. Гармоничное слияние человека с окружающей природой.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества Ю. Рытхэу, содержание, тематику и проблематику изученного произведения,

уметь:

воспроизводить содержание прочитанного литературного произведений; анализировать , используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка) , находить приемы параллелизма, используемые автором, определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

видеть связь творчества Рытхэу с духовными ценностями и культурой чукотского народа

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Поэзия второй половины 20 века ( в том числе представителей литературы народов России)

Н. М. Рубцов, Расул Гамзатов (1 час)

Жизнь и творчество поэтов (обзор).

Стихотворения Н.М. Рубцова: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Стихотворения Р. Гамзатова: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества поэтов, тематику и проблематику произведений, особенности лирического героя, отражение в лирике Рубцова есенинских традиций и

соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова,

роль прием параллелизма, используемого Р. Гамзатовым

уметь:

выразительно читать стихотворения Н.М. Рубцова и Р. Гамзатова , в том числе и 1-2 наизусть; воспроизводить содержание прочитанных литературных произведений; находить средства выразительности и их роль в произведении, давать личную оценку прочитанному стихотворению, определять настроение лирического героя, находить связь с есенинским творчеством,

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

И. А. Бродский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества И. Бродского, тематику и проблематику произведений, особенности лирического героя, своеобразие поэтического мышления и языка Бродского, сущность необычной трактовки традиционных тем русской и мировой поэзии;

уметь:

выразительно читать стихотворения И. Бродского , в том числе и 1-2 наизусть; воспроизводить содержание прочитанных литературных произведений; анализировать и интерпретировать художественные произведения И. Бродского, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); определять род и жанр произведения;выявлять авторскую позицию; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Авторская песня. 1 ч


Б. Ш. Окуджава. Жизнь и творчество (обзор).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого и др

В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

значение понятия «авторская песня», « бард», особенности «бардовской» поэзии 60-х годов, основные вехи биографии поэта -песенника, тематику стихотворений, жанровое своеобразие песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича,

уметь: выразительно читать изученные произведения , в том числе 1 наизусть, анализировать, давать критическую оценку стихотворениям, находить выразительные средства языка, определять их роль в тексте,

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

А. В. Вампилов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные этапы жизни и творчества А.В. Вампилова, содержание изученного произведения драматурга , сюжет и проблематику пьесы, воплощение гоголевских традиций в драматургии Вампилова;

уметь:

анализировать драматическое произведение, понимать его проблематику, сравнивать пьесу с пьесами Гоголя , выявлять их сходство;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Проза Е. Носова, В. Токаревой , Т. Толстой

Новейшая русская поэзия.



В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

основные тенденции современного литературного процесса, характерные особенности литературы конца 20 века, течения, направления, тематику и идейную направленность, проблемы, стоящие перед прозой и поэзией, понятие «постмодернизм», последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

уметь:

находить черты времени, проблемы, затронутые авторами 80-90 годов 20 века, : названия популярных журналов, имена авторов и критиков, характеризовать литературных героев, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Итоговое повторение по курсу «Русская литература второй половины ХХ в» 1 час

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.


В результате повторения темы учащийся должен знать/понимать:

особенности русской литературы 20 века, основные тенденции, проблемы и направления в литературе, суть гуманистической направленности произведений русской литературы XX в., понятия реализм и модернизм, тематику и содержание изучаемых произведений;

уметь: анализировать произведения русской литературы 20 века, аргументированно выражать свое мнение, создавать творческие работы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету


Обзор зарубежной литературы XX века 1 час


Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Ф.Г. Лорка

«Песни», «Цыганские романсеро»

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.


В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

особенности зарубежной литературы, основные тенденции, проблемы и направления в литературе, суть гуманистической направленности произведений зарубежной литературы XX в., понятия реализм и модернизм, тематику самых популярных произведений, содержание изучаемых произведений.

Уметь: сравнивать произведения зарубежной и русской литературы, находить отличительные черты, определять тему и проблему стихотворений.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету



Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Литература.

Для учащихся


Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.


Для учителя

Егорова Н.В. И.В. Золотарева Универсальные поурочные разработки по литературе . 11 класс. – М.: «ВАКО», 2009

Нянковский М.А.Уроки литературы в 11 классе. Развернутое планирование . / Ярославль : Академия развития . Академия Холдинг, 2003

Преподавание литературы в 11 классе А.М.Кулюкин, И.П.Старцева «Аркти» 2009

Литература. Текущий контроль знаний. 10-11 классы. И.Д.Бережная Волгоград. 2008



Средства обучения

Мультимедийные средства

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (11 класс) ООО»Кирилл и Мефодий» 2010

Интернет-ресурсы



Индивидуальное учебно-тематическое планирование


Предмет Литература

ФИО учащегося

ФИО учителя Сивкова Людмила Борисовна

Пояснительная записка

1. Соответствие программе

Для ИУТП по литературе

Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 10 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.

На уроках будут использованы ресурсы:

— материалы i-Класса «Литература. 11 класс»,

Материалы учебника ««Русская литература XX века», под редакцией Зинина С.А., Чалмаева В.А.,

— индивидуальные разработки учителя,

— наглядный материал (иллюстрации, схемы, таблицы),

— аудио- и видеоматериалы,

— ЦОРы,

— материалы литературоведческих сайтов,

2. Количество часов в неделю

Количество часов в неделю составляет 2 часа в неделю дистанционно.

Индивидуализация планирования связана:

— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания

3. Особенности ИУТП

Некоторые темы изучаются обзорно, так как будут дополнительно изучаться в процессе обучения на дому ( 1 час в неделю – 34 часа в год)


4. Виды деятельности

1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:

— устный ответ,

— письменный ответ,

— пересказ,

— составление / заполнение таблицы,

— составление плана,

— подбор / поиск примеров,

— наблюдение,

— сравнительный анализ,

— проектная работа,

— конспектирование,

4) В планирование включены виды работ, связанные с подготовкой к выпускному письменному литературе: написание сочинений, эссе


5. Формы контроля

1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

— опрос,

— устный ответ,

— письменный ответ,

— тестирование,

— семинар,

— самостоятельная работа,

— проектная работа,

— сочинение,

6. Основные сложности

- неумение строить развернутый письменный ответ на вопрос

- слабые навыки письменной монологической речи

- неумение создавать тексты типа сочинение- рассуждение с использованием соответствующих языковых средств

7. Зона ближайшего развития предметных и общих навыков

Сформировать навыки письменной монологической речи

Сформировать навык построения развернутого письменного ответа на вопрос

Научить создавать тексты типа сочинение- рассуждение с использованием соответствующих языковых средств


8. Корректировка ИУТП

1) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).

3) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.


30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!