СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе Ланина Б.А. и Устиновой Л.Ю., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл.,./ ред.. Б.А.Ланин.-.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г.о. Подольск Московская область



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия №7» _________________ Е.В.Назарова

« 31 » августа 2016года


МП





Рабочая программа,

составленная на основе авторской (Б.А.Ланина),

на 2016-2017 учебный год

ГОЛОВИНА ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА

Ф.И.О. преподавателя

ЛИТЕРАТУРА

Предмет

5 «Д», 5 «З» класс / 3 часа в неделю

Классы / количество часов в неделю

5 «Д», 5 «З» класс / 102 часа в год

Уровень: базовый

Базовый учебник: «Литература: 5 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова. В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2015.







г.о. Подольск

2016-2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе Ланина Б.А. и Устиновой Л.Ю., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл.,./ ред.. Б.А.Ланин.-.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень).

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учениками эстетической функции художественного слова. Овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),которая изучает это искусство.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 3 часа в неделю для изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе. Согласно учебному плану МОУ «Гимназия № 7» рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Изменений в программу не вносилось.

Цели обучения:

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи обучения:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.



Требования к результатам освоения программы в 5 классе

(личностные, метапредметные и предметные)

личностные:

– интерпретировать текст;

– высказывать своѐ отношение к прочитанному с аргументацией;

– анализировать характер и поступки героев;

– формулировать концептуальную информацию текста;

– соотносить прочитанное с собственной жизненной позицией;

– самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.

метапредметные:

- ставить цели, задачи на каждом уроке;

- извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

- искать и собирать дополнительную информацию (в частности, при работе с биографиями писателей);

- анализировать текст через диалог с автором, который предусматривает: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; прогнозирование ответов; самопроверку по тексту;

предметные:

в познавательной сфере:

- извлекать с помощью приѐмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

- самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, включающим школьников в диалог (полилог), дающий возможность высказать и отстоять свою точку зрения;

в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.



Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Фольклор

9

Малые жанры фольклора

2

 Русские народные сказки. Волшебные сказки

4

Бытовые сказки

3

Античная мифология

5

Басни

6

Литературные сказки: от классики к современности

22

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

7

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

5

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

3

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

3

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»

4

От сказки — к фантастике. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

5

Среди ровесников

37

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

3

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

5

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

4

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

3

М. Карим. «Радость нашего дома»

4

Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

4

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»

4

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

4

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

4

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

2

Наедине с поэтом. Стихи о природе

14

Уроки внеклассного чтения

2

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

2

ИТОГО:

 

102

Календарно-тематическое планирование


урока

Разделы, темы

Кол-во

часов

Характеристика

основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Даты

(план)

Даты

(факт)

Примечание



Фольклор.

Фольклор – хранитель народной мудрости

9/2

Анализ произведений фольклора. Различение пословиц и поговорок. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Определение способов построения загадок

Научатся различать пословицы и поговорки, способы построения загадок; правильно использовать пословицы и поговорки в устной и письменной речи (п). Научатся планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок; формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления (м). Заинтересуются культурой своего народа. Повысят свой духовно-нравственный уровень (л)

01-10.09




Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки как хранители народной морали






 Русские народные сказки

(повторение изученного в начальной школе: понятие о сказке и её особенностях)

4

Пересказ сказки.

Определение вида сказки. Инсценирование сказки. Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов (постоянных эпитетов, троекратных повторов). Сочинение сказки

Научатся различать виды сказок, литературоведческие термины. Продолжат развитие навыков выразительного чтения, пересказа, инсценирования, составления текстов (п). Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию; составлять план и последовательность действий (м). Увидят образцы социальных норм, правил поведения, осознанного отношения к собственным поступкам (л).





Волшебные сказки

«Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки



12-17.09




Сюжет и художественный мир сказки






Образы героев сказки






Бытовые сказки

«Каша из топора». Особенности бытовой сказки

3

19-24.09




Сказки о животных

«Кот и Лиса». Особенности сказки о животных






Творческое задание стр. 43






Античная мифология Мифы и мифология. Мифы Древней Греции

5

Определение функции мифологических образов в классической и современной литературе. Нахождение общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения, расширение своего лексического запаса. Составление презентации

Познакомятся с образами древнегреческой мифологии. Поймут природу возникновения мифов (п). Научатся находить и анализировать нужную информацию, использовать ресурсы Интернета; строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновать; создавать презентации (м). Получат возможность для формирования целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира (л)

26-01.10




Дельфы. Знакомство с содержанием






Боги свои и чужие. Знакомство с содержанием






Боги и герои. Знакомство с содержанием


03-08.10




Творческое задание (презентация)






Басни. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

6

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца. Выразительное чтение басни. Знакомство с особенностями языка басен. Работа с понятиями «басня», мораль», «аллегория». Составление устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения.

Определение взглядов баснописца на существующий общественный порядок

Иметь представление о жизни и творчестве И.А. Крылова. Научатся понимать аллегорический текст. Уметь выразительно читать и инсценировать басни; рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров (п). Научатся пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; составлять вопросы к басне, характеристике героев басни; создавать собственные иллюстрации к басням, презентовать их (м). Продолжат усвоение гуманистических ценностей нашего общества, формирование ответственного отношения к учебе; осваивать социальные нормы, правила поведения, осознанное отношение к собственным поступкам; воспитывать чувство патриотизма (л).





И.А. Крылов — баснописец


10-15.10




Басня «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали






Басня «Демьянова уха». Особенности языка басни






Басня «Волк на псарне». Обличение человеческих пороков в баснях.


17-22.10




Урок – концерт по басням. Выразительное чтение наизусть.






Наедине с поэтом. Стихи о природе. Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». Обучение анализу стихотворения

2

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)





Чтение наизусть


24-29.10




Литературные сказки: от классики к современности А.С. Пушкин – автор сказочной поэмы

22



7

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Выразительное чтение поэмы. Чтение наизусть одного из авторских отступлений. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Сравнение образов главных героев. Нахождение фольклорных элементов в поэме. Сравнение поэмы и сказки

Иметь представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Уметь выразительно читать текст, находить художественные средства, определять их роль; уметь отбирать материал для характеристики героев, составлять сравнительную характеристику героев, пересказывать эпизоды, выделять основные мотивы произведения, сравнивать произведения разных жанров (п).

Уметь искать сведения о поэте с использованием ресурсов Интернета, работать со словарём литературоведческих терминов, составлять вопросы, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование (м).

Формировать целостное мировоззрение, усваивать гуманистические ценности нашего общества; народную мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев (л)





Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном






Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы. Связь с фольклором


07-12.11




Песнь 3. Встреча витязя с живой головой






Песнь 4.Сказочные события






Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка


14-19.11




Творческое задание с.150






Наедине с поэтом. Стихи о природе. А.А. Фет. «Осенняя роза». Обучение анализу стихотворения

2

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)





Чтение наизусть


21-26.11




Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Знакомство с содержанием

5

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Выразительное чтение и пересказ сказки. Наблюдение за художественным языком автора. Определение главной идеи произведения и особенностей её проявления в литературной сказке. Характеристика героев и их поступков

Иметь представление о жизни Х.К. Андерсена. Уметь анализировать сказочные произведения, определять особенности авторской сказки, доказывать, используя примеры из текста; давать характеристику героям с опорой на текст; объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник, выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказок Андерсена и сказок Пушкина; уметь объяснять, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена (п). Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Составлять план и последовательность действий; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (м). Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявляя интерес и уважение к другим народам; признавая общепринятые морально-этические нормы (л)





Мальчик и девочка (Кай и Герда)






Образ Снежной королевы.


28-03.12




Помощники Герды. Характеристика






Финал сказки. Борьба со злом как моральный долг человека






П.П. Бажов. «Синюшкин колодец». Образ рассказчика. Своеобразие языка сказа

3

Знакомство с творчеством писателя. Выразительное чтение и пересказ сказки. Знакомство с художественными особенностями и компози-цией сказа, образами главных героев. Выявление позиции рассказчика

Уметь отличать сказ как литературный жанр, сравнивать сказ и сказку; выразительно читать сказы, выражая личное отношение к прочитанному в процессе чтения; рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров; выявлять виды художественных образов, характерные художественные приемы, фантастические элементы в сказах, их роль; составлять характеристику героев и средств создания образов, давать нравственную оценку героев сказок; уметь анализировать эпизод, уметь выявлять позицию рассказчика (п). Уметь строить логические цепи рассуждений, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность; уметь слушать и слышать друг друга (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к труду, мастерству человека (л)

02-10.12




Композиция сказа. Образ Синюшки






Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа






А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Сказочное и реальное в сюжете произведения

3

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Выразительное чтение и пересказ сказки. Знакомство с особенностями сказки-были, с особенностями авторского повествования. Определение идейного смысла произведения

Иметь представление о жизни и творчестве А.П. Платонова. Знать отличительные черты сказки-быль, своеобразие жанра, уметь определять идейный смысл произведения (п). Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач (м). Продолжить усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества (л)

12-17.12




Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом






Особенности авторского повествования






В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал». Понятие о повести-сказки

4

Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с понятием повесть-сказка Определение особенностей художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения.

Составление сравнительной характеристики героев произведения

Иметь представление о творчестве В.Г. Губарева. Знать отличительные черты повести-сказки (п). Пользоваться разнообразными способами решения задач, уметь осуществлять анализ образов; принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию (м). Развивать художественный вкус, уметь делать морально-нравственный выбор.

19-24.12




Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением)






Борьба девочек за справедливость






Оля и Яло. Сравнительная характеристика


10-14.01




В.Ч. А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение». Анализ


Определение особенностей художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения

Знать жанровые и композиционные особенности рассказа, сюжет рассказа способы создания образов (п).Уметь оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (м). Развивать художественный вкус, делать морально-нравственный выбора (л)





Наедине с поэтом. Стихи о природе. А.С. Пушкин. «Зимний вечер». «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения




2

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)





Чтение наизусть


16-21.01




От сказки — к фантастике Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Знакомство с содержанием

5

Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с сюжетом сказки, со сказочным образом потерянного времени Пересказ произведения. Подборка цитат из текста по заданной теме

Иметь представление о творчестве Е.Л.Шварца, знать содержание произведения. Усвоить понятия время в сказке, фантастика и сказка (п).Уметь извлекать необходимую информацию, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием, строить речевое высказывание в устной форме; владеть общим приёмом анализа литературного произведения

(м). Осознавать себя индивидуальностью и одновременно членом общества (л).





Сказочный образ потерянного времени и его поиски.






Приключения героев сказки


23-28.01




Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке.






Утраты и приобретения героев






Среди ровесников

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Выразительное чтение

37


3

Знакомство с творчеством писателя. Выразительное чтение стихотворения Знакомство с авторскими размышлениями

Иметь представление о творчестве Н.А.Некрасова. Уметь производить частичный анализ поэтического произведения, определять в тексте роль эпитетов, охарактеризовать особенности поэтики поэта, сопоставлять содержание стихотворения с картиной И.Репина «Бурлаки на Волге» (п).

Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, выразительное чтение (в том числе по ролям), составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции, презентация и защита проектов (м). Приобщаться к национальным традициям и обычаям, к семейным ценностям (л)

30-04.02




Образы крестьянских детей






Тревога и боль автора за судьбу русского народа






Наедине с поэтом. Стихи о природе. С.А. Есенин. «Пороша». Анализ

2

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)

06-11.02




Чтение наизусть






Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою…». Анализ

1





Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Знакомство с содержанием

5/3

Знакомство с творчеством писателя. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление способов раскрытия образа главного героя. Характеристика героев и их поступков

Иметь представление о творчестве писателя. Уметь воспринимать художественный текст, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты в связном ответе, составлять план характеристики героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, уметь составлять план, пересказывать по плану, Уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды; использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин (п).Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, работают по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность (м). ). Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявляя интерес и уважение к другим народам; признавая общепринятые морально-этические нормы (л)

13-18.02




Проделки Тома Сойера.






Том Сойер и окружающие его люди






Черты характера Тома Сойера


20-25.02




Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер






В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с творчеством писателя. Определение основных линий сюжета повести. Определение художественных средств создания образа главного героя. Составление характеристики героя. Работа с планом

Иметь представление о творчестве В.Г. Короленко. Знать тему и идею произведения. Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка) Уметь давать характеристику герою, объяснять смысл названия повести (п). Уметь систематизировать отбирать материала, формировать свое читательское мнение; формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную) (м). Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков (л)





Сюжет и композиция повести


27-04.03




Человек и искусство. Образ Петра Попельского.






Художественные средства создания образов главных героев произведения






И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа). Знакомство с содержанием

3

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Подборка материала о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Определение проблем произведения

Иметь представление о жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) (п). Работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера. Готовить план небольшого сочинения на основе заданной цели; аргументировать свою позицию (м). Развивать представление о национальных традициях, уметь делать морально-нравственный выбор (л)

06-11.03




Рождение религиозного чувства у ребёнка






Ребёнок и национальные традиции






М. Карим. «Радость нашего дома». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение глав и составление сюжетного плана, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана. Составление характеристики героев

Иметь представление о жизни и творчестве писателя. Знать юмористические и лирические страницы повести (п). Уметь анализировать, систематизировать и отбирать материал (м).

Осознавать трудности и стремиться к их преодолению, воспитывать чувства непринятия войны и борьбы за мир (л)

13-18.03




Ямиль и Оксана. Сравнительная характеристика






Война как воплощение зла






Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести


20-24.03




Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с творчеством писателя. Определение особенностей художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения Аналитическое чтение. Составление характеристики героев. Определение кульминации рассказа

Иметь представление о жизни и творчестве Ю. Казакова Знать жанровые и композиционные особенности рассказа, сюжет рассказа способы создания образов (п).Уметь оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (м). Развивать художественный вкус, делать морально-нравственный выбора (л)





Два мальчика — два разных характера.






Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие


03-08.04




Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа






Наедине с поэтом. Стихи о природе. Ф.И. Тютчев. «Весенние воды». Анализ

1

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть


Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)





Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с творчеством писателя. Составление сравнительной характеристики геро­ев. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Знакомство с понятием конфликт в литературном произведении. Определение роли комического в произведении

Иметь представление о творчестве писателя. Знать содержание произведения, сюжет и конфликт повести. Знать литературоведческие термины «юмор», «комизм», их отличия (п). Систематизировать и отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

формировать грамотную аргументированную монологическую речь (м). Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков (л)

10-15.04




Образы главных героев: братьев Лёли и Оси.






Картины дореволюционного гимназического быта. Придуманная страна






Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними


17-22.04




С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с творчеством писателя. Формулирование

вопросов к тексту произведения.

Аналитическое чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Знакомство с понятием «историческое время». Составление

характеристики героев произведения

Иметь представление о творчестве писателя. Знать содержание, сюжет, способы создания образов повести. Уметь давать характеристику героям (п). Уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать. Планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать оценку учителя. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного (м). Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков (л)





Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера.






Главные качества крепостного мальчика.


24-29.04




Исторические приметы эпохи в повести






В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Знакомство с содержанием

4

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Аналитическое чтение. Составление характеристики. Написание сочинения-повествования с использованием в письменном тексте изобразительно-выразительных средств (эпитетов, олицетворений, сравнений, метафор)

Иметь представление о жизни и творчестве писателя. Уметь объяснять смысл названия рассказа, выявлять нравственные проблемы в рассказе, пересказывать текст, в том числе эпизоды из текста, анализировать язык пейзажных фрагментов; подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «пейзаж», создавать собственные иллюстрации к произведениям. Уметь писать писать сочинения-повествования. (п). Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составлять план и последовательность действий. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции (м).Продолжать усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (л)





Приключенческая основа рассказа


01-06.05




Качества характера Васютки






Творческое задание






Ф.А. Искандер. «Мальчик и война». Знакомство с содержанием

2

Аналитическое чтение. Составление плана, в том числе цитатного. Подборка цитат из текста для характеристики главного героя. Сравнение картин изображения войны в произведениях Ф.А. Искандера «Мальчик и война» и В.О. Богомолова «Иван»


Знать содержание прочитанного произведении. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, уметь сравнивать произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению (п). Строить устные высказывания, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ; сохранять объективность, обосновывать свою позицию (м). Осознавать трудности и стремиться к их преодолению, воспитывать чувства непринятия войны и борьбы за мир (л)

08-13.05




Картины братоубийственной войны







В.Ч. В.О. Богомолов. «Иван». Анализ произведения

1






Наедине с поэтом. Стихи о природе. Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке». Анализ

2

Выявление признаков лирического произведения. Нахождение художественных средств описания окружающего мира. Определение чувств и мыслей лирического героя. Выразительное чтение наизусть

Выявление особенностей художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

Знать особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений. Определять роль пейзажа в лирических произведениях. Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения (п) Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, самостоятельно формулировать тему и цели урока, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме (м). Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия, формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению (л)

15-20.05




Чтение наизусть






Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина». Анализ

2





Чтение наизусть


22-25.05




Повторение и обобщение изученного в 5 классе

2

Повторение изученных произведений (участие в викторине). Повторение изученных литературных понятий. Знакомство со списком литературы для чтения летом

Знать сюжеты, героев, отдельные эпизоды прочитанных произведений, средства художественной выразительности (п). Выделять и формулировать познавательную цель, оценивать и формулировать то, что уже усвоено, моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения (м). Развивать творческие, интеллектуальные и моральные качеств личности (л)





Итоговый урок. Задание для летнего чтения






ИТОГО


102 час.

















Литература

1. Литература: 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, М.В. Шамчикова и др.; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015.

2. Литература: 5 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015

3. Литература: 5 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015

4. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013

5. Литература: 5 класс: методические рекомендации / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова. В.М. Шамчикова и др.; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2011

6. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

7. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  3. http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература.


ОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 30.08.2016 № 01.

Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.

СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 30.08.2016



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!