Данная рабочая программа разработана для 5 класса и реализуется в учебнике «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012».
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе |
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 |
2 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 11 |
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) | 2 |
| Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | 9 |
| «Царевна-лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | 4 |
| «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 4 |
| «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | 1 |
3 | Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. | 2 |
| Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. | |
| «Повесть временных лет» | 1 |
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 |
| Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | 1 |
5 | Из литературы XIX века | 44 |
| Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. | 1 |
| Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. | 4 |
| «Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1 |
| «Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). | 1 |
| Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. | 3 |
| «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 2 |
| «Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). | 1 |
| Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). | 7 |
| «Няне» Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 |
| «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 2 |
| «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. | 4 |
| Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | 2 |
| Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 2 |
| Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | 2 |
| Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. | 3 |
| «Заколдованное место» Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. | 2 |
| «Вечера на хуторе близ Диканьки» | - |
| Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. | 2 |
| «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) Поэтический образ русской женщины. | 1 |
| «Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. | 1 |
| Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | 6 |
| Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 |
| Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. | 5 |
| Антон Павлович Чехов «Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. | 2 |
| Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 3 |
| Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна» | 1 |
| И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) | 1 |
| А.Н. Майков «Ласточки» И.З. Суриков «Зима»(отрывок) |
6 | Из литературы XX века | 33 |
| Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 |
| Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. | 5 |
| Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | 2 |
| Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 3 |
| Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 4 |
| «Теплый хлеб» | 3 |
| «Заячьи лапы» | 1 |
| Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка | 4 |
| Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | 2 |
| Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | 3 |
| Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 3 |
| К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 |
| А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 |
| Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. | 3 |
| И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…» | 1 |
| А. Прокофьев «Аленушка» Д.Кедрин «Аленушка» | - |
| Н. Рубцов «Родная деревня» Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 |
| Писатели улыбаются | 3 |
| Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» | 1 |
| «Игорь-Робинзон» | 1 |
| Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит» Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 8 |
| Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | 1 |
| Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2 |
| Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. | 2 |
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | 2 |
| Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 1 |
8 | Повторение изученного в 5 классе | 5 |
Итого | 105 |
№ п/п | Тема урока |
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
3. | Детский фольклор. |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невестыволшебницы. |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животныепомощники. Особая роль чудесных противников. |
8. | Изобразитель-ный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». |
12. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». |
13. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». |
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. |
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». |
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». |
19. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. |
20. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. |
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». |
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского |
| и народной сказки. |
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». |
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». |
25. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». |
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. |
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. |
28. | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. |
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. |
30. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. |
31. | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». |
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». |
33. | Мир детства в изображении А.Погорельского. |
34. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» |
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. |
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. |
37. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». |
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. |
40. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. |
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из |
| поэмы «Мороз, Красный нос». |
43. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». |
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. |
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. |
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. |
48. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. |
49. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. |
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. |
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказбыль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. |
52. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. |
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. |
54. | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. |
55. | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» |
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» |
57. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. |
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев |
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. |
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. |
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. |
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» |
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». |
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. |
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. |
66. | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. |
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. |
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» |
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. |
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя. |
71. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. |
72. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. |
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. |
74. | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». |
75. | К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». |
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». |
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки. |
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. |
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». |
80. | Два мира сказки «Снежная королева». |
81. | Писатели-сказочники и их герои. |
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». |
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». |
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. |
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». |
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). |
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». |
88. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». |
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». |
90. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. |
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». |
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». |
| Д.Б.Кедрина. |
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». |
94, 95. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор |
96. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». |
97, 98. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» |
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. |
1 0 0. | Том Сойер и его друзья. |
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. |
102, 103. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». |
104, 105 | Резервные уроки |