«Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым»
Составила: Хайлова С. А.,
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;
развитие мира личности обучающегося на основе освоения УУД, его активной учебно–познавательной деятельности;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2006 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
12. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.
С целью осуществления текущего контроля необходимо проведение следующего количества письменных работ в течение учебного года:
1. Классное сочинение – 2
2. Домашнее сочинение – 3
3. Контрольная работа – 3
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
4.Тематическое планирование.
Наименование разделов | Количество часов |
Введение | 1 |
-
| -
|
Устное народное творчество | 3 |
Литература Древней Руси | 2 |
Русская литература ХVIII века | 1 |
Русская литература ХIХ века | 53 |
Русская литература ХХ века. | 30 |
Из зарубежной литературы | 11 |
Повторение | 1 |
Итого | 102 |
Поурочно - тематическое планирование по русскому языку. 9 класс (ФК ГОС)
Наименование раздела/темы урока | Количество часов | Формы контроля | Планируемые результаты |
Т | Письменные контрольные работы | Рабочие уроки по Р/Р | -
|
Классное сочинение | Домашнее сочинение | Контрольная работа | -
|
Тема | -
| -
| | | | -
| -
|
-
| -
| -
| | | | -
| -
|
Введение | 1 | 1 | -
| -
| -
| -
| Определять роль книги в жизни человека; подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 3 | -
| -
| -
| -
| -
| определять понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -
| 2 | 2 | -
| -
| -
| -
| определение понятий «древнерусская литера тура», летопись», летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА -
| 1 | 1 | -
| -
| -
| -
| факты биографии И.И. Дмитриева, периоды творчества, историю создания басен художественные особенности жанра басни, определение понятий «басня», «мораль», «олицетворение», «аллегория»; определять средства художественной выразительности и их роль, находить в произведении признаки жанра басни, прослеживать особенности литературного языка 18 века |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -
| 53 | 48 | 1 | 1 | 2 | 2 | Факты биографий писателей данного периода, анализируют произведения,знают основные черты рассказа, повести, поэтических произведений | -
| 3 | Толковать понятия: «герой- повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя -
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА -
| 30 | 25 | 1 | 1 | 2 | 2 | Факты биографий писателей данного периода, анализируют произведения,знают основные черты рассказа, повести, поэтических произведений |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 11 | 9 | -
| -
| 1 | 1 | Особенности творчества писателя, жизненный путь Уметь анализировать произведения |
Повторение | 1 | 1 | -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| | | | -
| -
|
5.Критерии оценки учебной деятельности по русскому языку.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин. |
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30%правильных ответов.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 7 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка | Содержание и речь | Грамотность -
|
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки -
|
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок -
|
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.