СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 класс. Уровень обучения базовый, объём - 102 часа.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное и казенное образовательное учреждение «Торбеевская основная общеобразовательная школа имени А.И. Данилова»
Новодугинского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №.__ от «_27_____08_____2015 г | Утверждаю: Директор школы Приказ №.__ от «__»__________2015г |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
6 класс, базовый уровень
Разработана
Харченко Валентиной Александровной
Учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Торбеево
2015 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основного общего образования и на основе программы по литературе к учебникам для 5-9 классов (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 класс: Учебник в двух частях - Москва; Просвещение 2012 год.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
– постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
– использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи обучения:
– обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
– обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
– обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
– обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, их профессиональных склонностей через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
2. Общая характеристика курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
3. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Планирование составлено из расчета 3 часа в неделю без изменений в авторской программе (6 класс-102 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 класс.: Учебник в 2 частях – Москва.: Просвещение, 2012 год. Уровень обучения базовый.
В этой программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные ,предметные результаты
Личностные результаты:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Россиии мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– смысловое чтение;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
– умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
– формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
– собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
– понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
– умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5. Содержание тем учебного курса
Часть 1.
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество – 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века - 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века – 54 ч.
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратырский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Часть 2
Из русской литературы XX века – 27 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»,А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым «был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы – 10 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид »
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый тест – 1 ч.
6. Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 4 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 54 |
6 | Из русской литературы XX века | 27 |
7 | Из зарубежной литературы | 10 |
8 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | 3 |
| Итого | 102 |
. Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Виды деятельности | Дата проведения |
| Введение (1 час) |
|
|
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа с дидактическим материалом, выразительное чтение отрывков,- составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой |
|
Устное народное творчество (4 часа) | |||
2 | Обрядовый фольклор | Самостоятельная работа по составлению таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ», составление тезисного плана по теме «Обрядовый фольклор», составление в парах конспекта, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
3 | Пословицы и поговорки | Коллективная работа по составлению тезисного плана по теме «Пословицы и поговорки», работа по написанию сочинения по пословице или поговорке, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
4 | Загадки | Комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению конспекта статьи учебника, по теме «Загадки», устный монологический ответ на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, выразительное чтение с последующим устным его рецензированием, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
5 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | Контроль и самоконтроль изученных понятий, групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой |
|
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||
6-7 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом по теме «Темы, образы и приёмы из произведений древнерусской литературы», практическая работа по теме урока, выразительное чтение произведения с последующим устным или письменным его рецензированием, составление тезисного плана статьи с последующей взаимопроверкой, комплексное повторение |
|
Из русской литературы XVIIIвека (1 час) | |||
8 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом по теме «Басня», практическая работа по теме урока, составление тезисного плана статьи с последующей взаимопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
Из русской литературы XIX века (54 часа) | |||
| Иван Андреевич Крылов (3 часа) |
|
|
9 | Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик» | Комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению устных ответов на вопросы при консультативной помощи учителя, практическая работа по анализу текста басни с использованием цитирования |
|
10 | И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей». | Комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению устных ответов на вопросы при консультативной помощи учителя, практическая работа по анализу текста басни с использованием цитирования |
|
11 | Контрольная работа №2 по теме «Басня» | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
| А.С. Пушкин (18 часов) |
|
|
12 | «Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта | Самостоятельная работа – сообщение о жизни и творчестве поэта, работа в парах по устному рецензированию выразительного чтения стихотворений, практическая групповая работа по выявлению черт фольклорной традиции при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, самостоятельное определение художественной функции фольклорных образов |
|
13 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства человека и природы. | Комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания, выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензирование при консультативной помощи учителя, групповая работа по тексту стихотворения по выразительным средствам языка, самостоятельная работа по выявлению жанровых особенностей, комментирование выставленных оценок |
|
14 | А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы | Комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания, выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензирование при консультативной помощи учителя, групповая работа по тексту стихотворения по выразительным средствам языка, самостоятельная работа по выявлению жанровых особенностей, комментирование выставленных оценок |
|
15 | Лирика А.С. Пушкина | Индивидуальная работа по дидактическому материалу, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
16-17 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка» | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по иллюстрированию понятия «антитеза», самостоятельная практическая работа по определению функции антитезы в организации повести, , комментирование выставленных оценок |
|
18 | Контрольная работа №3 по теме «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | Контроль и самоконтроль изученных понятий, групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
19 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, комплексное повторение, по определению типичных ошибок в контрольной работе |
|
20 | Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Комплексное повторение, самостоятельная работа по выявлению этапов развития сюжета, групповая работа по составлению сравнительной характеристике героев, работа по анализу эпизода с последующей взаимопроверкой, составление тезисного плана для пересказа, конкурс выразительного чтения задания, комментирование выставленных оценок |
|
21 | Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | работа по составлению сравнительной характеристике героев, работа по анализу эпизода с последующей взаимопроверкой, составление тезисного плана для пересказа, комментирование выставленных оценок |
|
22 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Работа– составление плана эпизода с последующей взаимопроверкой, групповая практическая работа по подбору цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции, самостоятельная работа по подготовке письменного ответа на поставленный вопрос при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
23 | Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Практическая работа с теоретическим литературоведческим материалом учебника, составление тезисного плана для пересказа эпизода (по вариантам), работа по устному иллюстрированию, выполнение части коллективного проекта «Составление сценария эпизода повести «Дубровский, комментирование выставленных оценок |
|
24 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Взаимопроверка домашнего задания, самостоятельная работа по анализу эпизода при консультативной помощи учителя, работа по составлению характеристики героев, комментирование выставленных оценок |
|
25 | Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению письменного ответа на проблемный вопрос, составление тезисного плана для пересказа эпизода, , комментирование выставленных оценок |
|
26 | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности: проектная работа «Иллюстрирование эпизодов повести по теме урока» с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания |
|
27 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | Комплексная проверка домашнего задания, работа по составлению тезисного плана для пересказа отрывков, языковые особенности повести, самостоятельная работа по подготовке письменного ответа на вопрос по теме урока, комментирование выставленных оценок |
|
28 | Контрольная работа №4 по теме «Повесть А.С. Пушкина «Дубровский» | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Повесть А.С. Пушкина «Дубровский» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, комплексное повторение, работа по определению типичных ошибок в контрольной работе, комментирование выставленных оценок |
|
| М.Ю. Лермонтов (4 часа) |
|
|
30 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова | Индивидуальная и работа с дидактическим материалом «Биография и творческий путь поэта», самостоятельная работа – устный рассказ о писателе, выразительное чтение стихотворений с последующим письменным рецензированием при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
31 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом, работа по анализу стихотворений, составление словаря средств выразительности в стихотворениях, коллективное, комментирование выставленных оценок |
|
32 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы» | Комплексное повторение по теме «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста», самостоятельная работа по составлению алгоритма выполнения анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
33 | Контрольная работа №5 по теме стихотворениям Лермонтова | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
| И.С. Тургенев (5 часов) |
|
|
34 | И.С. Тургенев. Литературный портрет. | Комплексное повторение по теме «Литературный портрет», самостоятельная работа по составлению литературного портрета писателя с привлечением информационно-коммуникационных средств, конкурс презентаций, комментирование выставленных оценок |
|
35 | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Комплексная проверка домашнего задания, самостоятельная работа по устному рецензированию выразительного чтения отрывков из рассказа, участие в коллективном диалоге, по характеристике героев рассказа, составление тезисного плана для пересказа, комментирование выставленных оценок |
|
36 | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» | Изучение содержания параграфа учебника, самостоятельная работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока составление портретной характеристики героев рассказа, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывка, комментирование выставленных оценок |
|
37 | Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление устного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
38 | Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Проект. | Фиксирование собственных затруднений в деятельности: проектная работа при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
| Фёдор Иванович Тютчев (3 часа) |
|
|
39 | Ф.И. Тютчев. Литературный портрет. | Комплексное повторение по теме «Литературный портрет», самостоятельная работа по составлению литературного портрета писателя с привлечением информационно-коммуникационных средств, конкурс презентаций, комментирование выставленных оценок |
|
40 | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело». | Изучение содержания параграфа учебника, анализ стихотворений работа при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой - проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
41 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» | Комплексное повторение, работа по анализу поэтического текста, выразительное чтение текста с последующим его рецензированием, комментирование выставленных оценок |
|
| Афанасий Афанасьевич Фет (2 часа) |
|
|
42 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы» | Индивидуальная работа с дидактическим материалом по теме урока, выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием, работа в парах по письменному ответу на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета | Индивидуальная работа с дидактическим материалом, анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения, самостоятельная работа с последующей самопроверкой, устное иллюстрирование, , комментирование выставленных оценок |
|
| Николай Алексеевич Некрасов (6 часов) |
|
|
44 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, коллективная проверка выполнения домашнего задания, практическая по рецензированию выразительного чтения отрывков, групповое составление письменного ответа на проблемный вопрос по теме урока, анализ текста, комментирование выставленных оценок |
|
45 | Народ-созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Взаимопроверка выполнения домашнего задания, составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей самопроверкой, самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению таблицы «Пафос стихотворения», тезисного плана стихотворения, выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием, работа по составлению письменного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
47 | Своеобразие языка и композиции стихотворения Н.А. Некрасова «железная дорога» | Коллективная работа над ошибками, составление письменного ответа на проблемный вопрос, по рецензированию выразительного чтения, комментирование выставленных оценок |
|
48 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Самостоятельная работа по составлению устного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой, работа по теме урока при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
49 | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
| Николай Семёнович Лесков (6 часов) |
|
|
50 | Н.С. Лесков. Литературный портрет. | Комплексное повторение по теме «Литературный портрет», самостоятельная работа по составлению литературного портрета писателя с привлечением информационно-коммуникационных средств, конкурс презентаций, комментирование выставленных оценок |
|
51 | Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша» | Развитие понятия о сказе, практическая работа по подбору цитатных примеров при составлении устного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, работа по составлению цитатного плана для пересказа с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
52 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Особенности языка сказа», участие в коллективном диалоге, практическая работа по составлению устной и письменной характеристики героев, составление тезисного плана для пересказа отрывков с последующим рецензированием пересказа, комментирование выставленных оценок |
|
53 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С. Лескова «Левша» | Комплексная проверка домашнего задания, работа по повторению ранее изученного, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Приёмы комического», работа по составлению устного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
54 | Сказовая форма повествования. Проект | Комплексное повторение, составление сценария для инсценировки ключевых эпизодов, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
55 | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой |
|
| Антон Павлович Чехов (3 часа) |
|
|
56 | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе | Комплексное повторение по теме «Литературный портрет», самостоятельная работа по составлению литературного портрета писателя с привлечением информационно-коммуникационных средств, конкурс презентаций, комментирование выставленных оценок |
|
57 | Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа по поиску цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», участие в коллективном диалоге, работа по составлению устной или письменной речевой характеристики героев рассказа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, конкурс на лучшее инсценирование рассказов |
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 часа) |
|
|
59 | Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием при консультативной помощи учителя, письменный ответ на вопрос с последующей взаимопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…» | Выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием, участие в коллективном диалоге, прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов, работа по составлению письменного сопоставительного анализа стихотворений, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…» Проект | Коллективная проверка домашнего задания, выполнение работы над ошибками, выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием, комментирование выставленных оценок |
|
62 | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов XIX века | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
Из русской литературы XX века (28 часов) | |||
| Александр Иванович Куприн (3 часа) |
|
|
63 | А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор» | Комплексное повторение, самостоятельная работа по составлению конспекта статьи учебника, пересказ по развитию понятия о рождественском рассказе, работа в парах – подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рассказа, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
64 | Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | Комплексная проверка домашнего задания, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Нравственная оценка героев», работа в парах – участие в коллективном диалоге, составление тезисного плана рассказа по вариантам, комментирование выставленных оценок |
|
65 | Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | Работа с теоретическим материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа |
|
| Андрей Платонович Платонов (3 часа) |
|
|
66 | А П. Платонов. Литературный портрет писателя | Комплексное повторение по теме «Литературный портрет», самостоятельная работа по составлению литературного портрета писателя с привлечением информационно-коммуникационных средств, конкурс презентаций, |
|
67 | «Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас. | работа с теоретическим литературоведческим материалом, составление тезисного плана для пересказа отрывков текста, по поиску цитатных примеров к понятию «образ-символ», устного самостоятельное составление ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
68 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова | Комплексная проверка домашнего задания при консультативной помощи учителя, самостоятельная работа по составлению письменного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
| Александр Степанович Грин (3 часа) |
|
|
69 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, участие в коллективном диалоге,– письменный ответ на вопрос с последующей взаимопроверкой, комментирование выставленных оценок |
|
70 | Душевная чистота главных героев в повести А. С. Грина «Алые паруса» | устная и письменная характеристика героев с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге,– анализ различных форм выражения авторской позиции, инсценированное чтение с последующим его рецензированием, комментирование выставленных оценок |
|
71 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | Комплексное повторение, работа– индивидуальный проект: подбор ключевых цитат к темам «Мир, где живёт Ассоль», «Прошлое и настоящее Грея» с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя, составление тезисного плана к пересказу эпизодов, определяющих авторскую позицию, комментирование выставленных оценок |
|
| Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов) |
|
|
72 | К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа по подбору цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне», комментирование выставленных оценок |
|
73 | Д.С. Самойлов «Сороковые роковые» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, групповая работа – выразительное чтение стихотворений о войне с последующим рецензированием, участие в коллективном диалоге-аргументации, комментирование выставленных оценок |
|
| Виктор Петрович Астафьев (3часа) |
|
|
74 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, проверка домашнего задания, индивидуальная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием, участие в коллективном диалоге, комментирование выставленных оценок |
|
75 | Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Изучение содержания статьи учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом – анализ эпизода по выбору учащегося, работа – выделение этапов развития сюжета, работа по составлению характеристики героев рассказа, выразительное чтение отрывков рассказа, с последующим его рецензированием, участие в коллективном диалоге, комментирование выставленных оценок |
|
76 | Контрольная работа №9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания |
|
| Валентин Григорьевич Распутин (3 часа) |
|
|
77 | Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина | Коллективная работа над ошибками в контрольной работе при консультативной помощи учителя, коллективная работа по составлению тезисного плана эпизодов, работа в парах – составление плана речевых характеристик героев, комментирование выставленных оценок |
|
78 | Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина | Комплексное повторение, самостоятельная работа по пересказу текста с диалогом, прямой речью, работа по выразительному чтению эпизодов с последующим его рецензированием,– составление цитатного плана для пересказа эпизода, комментирование выставленных оценок |
|
79 | Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина. Проект | практическая работа по анализу эпизода «Игра в замеряшки», по подбору цитат к теме «трудности послевоенного времени в рассказе», работа по составлению электронного иллюстрирования альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей», комментирование выставленных оценок |
|
| Родная природа в русской поэзии XX века (4 часа) |
|
|
80 | А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | Выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием, , работа по теме «Языковые средства выразительности» с последующей взаимопроверкой |
|
81 | С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие» | Комплексная проверка домашнего задания,– подготовка устного ответа на вопросы с использованием цитирования, выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием, групповая практическая работа по подбору цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов, |
|
82 | Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова | Изучение содержания параграфа учебника, работа в парах по теме «Выразительное чтение» с последующим рецензированием, взаимопроверкой материала, участие в коллективном диалоге, |
|
83 | Контрольная работа № 10 по стихотворениям о природе поэтов XX века | Контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнение заданий с последующей самопроверкой, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
| Писатели улыбаются (5 часов) |
|
|
| В.М. Шукшин (2 часа) |
|
|
84 | Особенности шукшинских герое - «чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критики» | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом, групповая работа по определению особенностей раскрытия писателем образа правдоискателя, праведника с использованием цитирования, самостоятельная работа по вариантам по составлению письменного и устного ответа на вопросы с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
85 | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | Индивидуальная работа с дидактическим материалом, работа в парах по выразительному чтению отрывков с последующим его рецензированием, самостоятельная работа по составлению устного аргументированного ответа на вопрос с использованием цитирования |
|
| Фазиль Искандер (3 часа) |
|
|
86 | Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Аргументация с использованием цитирования», составление тезисного плана эпизодов для пересказа, выразительное чтение отрывков текста с последующим его рецензированием при консультативной помощи учителя |
|
87 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции,– сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе, самостоятельная работа по характеристике героя при консультативной помощи учителя, комментирование выставленных оценок |
|
88 | Герой-повествователь в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Комплексная проверка домашнего задания, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Способы выражения авторского начала в повествовании»,– создание собственных иллюстраций к рассказу |
|
| Из литературы народов России (2 часа) |
|
|
89 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, материалом учебника, работа в парах – устные рассказы о поэтах, выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
90 | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». | Фиксирование собственных затруднений в деятельности, индивидуальная работа с дидактическим материалом, материалом учебника, комментирование выставленных оценок |
|
Из зарубежной литературы (12 часов) | |||
| Мифы Древней Греции (2 часа) |
|
|
91-92 | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Изучение параграфа учебника, работа с литературоведческими понятиями,– выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием,– различные виды пересказа при консультативной помощи учителя, самостоятельная работа – составление таблицы «Мифологические герои» |
|
| Геродот (2 часа) |
|
|
93-94 | Геродот «Легенда об Арионе» | Коллективная работа по составлению таблицы «Особенности повествования в легенде об Арионе»,– составление цитатного плана для пересказа при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, самостоятельная работа – письменный ответ на проблемный вопрос, комментирование выставленных оценок |
|
| Гомер (2 часа) |
|
|
95-96 | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы. Героический эпос. | Комплексная проверка домашнего задания, работа по темам «Характеристика героя эпической поэмы», «Стихия Одиссея», сообщение на тему «Одиссей – мудрый правитель»,– инсценированное чтение ключевых эпизодов поэмы, участие в коллективном диалоге, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
|
|
| Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа) |
|
|
97-98 | Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот» | Коллективная проверка домашнего задания – поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «роман», «рыцарский», выразительное чтение с последующим его рецензированием,– сопоставительный анализ отрывков при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок
|
|
| Фридрих Шиллер (1 час) |
|
|
99 | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка» | Комплексная проверка домашнего задания, повторение (тест) последующей самопроверкой, самостоятельная работа с по заполнению таблицы «Характеристика героев рыцарских романов», работа по составлению устного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, составление тезисного плана для пересказа с последующей самопроверкой
|
|
| Проспер Мериме (1 час) |
|
|
100 | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе» | Комплексное повторение, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Жанрово-композиционные особенности новеллы», работа выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием, участие в коллективном диалоге, коллективное комментирование выставленных оценок
|
|
| Антуан де Сент-Экзюпери (1 час) |
|
|
101 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Изучение содержания параграфа учебника, работа по теме «Композиционные жанровые признаки философской сказки» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, работа по выразительному чтению с последующим рецензированием, |
|
102 | Повторение изученного в 6 классе | Комплексное повторение, итоговое тестирование по основным изученным темам с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа - проекты по выбранной теме, защита проектов |
|
7.. Учебно-методическое обеспечение
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
2.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2012.
3.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 6 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2012.
4.Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 6 кл. (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2013.
.
8. Планируемые результаты:
Выпускник научится:
– понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
– уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;
– оценивать свои и чужие поступки;
– проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
– планированию пути достижения цели;
– установлению целевых приоритетов;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
– учитывать условия выполнения учебной задачи;
– выделять альтернативные способы достижения цели;
– осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
– аргументировать свою точку зрения;
– задавать вопросы;
– осуществлять контроль;
– составлять план текста;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
– видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
– учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
– пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
– сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Выпускник получит возможность научиться:
– владеть содержанием литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
– знать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
– знать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
– знать основные теоретико-литературные понятия.
– работать с книгой;
– определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
– выявлять авторскую позицию;
– выражать свое отношение к прочитанному;
– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
– владеть различными видами пересказа;
– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
– участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Приложение
1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Нормы оценок сочинений, изложений, диктантов:
Оценка «5»:
Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Содержание и речь:
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Нормы оценок устных ответов:
«5»
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
Ответ самостоятельный.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Контрольная работа № 1 По теме «устное народное творчество»
Тестовые задания по сказке «Иван-крестьянский сын и чудо –юдо»
1.Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:
басня
сказка
потешка
загадка
2.К какому виду сказки относится "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"?
сказка о животных
бытовая
волшебная
3.Что такое кушак?
рубашка
пояс
рукавица
хлеб
4.Сколько голов было у чуда-юда в первую ночь?
3
6
9
12
5.Сколько голов было у чуда-юда во вторую ночь?
3
6
9
12
6.Кто сопровождал чудо-юдо?
конь и пёс
пёс .и ворон
ворон и конь
конь, пёс, ворон
7.Чьи это слова: "Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся!"
вторая чудо-юдо
старшая чудо-юдо
третья чудо-юдо
Тестовые задания по сказке «Царевна Лягушка»
8.Куда упала стрела у среднего брата?
в топкое болото
у красного крыльца
на боярский двор
9.Укажите второй приказ царя:
испечь каравай хлеба
приехать на пир
выткать за ночь ковёр
10Сколько вариантов исполнения сказки "Царевна-лягушка"?
10
14
24
34
11.К какому виду сказки относится "Царевна-лягушка"?
сказка о животных
бытовая
волшебная
12.Кто из сказочных героев сказал: "Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе"
селезень
медведь
щука
заяц
13.Кто из сказочных героев сказал: "Не губи меня, Иван-царевич! Будет время - я тебе пригожусь"
селезень
медведь
щука
заяц
14.Как помог заяц Ивану-царевичу?
догнал другого зайца, ухватил и разорвал
догнал зайца и поговорил с ним
догнал зайца и привёл его к Ивану-царевичу
15.Как помог селезень Ивану-царевичу?
летел за уткой и в голову её клевал
летел за уткой и её разорвал
поймал утку и привёл её к Ивану-царевичу
16.Как помогла щука Ивану-царевичу?
достала иглу
достала яйцо
достала ларец
17.Что такое фольклор?
устное народное творчество
сборник произведений на различные темы
особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова
цикл произведений одного автора
18.Какие из перечисленных жанров не относятся к фольклору:
скороговорка,
загадка,
пословица,
повесть,
сказка,
поговорка.
19. Подберите постоянные эпитеты к словам:
Девица –
Поле –
20. Составьте пословицы из следующих выражений:
а) Долог день до вечера, 1.молодецкая еда.
б) Пот на спине, 2.коли делать нечего.
в) Хлеб да вода — 3.так и хлеб на столе.
21. Запишите номера пословиц и поговорок на тему «О труде и лени»:
1) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) Труд кормит, а лень портит.
3) Друг познаётся в беде.
4) Делу – время, потехе – час.
5) Дружбой дорожи – забывать не спеши.
6) Терпенье и труд всё перетрут
22. Приведите пример бытовой сказки.
23. Найдите лишнюю по смыслу пословицу.
1)Человек неучёный, что топор неточёный.
2)Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3)Не зная броду, не суйся в воду.
4)Корень учения горек, да плод его сладок.
24.Укажите верное толкование пословицы :
А.Случилось при царе Горохе.
Очень давно.
В деревне.
Вранье, небывальщина.
Б.У него куры денег не клюют.
Человек — профессионал.
Ленивый человек.
Богатый человек.
17