СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (6 класс)

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана в соответствии с ФГОС основного общего образования по литературе и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов(авторы программы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (6 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРВО-БУЛДУРУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





«Рассмотрено и согласовано» «Утверждено»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УВР ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

«____» _____________________2017г. Приказ №__________

__________________________________ «____» _________2017

Белокопытова А.М. Субботина М.Н.














Рабочая программа по литературе

6 класс











Программу составила: Мирсанова Ксения Владимировна









с.Первый Булдуруй

2017г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по литературе и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин). Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г. Данное учебное пособие входит в Федеральный перечень учебников. Рабочая программа рассчитана на 105 часов за учебный год (35 недель), 3 часа в неделю.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

Цель - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Достижению поставленных целей способствует использование следующих методов организации учебной деятельности:

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая, микро- групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений и практических, тестовых работ, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.

Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.

Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выборочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, размышление о назва­нии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочинение-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, анализ стихотворений, составление словаря для характеристики предметов и явлений, наблюдение над особенностями речи персонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная характеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Формы контроля.

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем выполнения письменных работ: тестирование, сочинение, проверочные и творческие работы, составление схем и тезисных планов, а также устных форм работы: заучивание наизусть литературных текстов, доклады, сообщения, защита проектов.

Виды и контроля: конспектирование, тестирование, редакция текста, защита публичного выступления, защита проектной работы.

Формами контроля являются:

  • текущие, итоговые оценки;

  • подготовка и защита докладов, проектов по литературе;

  • а также зачётная система по некоторым темам курса.

Формы контроля: контрольные и письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, произведения собственного сочинения.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев.

2)в ценностно- ориентационной сфере:

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

-понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

3)в коммуникативной сфере:

-умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка;

-отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог;

-написание письменных, творческих работ и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

4) в эстетической сфере:

-понимание образной природы как явления словесного искусства;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится:

- понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений;

- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;

- составлять план изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным аппаратом учебника;

- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;

- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, формулировать выводы;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям,

характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Ученик получит возможность научиться:

- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;

- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- формирование прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.


СОДЕРАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение - 1 ч.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Раздел 1. Из греческой мифологии – 3 ч.

Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Личностные УУД: Уважение к другим народам мира и принятие их культурных ценностей. Формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления художественной идеи мифа. Воспитание интереса к мифологии.

Регулятивные УУД: Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности.

Познавательные УУД: Выявление художественной идеи мифа. Составление тезисного плана статьи учебника. Выразительное чтение.

Коммуникативные УУД: Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме, в том числе в виде индивидуального сообщения.

Раздел 2. Из устного народного творчества – 3 ч.

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Личностные УУД: Отражение личностных и гражданских позиций. Развитие нравственно-этических представлений обучающихся в ходе выявления особенностей отношения народа к смерти. Формирование этических норм христианства.

Регулятивные УУД: Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности.

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из различных источников. Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме. Определение основной и второстепенной информации и извлечение еѐ из текстов разных типов.

Коммуникативные УУД: Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников. Групповая работа по сбору необходимой информации и представление еѐ в виде устного высказывания

Раздел 3. Из древнерусской литературы – 4 ч.

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Личностные УУД: Воспитание интереса к истории и культуре Древней Руси Отражение личностных и гражданских позиций. Формирование этических норм христианства. Осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова.

Регулятивные УУД: Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности. Использование приѐмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала.

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из различных источников. Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме. Понимание древнерусского текста, выделение главного. Составление художественного пересказа на основе плана Поисковое чтение. Работа с метафорами.

Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения. Слушать высказывания одноклассников, формулировать собственное мнение. Осуществлять взаимный контроль Парная работа по сбору необходимой информации.

Раздел 4. Из русской литературы XVIII века – 3 ч.

М.В. ЛОМОНОСОВ – 3 ч.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Личностные УУД: Формирование представлений об уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определѐнной эпохи, системы взглядов. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства гордости за свою страну, гражданского патриотизма.

Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.

Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям Использование изучающего чтения Обобщать дополнительный материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова.

Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей Парная работа и оценка высказывания собеседника

Раздел 5. Из русской литературы ХIХ века – 50 ч.

В.А. ЖУКОВСКИЙ – 3ч.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».

А.С. ПУШКИН – 11 ч. + 1 ч. р/р.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 4 ч. + 1 ч.р/р.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Н.В. ГОГОЛЬ – 5 ч. + 2 ч. р/р.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 4 ч.

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ – 2 ч.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 5 ч. + 1 ч. р/р.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО – 4 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ – 5 ч. + 1 ч.р/р.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Личностные УУД Формирование представлений о личностях писателей XIX, воспитание интереса к их творчеству. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства гордости за свою страну, гражданского патриотизма; выявление примеров нравственного поведения, гордой независимости, достоинства, формирование чувства товарищества, уважения к людям, гуманистического мировоззрения обучающихся, активной жизненной позиции.

Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.

Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям, пополнение словарного запаса обучающихся. Использование изучающего чтения, обучение анализу лирического произведения, сопоставлению произведений разных авторов, совершенствование навыка устного словесного рисования.

Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся. Парная и групповая работа по составлению устного высказывания и оценка высказывания собеседника

Раздел 6. Из русской литературы XX века – 38 ч.

И.А. БУНИН – 3 ч.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть.

А.И. КУПРИН – 4 ч.+ 1 ч.р/р.

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН – 3 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).

М.М. ПРИШВИН – 6 ч.

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: военный плакат, подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

В.П. АСТАФЬЕВ – 4 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Н.М. РУБЦОВ – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. – 1 ч.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.

Я. и В. ГРИММ – 2 ч.

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ – 3 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН – 4 ч. + 1 ч.р/р.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Личностные УУД: Формирование представлений о личностях писателей XIX, воспитание интереса к их творчеству. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства единства с миром природы, бережного отношения ко всему живому, гражданского патриотизма; выявление примеров нравственного поведения, достоинства, формирование чувства товарищества, уважения к людям, гуманистического мировоззрения обучающихся, активной жизненной позиции.

Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.

Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям, пополнение словарного запаса обучающихся. Использование изучающего чтения, обучение анализу лирического и эпического произведения, сопоставлению произведений разных авторов, совершенствование навыка устного словесного рисования, расширение читательского кругозора.

Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся. Парная и групповая работа по составлению устного высказывания и оценка высказывания собеседника

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ – 5 Ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Введение. Книга и еѐ роль в жизни человека.

1


Раздел 1. Мифология (3 часа)

2

Миф «Пять веков»

1


3

Миф «Прометей»

1


4

Миф «Яблоки Гесперид»

1


Раздел 2. Устное народное творчество (3 часа)

5

Легенда «Солдат и смерть»

1


6

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1


7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1


Раздел 3. Древнерусская литература (4 часа)

8

«Сказание о белгородских колодцах»

1

9

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1


10

«Поучение Владимира Мономаха»

1


11

Анализ письменных работ обучающихся

1


Раздел 4. Русская литература XVIII века (3 ч.)

12

Ломоносов – гениальный учѐный, теоретик литературы, поэт.

1


13

«Стихи, сочиненные на дороге в Петегоф…»

1


14

Ломоносов о значении русского языка. Ломоносов и Пѐтр Великий.

1


Раздел 5. Русская литература XIX века (50 ч.)

15

В.А. Жуковский. О писателе.

1


16

Баллада «Светлана»

1

17

Анализ баллады «Светлана»

1


18

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве писателя

1

19

Лирика Пушкина «Деревня».

1


20

«Редеет облаков летучая гряда»

1

21

«Зимнее утро»

1


22

Конкурс выразительного чтения

1

23

«Дубровский». Историческая эпоха. История создания. Прототипы.

1


24

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

25

Отец и сын

1


26

В. Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1


27

Дубровский и Маша Троекурова.

1




28-29

Мастерская творческого письма. Продолжение романа Пушкина «Дубровский».Анализ письменных работ.

2


30

М.Ю. Лермонтов. О писателе.

1


31

Лирика Лермонтова.

«Тучи».

1


32

«Парус».

1


33

«Листок».

1


34

Конкурс творческих работ.

1


35

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1


36

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

1


37-38

Андрий и Остап.

2



39

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1


40

Подготовка к сочинению по повести Гоголя.

1


41

Анализ письменных работ.

1


42

И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции.

1


43-44

«Бирюк»

2


45

«В дороге»

1


46-47

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская», «Великое чувство! У каждых дверей…»

2


48

Л.Н. Толстой.

О писателе.

1



49-50

Анализ глав повести «Детство».

2


51

Анализ глав повести «Детство».

1


52

Уроки доброты Толстого «Бедные люди»

1


53

Анализ письменных работ.

1


54-55

В.Г. Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Отец и сын.

2


56

Дружба Валека, Васи и Маруси.

1


57

Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».

1


58

Анализ письменных работ.

1


59-60

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.

2


61

«Толстый и тонкий»

1


62

«Шуточка»

1


63

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1


64

Анализ письменных работ.

1


Раздел 6. Русская литература XX века (38 ч.)

65-66

Мир природы и человека в рассказах и стихотворениях Бунина.

2


67

«Лапти»

1


68-69

А.И. Куприн «Белый пудель»

2


70

«Белый пудель».

1


71

«Тапѐр»

1


72

Анализ письменных работ.

1


73-74

С. Есенин «Песнь о собаке».

2


75

«Разбуди меня завтра рано».

1


76

М. М. Пришвин. О писателе.

1


77

«Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра.

1


78

Настя и Митраша.

1


79

Смысл названия сказки-были.

1


80-81

В мастерской художника.

2


82

Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей».

1


83

«Тихая моя родина».

1


84-85

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые»

2


86

Астафьев. О писателе.

1


87

«Конь с розовой гривой».

1


88-89

Бабушка и внук.

2


90

Анализ письменных работ.

1


91-92

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

2


93

Краткие сведения о братьях Гримм.

1


94

Сходство и различия народных и литературных сказок.

1


95

Краткие сведения об О. Генри.

1


96-97

О. Генри «Дары волхвов».

2


98

Краткие сведения о Д. Лондоне.

1


99-100

Д. Лондон «Любовь к жизни»

2


101

Анализ письменных работ.

1


102

Рекомендации для летнего чтения.

1


103-105

Резервные уроки

3