Раздел, тема. | Знать и уметь | Формы организации занятий | Обеспечение Средствами обучения (ИКТ, фильмы, метод. материалы) | Кол – во часов по программе | Календарные сроки |
Введение | | | | 1 | |
1.. Любите читать! Литературные роды. | Знать значение литературы в жизни человека; литературные роды. Уметь работать с книгой, различать литературные роды. | лекция | таблица «Роды литературы.» | 1 | |
Из устного народного творчества | | | | 3 | |
2. Былины, их жанровые особенности. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1. Знать, что такое «фольклор». 2. Знать, что такое «былина», уметь отличать былину от других малых жанров фольклора. 3.Знать содержание произведений. 4. Совершенствовать умение художественного анализа текста. 5. Знать, что такое «русские народные песни» 6. Знать и уметь различать разновидности песен - обрядовая поэзия (песни колядные, масленичные, свадебные) - лирические песни - лироэпические песни. | комбинированный | иллюстрации к былинам | 1 | |
3. Образ Ильи Муромца в былинах. Былинные темы в балладе А. К. Толстого «Илья Муромец». | комбинированный | иллюстрации к былинам, кадры из кинофильма | 1 | |
4. Русские народные песни | комбинированный | иллюстрации, музыкальные записи песен | 1 | |
Из древнерусской литературы. | | | | 2 | |
5. «Повесть временных лет», её значение. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»). | 1Знать - особенности древнерусской литературы; - жанры древнерусской лит –ры, уметь их различать; 2. Знать содержание произведений этого периода; 3. Уметь - делать художественный пересказ, - формулировать тему, идею произведения; - характеризовать героев, 4. Уметь делать выводы по прочитанному. | комбинированный | иллюстрации к произведению. | 1 | |
6.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -повесть о вечной любви и дружбе. | комбинированный | презентация | 1 | |
Из русской литературы 18 века | | | | 8 | |
7. Классицизм как литературное направление. | 1.Знать, что такое классицизм. Его художественные особенности. 2. Уметь определять признаки классицизма в худ. произведении. 3. Знать основные этапы жизни и творчества писателей данного исторического периода. 4. Знать предложенные стихотворения данных писателей наизусть. 5. Уметь выполнять сравнительный анализ поэтических произведений. 6. Уметь выразительно читать произведения (по ролям). 7. Уметь давать характеристику героям. 8. Уметь высказывать собственное мнение на основе прочитанного. | лекция | таблица «Литературные направления» | 1 | |
8.М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Ода «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | комбинированный | портрет писателя, портрет императрицы. | 1 | |
9. Учение М. В. Ломоносова о «трех штилях». « Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» | практикум | портрет писателя. | 1 | |
10. Г.Р.Державин. Тема поэта и власти в стихотворении «Властителям и судиям». | комбинированный | портрет писателя | 1 | |
11. Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». | лекция | портрет писателя, презентация | 1 | |
12. Характеристика основных образов пьесы. | | комбинированный Тест 1 | портрет писателя, Кадры из театральной постановки | 1 | |
13. Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика. | | практикум | кадры из театральной постановки | 1 | |
14. Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль». | | Урок развития речи | | 1 | |
Из литературы 19 века | | | | 24 | |
15. А.С.Пушкин: гений русской литературы. Слово о писателе Анализ поэтических произведений: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Туча». | 1.Знать основные этапы жизни и творчества писателей. Знать их лит. наследие. 2. Уметь составлять план литературоведческой статьи. 3. Уметь выполнять худ. анализ произведений: - определять тему, идею, проблематику. -давать характеристику главным героям; - уметь находить художественные особенности произведения; - выявлять авторскую позицию. 4. Знать историческую основу художественных произведений. 5. Уметь определять связь между историей и художественным произведением. 6. Владеть разными видами пересказа текста. 7. Выражать отношение к прочитанному. 8. Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | семинар | портрет писателя, аудио записи стихотворений | 1 | |
16.Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». | внеклассное чтение | | 1 | |
17. История создания баллады «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и Волхва. | комбинированный Тест 2 | портрет писателя, аудио запись | 1 | |
18. А.С.Пушкин. Прославление мужества и отваги русских солдат в поэме «Полтава» | комбинированный Тест 3 | презентация | 1 | |
19. М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Родина». | практикум | презентация | 1 | |
20.Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | комбинированный Тест 4 | иллюстрации к произведению, аудио запись | 1 | |
21. Характеристика основных образов «Песни…» | практикум | иллюстрации к произведению, портрет писателя. | 1 | |
22. Н.В. Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести «Шинель». | комбинированный | презентация | 1 | |
23.Сочинение «Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель». | урок развития речи | | 1 | |
24. И.С.Тургенев. Книга «Записки охотника». Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий». | комбинированный | портрет писателя, выставка книг, презентация | 1 | |
25. Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Основная тема рассказов «Певцы», «Бежин луг». | внеклассное чтение | | 1 | |
26.Н.А.Некрасов. Боль поэта за судьбу народа в стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда» | комбинированный | презентация, картины по мотивам произведений писателя, аудио запись | 1 | |
27. Величие духа русских женщин в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» | комбинированный | иллюстрации к произведению, аудио запись | 1 | |
28. Анализ поэтического произведения «Железная дорога» | | урок практикум Тест 5 | фильм «Звезда пленительного счастья» | 1 | |
29. М.Е.Салтыков – Щедрин. Художественное мастерство писателя – сатирика в обличении социальных пороков в рассказе «Дикий помещик» | комбинированный | иллюстрации к произведению, портрет писателя, презентация | 1 | |
30. Нравственные пороки общества в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». | урок практикум Проверочная работа №1 | иллюстрации к произведению | 1 | |
31.Сочинение по сказкам Салтыкова-Щедрина. | развитие речи | | 1 | |
32. Л.Н.Толстой. Мужество героев – севастопольцев в рассказе « Севастополь в декабре месяце» | комбинированный | портрет писателя, выставка книг, презентация | 1 | |
33. Н.С.Лесков Мастерство русских людей в повести «Левша». | комбинированный | портрет писателя, мультипликация, картины по мотивам произведения | 1 | |
34. Особенности проблематики и центральная идея повести «Левша». | комбинированный Тест 6 | презентация | 1 | |
35. А.А.Фет. Природа в стихотворениях «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер» | комбинированный | презентация | 1 | |
36. А.П.Чехов. Разоблачение пороков общества в рассказе «Хамелеон». | комбинированный Проверочная работа №2 | презентация | 1 | |
37. Сатирическая направленность рассказа «Смерть чиновника». | комбинированный | | 1 | |
38.Произведения русских поэтов 19 века о России. | практикум | выставка книг, репродукции пейзажей России | 1 | |
Из литературы 20 века | | | | 25 | |
39. М.Горький. Слово о писателе. Автобиографическая повесть «Детство» | 1.Основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей данного исторического периода. 2. Знать содержание произведений данных писателей. 3. Уметь воспринимать и анализировать текст: - определять тему, идею, проблематику. -давать характеристику главным героям; - уметь находить художественные особенности произведения; - выявлять авторскую позицию. 4. Выявлять авторскую позицию 5. Видеть злободневность произведений. 6. Владеть разными видами пересказа текста. 7. Выражать отношение к прочитанному. 8. Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | лекция | презентация | 1 | |
40. Семья Кашириных. Проблематика рассказа. | комбинированный | иллюстрации к произведению | 1 | |
41. Становление характера мальчика. Образ главного героя произведения. | комбинированный | иллюстрации к произведению | 1 | |
42.Сочинение по повести М. Горького «Детство». | урок развития речи | | 1 | |
43. Самопожертвование и любовь к людям в «Легенде о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). | комбинированный | иллюстрации к произведению. | 1 | |
44.И. А. Бунин. Человек и природа в стихотворении «Догорел апрельский теплый вечер». Размышление о своеобразии поэзии в статье Бунина «Как я пишу». | комбинированный | портрет писателя, выставка книг. | 1 | |
45. Смысл названия и основные проблемы рассказа «Кукушка». | комбинированный | презентация | 1 | |
46. Внеклассное чтение. И. А. Бунин «Таня». | внеклассное чтение | | 1 | |
47.А.И.Куприн. Самоотверженность и находчивость в рассказе «Куст сирени» | комбинированный | выставка книг, презентация | 1 | |
48. Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «ALLEZ!» | комбинированный | портрет писателя. | 1 | |
49. В.В.Маяковский. Роль поэзии в жизни человека и общества. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» | комбинированный Тест 7 | презентация, аудио запись | 1 | |
50. С.Есенин. Анализ поэтических произведений «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом» | комбинированный | презентация, аудио запись. | 1 | |
51. И.С. Шмелев. Любовь к Родине в рассказе «Русская песня» | комбинированный | портрет писателя | 1 | |
52. М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва - река». | комбинированный | портрет писателя. | 1 | |
53. К.Г. Паустовский. Красота родной природы в повести «Мещерская сторона». | комбинированный | портрет писателя. | 1 | |
54. Н.А. Заболоцкий. Труд души в стихотворении «Не позволяй душе лениться». | практикум | презентация, аудио запись | 1 | |
55. А.Т.Твардовский. Анализ поэтических произведений «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни» | комбинированный | презентация, аудио запись | 1 | |
56. А.Т.Твардовский. Возникновение замысла поэмы «Василий Теркин». Главы «Василий Теркин», «Переправа» | комбинированный | иллюстрации к произведению, фрагмент фильма | 1 | |
57. Главы «Два солдата», «Гармонь». Композиционные особенности поэмы «Василий Теркин» | практикум | аудио запись | 1 | |
58. Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (классное) | развитие речи | | 1 | |
59. Лирика поэтов - участников ВОВ: Н.П.Майоров, Б.А. Богатков, В.Н. Лобода. | комбинированный | портреты писателей, музыкальное сопровождение. | 1 | |
60. Б.Л.Васильев. Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №…». | комбинированный | презентация | 1 | |
61. В.М. Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. Рассказы Шукшина «Чудик», «Срезал». Рассказ «Микроскоп». | комбинированный | фильм «В.М.Шукшин –талант, согретый любовью к людям» | 1 | |
62. Урок внеклассного чтения. Рассказы Шукшина «Чудик», «Срезал». | внеклассное чтение | | 1 | |
63. Русские поэты XX века о России. | семинар | презентация | 1 | |
Из зарубежной литературы | | | | 7 | |
64. У.Шекспир. Краткие сведения о писателе. «Вечные» темы в сонетах Шекспира. | 1. Основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей данного раздела. 2. Знать содержание произведений данных писателей. 3. Уметь воспринимать и анализировать художественные произведения. 4.Выражать свое отношение к прочитанному; 5. Выразительно читать и пересказывать текст. | комбинированный | фильм «У. Шекспир» | 1 | |
65. Р.Бернс. Основные мотивы стихотворений «Джон Ячменное Зерно», «Возвращение солдата». | комбинированный | портрет писателя. | 1 | |
66. Р.Л.Стивенсон Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ». | комбинированный | Презентация | 1 | |
67. Мацуо Басе. Тематика и особенности поэтических образов стихотворений поэта. | комбинированный | портрет писателя . | 1 | |
68. А. де Сент – Экзюпери. Основные события и позиция автора в повести «Планета людей». | комбинированный | презентация | 1 | |
69. Янка Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихотворениях «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?». | комбинированный | портрет писателя. | 1 | |
70. Итоговый урок. Рекомендации на лето. | | обобщающий урок | | 1 | |