Ростовская область, Песчанокопский район, село Развильное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Развиленская средняя образовательная школа №9
Рассмотрена Согласовано Принята Утверждаю
на заседании МО Зам.директора по УВР на педагогическом совете Директор МБОУ РСОШ №9
Протокол №1 _____Е. И. Ковтунова Протокол №1 __________А. П. Смыкова
от _______2016 от 30.08.2016 Приказ от_________ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__литературе _________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Учитель__Ковтунова Елена Ивановна_______________________________
(ФИО)
Уровень общего образования (класс)____7 "Б"___________________________________
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по литературе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий(УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.12., одобрен Советом Федерации 26.12.12).
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства и науки Р.Ф. от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерными программами по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
Программой по литературе для 5 – 9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-3-е изд.-М.: «Русское слово - учебник», 2015.
Цели изучения курса литературы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Место курса литературы в базисном учебном плане
Общее число учебных часов обучения курсу литературы в 7 классе составляет 100 (3 ч. в неделю).
Результаты освоения курса литературы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут;
— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи
на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;
— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифитировать себя по национальности, уважать национальную самобытностьпредставителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшуюценность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологическийсловарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы снаучно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
— работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
— разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
— владеть ораторскими умениями, приёмами публичноговыступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, атакже к сотрудничеству в паре или группе;
— быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
— полемизировать, защищать собственную точку зренияв рамках толерантных отношений;
— сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений;
— формировать гуманитарный стиль мышления,опираясь в мышлении на понимание многообразия мира какценности, требующей бережного отношения;
— разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой культуры;
— понимать национальное своеобразие и эстетическуюценность произведений, возникших в культурах народовРоссии и мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) в познавательной сфере:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные,
исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказывания разного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос(5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 слов в 5—6 классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки; писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Программа обеспечивает культурно-исторический системно-деятельностный подход в обучении, поддержанный УМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМК призван в комплексе обеспечить социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов
Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.
Развитие речи: выразительно чтение.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов
XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.
Теория литературы: развитие представлений о романтизме.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников
Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы ХVIII века
Г.Р. Державин. «Признание».
Из русской литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. «В людях».
И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Булычев. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Календарно-тематическое планирование литература 7 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
По плану | Фактически |
| | | 1 четверть 16ч. | |
| | | Введение 1ч | |
1 | 2.09 | | Любите читать! | 1 |
| | | Из устного народного творчества 5ч. | |
2 | 5.09 | | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 1 |
3 | 7.09 | | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | 1 |
4 | 9.09 | | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». | 1 |
5 | 12.09 | | Русские народные песни. Обрядовая поэзия. | 1 |
6 | 14.09 | | Песни лирические, лиро-эпические | 1 |
| | | Из древнерусской литературы 3часа. | |
7 | 16.09 | | Из «Повести временных лет»: "...И вспомнил Олег коня своего..." | 1 |
8 9 | 19.09 21.09 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси. | 2 |
| | | Из русской литературы XVIII века 9ч. | |
10 | 23.09 | | Понятие о классицизме. | 1 |
11 | 26.09 | | М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Учение о «трех штилях». | |
12 | 28.09 | | Из оды «На день восшествия…». Элементы классицизма в оде. | 1 |
13 | 30.09 | | Г.Р.Державин. «Властителям и судьям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения | 1 |
14 | 3.10 | | Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. | 1 |
1516 | 5.10 7.10 | | Образы комедии «Недоросль».Основной конфликт. Проблематика. | 2 |
17 | 10.10 | | Взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. | 1 |
18 19 | 12.10 14.10 | | Р/Р. Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 2 |
| | | Из русской литературы XIX века 32ч. | |
20 | 17.10 | | А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. После лицея. | 1 |
21 | 19.10 | | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | 1 |
22 | 21.10 | | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча» | 1 |
23 24 | 24.10 26.10 | | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина | 2 |
25 | 28.10 | | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 |
26 | 7.11 | | Р/Р. Классное сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 |
27 | 9.11 | | Внеклассное чтение. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений А.С. Пушкина. | 1 |
28 | 11.11 | | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина» | 1 |
29 | 14.11 | | Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…» | 1 |
30 | 16.11 | | Идейно-художественное своеобразие «Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя. | 1 |
31 | 18.11 | | Н.В.Гоголь в Петербурге. Образ «маленького человека» в повести «Шинель». | 1 |
32 | 21.11 | | Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. | 1 |
33 | 23.11 | | Образ Акакия Акакиевича. | 1 |
34 | 25.11 | | Авторское отношение к героям и событиям в повести «Шинель». | 1 |
3536 | 28.11 30.11 | | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | 2 |
37 | 2.12 | | Авторская позиция в рассказе «Певцы» | 1 |
38 | 5.12 | | Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий». | 1 |
39 | 7.12 | | Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога» | 1 |
40 | 9.12 | | Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | 1 |
4142 | 12.12 14.12 | | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») | 2 |
43 | 16.12 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик генералов прокормил». Приёмы создания образов-персонажей. | 1 |
4445 | 19.12 21.12 | | В художественном мире сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.(«Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга») | 2 |
46 | 23.12 | | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце» | 1 |
47 | 26.12 | | Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 1 |
48 | 28.12 | | Н.С.Лесков. Краткие сведения о писателе. Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша» | 1 |
49 | 11.01 | | «Левша». Образный мир произведения. Р.Р.Цитатный план. | 1 |
50 | 13.01 | | Из самостоятельного чтения. Н.С.Лесков «Человек на часах». | 1 |
51 | 16.01 | | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. | 1 |
52 | 18.01 | | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 |
53 | 20.01 | | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | 1 |
54 | 23.01 | | Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики». Тема детства на страницах произведения. | 1 |
5556 | 25.01 27.01 | | Стихи о России поэтов 19-20 веков. Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных авторов. | 2 |
| | | Из русской литературы XX века 39ч. | |
57 | 30.01 | | М.Горький. Краткие сведения о писателе. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство». | 1 |
585960 | 1.02 3.02 6.02 | | «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. Становление характера мальчика. | 3 |
61 | 8.02 | | Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького (из рассказа «Старуха Изергиль») | 1 |
62 | 10.02 | | Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…». | 1 |
63 64 | 13.02 15.02 | | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка». Авторская позиция в рассказе «Кукушка». | 2 |
65 | 17.02 | | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | 1 |
666768 | 20.02 22.02 27.02 | | А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. История Ассоль. Детство Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. | 3 |
69 | 1.03 | | Проблематика и своеобразие стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 |
70 | 3.03 | | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворении С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | 1 |
71 | 6.03 | | Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина. | 1 |
72 | 10.03 | | Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 1 |
73 | 13.03 | | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва – река» | 1 |
74 | 15.03 | | Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона» | 1 |
75 76 | 17.03 20.03 | | Из самостоятельного чтения. К.Паустовский «Телеграмма» Проблематика и художественная идея рассказа. | 2 |
77 | 22.03 | | В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | 1 |
7879 | 3.04 5.04 | | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. поэма «Василий Тёркин». | 2 |
80 81 | 7.04 10.04 | | Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | 2 |
8283 | 12.04 14.04 | | Из самостоятельного чтения. Произведения о Великой Отечественной войне. (В.Быков «Обелиск», Б.Васильев «А зори здесь тихие») | 2 |
84 | 17.04 | | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | 1 |
85 86 | 19.04 21.04 | | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | 1 |
878889 90 | 24.04 26.04 28.04 3.05 | | Р/Р. В художественном мире стихотворений поэтов XX века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан», А.А. Вознесенский др. Образ родины в русской поэзии. Изображение событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. | 4 |
9192 | 5.05 8.05 | | Самостоятельное чтение. Читательская конференция. (Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» | 2 |
93 | 10.05 | | Внеклассное чтение. А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. | 1 |
94 95 | 12.05 15.05 | | Внеклассное чтение. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «Начало» и др.). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. | 2 |
| | | Зарубежная литература 5ч. | |
9697 | 17.05 19.05 | | В художественном мире зарубежной литературы. Темы и мотивы сонетов Шекспира. Философская лирика Пётефи. Произведения Л.Стивенсона. | 2 |
98 99 100 | 22.05 24.05 26.05 | | Нравственно-философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей» | 3 |
101 | 29.05 | | Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Аллегория | 1 |
102 | 31.05 | | Литературная викторина. Рекомендация книг для летнего чтения | 1 |