СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает нормативные документы по ФГОС, календарное,тематическое планирование,содержание курса,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 31.08.2015 № 154___

_____________ С.А. Гордиенко










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 7 класс

Количество часов 66

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна

Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: издательство «Русское слово», 2012 г.





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ


Рабочая программа курса «литература» для 5 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);


  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • приказ Управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);


  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2016-2017 учебный год»;

  • приказ МБОУ Донской СОШ от 14.06.2016 № 144 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год»;

  • Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от11 .06.2015 №266);

Примерная программа основного общего (среднего общего) образования по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составителиГ. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

региональный компонент содержания образования в Ростовской области

Цели изучения литературы :


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы :

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.


Цели первого уровня

- иметь представление об основных функциях литературы, о связи литературы и культуры народа, о роли родной литературы в жизни человека и общества;

- осознавать место русской литературы в системе гуманитарных наук и её роли в образовании в целом.

Цели второго уровня

- знать отличительные признаки родов и жанров литературы;

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

- воспринимать и понимать древнерусский текст; выделять нравственную проблематику древнерусских текстов;

- характеризовать героев русской литературы 19 и 20 вв. и героев зарубежной литературы;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Цели третьего уровня

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

Цели четвёртого уровня

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


1.2.5.2. Литература

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2016-2017 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 66часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»)


3.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты Ученик научится

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

Ученик получит возможность научиться

 рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

Личностные результаты Ученик научится

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

Ученик получит возможность научиться

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа

Метапредметные результаты Ученик научится

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.


Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»).Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.



Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо­вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен­тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па­мятников древнерусской литературы.



подробный пересказ Тест по древнерусской литературе

Из литературыXVIIIвека

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири­ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш­ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Тест по комедии «Недоросль».


Р.р.Сочинение-рассужд ение «Грустный смех Фонвизина»

Контрольная работа «Литература XVIII в»

Из литературыXIXвека


А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по­слание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи­зусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве­дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори­ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли­кация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите­ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».



И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си­бирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле­пашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев.«Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти­ны...» и др.



Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го­род русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас­ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис­кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдатель­ность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения русских поэтов XIXвека о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблаче­ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само­уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко.«Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.


различные виды чтения, в том числе наи­зусть;

Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тест по сказкам С-_Щедрина

Тест по произведениям А.П.Чехова

Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

Тест


Из литературыXX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобио­графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра­ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска­за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве­рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыруч­ка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро­та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитан­ных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в ли­рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки­ну л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди­ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворе­ниях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­но-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».


И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху­дожественной речи,градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче­ская проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек­сики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память -основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по­этов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны-


Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви­ды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя про­стота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шук­шина в школе.

составление словаря языка персонажей, письменный отзыв,

сочинение-рассуждение.

Тест по произведениям М.Горького


Русскиепоэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов.«Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский.«Муромский сруб».

А.Д.Дементьев.«Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из по­этических текстов, чтение стихотворения наизусть.


развернутая характеристика одного из по­этических текстов, чтение стихотворения наизусть. Контрольная работа «Литература XX века»


Из зарубежной литературы


У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю­блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углуб­ление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ­ное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллего­рия.

Р.Л. СТИВЕНСОНКраткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирова­ния.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Планета людей», «Ли­ния», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со­бытия и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень­кого принца».

Я. КУПАЛА

чтение и различные способы комментирова­ния.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из оды на день восшествия на все­российский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов.«Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий.«Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский.«На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога­тыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов.«Панорама Москвы», «Прощай, не­мытая Россия».

И.С. Тургенев.«Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин.«Премудрый пескарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский.«Адище города».

Б.Л. Васильев.«Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев.«Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский.«Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».






5.Тематическое планирование учебного предмета



Разделы курса, темы

Кол-во ч.

1

Введение. Литературные роды (эпос, лирика, драма

1

2

Из устного народного творчества

Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Русские народные песни

3

3

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», её значение.

« Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Тест по древнерусской литературе

2

4

Из литературы XVIII в.

Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов.

Теория о трех штилях

М. Ломоносов.Из оды «На день восшествия ….»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям».

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Основной конфликт пьесы и её проблематика.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя.

Тест по комедии «Недоросль».

Р.р .Сочинение-рассуждение «Грустный смех Фонвизина»

Контрольная работа «Литература XVIII в»

8

5

Из литературы XIX века

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».

«Песня про… купца Калашникова». Проблематика, основные мотивы произведения

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель»

Акакий Акакиевич и «Значительное лицо». Фантастика в повести. Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Характеры крестьян в изображении Тургенева. «Записки охотника» «Хорь и Калиныч».

И.С. Тургенев. Авторская позиция в рассказе «Певцы».

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»

Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Размышления у парадного подъезда».

Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик». Тест по сказкам С-Щедрина.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Рассказ «Севастополь в декабре месяце».Образы защитников Севастополя.

Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

А.А.Фет. Стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер».

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон».

А.П.Чехов. Авторская позиция в рассказе «Смерть чиновника».

Тест по произведениям А.П.Чехова.

Р.р. Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

26

6

Произведения русских поэтов XIX века о России

Русские поэты XIX в. о России

1

7

Из литературы XX века

М. Горький. Автобиографическая проза. «Детство».

Гуманистическая направленность повести.

М.Горький. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль».

Тест по произведениям М.Горького.

И.А.Бунин. «Догорал апрельский светлый вечер…»

И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка»

А.И. Куприн. «Куст сирени» «Allez!».

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее...».

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом».

И.С. Шмелев. «Русская песня»

М.М. Пришвин Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

К.Г.Паустовский. Главы из повести «Мещёрская сторона»

Н.А. Заболоцкий. Нравственные достоинства человека

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

А.Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.

Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. «Летят мои кони» (фрагмент).

Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

В.М.Шукшин. Слово о малой Родине.

В.М. Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.


18

8

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Тема любви в сонетах

Краткие сведения о МацуоБасё. Хокку (хайку).

Р.Бёрнс.

Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»

Итоговая контрольная работа.

Р.Л.Стивенсон. Приёмы создания образов в романе «Остров сокровищ».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»).

Я. Купала. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?». Рекомендации для летнего чтения.

6

9

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1







6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА


урока


Дата план

Дата факт

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Виды контроля

(мониторинг)

1-я четверть 17 часов

1

1.09


Введение .Литературные роды (эпос, лирика, драма).

1


2

5.09



Из устного народного творчества.

.Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».


1


3

8.09


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


1


4

12.09


Русские народные песни

1


5

15.09


Из древнерусской литературы.

«Повесть временных лет», её значение.


1


6

19.09


« Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тест

1


Тест по «Повести о Петре и Февронии Муромских»»

7

22.09


Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов.

Теория о трех штилях

1


8

26.09


М.Ломоносов.Из оды «На день восшествия ….»

1

Чтение наизусть

9

29.09


Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям».

1


10

3.10


Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Основной конфликт пьесы и её проблематика.

1


11

6.10


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии.

1


12

10.10


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя. Тест.


1

Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»


13

13.10


Р.р.Сочинение-рассуждение «Грустный смех Фонвизина»

1

Сочинение-рассуждение «Грустный смех Фонвизина»

14

17.10


Контрольная работа «Литература XVIII в»

1

Контрольная работа «Литература XVIII в»

15

20.10


Из литературы XIX в. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина

1


16

24.10


Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».

1

Чтение наизусть

17

27.10


А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Чтение наизусть

2-я четверть 14 часов

18

07.10


Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1


19

10.11


М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».

1

Чтение наизусть

20

14.11


«Песня про… купца Калашникова». Проблематика, основные мотивы произведения

1


21

17.11


Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

1

Чтение наизусть

22

21.11


Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель»

1


23

24.11


Акакий Акакиевич и «Значительное лицо». Фантастика в повести.

1


24

28.11


Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1

Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

25

1.12


Характеры крестьян в изображении Тургенева. «Записки охотника» «Хорь и Калиныч».

1


26

5.12


И.С. Тургенев. Авторская позиция в рассказе «Певцы».

1


27

8.12


И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»

1


28

12.12


Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Размышления у парадного подъезда».

1


29

15.12


Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины».

1


30

19.12


Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1


31

22.12


М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик». Тест.

1

Тест по произведениям Некрасова.







3-я четверть 21 час

32

9.01


М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1


33

12.01


Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1


34

16.01


Рассказ «Севастополь в декабре месяце».Образы защитников Севастополя.

1


35

19.01


Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

1


36

23.01


Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

1

Тест по сказу «Левша » Н.С. Лескова

37

26.01


А.А.Фет. Стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер». Тест.

1

Чтение наизусть.

38

30.01


А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон».

1


39

2.02


А.П.Чехов. Авторская позиция в рассказе «Смерть чиновника».Тест.

1


Тест по творчеству А.Чехова.

40

6.02


Р.р. Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

1

Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

41

9.02


Произведения русских поэтов XIX в. о России


1

42

13.02


Из литературы ХХ века.

М. Горький. Автобиографическая проза. «Детство».

1


43

16.02


Гуманистическая направленность повести.


1


44

20.02


М.Горький. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Тест.

1

Тест по творчеству М.Горького

45

27.02


И.А.Бунин. «Догорал апрельский светлый вечер…»

1


46

2.03


И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка»

1


47

6.03


А.И. Куприн. «Куст сирени» «Allez!».

1


48

9.03


В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее...».

1


49

13.03


С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом».

1


50

16.03


И.С. Шмелев. «Русская песня»

1


51

20.03


М.М. Пришвин Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

1


52

23.03


К.Г.Паустовский. Главы из повести «Мещёрская сторона»

1


4-я четверть 14 часов

53

3.04


Н.А. Заболоцкий. Нравственные достоинства человека

«Не позволяй душе лениться»

1

Сочинение-эссе «Труд души»

54

6.04


А.Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса

1


55

10.04


Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».

1

Чтение наизусть

56

13.04


Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.

1


57

17.04


Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. «Летят мои кони» (фрагмент).

1


58

20.04


Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

1


59

24.04


В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

1


60

27.04


Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Тема любви в сонетах

1


61

4.05


Краткие сведения о МацуоБасё. Хокку (хайку).

1


62

11.05


Р.Бёрнс.Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»

1


63

15.05


Итоговая контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа.

64

18.05


Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»).

1


65

22.05


.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».

1


66

25.05


Я. Купала. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?». Рекомендации для летнего чтения.

1





6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА


урока


Дата план

Дата факт

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Виды контроля

(мониторинг)

1-я четверть 17 часов

1

1.09


Введение .Литературные роды (эпос, лирика, драма).

1


2

5.09



Из устного народного творчества.

.Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».


1


3

8.09


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


1


4

12.09


Русские народные песни

1


5

15.09


Из древнерусской литературы.

«Повесть временных лет», её значение.


1


6

19.09


« Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тест

1


Тест по «Повести о Петре и Февронии Муромских»»

7

22.09


Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов.

Теория о трех штилях

1


8

26.09


М.Ломоносов.Из оды «На день восшествия ….»

1

Чтение наизусть

9

29.09


Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям».

1


10

3.10


Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Основной конфликт пьесы и её проблематика.

1


11

6.10


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии.

1


12

10.10


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя.Тест.


1

Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»


13

13.10


Р.р.Сочинение-рассуждение «Грустный смех Фонвизина»

1

Сочинение-рассуждение «Грустный смех Фонвизина»

14

17.10


Контрольная работа «Литература XVIII в»

1

Контрольная работа «Литература XVIII в»

15

20.10


Из литературы XIX в. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина

1


16

24.10


Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча».

1

Чтение наизусть

17

27.10


А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Чтение наизусть

2-я четверть 14 часов

18

07.10


Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1


19

10.11


М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».

1

Чтение наизусть

20

14.11


«Песня про… купца Калашникова». Проблематика, основные мотивы произведения

1


21

17.11


Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

1

Чтение наизусть

22

21.11


Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель»

1


23

24.11


Акакий Акакиевич и «Значительное лицо». Фантастика в повести.

1


24

28.11


Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1

Р.р.Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

25

1.12


Характеры крестьян в изображении Тургенева. «Записки охотника» «Хорь и Калиныч».

1


26

5.12


И.С. Тургенев. Авторская позиция в рассказе «Певцы».

1


27

8.12


И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»

1


28

12.12


Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Размышления у парадного подъезда».

1


29

15.12


Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины».

1


30

19.12


Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1


31

22.12


М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик». Тест.

1

Тест по произведениям Некрасова.







3-я четверть 21 час

32

9.01


М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1


33

12.01


Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1


34

16.01


Рассказ «Севастополь в декабре месяце».Образы защитников Севастополя.

1


35

19.01


Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

1


36

23.01


Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

1

Тест по сказу «Левша » Н.С. Лескова

37

26.01


А.А.Фет. Стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер». Тест.

1

Чтение наизусть.

38

30.01


А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон».

1


39

2.02


А.П.Чехов. Авторская позиция в рассказе «Смерть чиновника».Тест.

1


Тест по творчеству А.Чехова.

40

6.02


Р.р. Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

1

Сочинение.Мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон»

41

9.02


Произведения русских поэтов XIX в. о России


1

42

13.02


Из литературы ХХ века.

М. Горький. Автобиографическая проза. «Детство».

1


43

16.02


Гуманистическая направленность повести.


1


44

20.02


М.Горький. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Тест.

1

Тест по творчеству М.Горького

45

27.02


И.А.Бунин. «Догорал апрельский светлый вечер…»

1


46

2.03


И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка»

1


47

6.03


А.И. Куприн. «Куст сирени» «Allez!».

1


48

9.03


В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее...».

1


49

13.03


С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом».

1


50

16.03


И.С. Шмелев. «Русская песня»

1


51

20.03


М.М. Пришвин Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

1


52

23.03


К.Г.Паустовский. Главы из повести «Мещёрская сторона»

1


4-я четверть 14 часов

53

3.04


Н.А. Заболоцкий. Нравственные достоинства человека

«Не позволяй душе лениться»

1

Сочинение-эссе «Труд души»

54

6.04


А.Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса

1


55

10.04


Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».

1

Чтение наизусть

56

13.04


Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.

1


57

17.04


Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. «Летят мои кони» (фрагмент).

1


58

20.04


Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

1


59

24.04


В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

1


60

27.04


Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Тема любви в сонетах

1


61

4.05


Краткие сведения о МацуоБасё. Хокку (хайку).

1


62

11.05


Р.Бёрнс.Основные мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»

1


63

15.05


Итоговая контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа.

64

18.05


Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»).

1


65

22.05


.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».

1


66

25.05


Я. Купала. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?». Рекомендации для летнего чтения.

1

































7.Информационно-методическое обеспечение


1.Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.

2. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:в 2 частях. Автор-составитель Г.С. Меркин /М., ООО «Русское слово-учебник», 2012 г.

3. Планирование и материалы к уроку «Литература.7 класс» Авторы – составители: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. /Москва, «Русское слово», 2007г.

4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику "Литература. 7 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"-РС",2011 г.

5. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 7 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" -РС",2010 г.

Дополнительная литература.

1.Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2012г.

2.Тесты. Литература. 7 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.

3.Журнал «Литература в школе».

4.«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!