СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс(ФГОС) к УМК В.Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС)»

Администрация Курьинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

имени М.Т.Калашникова



  1. Рассмотрено на ШМО «Филология»
  2. Руководитель ШМО ________О.А.Воробьева
  3. Протокол № _____ от «____»___________2016 г.
  1. Согласовано:
  2. Заместитель директора школы по УВР
  3. _______И.В. Жильцова
  4. «____»____________2016г.
  1. Утверждаю:
  2. Директор МБОУ «Курьинская СОШ» им. М.Т.Калашникова _____________Л.Н. Легоньких Приказ №___ от
  3. «____»__________2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «Литература »

7 класс

на 2016 – 2017 учебный год

Образовательная область: русский язык и литература

Ступень: основная школа









Разработчик: Воробьева Олеся Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории













село Курья, 2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

4. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

5. Программа формирования универсальных учебных действий МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

6. Учебный план МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

7. Примерная программа основного общего образования по литературе, разработанная Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы –М.; Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

8. Авторская программа к учебнику Коровиной В. Я., Коровина В. И., Журавлева В. П. «Литература». 7 класс. В 2-х ч. М., «Просвещение», 2013

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования.


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре);

Л.Н.Андреев «Кусака»; -Д.С.Лихачев «Земля родная»;

Песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе.


Обоснование выбора примерной или авторской программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется УМК:

1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

2. Н.В.Беляева. Литература 5-9 кл. Проверочные работы. «Просвещение» М., 2010.

3. Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2017.

4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2014.

5. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. Москва «Просвещение», 2014.

6. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 7 класс. Москва «Просвещение», 2015.

7. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD- ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М: Просвещение, 2009.


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу


Авторская программа взята без изменений.


Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О критериях контроля, нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова».



Место курса «Литература» в базисном учебном плане.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Разделы

Количество часов

В том числе

Авторская программа

Рабочая программа

внеклассное чтение

развитие речи

контрольные работы

Количество часов

№ урока

Количество часов

№ урока

Количество часов

№ урока

1

Введение

-

1

-

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество.

-

6

2

4. 5

-

-

-

-

3

Из древнерусской литературы

-

2

-

-

-

-

-

-

4

Из литературы VIII века

-

2

-

-

-

-

-

-

5

Из литературы XIX века

-

27

3

28, 31,37

2

23, 38

1

34

6

Из литературы XX века

-

24

4

40,49, 53,59

-

-

2

50

(к/соч)

62 к/р

7

Из литературы народов России

-

1

-

-

-

-

-

-

8

Их зарубежной литературы

-

7

2

64,69

-

-

1

70


итого

70

70

11


2


4



Учебный проект - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. ( 2-3 проекта в конце года)


Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:


• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение

к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов

былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических

песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-

поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев

(Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение

к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности

исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.

Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения

(развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского

мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.

«Тихая моя родина» (обзор)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений)



















































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Количество часов

УУД

Дата

I

Введение

1

Положительно относиться к учению и познавательной деятельности. Осознавать и выражать свои эмоции


1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

6.09

II

Устное народное творчество

6

Коммуникативные:

получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Регулятивные:

учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе.

Познавательные:

знают термины «предание», «былина», умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


2

Устное народное творчество Предания.

1

8.09

3

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1

13.09

4

Вн.чт. русские былины Киевского и Новгородского циклов.

1

15.09

5

Вн.чт. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

20.09

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

1

22.09

7

Пословицы и поговорки.

1

27.09

III

Из древнерусской литературы

2

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


8.

Русские летописи. "Повесть временных лет"

1

29.09

9.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских".

1

4.10

IV

Из русской литературы XVIII века

2

Коммуникативные:

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.


10

М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», "Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года"

1

6.10

11

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1

11.10

V

Из русской литературы XIX века

27

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную, определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Познавательные:

оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, строить

рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.



12

А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок).


1

13.10

13

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)


1

18.10

14

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


1

20.10

15

А.С.Пушкин. "Борис Годунов" : сцена в Чудовом монастыре

1

25.10

16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека»

1

27.10

17

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои.

1

8.11

18

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» : конфликт и система образов.

1

10.11

19

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» : проблематика и поэтика.

1

15.11

20

М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива…", «Ангел», "Молитва"


1

17.11

21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» : Образ Тараса Бульбы.

1

22.11

22

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» : Остап и Андрий.

1

24.11

23

Р.р. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»

1

29.11

24

И.С.Тургенев. «Бирюк» : автор и герой.

1

1.12

25

И.С.Тургенев. «Бирюк» : поэтика рассказа.

1

6.12

26

И.С.Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».


1

8.12

27

Н.А.Некрасов.«Русские женщины» : «Княгиня Трубецкая»


1

13.12

28

Вн. чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1

15.12

29

А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

20.12

30

Смех сквозь слёзы, или « Уроки Щедрина» М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

1

22.12

31

Вн.чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1

27.12

32

Л.Н. Толстой. «Детство». (главы) Автобиографический характер повести.

1

12.01

33

Л.Н. Толстой. «Детство». (главы) Главный герой повести и его духовный мир.

1

17.01

34

Р.р. Урок контроля. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.Гоголя, И. Тургенева, Н.Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина»

1

19.01

35

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» А.П.Чехов. «Хамелеон» : проблематика рассказа

1

24.05

36

А.П.Чехов. «Хамелеон» : поэтика рассказа.

1

26.01

37

Вн.чт. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1

31.01

38

Р.р. «Край ты мой, родимый край…» (обзор)

1

2.02

VI

Из русской литературы XX века

24

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Регулятивные:

Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Действовать с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.


Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом.


39

И.А.Бунин. «Цифры»

1

7.02

40

Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

1

9.02

41

М.Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

1

14.02

42

М.Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни

1

16.02

43

М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).


1

21.02

44

Л.Н.Андреев. «Кусака».

1

23.02

45

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

28.02

46

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

2.03

47

А.П.Платонов. «Юшка»

1

7.03

48

А.П.Платонов. «Юшка»

1

9.03

49

Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

1

14.03

50

Р.р. Классное контрольное сочинение.

1

16.03

51

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»


1

21.03

52

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»

1

23.03

53

Вн.чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др.

1


54

Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади».

1


55

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»)


1


56

Е.И.Носов. «Живое пламя»

1


57

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

1


58

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы)

1


59

Вн.чт. М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы.


1


60

«Тихая моя родина». Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого и др.

1


61

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге…»

1


62

Письменная контрольная работа. Тестирование.


1


VII

Из литературы народов России

1

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.


63

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» ( из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

1


VIII

Из зарубежной литературы

7

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.

Познавательные:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



64

Вн.чт. Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения.

1


65

Дж.Г.Байрон. «Душа моя мрачна..»

1


66

Японские хокку (трехстишия).

1


67

О.Генри «Дары волхвов»


1


68

Р.Д.Брэдбери «Каникулы».

1


69

Вн.чт. Детективная литература.

1


70

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето.

1




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническая база:


1

Ноутбук

2

2

Проектор

1

3

Колонки

1

4

Экран

1

5

Документ камера

1

6

Наушники

1


  • Учебно-методический комплект:

    1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

    2. Коровина В. Я. Литература: 7  класс: М.: Просвещение, 2015 Номер в федеральном перечне – 1.2.1.2.1.3.

Для учителя:

  1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

  2. Н.В.Беляева. Литература 5-9 кл. Проверочные работы. «Просвещение» М., 2010.

  3. Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2017.

  4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2014.

  5. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. Москва «Просвещение», 2014.

  6. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 7 класс. Москва «Просвещение», 2015.

  7. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD- ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М: Просвещение, 2009.


Для учащихся

  1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

  2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :7 класс: Дидактические материалы по литературе. Москва «Просвещение», 2015.

  3. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 7 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2014.

Фонохрестоматия

1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»





















Лист корректировки рабочей программы

№ урока

(дата проведения)

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки









































































































20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!