СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, 7-е издание, М. «Русское слово» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Руководитель МО учителей гуманитарного цикла предметов ___________ _____________ Протокол № ___ от «___» __________________20___г.
| Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________ М.И. Макарова «__»________________20___г.
| Утверждено: Директор МОУ СОШ __________ Е.Е. Азарёнок Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
|
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Азарёнок Елены Егоровны
Предмет: Литература
Класс: 8
Образовательная область: филология
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, 7-е издание, М. «Русское слово» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание курса предмета; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 102 часов (3 часа в неделю).
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Блоки-модули
Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них (количество часов) | |
Творческие работы | Контрольные, проверочные работы, самостоятельные работы, тесты | ||
8 класс (102 часа) | |||
Художественная литература и история | 1 | | |
Из устного народного творчества | 4 | | |
Из древнерусской литературы | 5 | 1 | |
Из литературы XVIII века | 6 | | 1 |
Из литературы XIX века | 51 | 6 | 2 |
Из литературы XX века | 29 | 6 | 1 |
Из зарубежной литературы | 5 | 1 | |
Итоговые уроки | 1 | | |
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1 /авт.сост. Г.С.Меркин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.2 /авт.сост. Г.С.Меркин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование раздела. Тема урока
| Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения
| |
план | факт | |||||||
1 | Художественная литература и история | 1 | Изучение нового материала | Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос |
| Письменный ответ на вопрос |
|
|
Из устного народного творчества | ||||||||
2 | Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».
| 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией учебника, репродукцией картины И.Е. Репина | Исследование текста | Формирование навыков работы со статьёй учебника, иллюстрациями, репродукциями картин; выразительного чтения, лексической работы; умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
3 | Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета». | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа | Исследование текста, сообщения учащихся | Формирование навыка работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
4-5 | Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века - начало XVIII века. Солдатские песни XVIII-XIX веков. | 2 | Изучение нового материала | Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине. Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, работа со статьями учебника и иллюстрациями, беседа, оформление результатов исследования текста в виде таблицы | Сообщения учащихся, исследование текста в виде таблицы | Развитие навыка выразительного чтения, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
Из древнерусской литературы | ||||||||
6-7 | «Житие Сергия Радонежского». | 2 | Изучение нового материала | Составление цитатного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ | Сообщения учащихся, исследование текста | Формирование навыка составления цитатного плана статьи учебника, художественного пересказа, лексической и исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
8 | «Слово о погибели Русской земли…». | 1 | Изучение нового материала | Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | Сообщения учащихся, исследование текста | Развитие навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
9 | «Житие Александра Невского». | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьёй учебника и иллюстрациями | Сообщения учащихся, исследование текста | Формирование навыка составления цитатного плана статьи учебника, художественного пересказа, лексической и исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
10 | Р/Р. Конкурс рефератов. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ рефератов | Написание реферата | Рефераты: 1 вариант. Отношение к памяти Александра Невского в истории России. 2 вариант. Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе |
|
|
Из литературы XVIII века | ||||||||
Гавриил Романович Державин | ||||||||
11-12 | Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа» (самостоятельная работа) | 2 | Изучение нового материала | Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа, исследовательская работа с текстом, составление сравнительных таблиц | Сообщения учащихся, исследование текста, составление сравнительных таблиц | Формирование навыка составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
13 | Г.Р. Державин «Памятник». | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, заполнение таблиц, исследовательская работа с текстом, работа со статьёй учебника | Выразительное чтение наизусть отрывка из оды «Вельможа» | Формирование навыка выразительного чтения наизусть, лексической работы, исследовательской работы с текстом |
|
|
Николай Михайлович Карамзин | ||||||||
14 | Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин. | 1 | Изучение нового материала | Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление обобщающей и сравнительной таблиц, составление вопросов к статье учебника, сообщение учащегося, выразительное чтение, формулирование письменного ответа на вопрос | Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник» | Формирование навыка работы со статьёй учебника и иллюстрациями, выразительного чтения, составления сравнительных таблиц |
|
|
15-16 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | 1 | Изучение нового материала | Исследовательская работа с текстом и оформление результатов исследования в виде таблиц; выразительное чтение эпизодов повести; работа с репродукциями картин художников | Исследование текста | Формирование навыка анализа эпического произведения в единстве формы и содержания, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом |
|
|
Из литературы XIX века | ||||||||
17 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм. | 1 | Изучение нового материала | Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников |
| Развитие навыка работы с учебником, составление вопросов к статье, конструирования диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников |
|
|
Василий Андреевич Жуковский | ||||||||
18 | В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение по ролям, составление вопросов к статье учебника, исследовательская работа с текстом | Исследование текста | Формирование навыка составлений вопросов к статье учебника, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения по ролям |
|
|
19-20 | В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | 2 | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, работа со статьёй учебника и иллюстрациями, исследовательская работа с текстом | Выразительное чтение наизусть фрагмента из баллады «Лесной царь»» | Формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьёй и иллюстрациями учебника |
|
|
Кондратий Фёдорович Рылеев | ||||||||
21-22 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоятельная работа) | 2 | Изучение нового материала | Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин художников, составление историко-литературного комментария | Сообщения учащихся, самостоятельная работа | Формирование навыка работы со статьёй учебника, составления историко-литературного комментария, работы с репродукциями картин художников, выразительного чтения |
|
|
Александр Сергеевич Пушкин | ||||||||
23-24 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) | 2 | Изучение нового материала | Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьёй учебника | Сообщения учащихся | Формирование навыков конструирования вопросов к статье учебника, выразительного чтения, лексической работы, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания |
|
|
25 | «Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа) | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, работа со статьёй учебника и репродукцией картины, сообщения учителя и учащихся, беседа, прослушивание песни | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» | Развитие навыка выразительного чтения наизусть, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, лексической работы, работы с учебником |
|
|
26-27 | «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1-2 глав). | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учителя и учащихся, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | Анализ глав | Формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, выразительного чтения, лексической работы |
|
|
28-29 | Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «Дружбой» (анализ 3-5 глав). | 2 | Урок анализа эпического произведения | Составление цитатного плана главы романа, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, беседа | Анализ глав | Развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом |
|
|
30-31 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав). | 2 | Урок анализа эпического произведения | Работа со статьями учебника, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа | Анализ глав | Формирование навыка анализа эпического произведения в единстве формы и содержания, работы со статьями учебника и иллюстрациями к повести, составления тезисного и сложного планов эпизодов произведения, беседа, выразительное чтение по ролям, пересказ
|
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов | ||||||||
32-33 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. | 2 | Изучение нового материала | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, комментирование материалов выставки, выразительное чтение, беседа | Сообщения учащихся | Формирование навыка составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении, отбирать необходимый материал для составления комментариев к выставке рисунков поэта |
|
|
34-35 | Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 2 | Урок-анализ лирического произведения | Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа со статьёй учебника, беседа | Выразительное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам): 6, 7, 8, 11, 13,18, 19,21, 23,26 | Развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания |
|
|
Николай Васильевич Гоголь | ||||||||
36-37 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии. | 2 | Изучение нового материала | Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов к статье учебника, построение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа | Индивидуальные задания | Формирование навыка работы с учебником, лексической работы, работы с портретом писателя |
|
|
38 | «Сборный город всей тёмной стороны». (Анализ первого действия). | 1 | Урок-анализ драматического произведения | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, работа с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» | Заполнение таблицы цитатами, Чтение по ролям явления 1,3,6 Д1. | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом |
|
|
39 | Хлестаков и городничий. (Анализ второго действия). | 1 | Урок-анализ драматического произведения | Выразительное чтение по ролям, беседа, сообщения учителя и учащихся, составление цитатного плана-характеристики образа героя | Индивидуальное задание, групповое задание | Формирование навыка составления цитатного плана, выразительного чтения по ролям |
|
|
40 | Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». (Анализ третьего действия). | 1 | Урок-анализ драматического произведения | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа | Индивидуальное задание, групповое задание | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа |
|
|
41 | Хлестаков – ревизор. (Анализ четвёртого действия). | 1 | Урок-анализ драматического произведения | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, инсценирование | Индивидуальное задание, групповое задание | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, инсценирования, исследовательской работы с текстом |
|
|
42 | Художественная идея комедии. (Анализ пятого действия). | 1 | Урок-анализ драматического произведения | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа | Индивидуальное задание | Формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа |
|
|
43-44 | Р/Р. Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров» | 2 | Уроки развития речи | Исследовательская работа с текстом, работа со статьёй в учебнике, сообщения учителя и учащихся, беседа | Индивидуальное задание, составление рассказа о героях с опорой на материал учебника | Развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, работы со статьёй учебника, составление устных рассказов о герое |
|
|
45 | Р/Р. Анализ письменных работ. Защита рефератов | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ письменных работ | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.379-380 учебника) |
|
|
Иван Сергеевич Тургенев | ||||||||
46 | Краткие сведения об И.С. Тургеневе | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учителя и учащихся, письменный ответ на вопрос, беседа | Индивидуальное сообщение | Формирование навыка работы с учебником, портретом писателя |
|
|
47 | И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. | 1 | Урок-анализ эпического произведения | Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа | Выразительное чтение 3 главы и фрагментов 2 и 4 главы, в которых идёт речь о Гагине, индивидуальное задание | Развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, составления цитатного портрета героя, лексической работы |
|
|
48-49 | Композиция повести. Образ Аси. | 2 | Урок-анализ эпического произведения | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | Составление цитатного портрета Аси (глава 2), индивидуальное задание, групповое задание | Развитие навыка исследовательской работы с текстом, составления цитатного портрета героини |
|
|
50 | Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению. | 1 | Урок-анализ эпического произведения | Пересказ статьи учебника, дискуссия, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, беседа | Исследование текста | Формирование навыка исследовательской работы с текстом и материалами учебника, выразительного чтения |
|
|
51 | Р/Р. Анализ письменных работ. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ письменных работ | Написание сочинения | Темы сочинений: «Мотив России в повести», «Разное восприятие повести – свидетельство разнообразия литературных вкусов или различных социальных убеждений?». Анализ эпизода повести (по выбору): «Образ героини». «Образ природы». «Мотив рока в повести» |
|
|
Николай Алексеевич Некрасов | ||||||||
52 | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…». | 1 | Изучение нового материала | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, беседа, викторина |
| Формирование навыка работы с учебником, выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
53-54 | Н.А. Некрасов «Зелёный Шум». Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зелёный шум». | 2 | Урок-анализ поэтического текста | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, составление плана сочинения и рабочих материалов | Выразительное чтение наизусть стихотворения «Внимая ужасам войны…» | Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста, работы с репродукциями картин художников |
|
|
55 | Р/Р. Анализ письменных работ. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ письменных работ | Написание сочинения | Написание сочинения по картине А.А. Рылова «Зелёный шум» |
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет | ||||||||
56 | Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты…». | 1 | Изучение нового материала | Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, исследовательская работа с текстом | Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» | Развитие навыка работы со статьёй и иллюстративным рядом учебника, лексической работы, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
57 | «Учись у них – у дуба, у берёзы…». | 1 | Урок восприятия, истолкования и оценки лирического произведения | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, исследовательская работа с текстом, беседа | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Целый мир от красоты…» | Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями учебника |
|
|
Александр Николаевич Островский | ||||||||
58-59 | Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке. | 2 | Изучение нового материала | Работа со статьёй учебника, сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, беседа | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»; сообщения учащихся | Формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, художественного пересказа, работы со статьёй учебника |
|
|
60-61 | Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского. | 2 | Урок-анализ художественного произведения | Сообщения учителя и учащихся, составление комментариев образов героев сказки, беседа | Составление комментариев, индивидуальное задание | Формирование навыка составления литературных комментариев, навыков работы со статьёй учебника |
|
|
62 | Р/Р. Защита рефератов. | 1 | Урок развития речи | Чтение творческих работ | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.106 учебника) |
|
|
Лев Николаевич Толстой | ||||||||
63-64 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество». | 2 | Изучение нового материала | Составление рассказа о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | Индивидуальное задание | Развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа, работы со статьёй учебника, лексической работы |
|
|
65 | Л.Н. Толстой «После бала». История создания. (Анализ первой части рассказа). | 1 | Урок-анализ художественного произведения | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение | Работа с таблицей | Формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
66 | «После бала». (Анализ второй части рассказа). | 1 | Урок-анализ художественного произведения | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, дискуссия |
| Формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
67 | Р/Р. Защита рефератов. | 1 | Урок развития речи | Чтение творческих работ | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.129 учебника) |
|
|
Из литературы XX века | ||||||||
Максим Горький | ||||||||
68 | М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | 1 | Изучение нового материала | Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьёй учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями | Индивидуальное задание | Формирование навыка исследовательской работы с текстом, художественного пересказа, работы со статьёй учебника |
|
|
69 | М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал. | 1 | Изучение нового материала | Художественный пересказ эпизода, составление рассказа о герое, сопоставительной таблицы, выразительное чтение, беседа, работа с учебником | Индивидуальное задание | Развитие навыка исследовательской работы с текстом и статьями учебника, лексической работы |
|
|
70 | Р/Р. Защита рефератов. | 1 | Урок развития речи | Чтение творческих работ | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.181 учебника) |
|
|
Владимир Владимирович Маяковский | ||||||||
71 | Краткие сведения о В.В. Маяковском. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, комментарий к книжной выставке, посвящённой жизни и творчеству писателя, слайдовой презентации, сообщения учителя и учащихся | Индивидуальное задание | Формирование навыка работы составления рассказа о поэте по материалам статьи учебника, «слова» о поэте, комментариев книжной выставки, посвящённой жизни и творчеству писателя |
|
|
72 | Поэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, лексическая работа, заполнение таблицы, обобщающей результаты исследования текста, беседа | Выучить наизусть фрагмент стихотворения В. Маяковского «Дешёвая распродажа» | Формирование навыка выразительного чтения, филологического анализа поэтического текста |
|
|
Надежда Александровна Тэффи | ||||||||
73 | Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. | 1 | Изучение нового материала | Составление рассказа о писательнице по материалам статьи учебника, художественный пересказ рассказов, чтение наизусть, составление письменного высказывания о писательнице | Художественный пересказ рассказов | Формирование навыка работы с учебником, художественного пересказа, лексической работы |
|
|
74 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие». | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа, работа с иллюстрацией учебника | Художественный пересказ рассказов | Развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
Михаил Михайлович Зощенко | ||||||||
75 | М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана статьи учебника, художественного пересказа, комментариев к слайдовой презентации, письменного высказывания на заданную тему | Индивидуальное задание | Развитие навыка составления плана статьи учебника, художественного пересказа, составления письменного высказывания на заданную тему |
|
|
76 | М.М. Зощенко «Обезьяний язык». | 1 | Изучение нового материала | Лексическая работа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа, работа со статьёй учебника | Групповое задание: подготовить выразительное чтение рассказа по ролям
| Формирование навыка лексической работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
Николай Алексеевич Заболоцкий | ||||||||
77 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана статьи учебника, рассказа о поэте, выразительное чтение, прослушивание музыкальных произведений, беседа | Индивидуальное задание, чтение наизусть стихотворений, посвящённых памяти Н.А. Заболоцкого | Формирование навыка составления плана статьи учебника, выразительного чтения наизусть |
|
|
78 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…» | 1 | Урок восприятия, истолкования и оценки лирического произведения | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, работа со статьёй учебника, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся | Индивидуальное задание | Формирование навыка выразительного чтения, работы с учебником, исследовательской работы с текстом |
|
|
79 | Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса» | 1 | Урок восприятия, истолкования и оценки лирического произведения | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, работа с произведениями живописи | Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…» | Формирование навыка выразительного чтения, работы с произведениями живописи, лексической работы |
|
|
80 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ сочинений | Написание сочинения-рассуждения | Написание сочинения-рассуждения на тему «Что есть красота?..» |
|
|
Михаил Васильевич Исаковский | ||||||||
81 | М.В. Исаковский «Катюша». | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, исследовательская работа с текстом, прослушивание песни, выразительное чтение | Сообщения учащихся, индивидуальные задания | Формирование навыка работы с учебником, лексической работы, исследовательской работы с текстом |
|
|
82 | М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату…». | 1 | Урок восприятия, истолкования и оценки лирического произведения | Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, беседа, прослушивание музыкальных произведений | Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В. Исаковского «Катюша» | Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения |
|
|
83 | М.В. Исаковский «Три ровесницы» (самостоятельная письменная работа). | 1 | Урок восприятия, истолкования и оценки лирического произведения | Выразительное чтение наизусть, работа с материалами учебника, самостоятельная работа с текстом по вопросам, предложенным в учебнике, выявление общих черт и различий в изображении событий в изученных на уроках стихотворениях М. Исаковского и на картине Е.М. Чепцова «Среди родных», сообщение учащегося | Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…». | Формирование навыка самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление рассказа по иллюстрации учебника |
|
|
84 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ творческих работ | Анализ лирического произведения | Самостоятельный анализ стихотворения М. Исаковского «Три ровесницы» по плану, предложенному в учебнике |
|
|
Александр Трифонович Твардовский | ||||||||
85-86 | Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью – даль». История создания поэмы. (Анализ первой главы). | 2 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом | Исследование текста | Формирование навыка работы с учебником, лексической работы, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения |
|
|
87 | А.Т. Твардовский «За далью – даль». (Анализ главы «Огни Сибири»). | 1 | Изучение нового материала | Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | Исследование текста | Формирование навыка составления вопросов к статье учебника, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении, исследовательской работы с текстом |
|
|
88 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ творческих работ | Письменная характеристика главы поэмы | Составить письменную характеристику главы поэмы А.Т. Твардовского «Две кузницы» по плану, предложенному в учебнике |
|
|
Виктор Петрович Астафьев | ||||||||
89 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении. | 1 | Изучение нового материала | Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, художественный пересказ глав книги «Последний поклон», беседа | Художественный пересказ рассказов | Формирование умений составления художественного пересказа |
|
|
90-91 | Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика. | 2 | Изучение нового материала | Составление цитатного плана рассказа, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, работа с материалами учебника | Сообщения учащихся | Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыка выразительного чтения, составления цитатного плана произведения, художественного пересказа |
|
|
92 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ творческих работ | Написание эссе | Из высказываний рубрики «Живое слово» в учебнике подобрать эпиграф для эссе. Написать эссе на сформулированную самостоятельную тему |
|
|
Валентин Григорьевич Распутин | ||||||||
93 | Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина. | 1 | Изучение нового материала | Работа со статьёй учебника, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с портретом писателя, беседа | Индивидуальное задание | Формирование навыка работы с учебником, составления художественного пересказа, развитие выразительного чтения |
|
|
94-95 | Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, беседа | Индивидуальное задание | Формирование навыка выразительного чтения, составления художественного пересказа, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении |
|
|
96 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ творческих работ | Сочинение | Написать сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского», используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока |
|
|
Из зарубежной литературы | ||||||||
97 | Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | Изучение нового материала | Работа с материалами учебника и рабочих тетрадей, сообщения учителя и учащихся, виртуальная экскурсия по сайту (http://www.romeo-juliet-club.ru/), посвящённому трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | Индивидуальное задание | Формирование навыка составления устных сообщений на заданную тему, обзор сайта, посвящённого писателю, слайдовая презентация |
|
|
98-99 | Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии. | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение по ролям, беседа, лексическая работа | Чтение по ролям | Формирование навыка выразительного чтения по ролям |
|
|
100 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | 1 | Урок развития речи | Чтение и анализ творческих работ | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.345 учебника) |
|
|
101-102 | Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 2 | Изучение нового материала | Составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями | Индивидуальное задание | Формирование навыка составления плана рассказа о писателе, художественного пересказа, работы с иллюстрациями учебника, выразительного чтения |
|
|
Рекомендации для летнего чтения |
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Измерители
(контроль качества образования)
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Вельможа» (фрагмент).
В.А. Жуковский. «Лесной царь» (отрывок).
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», «Зелёный Шум».
А.А. Фет. «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору.
А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Формы и средства контроля
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид работы | Вид контроля | Темы работ |
1. | 10 | Р/Р. Конкурс рефератов. | В классе | Написание реферата | Рефераты: 1 вариант. Отношение к памяти Александра Невского в истории России. 2 вариант. Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе |
2 | 31 | Р/Р. Защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина. | В классе | Написание реферата | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.234 учебника №1) |
3 | 45 | Р/Р. Анализ письменных работ. Защита рефератов | В классе | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.379-380 учебника №1) |
4 | 51 | Р/Р. Анализ письменных работ. | В классе | Написание сочинения | Темы сочинений: «Мотив России в повести», «Разное восприятие повести – свидетельство разнообразия литературных вкусов или различных социальных убеждений?». Анализ эпизода повести (по выбору): «Образ героини». «Образ природы». «Мотив рока в повести» |
5 | 55 | Р/Р. Анализ письменных работ. | В классе | Написание сочинения | Написание сочинения по картине А.А. Рылова «Зелёный шум» |
6 | 62 | Р/Р. Защита рефератов. | Дома | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.106 учебника № 2) |
7 | 67 | Р/Р. Защита рефератов. | Дома | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.129 учебника № 2) |
8 | 70 | Р/Р. Защита рефератов. | Дома | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.181 учебника № 2) |
9 | 80 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | В классе | Написание сочинения-рассуждения | Написание сочинения-рассуждения на тему «Что есть красота?..» |
10 | 84 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | В классе | Анализ лирического произведения | Самостоятельный анализ стихотворения М. Исаковского «Три ровесницы» по плану, предложенному в учебнике |
11 | 88 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | В классе | Письменная характеристика главы поэмы | Составить письменную характеристику главы поэмы А.Т. Твардовского «Две кузницы» по плану, предложенному в учебнике |
12 | 92 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | В классе | Написание эссе | Из высказываний рубрики «Живое слово» в учебнике подобрать эпиграф для эссе. Написать эссе на сформулированную самостоятельную тему |
13 | 96 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | В классе | Сочинение | Написать сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского», используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока |
14 | 100 | Р/Р. Анализ письменных работ учащихся. | Дома | Творческая работа | Темы для рефератов, сообщений, творческих работ (стр.345 учебника № 2) |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочиненийСочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.1
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок2.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Литература
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Используемый учебно-методический комплект:
Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /авт.-сост. Г.С. Меркин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 /авт.-сост. Г.С. Меркин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2ч. Ч. 1./Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2ч. Ч. 2./Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
Уроки литературы: методическое пособие к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
1 Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.
2 Примечание.1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».