СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе к учебнику Коровина В.Я. и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»






МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                  _______________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:                Зам. директора по УВР     _______________________

«___» ________________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»__________________ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 8 класс


Юдиной Марины Борисовны,

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

 

 









2017. /2018 учебный год

с. Таштып




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы к учебному комплексу по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013),утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 68 ч. в год , 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- 8 ;

  • уроков развития речи - 11.

Данная программа составлена для реализации курса литературы на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Формирует представления о специфике литературы как искусства слова, раз­вивает умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уча­щихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения от метафоры до композиции.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектная, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.





Контрольные работы


Вид контроля

Форма контроля

Даты проведения

1 четверть

Тематический

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Тематический

Сочинение Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря»


2 четверть

Тематический

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина


Тематический

Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова


3 четверть

Тематический

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя


Тематический

Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока


4 четверть

Тематический

Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского


Тематический

Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне


Итоговый промежуточный

Итоговая контрольная работа














Тематическое планирование 8 класс


п/п

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество часов развития речи

Количество часов внеклассного чтения

Проекты

1

Введение. Русская литература и история.

1





2

Устное народное творчество

3


1


1

3

Из древнерусской литературы

2





4

Из русской литературы XVIII в.

3

1




5

Из русской литературы XIX в. -

35

3

7

1

2

6

Из русской литературы XX в.

19

3

3

1

1

7

Из зарубежной литературы

3



1



Итого

68

8

11

3

4













Тематическое планирование

8 класс


п/п

Название темы

Количество часов


Содержание

Основные виды учебной деятельности

1

Введение. Русская литература и история.

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.


Сознательное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска.

Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации.

Построение логичного, доказательного суждения.

2

Устное народное творчество

3

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

3

Из древнерусской литературы

2

Из «Жития Александра Невского». Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.


4

Из русской литературы XVIII в.

3

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.


Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства


Из русской литературы XIX в.

35



5

И.А. Крылов

2

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).


Выразительное чтение басен с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

Заучивание басни наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

Выявление языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения.

Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.

Анализ построения басни.

Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

Участие в инсценировке басни.

6

К. Ф. Рылеев

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).


Участие в выполнении групповых проектов

7

А.С. Пушкин

9

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).


Различие лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними.

Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

8

М.Ю. Лермонтов

3

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).


Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

9

Н.В.Гоголь

7

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).


Выразительное чтение драматического и эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям.

Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор»

Рассказ о литературном герое с включёнными в него элементами характеристики.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.

10

Л.Н.Толстой «После бала»

3


Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

11

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

2

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.


Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное чтение лирического произведения.

12

А.П. Чехов

2

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).


Выразительное чтение произведения, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Опреде­ление особенности повествования А.П. Чехова.


Из русской литературы XX в.

19



13

И.А. Бунин

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).


Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

14

А.И.Куприн

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.


Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

15

А.А. Блок

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.


Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте

16

С.А. Есенин

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).


Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование поэтического текста на историческую тему.

17

И.С. Шмелев

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).


Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

18

Писатели улыбаются

4

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).


Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

19

А.Т. Твардовский

2

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).


Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов.

Чтение стихотворения наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.

Характеристик героев стихотворений на основе их поступков и переживаний.

20

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

2

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).


Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.

Прослушивание песен.

Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

21

В.П.Астафьев

3

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).


Опре­деление идейно-те­матического свое­образия рассказа В.П. Астафьева.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

22

Русские поэты о родине, родной природе

2

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.


Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения.

23

Поэты рус­ского зарубе­жья об оставленной

ими Роди­не


Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

24

Из зарубежной литературы

5

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятии).

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).


Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.




Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

8 класс

В результате изучения литературы ученик научится:

1) понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

2) читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

3) знакомиться с основными фактами жизненного и творческого пути писателей-классиков;

4) разбираться в основных теоретико-литературных понятиях;

5) работать с книгой;

6) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

7) выявлять авторскую позицию;

8) выражать свое отношение к прочитанному;

9) выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

10) владеть различными видами пересказа;

11) строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

12) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учащийся получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

2) поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).







Календарно-тематический план по литературе для 8 класса



п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Примерные направления проектной,исследовательской. Творческой работы

По плану

Факт

Личностные

Метапредметные


Предметные


1 четверть



Введение (1 Ч.)





1



Русская литература и истории

Формирование «стартовой» моти­вации к обучению

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Умение опреде­лять идейно-исто­рический замысел художественного произведения


Устное народное творчество (3 ч)

2



Русские народные песни.

Формирование целостного, соци­ально ориентиро­ванного представ­ления о жизни, быте и культуре наших предков

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Умение опре­делять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую на­правленность

Мой музыкальный альбом с записями народных песен

3



Исторические песни

Формирование целостного, соци­ально ориентиро­ванного представ­ления о жизни, быте и культуре наших предков

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Умение опре­делять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую на­правленность


4



Р.Р.Защита проекта «Русские народные песни», «Предания»

Формирование устойчивой моти­вации к индивидуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регули­ровать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Умение опреде­лять жанровое свое­образие преданий, житийной литера­туры

Репродукция картины И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Из древнерусской литературы (2 ч)

5



Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Умение находить композиционно- жанровые признаки житийной литера­туры

Сочинение по картине К.Васильева «Александр Невский»

6



Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Опреде­ление жанровых при­знаков сатирической повести



Из русской литературы ХVIII века (3Ч)

7



Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина

«Недоросль»

Формирование этических чувств, доброжелательно­сти и эмоциональ­но-нравственной отзывчивости

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регули­ровать свою деятельности. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Опреде­ление идейно-этиче­ской направленности комедии





Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

Формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-эти­ческой ориента­ции, обеспечиваю­щей личностный моральный выбор

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, выразительным чте­нием и рецензирова­нием выразительного чтения отрывков комедии


8

8



Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Знание изученной терми­нологии по теме, владение навыками устной и письменной моно­логической речи

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Формирование навыков иссле­дования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию. вырази­тельные средства


Из русской литературы XIX века (35 ч) Иван Андреевич Крылов (2 Ч)

9



Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Умение находить цитатные примеры из басни для состав­ления аргументации


10



Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, назы­вать и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуля­ции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Понимание смысла произведения И.А. Крылова

Презентация

«Иллюстрации разных художников к басням Крылова»




К. Ф. Рылеев (1 ч)





11



Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева

Формирование устойчивой моти­вации к активной деятельности в со­ставе пары, группы

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при само­диагностике.

Умение участво­вать в коллективном диалоге


А.С.Пушкин (9 ч)

12



P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча»

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные:уметь анализировать стихо­творный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение анализи­ровать текст стихо­творения


13



P.P. Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря»


Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение правиль­но и четко давать ответы на поставлен­ные вопросы

Презентация

«Лицейские друзья Пушкина»

14



История Пугачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина («История Пугачева», «Капитан­ская дочка»)

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение аргумен­тировать свою точку зрения

Проект «Пушкин А.С. о Пугачеве»


15



Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»

Формирование устойчивой моти­вации к обучению и самосовершен­ствованию

Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Понимание, умение выразительно читать текст повести; про­изводить самостоя­тельный и групповой анализ фрагментов текста


16



P.P. Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»


Формирование навыков анализа, самоанализа и са­моконтроля

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение анализи­ровать текст повести с позиции ее идей­но-тематической направленности

Иллюстрации к произведению


2 четверть

17



Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе; устанавливать причинно-след­ственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Умение опреде­лять значение картин быта XVIII в. для по­нимания характеров и идеи повести


18 19



P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы»


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Умение сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами

Презентации P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы»


20



Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина


Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах


М.Ю. Лермонтов (5ч)

21



«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма

Формирование навыков исследо­вательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной термино­логией по теме, навыками устной монологиче­ской речи

Презентации

22



Трагическое противопо­ставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»


Формирование навыков само­диагностики по результатам исследовательской деятельности

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию ре­флексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять актив­ность для решения коммуникативных и по­знавательных задач.

Умение выявлять характерные худо­жественные средства и приемы лиро-эпи­ческого изображения

Иллюстрации к поэме

23



Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на собы­тия и поступки героев.

Умение анализи­ровать эпизод художественного произведения

Иллюстрации к поэме

24



P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект

Формирование на­выков исследова­тельской деятель­ности, готовности и способности вести диалог с дру­гими и достигать в нем взаимопони­мания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письмен­ной монологической речи

Презентация

25



Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова


Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах





Н.В. Гоголь (7 ч)





26



«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Опре­деление авторского отношения к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии

Проект «Театральные и кинематографические версии комедии»

27



Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

(антикоррупционная тема)

Формирование навыков самостоя­тельной работы по алгоритму вы­полнения задачи

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихо­творный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Понимание смысла произведения и умение видеть идею

Иллюстрации к комедии

28



P.P. Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект

Формирование устойчивой моти­вации к самосовершенствованию

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Выпол­нение индивидуального задания в проектной деятельности группы

Иллюстрации к повести, презентация

29



P.P. Шинель как последняя надежда со­греться в хо­лодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Выявление художественных осо­бенностей поэмы


30



Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель»


Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обобщение и си­стематизация полученных знаний, владение навыками анализа текста

Презентация

31



Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя


Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Опреде­ление роли фантасти­ки в произведении


32



Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя


Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах


3 четверть




И.С. Тургенев (1Ч)





33



Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на собы­тия и поступки героев.

Состав­ление характеристики героя (-ев)

Презентация

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч)

34



Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

(антикоррупционный урок)

Формирование навыков самодиа­гностики по алго­ритму выполнения задачи при кон­сультативной по­мощи учителя

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Опреде­ление сатирических способов художест­венного изображе­ния действительно­сти


35



Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Опреде­ление признаков ли­тературной пародии в художественном тексте


Н.С. Лесков (1ч)

36



Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

(антикоррупционный урок)

Формирование устойчивой моти­вации к индивиду­альной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргументировать свои ответы

Иллюстрации И.Пчелко к рассказу

Л.Н. Толстой (3 ч)

37



Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Грамотное выстраи­вание внутренней мо­нологической речи

Презентация

38



Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После бала»


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Выпол­нение индивидуального задания в коллек­тивной проектной деятельности

Иллюстрации к рассказу

39



P.P. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа J1.H. Толсто­го «После бала»


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Состав­ление устного портрета героя


Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (2ч)

40



Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милее...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение анализировать поэтический текст

Презентация

41



P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Вырази­тельное, осмысленное чтение текста по образцу из фоно­хрестоматии

Презентация




А.П. Чехов ( 2 ч)





42



История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Формирование навыков самодиа­гностики по алго­ритму выполнения задачи при кон­сультативной по­мощи учителя

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание рассказа


43



Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение опреде­лять особенности повествования А.П. Чехова

Мои иллюстрации к рассказу

Из русской литературы X века (19 ч) И. А. Бунин

(1 ч)

44



Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию


Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно. Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение анализи­ровать художественный прозаический текст


Презентация




А. И. Куприн (1ч)





45



P.P. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина)

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Умение анализи­ровать текст рассказа






А. А. Блок (1ч)





46



P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Определение темы и идеи поэтического текста

Презентация




С.А. Есенин (2 ч)





47



Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение опре­делять языковые и композиционные особенности поэмы

Презентация

48



Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока

Формирование устойчивой мо­тивации к ин­дивидуальной и коллективной диагностической деятельности

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах





И.С. Шмелев (1Ч)





49



И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре.

Опреде­ление особенностей повествования И.С. Шмелева


Писатели улыбаются. (4 ч)


50



P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сатириконом» (отрывки). Проект

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологиче­ской речи, умение выпол­нять индивидуальное задание в проектной группе


51



Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргументировать свой ответ


52



P.P. М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять раз­вернутое сообщение.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить чужие нравственные прин­ципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Умение выделять приемы сатириче­ского изображения действительности в рассказе


4 четверть

53



М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Опреде­ление особенностей повествования М.А. Осоргина

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя





А.Т. Твардовский

(2ч)





54



Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин»

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргумен­тировать свой ответ

Иллюстрации к поэме И. Бруни и

О. Верейского

55



Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского


Формирование навыков диагно­стической деятель­ности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах





Стихи и песни о Великой Отечественной войне ( обзор) (2 ч)





56



М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»


Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание произведений о вой­не

Презентация, «Музы не молчали»

57



А.И. Фать­янов «Со­ловьи»;Л.И. Оша­нин «Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение опре­делять жанрово­-композиционные особенности песен о Великой Отечест­венной войне





В.П. Астафьев (3 ч)





58



Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение опре­делять идейно-те­матическое свое­образие рассказа В.П. Астафьева

Презентация

59



Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Приме­нение алгоритма анализа текста

Иллюстрации к рассказу

60



Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне

Формирование навыков диагно­стической деятель­ности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний.. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах





Русские поэты о родине, родной природе (обзор) (2 ч





61



И.Ф. Аннен­ский

«Снег»;

Д.С. Ме­режковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По ве­черам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...»

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию ре­флексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять актив­ность для решения коммуникативных и по­знавательных задач.

Выявление характерных особен­ностей лирики о при­роде

Презентация

62.



Поэты рус­ского зарубе­жья об оставленной

ими Роди­не. Н.А. Оцуп

«Мне трудно

без Рос­сии»;

З.Н. Гиппиус

«Знайте!»,

«Так и есть»;

Дон-Аминадо

«Ба­бье лето»;

И.А. Бунин

«У птицы

есть гнез­до...» Общее и индивидуальное в про­изведениях

русских поэтов о Родине

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста.

Определение жанрово-сти­листических черт лирического произ­ведения

Литературно- музыкальная композиция




Из зарубежной литературы (5 ч)





63



Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти Сонеты

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание трагедии

Презентация

«Шекспир и театр»

64



Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста.

Умение опреде­лять жанрово-стили­стические черты пье­сы Ж.-Б. Мольера

Презентация

65



Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение опреде­лять признаки клас­сицизма в комедии Ж.-Б. Мольера

Памятка

«Основные черты классицизма»

66.



Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго»


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Вырази­тельное чтение текста, умение анализировать текст

Презентация

67



Итоговое тестирование


Формирование навыков иссле­довательской и диагностической деятельности

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания в письменной форме.

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах


68



Литература и история