СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе к учебнику Коровина В.Я. и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________________ «___»________________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________________ «___» ________________г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ________________________ « __»__________________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 8 класс
Юдиной Марины Борисовны,
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
2017. /2018 учебный год
с. Таштып
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы к учебному комплексу по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013),утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 68 ч. в год , 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- 8 ;
уроков развития речи - 11.
Данная программа составлена для реализации курса литературы на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения от метафоры до композиции.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектная, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Контрольные работы
Вид контроля | Форма контроля | Даты проведения |
1 четверть | ||
Тематический | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» |
|
Тематический | Сочинение Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября» |
|
2 четверть | ||
Тематический | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина |
|
Тематический | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова |
|
3 четверть | ||
Тематический | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя |
|
Тематический | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока |
|
4 четверть | ||
Тематический | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского |
|
Тематический | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне |
|
Итоговый промежуточный | Итоговая контрольная работа |
|
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество часов развития речи | Количество часов внеклассного чтения | Проекты |
1 | Введение. Русская литература и история. | 1 |
|
|
|
|
2 | Устное народное творчество | 3 |
| 1 |
| 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
|
|
|
|
4 | Из русской литературы XVIII в. | 3 | 1 |
|
|
|
5 | Из русской литературы XIX в. - | 35 | 3 | 7 | 1 | 2 |
6 | Из русской литературы XX в. | 19 | 3 | 3 | 1 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 3 |
|
| 1 |
|
| Итого | 68 | 8 | 11 | 3 | 4 |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов
| Содержание | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. Русская литература и история. | 1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
| Сознательное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска. Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Построение логичного, доказательного суждения. |
2 | Устное народное творчество | 3 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
| Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям. |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
| Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.
|
4 | Из русской литературы XVIII в. | 3 | Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
| Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль» Анализ эпизода драматического произведения. Исследование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
| Из русской литературы XIX в. | 35 |
|
|
5 | И.А. Крылов | 2 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
| Выразительное чтение басен с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям. Заучивание басни наизусть. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. Выявление языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью. Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения. Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца. Анализ построения басни. Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни. Участие в инсценировке басни. |
6 | К. Ф. Рылеев | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).
| Участие в выполнении групповых проектов |
7 | А.С. Пушкин | 9 | Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект. Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
| Различие лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении. Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
8 | М.Ю. Лермонтов | 3 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
| Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
9 | Н.В.Гоголь | 7 | Николай Васильевич Гоголь (7 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
| Выразительное чтение драматического и эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям. Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор» Рассказ о литературном герое с включёнными в него элементами характеристики. Письменный ответ на проблемный вопрос. Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников. |
10 | Л.Н.Толстой «После бала» | 3 |
| Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. |
11 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века | 2 | А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
| Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка. Выразительное чтение лирического произведения. |
12 | А.П. Чехов | 2 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
| Выразительное чтение произведения, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение особенности повествования А.П. Чехова. |
| Из русской литературы XX в. | 19 |
|
|
13 | И.А. Бунин | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
| Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
14 | А.И.Куприн | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.
| Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем. Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения. |
15 | А.А. Блок | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
| Определение темы и идеи поэтического текста. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте |
16 | С.А. Есенин | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
| Определение темы и идеи поэтического текста. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте. Исследование поэтического текста на историческую тему. |
17 | И.С. Шмелев | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
| Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем. Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения. |
18 | Писатели улыбаются | 4 | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект. Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
| Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе. Осмысленное употребление в речи терминологией по теме. Выявление приемов создания смешного. |
19 | А.Т. Твардовский | 2 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
| Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. Чтение стихотворения наизусть. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка. Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях. Характеристик героев стихотворений на основе их поступков и переживаний. |
20 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 2 | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект. Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
| Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи. Прослушивание песен. Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. |
21 | В.П.Астафьев | 3 | Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
| Определение идейно-тематического своеобразия рассказа В.П. Астафьева. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. |
22 | Русские поэты о родине, родной природе | 2 | Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
| Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Заучивание наизусть стихотворения. |
23 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине |
| Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. | |
24 | Из зарубежной литературы | 5 | Уильям Шекспир (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии). Вальтер Скотт (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
| Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
8 класс
В результате изучения литературы ученик научится:
1) понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
2) читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
3) знакомиться с основными фактами жизненного и творческого пути писателей-классиков;
4) разбираться в основных теоретико-литературных понятиях;
5) работать с книгой;
6) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
7) выявлять авторскую позицию;
8) выражать свое отношение к прочитанному;
9) выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
10) владеть различными видами пересказа;
11) строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
12) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
2) поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематический план по литературе для 8 класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Примерные направления проектной,исследовательской. Творческой работы | ||||||
По плану | Факт | |||||||||
Личностные | Метапредметные
| Предметные |
| |||||||
1 четверть | ||||||||||
|
|
| Введение (1 Ч.) | | | |
| |||
1 |
|
| Русская литература и истории | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Умение определять идейно-исторический замысел художественного произведения |
| |||
Устное народное творчество (3 ч) | ||||||||||
2 |
|
| Русские народные песни. | Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Умение определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность | Мой музыкальный альбом с записями народных песен | |||
3 |
|
| Исторические песни | Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Умение определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность |
| |||
4 |
|
| Р.Р.Защита проекта «Русские народные песни», «Предания» | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Умение определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | Репродукция картины И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» | |||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||||||
5 |
|
| Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Умение находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы | Сочинение по картине К.Васильева «Александр Невский» | |||
6 |
|
| Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Определение жанровых признаков сатирической повести
|
| |||
Из русской литературы ХVIII века (3Ч) | ||||||||||
7 |
|
| Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Определение идейно-этической направленности комедии |
| |||
|
|
| Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Владение изученной терминологией по теме, выразительным чтением и рецензированием выразительного чтения отрывков комедии |
| |||
8 8 |
|
| Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Знание изученной терминологии по теме, владение навыками устной и письменной монологической речи | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию. выразительные средства |
| |||
Из русской литературы XIX века (35 ч) Иван Андреевич Крылов (2 Ч) | ||||||||||
9 |
|
| Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов
| Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Умение находить цитатные примеры из басни для составления аргументации |
| |||
10 |
|
| Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Понимание смысла произведения И.А. Крылова | Презентация «Иллюстрации разных художников к басням Крылова» | |||
|
|
| К. Ф. Рылеев (1 ч) | | | |
| |||
11 |
|
| Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. | Умение участвовать в коллективном диалоге |
| |||
А.С.Пушкин (9 ч) | ||||||||||
12 |
|
| P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные:уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Умение анализировать текст стихотворения |
| |||
13 |
|
| P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября»
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Умение правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Презентация «Лицейские друзья Пушкина» | |||
14 |
|
| История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Умение аргументировать свою точку зрения | Проект «Пушкин А.С. о Пугачеве»
| |||
15 |
|
| Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Понимание, умение выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста |
| |||
16 |
|
| P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| Формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Умение анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности | Иллюстрации к произведению
| |||
2 четверть | ||||||||||
17 |
|
| Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Умение определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи повести |
| |||
18 19 |
|
| P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы»
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Умение сопоставлять литературных героев с их прототипами | Презентации P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы»
| |||
20 |
|
| Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина
| Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Умение проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
М.Ю. Лермонтов (5ч) | ||||||||||
21 |
|
| «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Владение изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Презентации | |||
22 |
|
| Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
| Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Умение выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения | Иллюстрации к поэме | |||
23 |
|
| Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Умение анализировать эпизод художественного произведения | Иллюстрации к поэме | |||
24 |
|
| P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Владение изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи | Презентация | |||
25 |
|
| Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова
| Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Умение проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
|
|
| Н.В. Гоголь (7 ч) | | | |
| |||
26 |
|
| «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии | Проект «Театральные и кинематографические версии комедии» | |||
27 |
|
| Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (антикоррупционная тема) | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Понимание смысла произведения и умение видеть идею | Иллюстрации к комедии | |||
28 |
|
| P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Выполнение индивидуального задания в проектной деятельности группы | Иллюстрации к повести, презентация | |||
29 |
|
| P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель») | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Выявление художественных особенностей поэмы |
| |||
30 |
|
| Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Обобщение и систематизация полученных знаний, владение навыками анализа текста | Презентация | |||
31 |
|
| Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя
| Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Определение роли фантастики в произведении |
| |||
32 |
|
| Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя
| Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Умение проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
3 четверть | ||||||||||
|
|
| И.С. Тургенев (1Ч) | | | |
| |||
33 |
|
| Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Составление характеристики героя (-ев) | Презентация | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч) | ||||||||||
34 |
|
| Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) (антикоррупционный урок) | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Определение сатирических способов художественного изображения действительности |
| |||
35 |
|
| Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определение признаков литературной пародии в художественном тексте |
| |||
Н.С. Лесков (1ч) | ||||||||||
36 |
|
| Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» (антикоррупционный урок) | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Умение аргументировать свои ответы | Иллюстрации И.Пчелко к рассказу | |||
Л.Н. Толстой (3 ч) | ||||||||||
37 |
|
| Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Грамотное выстраивание внутренней монологической речи | Презентация | |||
38 |
|
| Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Выполнение индивидуального задания в коллективной проектной деятельности | Иллюстрации к рассказу | |||
39 |
|
| P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала»
| Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Составление устного портрета героя |
| |||
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (2ч) | ||||||||||
40 |
|
| Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Умение анализировать поэтический текст | Презентация | |||
41 |
|
| P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Выразительное, осмысленное чтение текста по образцу из фонохрестоматии | Презентация | |||
|
|
| А.П. Чехов ( 2 ч) | | | |
| |||
42 |
|
| История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Умение определять идейно-эмоциональное содержание рассказа |
| |||
43 |
|
| Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Умение определять особенности повествования А.П. Чехова | Мои иллюстрации к рассказу | |||
Из русской литературы X века (19 ч) И. А. Бунин (1 ч) | ||||||||||
44 |
|
| Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Умение анализировать художественный прозаический текст
| Презентация | |||
|
|
| А. И. Куприн (1ч) |
|
|
|
| |||
45 |
|
| P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Умение анализировать текст рассказа
|
| |||
|
|
| А. А. Блок (1ч) | | | |
| |||
46 |
|
| P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Определение темы и идеи поэтического текста | Презентация | |||
|
|
| С.А. Есенин (2 ч) | | | |
| |||
47 |
|
| Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Умение определять языковые и композиционные особенности поэмы | Презентация | |||
48 |
|
| Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения. | Умение проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
|
|
| И.С. Шмелев (1Ч) | | | |
| |||
49 |
|
| И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Определение особенностей повествования И.С. Шмелева |
| |||
Писатели улыбаются. (4 ч) |
| |||||||||
50 |
|
| P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Владение изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, умение выполнять индивидуальное задание в проектной группе |
| |||
51 |
|
| Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Умение аргументировать свой ответ |
| |||
52 |
|
| P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение. Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить чужие нравственные принципы со своими. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Умение выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе |
| |||
4 четверть | ||||||||||
53 |
|
| М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | Определение особенностей повествования М.А. Осоргина | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
| |||
|
|
| А.Т. Твардовский (2ч) | | | |
| |||
54 |
|
| Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Умение аргументировать свой ответ | Иллюстрации к поэме И. Бруни и О. Верейского | |||
55 |
|
| Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского
| Формирование навыков диагностической деятельности | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Умение проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
|
|
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне ( обзор) (2 ч) | | | |
| |||
56 |
|
| М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»
| Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Умение определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне | Презентация, «Музы не молчали» | |||
57 |
|
| А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Умение определять жанрово-композиционные особенности песен о Великой Отечественной войне |
| |||
|
|
| В.П. Астафьев (3 ч) | | | |
| |||
58 |
|
| Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Умение определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П. Астафьева | Презентация | |||
59 |
|
| Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Применение алгоритма анализа текста | Иллюстрации к рассказу | |||
60 |
|
| Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | Формирование навыков диагностической деятельности | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Умение проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
|
|
| Русские поэты о родине, родной природе (обзор) (2 ч | | | |
| |||
61 |
|
| И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...» | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Выявление характерных особенностей лирики о природе | Презентация | |||
62. |
|
| Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста. | Определение жанрово-стилистических черт лирического произведения | Литературно- музыкальная композиция | |||
|
|
| Из зарубежной литературы (5 ч) | | | |
| |||
63 |
|
| Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности Сонеты | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Умение определять идейно-эмоциональное содержание трагедии | Презентация «Шекспир и театр» | |||
64 |
|
| Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста. | Умение определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера | Презентация | |||
65 |
|
| Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера
| Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Умение определять признаки классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера | Памятка «Основные черты классицизма» | |||
66. |
|
| Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Выразительное чтение текста, умение анализировать текст | Презентация | |||
67 |
|
| Итоговое тестирование
| Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме. | Умение проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
| |||
68 |
|
| Литература и история | | | |
|