СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС) к УМК В.Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС)»

Администрация Курьинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

имени М.Т.Калашникова



  1. Рассмотрено на ШМО «Филология»
  2. Руководитель ШМО ________О.А.Воробьева
  3. Протокол № _____ от «____»___________2017 г.
  1. Согласовано:
  2. Заместитель директора школы по УВР
  3. _______И.В. Жильцова
  4. «____»____________2017г.
  1. Утверждаю:
  2. Директор МБОУ «Курьинская СОШ» им. М.Т.Калашникова _____________Л.Н. Легоньких Приказ №___ от
  3. «____»__________2017 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «Литература »

8 класс

на 2017 – 2018 учебный год

Образовательная область: русский язык и литература

Ступень: основная школа









Разработчик: Воробьева Олеся Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории













село Курья, 2017 год

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

4. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

5. Программа формирования универсальных учебных действий МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

6. Учебный план МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;

7. Примерная программа основного общего образования по литературе, разработанная Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы –М.; Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

8. Авторская программа к учебнику Коровиной В. Я., Коровина В. И., Журавлева В. П. «Литература». 8 класс. В 2-х ч. М., «Просвещение», 2013

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования.


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

— С.А. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».


Обоснование выбора примерной или авторской программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется УМК:

1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2016.

2. Н.В.Беляева. Литература 5-9 кл. Проверочные работы. «Просвещение» М., 2010.

3. Беляева Н. В.Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2017.

4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

5. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. Москва «Просвещение», 2014.

6. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 8 класс. Москва «Просвещение», 2015.

7. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD- ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М: Просвещение, 2009.


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу


Авторская программа взята без изменений.


Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О критериях контроля, нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова».



Место курса «Литература» в базисном учебном плане.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Разделы

Количество часов

В том числе

Авторская программа

Рабочая программа

внеклассное чтение

развитие речи

контрольные работы

Количество часов

№ урока

Количество часов

№ урока

Количество часов

№ урока

1

Введение

-

1

-

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество.

-

2

-

-

-

-

-

-

3

Из древнерусской литературы

-

2

-

-

-

-

-

-

4

Из литературы VIII века

-

3

-

-

1

8

-

-

5

Из литературы XIX века

-

36

4

11,20, 34, 44

4

18, 25, 30, 42

3

21, 33, 41

6

Из литературы XX века

-

21

2

55,56

3

47,51,62

2

48,65

7

Их зарубежной литературы

-

5

2

68,69

-

-

1

70


итого

70

70

8


8


6



Учебный проект - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. ( 2-3 проекта в конце года)


Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:


• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).




Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения).

Сатира и юмор в рассказе.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).





































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Количество часов

УУД

Дата

I

Введение

1

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению.


1

Русская литература и истории

1


II

Устное народное творчество

2

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование целостного, соци­ально ориентиро­ванного представ­ления о жизни, быте и культуре наших предков.


2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

1


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1


III

Из древнерусской литературы

2

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения, уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания. Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.


4

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты).

1


5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1


IV

Из русской литературы XVIII века

3

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции. Личностные: формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-эти­ческой ориента­ции, обеспечиваю­щей личностный моральный выбор


6

Д.И. Фонви­зин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

1


7

Д.И. Фонви­зин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

1


8

Р.р. Д.И. Фонви­зин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1


V

Из русской литературы XIX века

27

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную, определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Познавательные:оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, строить

рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.

Личностные: Научиться понимать, выразительно читать текст повести; про­изводить самостоя­тельный и групповой анализ фрагментов текста. Научиться опреде­лять значение картин быта XVIII в. для по­нимания характеров и идеи повести. Научиться про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах. Научиться опре­делять авторское отношение к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии.


9

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года.

1


10

К.Ф. Ры­леев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

1


11

Вн.чт. А.С. Пуш­кин. «История Пугачева» (отрывки)

1


12

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка» как реалистический исторический роман.

1


13

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»: образ главного героя.

1


14

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»: система образов романа.

1


15

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1


16

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1


17

А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»: особенности содержания и структуры.

1


18

Р.р. А.С. Пуш­кин. «Капитан­ская дочка»

1


19

А.С. Пуш­кин. «19 октября», «Туча».

1


20

Вн.чт. А.С. Пуш­кин. «К***», («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества.

1


21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пуш­кина.

1


22

М.Ю. Лер­монтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

1


23

М.Ю. Лер­монтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

1


24

М.Ю. Лер­монтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1


25

Р.р. М.Ю. Лер­монтов. «Мцыри»

1


26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально- историческая комедия.

1


27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

1


28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова.

1


29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция.

1


30

Р.р. Н.В. Гоголь. «Ревизор»

1


31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

1


32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст»

1


33

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

1


34

Вн.чт. И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

1


35

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

1


36

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

1


37

Н.С. Леско­ва «Старый гений»: сюжет и герои.

1


38

Н.С. Леско­ва «Старый гений»: проблематика и поэтика.

1


39

Л.H. Тол­стой «После бала»: проблемы и герои.

1


40

Л.H. Тол­стой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

1


41

Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого.

1


42

Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века.

1


43

А.П. Чехов «О любви» (из трилогии).

1


44

Вн.чт. А.П. Чехов «Человек в футляре».

1


VI

Из русской литературы XX века

21

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Действовать с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Познавательные:Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом.

Личностные: научиться опреде­лять особенности повествования И.С. Шмелева, М.А. Осоргина, В.П. Астафьева ,А.П. Чехова; владеть изученной терми­нологией по теме, владеть навыками устной монологиче­ской речи, выпол­нять индивидуальное задание в проектной группе; выделять приемы сатириче­ского изображения действительности в рассказе; опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание произведений о вой­не;опре­делять жанрово­композиционные особенности песен о Великой Отечест­венной войне;опреде­лять признаки ли­тературной пародии в художественном тексте.


45

И.А. Бунин «Кавказ»: лики любви.

1


46

А.И. Ку­прин «Куст сире­ни» : история счастливой любви.

1


47

Р.р. Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

1


48

Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1


49

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия» : история и современность.

1


50

С.А. Есени­н. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

1


51

Р.р. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

1


52

И.С. Шме­лев. «Как я стал писателем» : путь к творчеству.

1


53

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

1


54

Журнал «Са­тирикон». «Всеобщая история, обработан­ная «Сати­риконом» (отрывки).

1


55

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

1


56

Вн.чт. М.М. Зо­щенко. «Ис­тория болез­ни» и другие рассказы.

1


57

А.Т. Твар­довский «Василий Теркин» : человек и война.

1


58

А.Т. Твар­довский «Василий Теркин» :образ главного героя.

1


59

А.Т. Твар­довский «Василий Теркин» :особенности композиции поэмы.

1


60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1


61

В.П. Астафь­ев «Фо­тография, на которой меня нет» :картины военного детства, образ главного героя.

1


62

Р.р. В.П. Астафь­ев «Фо­тография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1


63

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

1


64

Поэты русского зарубежья о родине.

1


65

Годовая контрольная работа по литературе в форме ГИА.

1


VII

Из зарубежной литературы

5

Коммуникативные:определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.

Познавательные:координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные :научиться опреде­лять жанрово-стили­стические черты пье­сы Ж.-Б. Мольера, опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание трагедии У.Шекспира; вырази­тельно читать текст, анализировать текст. Научиться про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах.


66

У. Шекспи­р. «Ромео и Джульетта»

1


67

Сонет как форма лирической поэзии.

1


68

Вн. чт. Ж.-Б. Моль­ер. «Мещанин во дворян­стве» (обзор с чтением отдельных сцен).

1


69

Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».

1


70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническая база:


1

Ноутбук

2

2

Проектор

1

3

Колонки

1

4

Экран

1

5

Документ камера

1

6

Наушники

1


  • Учебно-методический комплект:

    1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

    2. Коровина В. Я. Литература: 8  класс: М.: Просвещение, 2015 Номер в федеральном перечне – 1.2.1.2.1.3.

Для учителя:

  1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2016.

  2. Н.В.Беляева. Литература 5-9 кл. Проверочные работы. «Просвещение» М., 2010.

  3. Беляева Н. В.Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2017.

  4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

  5. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. Москва «Просвещение», 2014.

  6. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 8 класс. Москва «Просвещение», 2015.

  7. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD- ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М: Просвещение, 2009.


Для учащихся

  1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2016.

  2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :8 класс: Дидактические материалы по литературе. Москва «Просвещение», 2015.

  3. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Литература. 8 класс. В 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015.

Фонохрестоматия

1. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

3. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

4. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

5.http://www.fplib.ru/ Русская поэзия XIX и XX веков

6.http://litera.edu.ru/ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

7.http://www.lermontow.org.ru/ Лермонтов Михаил Юрьевич

8.http://www.antonchehov.org.ru/ Чехов Антон Павлович

9.http://www.levtolstoy.org.ru/ Толстой Лев Николаевич

10.http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ Пушкин Александр Сергеевич

11.http://www.nikolaygogol.org.ru/ Гоголь Николай Васильевич

12.http://www.zhukovskiy.net.ru/ Жуковский Василий Андреевич

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

4.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

5. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ). Режим доступа: http://school-collection.edu.Ri

6.Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

7.http://metlit.nm.ru/ Методика преподавания литературы

































Лист корректировки рабочей программы

№ урока

(дата проведения)

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки









































































































20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!