Комитет по образованию администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тайтурская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета протокол от 25.05.2016 № 3 | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от 07.06.2016 № 127 |
Рабочая учебная программа по
литературе для 8 «б» класса
Автор разработки:
Соколова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тайтурская СОШ»
р. п. Тайтурка
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе разработана на основе требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004.
В соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 8 класс» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2015г.).
Курс литературы 8 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Цель изучения литературы в 8 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, музыки, живописи. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу учащихся, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-методическая литература
«Литература для 8 кл. общеобразовательных учреждений», В.Я.Коровина, М., «Просвещение»,2010 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006г.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
Михаил Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Предметные результаты по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений.
- основные темы и особенности композиции изученных произведений.
-событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, герой-повествователь.
Учащиеся должны уметь:
-выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
-характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
-различать эпические, лирические и драматические произведения.
-выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
-создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
-составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
-давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
-давать анализ отдельного эпизода.
-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебно-тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Развитие речи |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 4 | 3 | 1 |
3 | Древнерусская литература | 3 | 2 | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 5 | 4 | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 30 | 27 | 3 |
6 | Произведения русских писателей ХХ века | 18 | 14 | 2 |
7 | Зарубежная литература | 6 | 5 | 1 |
| Итоговый урок | 1 | 1 | |
| Итого: | 68 | 60 | 8 |
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 «__» класса
№ | Тема урока | Тип урока | Примечание | Дата |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (1час) |
1 | 1. Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | УИНМ | | | |
Устное народное творчество (3 часа +1 РР) |
2 | 1.Русская старина. Народная песня. Исторические народные песни. | УИНМ | | | |
3 | 2.Отражение жизни народа в частушках | УИНМ | | | |
4 | 3.Предание «О Пугачёве «О покорении Сибири Ермаком» Особенности их содержания и художественной формы. | УИНМ | | | |
5 | 4.РР Подготовка к домашнему сочинению «Ермак, как выражение национального представления о герое» | УРР | | | |
Древнерусская литература (2часа+1РР) |
6 | 1.Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы . «Повесть о жизни и храбрости Невского» | КУ | | | |
7 | 2.«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | КУ | | | |
8 | 3.РР. Подготовка к домашнему сочинению «Праведник и защитник Русской земли». | УРР | | | |
Из русской литературы XVIII века (4 часа+1РР) |
9 | 1.Д.И.Фонвизин- «сатиры смелой властелин» .Слово о писателе. «Недоросль»(сцены) Сатирическая направленность комедии. Теория литературы. Понятие о классицизме. | УИНМ | | | |
10 | 2.Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Экзамен Митрофанушки». Урок развития речи. Анализ эпизода драматического произведения. | УПЗУ | | | |
11 | 3.РР. Подготовка к домашнему сочинению «В чем актуальность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | УРР | | | |
12 | 4.Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. | УИНМ | | | |
13 | 5.События повести «Наталья, боярская дочь». Характеры героев | УПЗУ | | | |
Из русской литературы XIX века(27 час+3 РР) |
14 | 1.И.А.Крылов. Слово о баснописце Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» Их историческая основа | УИНМ | | | |
15 | 2. Внеклассное чтение. И.А.Крылов - поэт и мудрец. | УПЗУ | | | |
16 | 1.К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Думы К.Ф.Рылеева. «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. | КУ | | | |
17 | 1. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «19 октября.1825г.», «Я помню чудное мгновение», «Туча» | КУ | | | |
18 | 2. Историческая тема в творчестве в творчестве А.С.Пушкина. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | УИНМ | | | |
19 | 3.Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва (1-2 главы) | КУ | | | |
20 | 4.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы) | КУ | | | |
21 | 5.Падение Белогорской крепости (6-7 главы) | КУ | | | |
22 | 6.Изображение народной войны и её вождя (8-12 главы) | КУ | | | |
23 | 7.Становление личности П.Гринёва под влиянием «благих потрясений» . | КУ | | | |
24 | 8.Образ Маши Мироновой, её душевная красота и сила .Смысл названия произведения. | КУ | | | |
25 | 9.РР Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | УРР | | | |
26 | 10.Урок в.ч. «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» | КУ | | | |
27 | 11.Обобщающий урок. Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Тест. | К | | | |
28 | 1.М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта в жизни и творчестве поэта. | УИНМ | | | |
29 | 2. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы. | УИНМ | | | |
30 | 3.М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. | | | | |
31 | 4. Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова. «Мцыри» | УРР | | | |
32 | 1.Н.В.Гоголь- писатель –сатирик. Идейный замысел композиции комедии Н.В.Гоголя. «Ревизор» | УИНМ | | | |
33 | 2.Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Страх перед ревизором как основа развития действия в комедии. | УИНМ | | | |
34 | 3.Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина. | УОиС | | | |
35 | 4.РР Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия комедии «Ревизор». Финал комедии и его идейно-композиционное значение. | УРР | | | |
36 | 5.Н.В.Гоголь «Шинель». Мотив обиды. Образ дома в повести. | УПЗУ | | | |
37 | 6. Обобщающий урок. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. Тест. | К | | | |
38 | 1М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) | УИНМ | | | |
39 | 2. РР. Сатирическое изображение образов градоправителей Глупова. | УРР | | | |
40 | 1.Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | УИНМ | | | |
41 | 2.Художественный мир произведений Н.С.Лескова. | | | | |
42 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала» Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. | УИНМ | | | |
43 | 2.Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее | УОиС | | | |
Произведения русских писателей ХХ века (16 часов +2 РР) |
44 | 1.Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | КУ | | | |
45 | 1.А.П.Чехов. Слово о писателе Рассказ «О любви». | КУ | | | |
46 | 1.И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Кавказ» | КУ | | | |
47 | 1.А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев. | КУ | | | |
48 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | УИНМ | | | |
49 | А.Блок «На поле Куликовом» | УПЗУ | | | |
50 | 1.С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» поэма на историческую тему. | КУ | | | |
51 | 1.И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» (воспоминания о творческом пути). | КУ | | | |
52 | 1.М.А.Осоргин. «Пенсне» Сочетание фантастики и реальности в рассказе. | КУ | | | |
53 | 1РРЖурнал «Сатирикон» Сатирическое изображение исторических событий. | УРР | | | |
54 | 2.Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник».М.Зощенко. «История болезни», «Галоша» | УИНМ | | | |
55 | 1.А.Т.Твардовский- поэт - гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Тёркин» | УИНМ | | | |
56 | 2Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | УОиС | | | |
57 | 3 РР Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин». | УРР | | | |
58 | 1 Великая Отечественная Война в стихотворениях поэтов и песни военных лет. | КУ | | | |
59 | 1.В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема действия в его творчестве. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | КУ | | | |
60 | 1Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | КУ | | | |
61 | 1«Мне трудно без России» - поэты русского зарубежья о Родине | КУ | | | |
Зарубежная литература (5 часа +1 РР) |
62 | 1.У.Шекспир. Писатель и его время. Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа драматических произведений. | УИНМ | | | |
63 | 2.Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира. | | | | |
64 | 3.РР. Подготовка к домашнему сочинению «Цена мира между семьями Монтекки и Капуллети?» | УРР | | | |
65 | 1.Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | КУ | | | |
66 | 1.Урок в.ч.Эдгар По -родоначальник детективного жанра | КУ | | | |
67 | 1.В.Скотт. Слово о писателе «Айвенго как исторический роман. | КУ | | | |
68 | Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного материала за год. Тестирование. | К | | | |
При оформлении календарно-тематического плана были использованы следующие условные обозначения типов уроков и сокращения:
УИНМ - урок изучения нового материала
УПЗУ - урок применения знаний и умений
УОиС – урок обобщения и систематизации знаний
УРР – урок развития речи
КУ – комбинированный урок
К - урок контроля знаний и умений
Всего: 68 часов