СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс 2017-2018 учебный год .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тематическое планирование составлено на основании следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)

- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.

- Программа 5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина  

 

 Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение» 2013 год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс 2017-2018 учебный год .»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Егорьевская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №_ 1

от « 28» августа 2017 г.



«Утверждаю»

Директор

БОУ «Егорьевская ООШ»

Коробкова О.В./______________/

ФИО

Приказ № 62

от «30» августа 2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

русского языка и литературы

Овсянниковой Оксаны Ивановны

(первая категория)

по литературе

9 класс.
















д.Петровка


2017 год



Пояснительная записка


Тематическое планирование составлено на основании следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)

- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.

- Программа 5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина


Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение» 2011 год)




Место предмета в федеральном базисном учебном плане



Из 102 часов (3 часа в неделю), отведенных на изучение базового курса литературы, 12уроков выделяется на развитие речи учащихся.



































Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.


Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.


Содержание  тем учебного предмета.

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Из литературы второй половины XIX века.

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

 Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.












Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 9 классе (по программе В.Я. Коровиной 2010 г.)

102 часа


п/п




Название темы урока


Количество часов

Дата проведения

план

факт


1.


Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.


1




2.


Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров.

1




3-4.


"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника.



2




5.


Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на темы: "Образ русской земли в "Слове о полку Игореве", "Жемчужина славянской народной поэзии" и др.

1




6.


Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.


1




7.


М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.



1




8.


Г.Р. Державин. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости. «Памятник». Мысль о бессмертии творчества.

1




9.


А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).


1




10-11.


Н.М Карамзин. "Бедная Лиза". Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза".

2




12.


Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода.

1




13.


Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор).

1




14-15.


В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое», «Светлана». Своеобразие художественного мира писателя.

2





16-20.


А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия "Горе от ума" — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческий смысл комедии. Мастерство Грибоедова-драматурга. И.А. Гончаров "Мильон терзаний".

5




21-22.


Р.р. Сочинение на темы "Два взгляда на мир в комедии "Горе от ума", "Чацкий и Софья. История взаимоотношений", "Чацкий: победитель или побежденный".

2




23-25.


“… Таков Поэт …” Жизнь поэта. Основные вехи творчества А.С. Пушкина.

3





26-28.


Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «Пущину», « 19 октября»,) и др. Любовная лирика поэта. «Я помню чудное мгновенье..», « На холмах Грузии», « Я вас любил,….»

3




29-30.


Эволюция темы свободы в лирике поэта.. («Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» и др.).

2




31-33.


“Глаголом жги сердца людей”. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. (“Памятник”, “Певец”, “Муза”, “К Батюшкову”, “Пророк”, “Эхо”, “Орион”, “Поэт и толпа”, “Поэту”.

2




34.


Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.

1




35.


«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.

1




36.


“Евгений Онегин”. История создания, сюжет и композиция.

1






ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ






37-38.

Онегин в начале и в конце романа. Отношение А.С. Пушкина к герою.

2



39.

Почему Ленского мог “обыкновенный ждать удел”?

1



40-41.

“Плоды сердечной полноты”. Образ Татьяны в начале и в конце романа.

2



42.

Лирические отступления в романе. Образ автора.

1





2. АНАЛИЗ ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ





37.

“И завтра то же, что вчера”. (День Онегина).

1



38.

“ Лед и пламя не столь различны меж собой”. (Онегин и Ленский).

1



39.

“Души невинной излиянье”. Письмо Татьяны - исповедь Онегину.

1



40.

Сон и именины Татьяны. Дуэль.

1



42.

“Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана”. Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча.

1



42.

“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”. Автор и герой в романе.

1





3. ПООБРАЗНЫЙ АНАЛИЗ





37.

Онегин и общество. (“Для всех он кажется чужим”).

1



38.

Онегин и Ленский. (“ Лед и пламя не столь различны меж собой”.)

1



39.

Ольга и Татьяна. (“Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт”.)

1



40.

Татьяна и Онегин. (“Судьба моя уж решена”.)

1



41-42.

Образ автора в романе. Лирические отступления.

2




43-44.


Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина: “Лелеющая душу гуманность” поэзии А.С. Пушкина”, “Вечные вопросы в творчестве А.С. Пушкина”, “И жить торопится и чувствовать спешит…” (образ Онегина в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”), “Татьяны, милый идеал” (образ Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, “Автор и герой” (по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”), “Два характера в произведении А.С. Пушкина (опыт сопоставления)”, “Мой Пушкин” и др.

2




45.


“Жизнь моя - я сам”. Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

1





46-47.


“Из пламя и света рожденное слово”. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Пророк”, “Поэт”, “Кинжал” и др.)

2




48-49.


Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён» и др.

2




50.


Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».

1




51.


“Герой нашего времени”. Замысел и композиция романа.

1





52-53.


“Странный человек”. (Повести “Бела” и “Максим Максимыч”). Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?

2




54.


“И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?” (“Тамань”).


1




55-56.


“Неужели зло так привлекательно?” Печорин и “водяное общество”. Печорин в отношениях с Верой, Вернером, Грушницким и Мери.

2




57.


“Зачем я жил? Для какой цели я родился?” (“Фаталист”)


1




58.


Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.






59-60.


Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

“Нравственные проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова”, “Смысл названия романа”, “Мой Лермонтов”, “Трагедия Печорина, ее сущность и причины”, “Евгений Онегин и Печорин (опыт сопоставления). «Любимые страницы лирики Лермонтова», «Моё любимое стихотворение Лермонтова» и др.

2




61-62.


“Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы”. Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.

2




63.


“Мертвые души”. Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава)

1




64-66.


Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки.

3




67-68.


Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи.

2




69-70.


Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Образ автора.

2






71-72.


Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. “Почему Чичиков главный герой поэмы?”, “Хозяйственный Собакевич- тоже мертвая душа?”, “О чем скорбит и о чем мечтает автор “Мертвых душ”?”, “Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя” и т.д.

2




73-75.


Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. Эмоциональное богатство русской поэзии. (Обзор с включением ряда произведений).

3





76-78.

А.Н. Островский "Бедность не порок". Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада, Победа любви и красоты. Своеобразие языка комедии. (Возможно альтернативное изучение повести Ф.М. Достоевского. "Белые ночи". Образ Настеньки и его роль. Содержание и смысл "сентиментальности" в понимании Достоевского. Тип петербургского мечтателя.

3





79-81.


Л.Н. Толстой. "Юность". Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Особенность поэтики Л.Н. Толстого.

3




82.


А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека.

1




83.


Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.

1




84.


И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви. Лиризм повествования.

1




85.


М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. Анализ 1-3 глав (Шарик и его неожиданный покровитель).

1




86.


Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Особенности характера героя.

1




87.


Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Открытый финал повести. Смысл названия. (Возможно проведение творческой работы — ответ на проблемный вопрос)

1




88.


Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести.


1




89-90.

М.А. Шолохов. "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении.

2




91-92.


А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.


2




93.


Р.р. Сочинение на тему «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

1




94.

Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.

1





95-97.


Изучение одной или двух монографических тем, посвященных творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.А. Заболоцкого, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского (по выбору учителя и учащихся).

3




98.


Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.

1





99-101.


В. Шекспир «Гамлет» или И.В. Гете «Фауст» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

3




102.


Итоговое занятие.




1























Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

































































































































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!