СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса (гуманитарный профиль)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н.Сухих. Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК: учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, под ред. И.Н.Сухих. Материал курса рассчитан на учащихся 11класса общеобразовательной школы– 5 часов  в неделю, 170 часов за  год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса (гуманитарный профиль)»

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 – 11 классов И.Н.Сухих. Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК: учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, под ред. И.Н.Сухих. Материал курса рассчитан на учащихся 11класса общеобразовательной школы– 5 часов в неделю, 170 часов за год.

Цели и задачи курса

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие

человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели

Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.

В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА.Блока и А.А. Ахматовой).

Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.

Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).

Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.

В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.

Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

Особенности данной рабочей программы: сохраняются основные разделы, указанные в Стандарте, выбор авторов и произведений для изучения также соответствует Стандарту и программе И.Н. Сухих

Программа предполагает изучение литературы в старших классах как на базовом, так и на профильном уровнях, специфика которых состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю. При 34 учебных неделях общее количество

часов на изучение литературы в 11классе составит 170 часов.

Преемственность, межпредметные связи: В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг

общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы,

относятся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога

(диспута),

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, знакомящих с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Содержание рабочей программы



№ п\п

Название раздела/темы

Количество часов

всего

Из них

Вн.чт.


на р.р., зачеты, тв., сам. работы, практикумы


Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке

7

1


Серебряный век. Общая характеристика Серебряного века

2



Русский символизм.

5



Акмеизм

2



Футуризм

2



Реализм

3



А.А.Блок

7

1


И.А.Бунин

7

1


А.И.Куприн

7



Л.Н.Андреев

4


2

А.М.Горький

10

2


Советский век: две русские литературы или одна?

2



Литература 20 века

5



Литература 30-х годов

4



А.Н.Толстой

3



В.В.Маяковский

8

1


Н.Клюев

1



С.А.Есенин

7

2


М.А.Шолохов

8

1


О.Э.Мандельштам

1



А.А.Ахматова

3



Литература «потерянного поколения»

2



М.А.Булгаков

10

2


А.П.Платонов

3



М.И.Цветаева

4



Б.Пастернак

4



Н.Заболоцкий

1



В.Набоков

2



Советский век: на разных этажах (1940-1980-е гг)

5



Литература второй половины 20 века. Обзор.

7



А.Т.Твардовский

3



А.Солженицын

5



В.М.Шукшин

2



Н.Рубцов

2



Авторская песня (В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава)

2



В.Т.Шаламов

2



Ю.В.Трифонов

2



В. П. Астафьев

5



В.Распутин

4



С.Д.Довлатов

2



И.Бродский

2



Городская проза и драматургия

2



Обобщение и систематизация изученного. Резервные уроки

3







Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы обучающийся должен будет

знать и понимать:

  • произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим способом отражающий реальность и выражающий мндивидуальный авторский замысел;

  • основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;

  • своеобразие содержания и формы главных, «канонических» текстов русской литературы XIX и XX веков;

  • разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность и неисчерпаемость;

  • основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;

  • ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;

уметь:

  • анализировать художественные произведения в разных аспектах (целостный, проблемный, аспектный анализ) и на разных уровнях (анализ художественного мира, лирического произведения, эпического эпизода, драматической сцены);

  • сопоставлять художественные произведения по разным признакам (сравнение героев, сюжетных ситуаций, мотивов, стилистических средств);

  • видеть связь данного произведения с исторической эпохой и в то же время его общечеловеческий смысл;

  • аргументировано сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения;

  • выразительно читать произведения разных родов и жанров, учитывая их художественную природу и стилистические особенности;

  • писать сочинения разных жанров, рецензии на прочитанные книги, эссе, делать конспекты критических статей;

использовать приобретённые умения и навыки:

  • в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;

  • устных речевых жанрах (доклад, дискуссия);

  • письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);

  • восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.



Учебно-методический комплект.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

  1. И.И.Сухих. Литература: 11 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение 2012



Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.



Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный развернутый ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика литературного героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная);

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусств;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ ( в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, лекции учителя, статей учебника; составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

- сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защите проектов.






Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе (170 ч.)



№ п\п

Дата

Тема урока

Практика

контроль

Планируемые результаты обучения

Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке. (7ч.)



Россия на рубеже XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация








Работа с текстом учебника


Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа. Уметь: самостоятельно отбирать материал, анализировать, систематизировать учебный материал, выдвигать гипотезы, предлагать стратегии.


Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.








Работа с текстом учебника


Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха – основная проблема искусства







Работа с текстом учебника

Составление таблицы «Основные даты и исторические события ХХ века».


Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Русская литература на рубеже веков. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.
Великая Отечественная война: горькое величие Победы





Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты







Работа с текстом учебника, Составление таблицы


Знать: основные литературные направления, особенности, основные имена; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы


Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты








Работа с текстом учебника


Знать: основные литературные направления, особенности, основные имена; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа .имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. . Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы


Практикум



самоконтроль

с\р

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи.

Серебряный век (14 ч.)


Общая характеристика Серебряного века (2ч.)


Общая характеристика поэзии «серебряного века»









Работа с текстом учебника


Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Общая характеристика поэзии «серебряного века». Эволюция: декаденс- модернизм-авангард.









Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Русский символизм. (5ч.)

Дмитрий Сергеевич Мережковский, Валерий Яковлевич Брюсов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Андрей Белый.



Русский символизм.









Работа с текстом учебника (стр.46)


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


Русский символизм.

Д.С.Мережковский- один из основателей русского символизма 








Работа с текстом учебника

Проверочная работа

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


Поэзия В.Я.Брюсова. («Творчество», «Скитания», «Юному поэту», «Тени»)







Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта («Фантазия», «Я мечтою ловил уходящие тени», «Камыши»)





Работа с текстом произведения, практикум анализа стихотворения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


А. Белый. Проблематика творчества. Художественный мир поэта. («На горах», )







Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


Акмеизм. (2 ч.)

Николай Степанович Гумилев, Осип Мандельштам



Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва («Капитаны», «Жираф», «Рабочий», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»))







Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения


Знать: основные истоки акмеизма как литературного направления, приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


Акмеизм. Мир образов О.Мандельштама. Сборник «Камень». Стихотворения «За гремучую доблесть веков», «отравлен хлеб и воздух выпит…», «Ленинград»

Работа с текстами стихотворений

Анализ стихотворения

Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования. Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию..

Футуризм. (2ч.)

Велимир Хдебников, Игорь Северянин, Владимир Маяковский



Футуризм. И. Северянин. («Это было у моря», Увертюра», «Игорь Северянин», «Классические розы» В.Маяковский. («А вы могли бы?», «скрипка и немножко нервно»)


Работа с текстом произведения.

Работа с текстами стихотворений


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.


В.Хлебников. Поиски новых поэтических форм. Художественный мир поэта









Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за ролью детали. Составлять аннотацию к понравившимся критическим статьям. Конспектировать и сопоставлять критические статьи о лирике.

Реализм (3ч.)



Новый реализм: архаисты и новаторы.








Работа со статьей учебника


Знать: основные особенности, основные имена, направления «серебряного века»; алгоритмы осуществления сопоставительного анализа, имена отечественных лириков; алгоритмы анализа лирических текстов; лирические жанры. Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы.


Творческие индивидуальности «серебряного века»
Зачёт по поэзии «серебряного века»

Самоконтроль

зачет

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи.


Творческие индивидуальности «серебряного века»
Зачёт по поэзии «серебряного века»

самоконтроль

зачет

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи.


Александр Александрович Блок (7ч.)



Личность и творчество А.А.Блока

Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». «Стихи о Прекрасной Даме»:










Работа с текстом произведений


Знать: алгоритмы анализа лирики; лирические жанры; особенности рецензирования, особенности лирики 1, 2 и 3 томов лирики Блока; алгоритмы анализа и комментирования лирики. Уметь: отбирать материал; составлять связные ответы; писать рецензию; перерабатывать информацию, наблюдать за эволюцией лирического героя; осуществлять анализ и историко-культурный комментарий; отслеживать и комментировать материалы Интернет


Тема любви в лирике А.Блока, любовь как служение («Вхожу я в темные храмы…»)Урок-композиция

Работа с текстом произведения

Творческое задание

Уметь: Выразительно читать стихи поэта, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.


От Прекрасной Дамы к Незнакомке: город как страшный мир («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»). Стихотворение «Незнакомка»





Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам.


«Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.Блока. История и современность («На поле Куликовом», «Россия»)






Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам.


Тема Родины в творчестве Блока









Работа с текстом произведения, самоконтроль

Анализ стихотворения

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам.


Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы. «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме «Двенадцать». Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа.

Работа с текстом произведения

творческое задание.

Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.


Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать»







самостоятельная работа

Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.

Иван Алексеевич Бунин (7ч.)



Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Листопад» и «Обиночество»: поэзия как проза





Работа с текстом учебника и произведения, Анализ эпизода


Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов.


Поэзия И.А.Бунина.

«Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки»












Работа с текстом произведения.


Уметь:самостоятельно готовить и выразительно читать подборку бунинских стихотворений. Рассказывать о своем восприятии, ассоциациях, понимании лирического героя. Активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Выбирать два стихотворения для подробного аналитического исследования. Создавать письменную работу – анализ стихотворения. Читать (по желанию) свои работы по кругу, корректировать написанное.



«Чистая влага любви, печали, нежности». Тема любви в рассказах Бунина


Работа с текстами

Анализ эпизода

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.



Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи

Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы


Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.



Работа с текстом произведения

Сочинение- миниатюра

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи

Уметь: самостоятельно отбирать учебный материал; проводить аналитические действия; создавать связные ответы


Проблематика и поэтика рассказов И.А.Бунина. Психологизм прозы.




Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»).


Работа с текстом произведения


Проверочная работа

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.

Александр Иванович Куприн (7 ч.)



Жизнь и творчество А.И.Куприна.
«Поединок» Проблема самопознаний личности в повести.


Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


А.И.Куприн «Поединок». Поединок в «Поединке».




Работа с текстом произведения

Анализ эпического эпизода

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


А.И.Куприн «Поединок». Показ ужасающего состояния бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы.

Работа с текстом произведения

Проверочная работа

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»






Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»




Работа с текстом произведения

Анализ эпического эпизода

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Урок внеклассного чтения. Трагизм любви в повести «Олеся»




Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»





Работа с текстом произведения



Проверочная работа

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.

Леонид Николаевич Андреев (4ч.)



Летопись жизни и творчества Л.Н.Андреева




Работа с текстом учебника


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Тема социального неравенства в творчестве Л.Н.Андреева





Работа с текстом учебника


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Урок внеклассного чтения
Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими»


Работа с текстом произведения

Проверочная работа

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Урок внеклассного чтения
Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими». Трансформация вечных тем: предательство как подвиг.

Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.

Алексей Максимович Горький (10 ч.)



Жизненный и творческий путь А.М.Горького.










Работа с текстом учебника, составление хронологической таблицы


Уметь: выделять различные взгляды на личность и творчество М. Горького. Сопоставлять их. Составлять краткий хронограф жизни и творчества. Сопоставлять неоромантическое видение мира с романтическим. Делать выводы о новом герое русской литературы. Оформлять выводы в виде связных ответов. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять.


Ранние романтические рассказы А.М.Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение)











Работа с текстом произведения

Проверочная работа

Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры; особенности неоромантизма, особенности проблематики пьесы; алгоритмы анализа; правила ведения полемики. Уметь: пересказывать сюжет «Старухи Изергиль», характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, анализировать; толковать систему персонажей пьесы Горького; делать выводы; полемизировать.


Проблематика и композиция романтических рассказов














Работа с текстом произведения



Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры; особенности неоромантизма, особенности проблематики пьесы; алгоритмы анализа; правила ведения полемики. Уметь: Пересказывать сюжет «Старухи Изергиль», характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, выразительно читать; анализировать; осуществлять режиссёрские функции; толковать систему персонажей пьесы Горького; делать выводы; полемизировать.


Особенности жанра и конфликта в пьесе На дне»









Работа с текстом произведения


Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное.


Три правды в пьесе «На дне». Система персонажей и конфликт пьесы. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.






Работа с текстом произведения

Анализ драматического эпизода

Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное.


«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка. Общественное значение пьесы






Работа с текстом произведения

Проверочная работа

Уметь отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное.


Семинар «Жанр литературного портрета»















семинар

Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей.


Семинар «Жанр литературного портрета»
















семинар

Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей.


Сочинение по творчеству Горького

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Сочинение по творчеству Горького

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Советский век: две русские литературы или одна? (1920-1930-е годы) (2ч)



Литература и революция: поэты и вожди




Работа со статьей учебника


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Поэзия и проза: образы эпохи.








Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Литература 20 века (5ч.)



Литературный процесс 20-х годов








Работа с текстом учебника


Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: представлять конкретное содержание в форме устного высказывания; формулировать свои взгляды аргументировать свою точку зрения.


И.Э. Бабель «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны ( «Письмо», «Соль», «Смерть Долгушева»)

Работа с текстом произведения


Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение.


И.Э. Бабель «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны.(«Мой первый гусь», «Вечер»)


Работа с текстом произведения

Письменный ответ на вопрос

Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение.


Е.И. Замятин «Мы» как роман –антиутопия











Работа с текстом произведения


Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры, особенности реализма, жанры утопии и антиутопии, особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики. Уметь: Пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, делать выводы.


Е.И. Замятин «Мы» как роман –антиутопия









Работа с текстом произведения

Письменный ответ на вопрос

Знать: способы собирания и обработки информации; малые эпические жанры, особенности реализма, жанры утопии и антиутопии, особенности проблематики текстов; алгоритмы анализа; правила полемики. Уметь: Пересказывать сюжет, характеризовать композицию, систему персонажей, конфликт, выразительно читать, пересказывать, характеризовать персонажей; обосновывать авторскую позицию, делать выводы;.


Литература 30-х годов (4 ч.)



Литература 30-х годов (Обзор)












Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: представлять конкретное содержание в форме устного высказывания; формулировать свои взгляды аргументировать свою точку зрения.


Обзор творчества

Б. Корнилова, П. Васильева, А. Прокофьева, М. Светлова и др.


Работа с текстом учебника


Знать: основные особенности стиля поэта. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанные стихотворения с элементами анализа.


Обзор творчества

Б. Корнилова, П. Васильева, А. Прокофьева, М. Светлова и др.


Работа с текстом учебника


Знать: основные особенности стиля поэта. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанные стихотворения с элементами анализа.


Тема русской истории в литературе 30-х годов.

Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мхтара». Поэмы Д. Кедрина

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать: основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение.


Алексей Николаевич Толстой (3 ч.)



А.Н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя.






Работа с текстом учебника


Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый»






Работа с текстом произведения. Практикум анализа эпизода


Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Образ Петра Первого в романе.







Работа с текстом произведения

Письменный развернутый ответ на вопрос

Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Владимир Владимирович Маяковский (8 ч.)



В.В.Маяковский. Творческая биография.

Патриотическая лирика Маяковского











Работа с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о жизни и творчестве В. Маяковского


Знать: приёмы работы и структурирования информации для выполнения учебной задачи. Проблематику до - и послереволюционной лирики поэта; особенности образа, позиции лирического героя. Уметь: выразительно читать, анализировать лирику поэта. Корректировать свою деятельность, выразительно читать ранние произведения поэта, анализировать; предъявлять гипотезы о новаторстве творчества. выявлять особенности стиля; создавать связные ответы.


В. Маяковский. «Облако в штанах».
Проблематика и поэтика.





Работа с текстом произведения


Уметь работать с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о творчестве В. Маяковского. Корректировать, оформлять письменные выводы. Создавать аналитические связные ответы, корректировать написанное.


В. Маяковский. «Облако в штанах».
Проблематика и поэтика.





Работа с текстом произведения, выразительное чтение произведений поэта,

Фронтальный опрос

Уметь работать с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о творчестве В. Маяковского. Корректировать, оформлять письменные выводы. Создавать аналитические связные ответы, корректировать написанное.


Маяковский и революция. Окна РОСТа. («Левый марш»).

Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся»)







Работа с текстом произведения, выразительное чтение


Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов


Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского








Работа с текстом произведения, выразительное чтение

Письменный ответ на вопрос (5-10 предложений)

Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты, перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов


Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)





Работа с текстом произведения, выразительное чтение

Анализ стихотворения «Послушайте»

Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты, перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов


Стихотворения о загранице. Маяковский сегодня.






Работа с текстом произведения


Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов


Сочинение «Лирический герой Маяковского»

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Николай Алексеевич Клюев (1ч.)


Н. Клюев. «Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии





Работа с текстом учебника, с произведениями поэта


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи.

Уметь: Выразительно читать стихи поэта, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.

С.ергей Александрович Есенин (7ч.)



Сергей Есенин в стихах и в жизни.









Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов.


Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.







Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения


Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Уметь: делать подборку лирики, обосновывать выбор; перерабатывать, структурировать различную информацию; делать выводы в форме кратких ответов.


«Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина









Работа с текстом произведения.

Анализ стихотворения

Знать: алгоритмы анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления нового. Читать самостоятельно отобранные стихотворения С. Есенина, рассказывать о своем понимании лирики поэта. Просмотр документальных фильмов о С. Есенине, восполнение информации из разных источников, отбор важной информации, структурирование, краткие связные ответы.


Образ времени в поэме «Анна Снегина»





Работа с текстом произведения


Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.


Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачёв». Образ Пугачёва в русской литературе XIX века.


Работа с текстом произведения


Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск.


Сочинение по творчеству Сергея Есенина и Александра Блока

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Сочинение по творчеству Сергея Есенина и Александра Блока

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Михаил Александрович Шолохов (8 ч.)




М.Шолохов. Штрихи к биографии. «Донские рассказы»

(«Родинка»)




Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


М.А.Шолохов «Донские рассказы»

(«Червоточина», «Чужая кровь», «Шибалково семя»)



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды рассказов


Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

«Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества.



Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Анализ эпизода эпического произведения

Знать: историческую канву романа, историю написания и публикации; терминологический минимум для разговора об эпосе. Уметь: выразительно читать, анализировать, обнаруживать присутствие автора и характеризовать авторскую позицию.


События революции и

гражданской войны в романе «Тихий Дон»






Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Фронтальный опрос

Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы.


Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора.




Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы.


Путь Григория Мелехова в романе








Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы.


Григорий и Аксинья







Работа с текстом учебника, с текстом произведения, анализ эпизодов

Анализ эпизода эпического произведения

Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы.


Сочинение по творчеству М.А.Шолохова


самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.


Осип Эмильевич Мандельштам (2 ч.)



О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи

Работа с текстом учебника


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск


О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Мандельштам и символизм. Мандельштам и акмеизм. Поэтика Мандельштама

Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Анализ стихотворения

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск


Анна Андреевна Ахматова (3ч.)



«Мне дали имя при крещении – Анна». Анна Ахматова – «голос своего поколения». Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…». «Я научила женщин говорить…»: лирическая героиня Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи»)

Работа с текстом учебника. Практикум по анализу стихотворения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Тема Родины в лирике Ахматовой.





Работа с текстом произведения. Практикум по анализу стихотворения

Анализ стихотворения

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск


«Я была тогда с моим народом»: поэма А. Ахматовой «Реквием». Тема народного страдания в поэме Ахматовой «Реквием»





Работа с текстом произведения. Практикум по анализу эпизодов поэмы


Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск

Михаил Афанасьевич Булгаков (10 ч.)



«И судим был каждый по делам своим». Жизнь и творчество М.А.Булгакова.







Знать: основные вехи пути писателя; правила собирания и презентации материала. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


«Стать бесстрастно над красными и белыми». Роман М.Булгакова «Белая гвардия».






Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Судьбы людей в революции








Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Образ дома в романе «Белая гвардия»






Работа с текстом произведения, литературная беседа

Анализ эпизода эпического произведения

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и особенности композиции. Философско-этические проблемы в романе.


Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Сатирико-бытовой пласт романа.







Работа с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московского обывателя.




Работа с текстом произведения

Фронтальный опрос

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Романтический пласт произведения. Сюжетная линия Мастера и Маргариты





Работа с текстом произведения



Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Мастер и его ученик. Истории духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности в романе.




Работа с текстом произведения

с\р

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: самостоятельно набирать материал, обосновывать, читать, анализировать эпизоды, дискутировать, оформлять связные ответы.


Проверочная работа. Тест.

самоконтроль

тест



Андрей Платонович Платонов (3ч.)



Оставаться человеком!.. Жизненный и творческий путь А.Платонова. Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка? (рассказ А.П. Платонова «Фро»).



Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).


Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени.




Работа с текстом произведения


Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение.


Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления.




Работа с текстом произведения

Анализ эпизодов эпического произведения

Знать: родовые и жанровые особенности эпоса; основные особенности стиля писателя. Уметь: презентовать самостоятельно прочитанное произведение.


Марина Ивановна Цветаева (4 ч.)



«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой.

(Поэтический мир М.Цветаевой. «Если душа родилась крылатой.)



Работа с текстом учебника


Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать.


Основные мотивы и темы лирики Марины Цветаевой.






Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, практикум по анализу стихотворений


Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать.


«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня

М. Цветаевой. Поэтика

М. Цветаевой.



Работа с текстами стихотворений


Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать


«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика.





Работа с текстами стихотворений

Анализ стихотворения

Знать: основные мотивы творчества Цветаевой; приемы цитирования, приёмы систематизации и выделения, структурирования новой информации. Уметь сопоставлять собственное видение с концепциями из разных источников; сопоставлять, доказывать.


Борис Леонидович Пастернак (4 ч.)



Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика

«Февраль». Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Работа с текстом учебника, с текстом произведения



Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…».

Знать: правила собирания и презентации материала; основные вехи пути писателя. Уметь: самостоятельно набирать лирический материал, обосновывать, читать, анализировать, дискутировать, оформлять связные ответы.


Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»





Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: правила собирания и презентации материала; основные вехи пути писателя. Уметь: самостоятельно набирать лирический материал, обосновывать, читать, анализировать, дискутировать, оформлять связные ответы.


Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».





Работа с текстом произведения


Знать: содержание романа, правила собирания и презентации материала;

Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа.


Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго.



Работа с текстом произведения

Письменный отзыв или рецензия на фильм по мотивам романа Пастернака

Знать: содержание романа, правила собирания и презентации материала;

Уметь: отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа.


Николай Алексеевич Заболоцкий (1 ч.)



Н.А. Заболоцкий. Судьба и творчество. Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого. Тема жизненного подвига.(«В этой роще березовой», «Завещание», «Кто мне откликнулся в чаще лесной», «Сентябрь»)



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.



Владимир Владимирович Набоков (2 ч.)



В.В. Набоков. Проблематика и поэтика романа «Машенька»





Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


В.В. Набоков. «Другие берега»-автобиографический роман



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


Советский век: на разных этажах (1940-1980-е гг) (5 ч.)



Литература периода Великой Отечественной войны: Музы и пушки
К. Симонов., О. Берггольц, А. Ахматова, П.Коган.







Работа с текстами произведения


Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.


Вячеслав Кондратьев. Повесть «Сашка».

Жестокие реалии и романтическое восприятие мира.









Работа с текстом произведения


Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.


Виктор Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». Правда о войне.










Работа с текстом произведения


Знать: несколько имён из литературы каждого периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.


Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон»





Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.

Литература второй половины 20 века (38 ч.)


Литература второй половины 20 века. Обзор (7 ч.)


Литература второй половины ХХ века. Обзор









Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.


Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 гг.










Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: несколько имён из литературы данного периода и направления; приёмы составления учебных таблиц и их презентации, правила ведения конспекта; работы с учебной информацией. Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, строить индивидуальное и совместное исследования, формулировать результаты.


«Невероятная явь войны» Повести В.Быкова . «Знак беды»





Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


«Момент истины» Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать содержание произведения Уметь: Комментировать самостоятельно отобранный материал, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы,


Там, на войне. Повесть, «написанная кровью сердца». К.Воробьёв «Убиты под Москвой»



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать содержание произведения Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению



Даниил Гранин «Блокадная книга»







Знать содержание произведения Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению



Поэзия периода «оттепели».
Б. Ахмадуллина, Е. Евтушенко и др.



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: вехи биографии поэта. Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы


Александр Трифонович Твардовский (3 ч.)



А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» (Книга про бойца)


Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: вехи биографии поэта. Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы


Жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти»




Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: особенности жанра поэмы, её композиционную организацию. Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск


Лирика А.Т.Твардовского. («Я убит подо Ржевом», «Сельская хроника», «Дом бойца»)



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать материал, структурировать его. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы


Александр Солженицын (5 ч.)



Литература 50-90-х годов.
Судьба Александра Исаевича Солженицына.



Работа с текстом учебника


Знать: биографию Солженицына; основные произведения писателя; особенности картины мира. Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать.


Конфликт временного и вечного в рассказе «Один день Ивана Денисовича»

Работа с текстом произведения



Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать.


Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ».


Работа с текстом произведения


Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать


А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Судьба русской женщины-крестьянки.

Работа с текстом произведения


Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать


Сочинение на тему «Как сохранить живую душу?»

самоконтроль

сочинение

Уметь писать сочинение, корректировать написанное.



Василий Макарович Шукшин (2 ч.)


«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Макаровича Шукшина (Сборник «Сельские жители»)



Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать.


В.М.Шукшин. рассказы «Верую», «Алеша Бесконвойный», «Забуксовал»)



Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать.

Николай Михайлович Рубцов ( 2ч.)



Н. М. Рубцов. Лирика. «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Рубцова.

Тема родины в лирике Н.Рубцова «(Зеленые цветы», «Журавли», «Звезда полей»)



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


«Тихая лирика» Николая Рубцова.( «Тихая моя родина», «на озере», «Ночное ощущение»)





Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Анализ стихотворения

Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск

Авторская песня. (2)

Владимир Семенович Высоцкий. Булат Шалвович Окуджава


В.С.Высоцкий. Жизнь и судьба. Художественный мир лирики В.Высоцкого. «Я не люблю»: кодекс чести поэта, певца и гражданина.





Работа с текстами стихотворений


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск


Б.Ш. Окуджава. Не расставайтесь с надеждой, маэстро. Художественный мир лирикиБ.Окуджавы



Работа с текстами стихотворений


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. . Уметь: Выразительно читать, анализировать, цитировать; осуществлять проблемный поиск

Варлам Тихонович Шаламов (2 ч.)



В Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»




Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: приёмы работы с различными источниками информации для выполнения учебной задачи. Уметь: составлять хронограф, презентовать; оформлять связные высказывания.


В Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать материал, читать, комментировать, полемизировать.



Юрий Валентинович Трифонов (2)


Ю.В. Трифонов. История и современность в произведениях Трифонова.  («Обмен», «Игры в сумерках»)






Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: основные вехи биографии писателя; жанровые признаки рассказа, авторов отечественной «городской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы.


Темы и проблемы рассказов Ю.Трифонова. (Рассказ «Путешествие», «Прозрачное солнце осени»)






Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: тематику и проблематику современной драматургии. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы.


Виктор Петрович Астафьев (5 ч.)



Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева.




Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Знать: авторов отечественной «деревенской» прозы; правила отбора материала при решении поставленной задачи. Уметь: выразительно читать, анализировать, комментировать, корректировать свои действия; делать выводы.



Взаимоотношения человека и природы в произведении «Царь-рыба»



Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, анализировать эпизоды, рассуждать, делать выводы


В.П.Астафьев. Духовное одиночество. Рассказ «Людочка»


Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, анализировать эпизоды, рассуждать,делать выводы


Роман «Печальный детектив» Жанровое разнообразие. Нравственная проблематика произведения




Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы


Роман «Печальный детектив» Жанровое разнообразие. Нравственная проблематика произведения



Работа с текстом произведения

Письменный ответ на вопрос

Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы

Валентин Распутин ( 4 ч.)



Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок»



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы


Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок.



Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Письменный ответ на вопрос

Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы


Две судьбы в повести В.Распутина «Живи и помни

Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы


Нравственные проблемы в повести «Пожар»


Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы

Сергей Донатович Довлатов (2)



Сергей Донатович Довлатов. Жизнь и творчество. «Мир уродлив, и люди грустны»: анекдоты и драмы Сергея Довлатова. (сборник рассказов «Чемодан»)

Работа с текстами рассказов


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы


С.Д.Довлатов «Заповедник». Герой произведения

Работа с текстом произведения


Уметь давать оценку поступкам героев, аргументировать, делать выводы

Иосиф Бродский (2 ч.)



И. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта



Работа с текстом учебника, с текстом произведения


Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы.


И. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта



Работа с текстом учебника, с текстом произведения

Анализ стихотворения

Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать. Читать стихотворения, анализировать, создавать связные письменные ответы.


Городская проза и драматургия (2 ч.)




Александр Володин. Пьеса «пять вечеров». Сюжет. Художественные особенности пьесы. Герои.



Знать: биографию драматурга, особенности его пьес. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы


А. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов




Работа с текстом произведения


Знать: биографию драматурга, особенности его пьес. Уметь: отбирать материал, структурировать, презентовать его. Создавать связные устные и письменные ответы

Обобщение и систематизация изученного. Резервные уроки. ( 3ч.)



Итоговая контрольная работа


самоконтроль

к\р

Уметь использовать полученные знания при выполнении к.р., правильно отбирать материал, корректировать для решения поставленной задачи.


Обобщающий урок по русской литературе XX века.





Работа с текстом учебника.

Фронтальный опрос

Знать: основные алгоритмы исследования художественных текстов; способы работы с информацией; приёмы и способы презентации. Уметь: характеризовать самостоятельно прочитанные художественные тексты.


Резервный урок







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!