СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе УМК Меркин Г.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе ФГОС УМК Меркин Г.С.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе УМК Меркин Г.С.»

20


Рабочая программа по литературе составлена на основе ФГОС ООО (Приказ от 17.12.10 № 1897), «Изменений в ФГОС ООО» (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577), «Примерной основной образовательной программой основного общего образования» (Протокол заседания федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015г. №1/15), статьи «Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы)» // Дефектология, 1993, №1-4», «Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №4 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС ООО», Учебного плана МОБУ лицей № 4 МР Давлекановский район РБ, авторской программы «Программа курса. Литература. 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа)».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Личностные результаты освоения ООП:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения предмета «Литература»:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".

Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

• определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

• владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

• выразительно прочтите следующий фрагмент;

• определите, какие события в произведении являются центральными;

• определите, где и когда происходят описываемые события;

• опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

• выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

• ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

• определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

• покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

• покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

• проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

• сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

• определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

• дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

• определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

• определите позицию автора и способы ее выражения;

• проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

• объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

• озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

• напишите сочинение-интерпретацию;

• напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами ).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).










































Содержание учебного предмета


Мифология

Мифы «Олимп» (5 кл.). «Одиссей на острове циклопов» (5 кл.). «Пять веков» (6 кл.). «Прометей» (6 кл.). «Яблоки Гесперид» (6 кл.).

Фольклор

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (7 кл.), «Садко» (7 кл.).

Легенда «Солдат и смерть» (6 кл.).

Пословицы, поговорки и загадки русского народа (5 кл.).

Предание «Как Бабыноко победил одноглазого великана» (6 кл.).

Русские народные песни: обрядовые (7 кл.), лирические (7 кл.), лироэпические (7 кл.), исторические (8 кл.).

Сказки. «Лягушка-царевна» (5 кл.). «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (6 кл.). Башкирская сказка «Падчерица» (5 кл.). Ненецкая сказка «Три сына» (5 кл.). Чукотская сказка «Бедняк и кулак» (5 кл.). Долганская сказка «Юноша-царь и дочь крестьянина» (5 кл.).

Древнерусская литература

«Домострой» (7 кл.).

«Житие Сергия Радонежского» (8 кл.).

«Повесть временных лет» («Расселение славян», «Кий, щек и Хорив», «Дань хазарам») (5 кл.).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 кл.).

«Поучение» Владимира Мономаха (6 кл.).

«Сказание о белгородских колодцах» (6 кл.).

«Сказание о Борисе и Глебе» (8 кл.).

«Слово о полку Игореве» (9 кл.)

Повесть «Шемякин суд»

Литература 18 века

Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» (9 кл.).

Державин Г.Р. Стихотворения «Властителям и судиям» (7 кл.), «Фелица» (7 кл.), «Осень во время осады Очакова» (9 кл.), «Снигирь» (9 кл.), «Водопад» (9 кл.), «Памятник» (9 кл.), «Бог» (9 кл.).

Карамзин Н.М. Повесть «Бедная Лиза» (8 кл.).

Ломоносов М.В. Стихотворения «Случилось вместе два Астронома в пиру…» (5 кл.), «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (6 кл.), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7 кл.), «Разговор с Анакреоном» (9 кл.), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (9 кл.), «Памятник» (9 кл.).

Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль» (7 кл.).

Литература 19 века

Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова внука» (5 кл.).

Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор» (8 кл.). Поэма «Мертвые души» (9 кл.). Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повести «Ночь перед Рождеством»(5 кл.), «Заколдованное место» (5 кл.), «Тарас Бульба» (6 кл.), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (6 кл.), «Шинель» (7 кл.).

Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке» (5 кл.), "Белые ночи» (9 кл.), «Бедные люди» (9 кл.).

Жуковский В.А. Баллады «Светлана» (6 кл.), «Кубок» (6 кл.), «Лесной царь» (8 кл.). Элегии «Невыразимое» (8 кл.), «Море» (8 кл.).

Крылов И.А. Басни «Волк и ягненок» (5 кл.), «Свинья под дубом» (5 кл.), «Ворона и Лисица» (5 кл.), «Ларчик» (5 кл.), «Волк на псарне» (5 кл.), «Лягушки, просящие царя» (5 кл.), «Обоз» (5 кл.).

Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени» (9 кл.). Стихотворения «Бородино» (5 кл.), «Парус» (6 кл.), «Тучи» (6 кл.), «Утес» (6 кл.), «Из Гёте («Горные вершины…») (6 кл.), «Листок» (6 кл.), «Узник» (7 кл.), «Родина» (7 кл.), «Три пальмы» (7 кл.), «Ангел» (8 кл.), «Дума» (8 кл.), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (8 кл.), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (8 кл.), «Когда волнуется желтеющая нива…»(9 кл.), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (9 кл.), «И скучно и грустно» (9 кл.), «Выхожу один я на дорогу...» (9 кл.). «Смерть Поэта» (9 кл.), «Нет, не тебя так пылко я люблю…»(9 кл.), «Из-под таинственной, холодной полумаски» (9 кл.), «Благодарю» (9 кл.). Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 кл.), «Мцыри» (8 кл.). Сказка «Ашик-Кериб» (5 кл.).

Лесков Н.С. Рассказы «Человек на часах» (6 кл.), «Старый гений»(8 кл.). Сказы «Левша» (7 кл.), «Запечатленный ангел»(9 кл.).

Некрасов Н.А. Стихотворения «Крестьянские дети» (5 кл.), «Несжатая полоса» (5 кл.), «В полном разгаре страда деревенская» (6 кл.), «Великое чувство! У каждых дверей» (6 кл.), «Вчерашний день, часу в шестом…» (7кл.), «Тройка» (5 кл.), «Орина, мать солдатская» (5 кл.), «Размышления у парадного подъезда» (7 кл.), «Железная дорога»(7 кл.). Поэма «Мороз, Красный нос» (6 кл.), «Русские женщины» (7 кл.). «Внимая ужасам войны...» (8 кл.), «Зеленый Шум» (8 кл.), «Мы с тобой бестолковые люди» (8 кл.).

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка» (8 кл.).

Пушкин А.С. Романы «Евгений Онегин» (9 кл.), «Дубровский» (6 кл.). Повесть «Капитанская дочка» (8 кл.), «Пиковая дама» (8 кл.). Стихотворения: «Няне» (5 кл.), «Зимняя дорога» (5 кл.), «Деревня» (6 кл.), «Редеет облаков летучая гряда» (6 кл.), «Зимнее утро» (7 кл.), «Зимний вечер» (7 кл.), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (7 кл.), «Анчар» (7 кл.), «Туча» (7 кл.), «Узник» (7 кл.), «Песнь о вещем Олеге» (7 кл.), «И.И. Пущину» (8 кл.), «19 октября»(8 кл.), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (8 кл.), «Подражание Корану» (8 кл.), «Цветок» (8 кл.), «Бесы» (8 кл.), «Пророк» (9 кл.), «Во глубине сибирских руд…» (7 кл.), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (9 кл.), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (9 кл.), «Вольность» (9 кл.), «Погасло дневное светило…»(9 кл.), «Свободы сеятель пустынный…»(9 кл.), «К морю» (9 кл.), «Стансы» (9 кл.), «Арион» (9 кл.), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»(9 кл.), «Эхо» (9 кл.), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»(9 кл.), «Поэту» (9 кл.), «Не пой, красавица, при мне…»(9 кл.), «Кавказ» (9 кл.). «Маленькие трагедии». «Повести Белкина». Поэмы «Руслан и Людмила» (5 кл.), «Кавказский пленник» (9 кл.), «Цыганы» (9 кл.), «Полтава» (7 кл.). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 кл.).

Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки «Дикий помещик»(7 кл.), «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (7 кл.), «Премудрый пескарь» (7 кл.).

Толстой Л.Н. Рассказы «Кавказский пленник» (5 кл.), «Бедные люди» (6 кл.), «Севастополь в декабре месяце» (7 кл.), «После бала» (8 кл.). Повести «Детство» (6 кл.), «Отрочество» (9 кл.) - обзор, «Юность» (9 кл.) - обзор.

Тургенев И.С. Повести «Муму» (5 кл.), «Ася» (8 кл.). Стихотворения в прозе «Щи» (5 кл.), «Русский язык» (5 кл.), «Два богача» (5 кл.), «Воробей» (5 кл.), «Нищий» (7 кл.). Рассказы «Бирюк» (6 кл.), «Певцы» (7 кл.), «Хорь и Калиныч» (7 кл.).

Тютчев Ф.И. Стихотворения «Весенняя гроза» (7 кл.), «Умом Россию не понять…» (7 кл.). «Фонтан» (7 кл.), «С поляны коршун поднялся» (7 кл.), «Silentium!» (8 кл.), «Еще в полях белеет снег…»(8 кл.), «Цицерон» (8 кл.), «Эти бедные селенья…»(8 кл.), «Есть в осени первоначальной…»(8 кл.), «Певучесть есть в морских волнах…»(8 кл.), «Нам не дано предугадать…»(8 кл.), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (8 кл.).

Фет А.А. Стихотворения «Чудная картина» (5 кл.), “Я пришел к тебе с приветом” (7 кл.), “Вечер”(7 кл.), «Целый мир от красоты» (8 кл.), «Шепот, робкое дыханье…» (8 кл.), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (8 кл.), «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (8 кл.), «Это утро, радость эта…» (8 кл.), «Учись у них – у дуба, у березы…» (8 кл.), «Я тебе ничего не скажу…» (8 кл.).

Чехов А.П. Рассказы «Пересолил» (5 кл.), «Жалобная книга» (5 кл.), «Хирургия» (5 кл.), «Лошадиная фамилия» (5 кл.), «Злоумышленник» (5 кл.), «Мальчики» (5 кл.), “Шуточка” (6 кл.), “Налим” (6 кл.), «Толстый и тонкий» (6 кл.), «Хамелеон» (7 кл.), «Смерть чиновника» (7 кл.), «О любви» (8 кл.), «Ванька» (9 кл.), «Спать хочется» (9 кл.), «Тоска»(9 кл.).

Литературные сказки XIX-ХХ вв.:

Гаршин В.М. Сказки «Attaleaprinceps», «Сказка о жабе и розе».

Погорельский А. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 кл.).

Поэзия пушкинской эпохи:

Баратынский Е.А. Стихотворения «Разуверение» (8 кл.), «Чудный град порой сольется» (8 кл.), «Муза» (8 кл.).

Батюшков К.Н. Стихотворения «Мой гений» (8 кл.), «Надпись к портрету Жуковского» (8 кл.), «Есть наслаждение и в дикости лесов» (8 кл.).

Дельвиг А.А. Стихотворения «Романс» (8 кл.), «Русская песня» (8 кл.), «Идиллия» (8 кл.).

Рылеев К.Ф. Стихотворение «Я ль буду в роковое время» (8 кл.). Дума «Смерть Ярмака» (8 кл.).

Языков Н.М. Стихотворения “Песня”(7 кл.), «Родина» (8 кл.), «Пловец» (8 кл.).

Поэзия 2-й половины XIX в.:

Майков А.Н. “Нива”(7 кл.).

Никитин И.С. «Русь» (7 кл.).

Толстой А.К. «Осень» (5 кл.), «Край ты мой, родимый край» (7 кл.).

Литература 20 века

Ахматова А.А. Стихотворения «Мужество» (6 кл.), «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (8 кл.), «Перед весной бывают дни такие…» (8 кл.), «Родная земля» (8 кл.), «Мне голос был. Он звал утешно» (8 кл.), «Победа» (8 кл.).

Блок А.А. Стихотворения «Летний вечер» (5 кл.), «Полный месяц встал над лугом»(5 кл.), «На поле Куликовом» (8 кл.), «Россия» (8 кл.), «Перед грозой» (8 кл.), «После грозы» (8 кл.), «Девушка пела в церковном хоре…» (8 кл.), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (8 кл.).

Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце» (9 кл.).

Гумилев Н.С. Стихотворения «Капитаны» (9 кл.), «Слово» (9 кл.), «Жираф» (9 кл.).

Есенин С.А. Стихотворения «Ты запой мне ту песню…» (5 кл.), «Поет зима - аукает» (5 кл.), «Нивы сжаты» (5 кл.), «Песнь о собаке» (6 кл.), «Я покинул родимый дом…» (7 кл.), «Отговорила роща золотая»(7 кл.). Поэма «Пугачев» (отрывки) (8 кл.).

Зощенко М.М. «Аристократка» (8 кл.), «Баня» (8 кл.), «Обезьяний язык» (8 кл.), «История болезни» (8 кл.).

Мандельштам О.Э. Стихотворения «Звук осторожный и глухой…» (9 кл.), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (9 кл.), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (9 кл.).

Маяковский В.В. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (7 кл.), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (7 кл.).

Платонов А.П. Рассказы «Никита» (5 кл.), «Цветок на земле» (5 кл.), «В прекрасном и яростном мире» (9 кл.).

Солженицын А.И. Рассказ «Матренин двор» (9 кл.).

Твардовский А.Т. Стихотворение «Рассказ танкиста» (5 кл.). Стихотворения «Прощаемся мы с матерями» (7 кл.), «На дне моей жизни» (7 кл.). Поэма «Василий Теркин» (7 кл.).

Теффи Н.А. Рассказы «Свои и чужие» (8 кл.), «Жизнь или воротник» (8 кл.).

Цветаева М.И. «Рябину рубили зорькою» (7 кл.), «Моим стихам, написанным так рано…» (8 кл.),, «Идешь, на меня похожий» (8 кл.),, «Генералам двенадцатого года» (8 кл.),, «Мне нравится, что вы больны не мной…» (8 кл.),, из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (8 кл.),, из цикла «Стихи о Москве» (8 кл.),, «Тоска по родине! Давно…»(8 кл.).

Шукшин В.М. Рассказы «Чудик» (7 кл.), «Микроскоп» (7 кл.), «Срезал» (7 кл.).

Проза конца XIX – начала XX вв.

Бажов П.П. Сборник «Малахитовая шкатулка» (рассказы «Медной горы хозяйка» (5 кл.), «Каменный цветок» (5 кл.)).

Бунин И.А. Рассказы «В деревне» (5 кл.), «Подснежник» (5 кл.), «Лапти» (6 кл.), «Цифры» (6 кл.), «Кукушка» (7 кл.), «Кавказ» (8 кл.).

Горький М. «Детство» (7 кл.), «Старуха Изергиль» (Легенда О Данко) (7 кл.) «Макар Чудра» (8 кл.), «Песнь о соколе» (8 кл.), «Песнь о буревестнике» (8 кл.), «Челкаш» (9 кл.).

Грин А. «Алые паруса» (5 кл.), «Бегущая по волнам» (9 кл.), «Зеленая лампа» (9 кл.).

Короленко В.Г. Повести «В дурном обществе» (5 кл.), «Слепой музыкант» (6 кл.).

Куприн А.И. Рассказы «Золотой петух» (5 кл.), «Детский сад»(5 кл.), «Белый пудель» (5 кл.), «Тапер» (6 кл.), «Чудесный доктор» (7 кл.), «Куст сирени» (7 кл.), «Allez!» (7 кл.).

Михалков С.В. Басни «Грибы» (5 кл.), «Зеркало» (5 кл.).

Носов Н.Н. Рассказ «Три охотника»(5 кл.).

Паустовский К.Г. Рассказ «Теплый хлеб» (5 кл.), «Заячьи лапы» (5 кл.).

Поэзия конца XIX – начала XX вв.:

Бальмонт К.Д. «Бабочка» (9 кл.), «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце...» (9 кл.).

Бунин И.А. «Густой зеленый ельник у дороги…»(5 кл.), «Листопад» (5 кл), «У птицы есть гнездо» (5 кл.), «Не видно птиц» «Догорел апрельский светлый вечер…» (7 кл.).

В.Хлебников «Птичка в клетке» (9 кл.), «Воля всем» (9 кл.).

Волошин М.А. «Заклятье о русской земле» (9 кл.), «Россия» (9 кл.), «Родина» (9 кл.).

Северянин И. «Запевка» (7 кл.).

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.:

Заболоцкий Н.А. Стихотворения «Гроза идет» (5 кл.), «Не позволяй душе лениться» (7 кл.), «Старая актриса» (8 кл.), «Некрасивая девочка» (8 кл.).

Кедрин Д.Б. Стихотворения «Аленушка» (5 кл.), «Зодчие» (8 кл.).

Пастернак Б.Л. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (8 кл.).

Проза о Великой Отечественной войне:

Васильев Б.Л. Рассказ «Экспонат №»(7 кл.).

Катаев В.П. Повесть «Сын полка» (5 кл.).

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке» (6 кл.).

Шолохов М.А. Рассказы «Родинка» (9 кл.), «Судьба человека» (9 кл.).

Поэзия о Великой Отечественной войне:

Гамзатов Р.Г. «Журавли» (6 кл.).

Исаковский М.В. «В прифронтовом лесу» (6 кл.), «Катюша» (8 кл.), «Враги сожгли родную хату…» (8 кл.), «Три ровесницы» (8 кл.).

Окуджава Б. Военная лирика (8 кл.).

Орлов С.С. «Его зарыли в шар земной» (6 кл.).

Ошанин Л. Военная лирика (8 кл.).

Самойлов Д.С. «Сороковые» (6 кл.).

Симонов К.М. «Жди меня» (6 кл.).

Твардовский А.Т. Стихотворение «Рассказ танкиста» (5 кл.).

Фатьянов А. Военная лирика (8 кл.).

Художественная проза о животных, о человеке и природе, их взаимоотношениях:

Андреев Л.А. Рассказы «Кусака» (5 кл.), «Петька на даче” (5 кл.).

Астафьев В.П. Рассказы «Васюткино озеро» (5 кл.), «Жизнь Трезора» (5 кл.), «Конь с розовой гривой» (7 кл.), «Фотография, на которой меня нет» (8 кл.).

Белов В.Т. Рассказ «Весенняя ночь» (5 кл.).

Казаков Ю.П. Рассказ «Арктур – гончий пес» (5 кл.).

Носов Е.И. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас» (5 кл.).

Паустовский К.Г. Рассказ «Заячьи лапы» (5 кл.), «Мещерская сторона» (7 кл.).

Пришвин М.М. Сказка «Кладовая солнца» (6 кл.). Рассказ «Москва-река» (7 кл.).

Распутин В.Г. Рассказ «Век живи - век люби» (5 кл.).


Проза о детях:

Алексин А.Г. Рассказы «Домашнее сочинение» (6 кл.), «Безумная Евдокия» (6 кл.).

Андреев Л.А.. Рассказы «Петька на даче» (5 кл.),

Искандер Ф.А. «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 кл.), «Запретный плод» (6 кл.).

Крапивин В.П. Роман «Мальчик со шпагой» (6 кл.).

Распутин В.Г. «Уроки французского» (6 кл.).

Толстой А.Н. Повесть «Детство Никиты» (5кл.).

Яковлев Ю.Я. Рассказы «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» (6 кл.), "Багульник" (6 кл.), «Сердце земли» (6 кл.) и др.

Поэзия 2-й половины ХХ в.:

Боков В.Ф. Стихотворение «Поклон» (5 кл.).

Бродский И.А. Лирика (9 кл.).

Визбор Ю. Лирика (9 кл.).

Вознесенский А.А. Стихотворение «Муромский сруб» (7 кл.).

Высоцкий В.С. Стихотворение «Песня о друге» (9 кл.)

Гамзатов Р.Г. Стихотворение «Песня соловья» (5 кл.).

Глазков Н.И. Лирика (9 кл.).

Гребенщиков Б. Лирика (9 кл.).

Григорьев О.Е. Лирика (9 кл.).

Дементьев А.Д. Стихотворение «Волга» (7 кл.).

Евтушенко Е.А. Лирика (9 кл.).

Кушнер А.С. Лирика (9 кл.).

Макаревич А. Лирика (9 кл.).

Митяев О. Лирика (9 кл.).

Мориц Ю.П. Лирика (9 кл.).

Окуджава Б. Лирика (9 кл.).

Прокофьев А.А. Стихотворение «Аленушка» (5 кл.).

Рубцов Н.М. Стихотворения «В осеннем лесу» (5 кл.), «Родная деревня» (5 кл.), «Звезда полей» (6 кл.), «Тихая моя родина» (6 кл.), «В горнице» (7 кл.),

Самойлов Д.С. Лирика (9 кл.).

Смеляков Я.В. Стихотворение «История» (7 кл.).

Тарковский А.А. Лирика (9 кл.).

Фатьянов А.И. Стихотворение «Давно мы дома не были» (7 кл.).

Яшин А.Я. Стихотворение «Не разучился ль…» (7 кл.).

Проза русской эмиграции:

Шмелев И.С. Повесть «Лето Господне» (7 кл.).

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Лиханов А.А. Повести «Мальчик, которому не больно» (6 кл.), «Девочка, которой всё равно» (6 кл.).

Назаркин Н., Гиваргизов А., Кузнецова Ю., Мурашова Е., Аромштам М., Петрова А., Седов С., Востоков С., Веркин Э., Аромштам М., Евдокимова Н., Абгарян Н., Петросян М., Жвалевский А. и Пастернак Е., Ая Эн, Вильке Д. и др.)

Сабитова Д. Книги «Цирк в шкатулке» (7 кл.), «Где нет зимы» (7 кл.), «Три твоих имени» (7 кл.), «Сказки про Марту» (7 кл.).

Литература народов России

Гамзатов Р.Г. Стихотворения «В горах джигиты ссорились, бывало…» (7 кл.), «Мой Дагестан» (7 кл.).

Карим М. Поэма «Бессмертие» (9 кл.). Повесть «Помилование» (9 кл.).

Кулиев К.Ш. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…» (7 кл.), «Каким бы малым ни был мой народ…» (7 кл.).

Тукай Г. Стихотворения «Книга» (7 кл.), «Родная деревня» (7 кл.).


Зарубежная литература

Андерсен Г.Х. «Снежная королева» (5 кл.), «Соловей» (5 кл.).

Байрон Дж. Г. Стихотворения «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (8 кл.), «Прощание Наполеона» (8 кл.). Романсы «Какая радость заменит былое светлых чар...» (8 кл.), «Стансы к Августе» (8 кл.). Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (8 кл.).

Бёрнс Р. Стихотворения «Честная бедность» (7 кл.), «Возвращение солдата» (7 кл.), «Джон Ячменное Зерно» (7 кл.).

Гете И.-В. «Фауст» (фрагменты по выбору) (9 кл.)

Гомер. «Одиссея» (фрагменты по выбору) (5 кл.)

Данте. «Божественная комедия» (8 кл.)

Дефо Д. «Робинзон Крузо» (главы по выбору) (5 кл.).

Купала Я. Стихотворения «Мужик» (7 кл.), «А кто там идет?» (7 кл.), «Алеся» (7 кл.).

Лафонтен Ж. Басни (5 кл.).

Лессинг Г.Э. Басни (5 кл.).

Лондон Д. Рассказы «Сказание о Кише» (5 кл.), «Любовь к жизни» (6 кл.). Повесть «Белый клык» (5 кл.).

Мольер Ж-Б. Комедии «Мнимый больной» (9 кл.), «Мещанин во дворянстве» (1670).(9 кл.)

Рони-Старший Ж. Роман «Борьба за огонь» (5 кл.) – фрагменты.

Свифт Дж. «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (8 кл.).

Сент-Экзюпери А. «Маленький принц» (5 кл.), «Планета людей» (7 кл.).

Сервантес М. «Дон Кихот» (главы по выбору)(8 кл.).

Стивенсон Г. Л. Роман «Остров сокровищ» (7 кл.).

Хокку. Мацуо Басё (7 кл.). Кобаяси Исса (7 кл.).

Шекспир В. «Ромео и Джульетта» (8 кл.). Сонеты «№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (7 кл.), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (7 кл.), №116 «Мешать соединенью двух сердец…»(7 кл.), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…»(7 кл.).

Эзоп. Басни (5 кл.).

Зарубежный фольклор (легенды, баллады, саги, песни, сказки):

«Калевала» (6 кл.), «Песнь о Роланде» (6 кл.), «Песнь о Нибелунгах» (6 кл.) – фрагменты.

Сказки о Синдбаде-мореходе

Зарубежная сказочная и фантастическая проза:

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка» (6 кл.).

Льюис К. «Племянник чародея» (6 кл.).

Санд Ж. Рассказ «О чем говорят цветы» (5 кл.).

Зарубежная новеллистика:

Генри О. Новеллы «Вождь краснокожих»(6 кл.), «Дары волхвов» (6 кл.).

По Э. Новелла «Золотой жук» (6 кл.).

Сароян У. Новеллы «Акробаты» (6 кл.), «Война» (6 кл.).

Зарубежная романистика XIX– ХХ века:

Гюго В. Роман «Собор Парижской Богоматери» (9 кл.).

Скотт В. Роман «Айвенго» (8 кл.).

Зарубежная проза о детях и подростках:

Брэдбери Р. Рассказы «Все лето в один день» (7 кл.), «Каникулы» (7 кл.).

Твен М. Повесть «Приключения Тома Сойера» (5 кл.) – фрагменты.

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы:

Лондон Д. Повесть «Белый клык» (5 кл.).

Сетон-Томпсон Э. Рассказ «Королевская аналостанка» (5 кл.).

Современная зарубежная проза.

Тор А., Пеннак Д., Старк У., ДиКамилло К., Парр М., Шмидт Г., Гроссман Д., Каста С., Файн Э., Ельчин Е.и др.


Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

• Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

• Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

• Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

• Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

• Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

• Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.



































Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела

5 класс (2 часа в неделю)

п/п

Раздел

Кол-во часов, отводимых

на изучение раздела

1

Русские народные сказки

4

2

Древнерусская литература

1

3

Литература 18 века

1

4

Литература19 века

17

5

Литература 20 века

8

6

Зарубежная литература

4

Итого

35


6 класс (3 часа в неделю)

п/п

Раздел

Кол-во часов, отводимых

на изучение раздела

1

Введение

1

2

Античные мифы

3

3

Зарубежная литература

8

4

Героический эпос (обзор )

1

5

Устное народное творчество

5

6

Древнерусская литература

3

7

Русская литература 18 века

1

8

Русская литература 19 века

35

9

Русская литература 20 века

34

10

Из литературы народов России

2

11

Русская литература 21 века

5

12

Повторение

7

Итого

105


7 класс (2 часа в неделю)

п/п

Раздел

Кол-во часов, отводимых

на изучение раздела

1

Введение

1

3

Зарубежная литература

8

5

Устное народное творчество

3

6

Древнерусская литература

2

7

Русская литература 18 века

6

8

Русская литература 19 века

25

9

Русская литература 20 века

18

10

Из литературы народов России

1

12

Повторение

6

Итого

70


8 класс (2 часа в неделю)

п/п

Раздел

Кол-во часов, отводимых

на изучение раздела

1

Введение

1

3

Зарубежная литература

7

5

Устное народное творчество

1

6

Древнерусская литература

2

7

Русская литература 18 века

3

8

Русская литература 19 века

33

9

Русская литература 20 века

18

12

Повторение

5

Итого

70


9 класс (3 часа в неделю)

п/п

Раздел

Кол-во часов, отводимых

на изучение раздела

1

Введение

1

2

Зарубежная литература

9

4

Древнерусская литература

4

5

Русская литература 18 века

4

6

Русская литература 19 века

50

7

Русская литература 20 века

27

8

Обзор современной литературы

2

9

Повторение

5

Итого

102