Для составления рабочей учебной программы по литературе для 8 класса в основу взяты следующие документы:
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература 8 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015). Выбор УМК Коровиной В.Я. для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе "Читаем, думаем, спорим", предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, из них уроков внеклассного чтения - 8, уроков развития речи – 7 (сочинения - 4), контрольных работ (тестирование - 4, проект -1).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
-
| Р.р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению по комедии "Недоросль" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Почему в комедии "Недоросль так актуальна тема воспитания? 2. Против чего направлена сатира автора комедии "Недоросль"? 3. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии "Недоросль"?) | | |
-
| Р.р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (ответ на один из проблемных вопросов: 1.Что повлияло на формирование характера Петра Гринева? 2. Почему Машу Миронову можно считать идеалом Пушкина? 3. Какова авторская позиция в оценке Пугачева и народного восстания? 4. Почему Пугачев не расправился с Петром Гриневым? 5. Как анализ композиции романа "Капитанская дочка" помогает понять его идею? 6. Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?) | | |
-
| К.р. № 1. Тестирование по творчеству А. С. Пушкина. | | |
-
| Р.р. № 3. Классное сочинение по поэме "Мцыри" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Какова роль эпизода "Бой с Барсом" ("Встреча с грузинкой" и др.) в поэме "Мцыри"? 2.Какие черты романтических героев присущи Мцыри? 3. Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме "Мцыри"? Зачем историю Мцыри излагает в форме исповеди героя? Какой смысл имеет в финале смерть Мцыри?) | | |
-
| Р.р. № 4. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней "высмеять в ней всё дурное"? 2. В чём социальная опасность хлестаковщины? 3. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества? 4. Почему комедию "Ревизор" включают в репертуар современных театров? 5. Чем интересна киноверсия комедии?) | | |
-
| К.р. № 2. Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова. | | |
-
| Р.р. № 5. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова. | | |
-
| К.р. № 3. Проект "Русские поэты о родной природе". | | |
-
| Р.р. № 6. Урок-диспут "Поговорим о превратностях любви" (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) | | |
-
| К.р. № 4. Тестирование по творчеству А.П. Чехова, И. А. Бунина, А.И.Куприна. | | |
-
| Р.р. № 7. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. | | |
-
| К.р. № 5. Тестирование (итоговое) по курсу литературы 8 класса. | | |
Наименование раздела | Содержание учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Введение – 1 ч. | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра | -анализ художественного текста; -выразительное чтение, -чтение наизусть, -устные и письменные высказывания; -отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, -сочинения, -тесты; -контрольные работы -различные виды пересказа -иллюстрирование прочитанного |
Устное народное творчество – 2 ч. | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: "В тёмном лесе", "Уж ты ночка, ноченька тёмная...", "Вдоль по улице метелица метёт...", "Пугачёв в темнице", "Пугачёв казнён". Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. "О Пугачёве", "О покорении Сибири Ермаком...". Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). |
Из древнерусской литературы – 1 ч. | Из "Жития Александра Невского". Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). |
Из литературы XVII века – 1 ч. | "Шемякин суд". Сатирическая повесть как древнерусской литературы (начальные представления). |
Из литературы XVIII века – 3 ч. | Денис Иванович Фонвизин. "Недоросль" (сцены). Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
Из русской литературы XIX века – 36 ч. | Андреевич Крылов. "Обоз". Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства. Тория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. "Смерть Ермака". Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. К*** ("Я помню чудное мгновенье..."). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. "19 октября". Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. "История Пугачёва" (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. История создания романа. Роман "Капитанская дочка". Особенности композиции. Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма "Мцыри". " Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. "Ревизор". Комедия "со злостью и солью". История создания и история постановки комедии. Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений), и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма гния авторской поэзии (начальные представления). "Шинель". Образ "маленького человека" в литературе. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Рассказ "Певцы". Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок). Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семёнович Лесков. "Старый гений". Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа Теория литературы. Рассказ (развитие представления). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. "После бала". Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века А. С. Пушкин. "Цветы последние милей…", М. Ю. Лермонтов. "Осень", Ф. И. Тютчев. "Осенний вечер", А. А. Фет. "Первый ландыш"', А. Н. Майков. "Поле зыблется цветами...". Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. "О любви" (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). | — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; — видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; — редактировать свои сочинения | -анализ художественного текста; -выразительное чтение, -чтение наизусть, -устные и письменные высказывания; -отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, -сочинения, -тесты; -контрольные работы -различные виды пересказа |
Из русской литературы XX века – 21 ч. | Иван Алексеевич Бунин. "Кавказ". Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Александр Иванович Куприн. "Куст сирени". Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. "Россия". Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. "Пугачёв". Поэма на историческую тему. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелёв. "Как я стал писателем". Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются. Журнал "Сатирикон". Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом" (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. М.Зощенко. "История болезни", Тэффи. "Жизнь и воротник Михаил Андреевич Осоргин. "Пенсне". Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Александр Трифонович Твардовский. "Василий Тёркин". Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника род- страны. Юмор. Язык поэмы. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 -1945 годов (обзор) М.Исаковский. "Катюша", "Враги сожгли родную хату…"; Б. Окуджава. "Песенка о пехоте", "Здесь птицы не поют..."; А. Фатьянов. "Соловьи", JI. Ошанин. "Дороги" Виктор Петрович Астафьев. "Фотография, на которой меня нет". Автобиографический характер рассказа Теория литературы. Герой-повествователь (развитие явлений). Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. "Снег", Д. Мережковский. "Родное", "Не надо звуков"; Н. Заболоцкий. "Вечер на Оке", "Уступи мне, скворец, уголок..."; Н. Рубцов. "По вечерам", "Встреча", "Привет, Россия...". Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. "Мне трудно без России..." (отрывок); 3. Гиппиус. "Знайте!", "Так и есть"; Дон-Аминадо. "Бабье лето"; И. Бунин. "У птицы есть гнездо...". Общее и индивидуальное в произведениях, поэтов Русского зарубежья о Родине. | — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; — редактировать свои сочинения | -анализ художественного текста; -выразительное чтение, -чтение наизусть, -устные и письменные высказывания; -отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, -сочинения, -тесты; -контрольные работы -различные виды пересказа |
Из зарубежной литературы – 3 ч. | Уильям Шекспир. "Ромео и Джульетта". Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. "Вечные проблемы" в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты "Её глаза на звёзды не похожи...", "Увы, мой стих не блещет новизной...". Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Вальтер Скотт. "Айвенго". Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). | — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох | -анализ художественного текста; -выразительное чтение, -чтение наизусть, -различные виды пересказа |
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
Введение ( 1ч.) |
-
| Введение. Русская литература и история. | | |
Устное народное творчество (2 ч.) |
-
| В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). | | |
-
| Предания как исторический жанр русской народной прозы | | |
Из древнерусской литературы (1 ч.) |
-
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. "Житие Александра Невского" (фрагменты). | | |
Из литературы XVII века (1 ч.) |
-
| "Шемякин суд" как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | | |
Из литературы XVIII века (3 ч.) |
-
| Д.И.Фонвизин. "Недоросль": социальная и нравственная проблематика комедии. | | |
-
| Д. И. Фонвизина "Недоросль". Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | | |
-
| Р.р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению по комедии "Недоросль" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Почему в комедии "Недоросль так актуальна тема воспитания? 2. Против чего направлена сатира автора комедии "Недоросль"? 3. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии "Недоросль"?) | | |
Из литературы XIX века (36 ч.) |
-
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. "Обоз" - басня о войне 1812 года. | | |
-
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. "Смерть Ермака" как романтическое произведение. | | |
-
| В.ч. № 1. А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка" . История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ главного героя. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка":система образов романа. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка": нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ предводителя народного восстания и его окружения. | | |
-
| А. С. Пушкин. "Капитанская дочка": особенности содержания и структуры. | | |
-
| Р.р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (ответ на один из проблемных вопросов: 1.Что повлияло на формирование характера Петра Гринева? 2. Почему Машу Миронову можно считать идеалом Пушкина? 3. Какова авторская позиция в оценке Пугачева и народного восстания? 4. Почему Пугачев не расправился с Петром Гриневым? 5. Как анализ композиции романа "Капитанская дочка" помогает понять его идею? 6. Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?) | | |
-
| А.С.Пушкин. Мотивы дружбы в стихотворении "19 октября". "Туча" -отклик на десятилетие восстания декабристов. | | |
-
| В.ч. № 2. Стихотворения А.С.Пушкина, посвященные темам любви и творчества. | | |
-
| К.р. № 1. Тестирование по творчеству А. С. Пушкина. | | |
-
| М. Ю. Лермонтов. "Мцыри" как романтическая поэма. | | |
-
| М. Ю. Лермонтов. "Мцыри" образ романтического героя. | | |
-
| Особенности композиции поэмы "Мцыри". | | |
-
| Р.р. № 3. Классное сочинение по поэме "Мцыри" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Какова роль эпизода "Бой с Барсом" ("Встреча с грузинкой" и др.) в поэме "Мцыри"? 2.Какие черты романтических героев присущи Мцыри? 3. Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме "Мцыри"? Зачем историю Мцыри излагает в форме исповеди героя? Какой смысл имеет в финале смерть Мцыри?) | | |
-
| Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия. | | |
-
| Н. В. Гоголь. "Ревизор" как сатира на чиновничью Россию. | | |
-
| Образ Хлестакова в комедии "Ревизор". | | |
-
| Сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". | | |
-
| Р.р. № 4. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (ответ на один из проблемных вопросов: 1. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней "высмеять в ней всё дурное"? 2. В чём социальная опасность хлестаковщины? 3. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества? 4. Почему комедию "Ревизор" включают в репертуар современных театров? 5. Чем интересна киноверсия комедии?) | | |
-
| Н. В. Гоголь. "Шинель": своеобразие реализации темы "маленького человека". | | |
-
| Мечта и реальность в повести "Шинель". Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | | |
-
| К.р. № 2. Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова. | | |
-
| В.ч. № 3. И.С.Тургенев. "Певцы": сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | | |
-
| М. Е. Салтыков-Шедрин. "История одного города" (отрывок): сюжет и герои. | | |
-
| М. Е. Салтыков-Шедрин. "История одного города" (отрывок): средства создания комического. | | |
-
| Н.С.Лесков. "Старый гений": сюжет и герои. | | |
-
| Н.С.Лесков. "Старый гений": проблематика и поэтика. | | |
-
| Л.Н.Толстой. "После бала": проблемы и герои. | | |
-
| Особенности композиции и поэтики рассказа Л.Н.Толстого "После бала". | | |
-
| Р.р. № 5. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова. | | |
-
| К.р. № 3. Проект "Русские поэты о родной природе". | | |
-
| А.П.Чехов. Рассказ "О любви" (из трилогии) как история об упущенном счастье. | | |
-
| В.ч. № 4. А.П.Чехов "Человек в футляре". | | |
Из русской литературы XX века (21 ч.) |
-
| И.А.Бунин. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика. | | |
-
| А.И.Куприн. История счастливой любви в рассказе "Куст сирени". | | |
-
| Р.р. № 6. Урок-диспут "Поговорим о превратностях любви" (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) | | |
-
| К.р. № 4. Тестирование по творчеству А.П. Чехова, И. А. Бунина, А.И.Куприна. | | |
-
| А.А.Блок "На поле Куликовом", "Россия": история и современность. | | |
-
| Р.р. № 7. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. | | |
-
| И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" - воспоминания на пути к творчеству. | | |
-
| М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне" . | | |
-
| Журнал "Сатирикон". Тэффи. "Жизнь и воротник"; М. М. Зощенко "История болезни". | | |
-
| В.ч. № 5. Рассказы М.М.Зощенко. | | |
-
| В.ч. № 6. Рассказы М.М.Зощенко. | | |
-
| А. Т. Твардовский. Картины фронтовой жизни в поэме "Василий Теркин". | | |
-
| Новаторский характер образа Василия Теркина. | | |
-
| Композиция и язык поэмы "Василий Теркин". Юмор. Фольклорные мотивы. | | |
-
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | | |
-
| В.ч. № 7. А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе "Возвращение". | | |
-
| В. П. Астафьев. Автобиографический характер рассказа "Фотография, на которой меня нет". | | |
-
| В. П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет": картины военного детства, образ главного героя.. | | |
-
| Русские поэты о Родине, родной природе. | | |
-
| Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | | |
-
| К.р. № 5. Тестирование (итоговое) по курсу литературы 8 класса. | | |
Из зарубежной литературы (3 ч.) |
-
| У. Шекспир. Слово о писателе. "Ромео и Джульетта". Поединок семейной вражды и любви. | | |
-
| Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | | |
-
| В.ч. № 8. В. Скотт. Слово о писателе. "Айвенго" как исторический роман. Итоги года. | | |