СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература" , 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной рабочей программы по литературе (базовый уровень) предметной линии8 учебников под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2021). Рабочая программа ориентирована на учебник:    Литература. 7 класс в 2 ч. / В.Я Коровина, В.П. Журавлев и др. - 11изд. - М.: Просвещение, 2021г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература" , 7 класс.»

 Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной рабочей программы по литературе (базовый уровень) предметной линии8 учебников под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2021)  и в соответствии с приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 7 класс в 2 ч. / В.Я Коровина, В.П. Журавлев и др. - 11изд. - М.: Просвещение, 2021г.


Цель изучения литературы в школе:

приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.


Задачи:

• формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапно, последовательно формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладевать возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создавать собственный текст, представлять свою оценку и суждение по поводу прочитанного;

• овладевать важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



В соответствии с учебным планом МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» на предмет «Литература, 7 класс» выделено 68 часов (2 ч. в неделю)



1.Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


2. Содержание учебного предмета

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и

плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных качеств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов

былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых

будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический

эпос (развитие представлений). Героический эпос (развитие представлений). Общечеловеческое и национальное в искусстве (развитие

представлений). Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения

к книге.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого». Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии, посвящённый важным историческим событиям

русской истории — рождению или именинам особ царствующего дома, открытию памятников прославленным деятелям России, победам русского оружия, государственным праздникам, спуску кораблей и т. д. По своему содержанию надпись можно назвать краткой, свёрнутой одой (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…». Михайловский

период в жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроения грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд…» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).

«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении исторического прошлого. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

«Барышня-крестьянка». (Для самостоятельного чтения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и

Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии,

о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

«Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа

поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое в судьбе крестьянства как тема поэзии Некрасова. «Несжатая полоса». Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от непосильного труда — тема стихотворения, решённая в форме баллады с необычным до Некрасова содержанием.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр баллады (развитие представлений).

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. «Шёпот, робкое дыханье…» — острое переживание высокого чувства, выражение его в «безглагольной» форме. «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…» — размышление о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаённых чувств.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая баллада (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Maman», «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение

«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя

(развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». (Внеклассное чтение.) Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты,

взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры

в художественном мире поэта.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Час мужества

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие понятия).

Евгений Александрович Евтушенко. Краткий рассказ о поэте.

«Хотят ли русские войны?» — лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения: развёрнутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе.

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,

безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика (развитие представлений).

Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются

Григорий Израилевич Горин. «Почему повязка на ноге?». Иронико-юмористический рассказшутка о не очень умном человеке.

«Тихая моя родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. В. Брюсов. «Первый снег», Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой…», С. Есенин. «Топи да болота…», Н. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов. «Тихая моя родина». Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда

и сам не верю... » (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

«Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей природе и о невольном отдыхе селянина.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!..». Жизнь, отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остаётся жить в сердцах людей и

слава его не меркнет. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и

опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Детективная литература

Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул» — торжество справедливости, неотвратимость наказания и заслуженного возмездия за совершённое преступление как признаки детективного жанра.

3.Учебно-тематический план.

Содержание

Всего часов


Теория

На развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Введение

1

1




Устное народное творчество

6

3

2

1


Древнерусская литература

3

2

1



Произведения русских писателей XVIII века

2

2




Произведения русских писателей XIX века

28

14

9

3

2

Произведения русских писателей XX века

23

11

6

5

1

Зарубежная литература

5

3


1

1

Итого

68

36

18

10

4

Форма промежуточного контроля: тестирование




































3.1Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

1

Введение. 1ч.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учеников.

1

1.09



Устное народное творчество.

6ч.



2

Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

1

6


3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине. Собирание былин.

Собиратели. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных

качеств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

1

8


4

Вч.1 Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного

чтения 1). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко».

Своеобразие былины.

1

13


5

Вч.2 «Калевала» — карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2). Понятие о мифологическом эпосе. Руны. Изображение жизни народа,его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен.

1

15


6

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Обобщённое, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя

1

20


7

Р/Р 1 Пословицы и поговорки (урок развития речи  1). Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

1

22



Древнерусская литература.

3ч.



8

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Развитие представлений о летописи. Формирование традиции уважительного отношения к книге. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

27


9

Повесть о Петре и Февронии Муромских Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Житие как жанр древнерусской литературы. Народно-поэтические мотивы в повести.

1

29



Из русской литературы 18 века.

2ч.



10

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии. «К статуе Петра Великого». Прославление Петра Великого и его деяний, воздаяние ему благодарной памяти.

1

4.10


11

Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Признание». Г. Р. Державин. «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

6



Из русской литературы 19 века.

28ч.



12

А. С. Пушкин. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Краткий рассказ о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении исторического прошлого. Выражение чувства любви к Родине.

1

11


13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Баллада в актёрском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.

1

13


14

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

1

18


15

Вн.чт. 3 Пушкин в Михайловском . Михайловский период в жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроения грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд…» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов. «Ответ» В. Одоевского

1

20


16

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актёрском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

1

25


17

Р/Р 2 А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.

1

8.11


18

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Воспевание автором «града Петрова». Вступление в актёрском исполнении. Образ Петра I. Тема настоящего и будущего

России. Особенности языка и стиля отрывка. Приём контраста.


10


19

М. Ю. Лермонтов. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. Краткий рассказ о поэте. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

1

15


20

Р.Р.3 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика (урок развития речи 3). Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров. Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиций народа. Язык и стих поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества

1

17


21

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва». Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Стихотворения в актёрском исполнении. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность. Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества. Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

22


22

Н. В.  Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.


24


23

Р/Р 4 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы. Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпосе.

1

29


24

Контрольная работа 1.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1

1.12


25

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1

6


26

Р/Р 5. И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа (урок развития речи 5). Мастерство И. С.  Тургенева в  изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа


8


27

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Стихотворения в прозе в актёрском исполнении. «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

1

13


28

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

1

15


29

Вн.чт.4. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и др. стихотворения. Своеобразие некрасовской музы. «Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое сходство судьбы крестьянки и судьбы поэзии. «Несжатая полоса». Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от не посильного труда  — тема стихотворения, решённая в форме баллады с необычным до Некрасова содержанием. Развитие представлений о жанре баллады. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха


20


30

А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!  — Хочу и не могу…». Рассказ о поэте. «Шёпот, робкое дыханье…»  — острое переживание высокого чувства в безглагольной форме. «Как беден наш язык!  — Хочу и не могу…»  — размышления о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаённых чувств

1

22.12


31

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Краткий рассказ о поэте. Исторические баллады А. К. Толстого. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию.

1

2полугодие

10.01


32

М. Е.  Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Развитие представлений об иронии.

1

12.01


33

Вн.чт. 5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

1

17


34

Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

19


35

Р/Р 6. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. Проявления его чувств, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе. Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. Подготовка к сочинению.

1

24


36

Контрольная работа 2.

Литературный ринг. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей.


26


37

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа


31.01


38

Р/р 7. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа (урок развития речи 7). Средства создания комического. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

1

2.02


39

Вн.чт.7. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 6). Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Фрагменты рассказов в актёрском исполнении. «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического.

1

7


40

Р/р 8. «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Стихи русских поэтов XIX  века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

1

9



Произведения русских писателей 20 века.

23ч.



41

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

1

14


42

Р/р 9. М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни (урок развития речи 9). «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело.

1

16.02


43

Вн.чт. 7 М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.

1

21.02


44

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Понятие о лирическом герое. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1

28


45

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Обогащение представлений о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.

1

2.03


46

А. П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем. Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.

1

7


47

Р/р.10. А. П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа (урок развития речи 10). Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

1

9


48

Вн.чт.8 А. П. Платонов. «В  прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 8). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

1

14


49

Контрольная работа 3. Классное контрольное сочинение .

Классное контрольное сочинение на одну из тем: 1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям русских писателей ХХ века.) 2. В  чём гуманизм произведений М. Горького, В. В. Маяковского, А.  П. Платонова (на материале 1—2 произведений)? 3. В  чём смысл противопоставления двух миров в произведениях М. Горького, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на примере 1—2 произведений)?

1

16.03


50

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре.

1

21


51

Вн.чт.9 Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М.  Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твар дов ского и др. (урок внеклассного чтения 9). Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом  — участником Великой Отечест вен ной войны. Интервью как жанр публицистики. Ритмы и образы военной лирики.

1

23


52

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль  — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актёрском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое.

1

4.04


53

Е.А. Евтушенко. Слово о поэте. «Хотят ли русские войны?»  — лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения: развёрнутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе.

1

6.04


54

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». «О  чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственноэкологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.

1

11


55

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Нравственные проблемы рассказа.

1

13


56

Р/р 11. Е. И. Носов. «Живое пламя», «Радуга» (урок развития речи 11). Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.


18


57

Ю. П. Казаков «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Особенности характера героев  — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.

1

20


58

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр

1

25


59

Писатели улыбаются.

Г.И. Горин. «Почему повязка на ноге?» Краткий рассказ о писателе. Ир онико-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке. Развитие понятий о юморе и сатире.

1

27.04


60

Р/р 12. Тихая моя родина. Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. (урок развития речи 12). Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Человек и природа. Стихотворения о ро- дине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб, С. А. Есенин, Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1

2.05


61

Песни на стихи русских поэтов 20 века. А. Н. Вертинский «Доченьки». И. А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге...». Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний.

1

4.05


62

Контрольная работа 4.

Контрольная работа с включением отдельных заданий в формате ГИА по литературе в основной школе. Тестирование.

1

10.05


63

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне».. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

1

11



Зарубежная литература.

5ч.



64

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведений Бёрнса. «Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей природе и о невольном отдыхе селянина

1

16


65

Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Особенности жанра. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..», «Душа моя мрачна…». Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Жизнь, отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остается жить в сердцах людей и слава его не меркнет. Своеобразие романтической поэзии Байрона .

1

18


66

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Особенности жанра хокку (хайку). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Хокку в актёрском исполнении.


23


67

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. О. Генри. Сила любви и преданности. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе.

1

25


68

Вн. Чт Р. Брэдбери. «Каникулы». Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Развитие представлений о жанре фантастики. Мечта о чудесной победе добра.

1

30.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!