Планируемы результаты изучения курса «Литературное чтение»
3 класс
Личностные:
- положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
- основы смыслообразования и самоопределения;
- гражданская идентичность;
- нравственно-этическая ориентация в читаемом;
- развитие дружеского отношения к другим детям;
- базовые эстетические чувства;
- рефлексия;
- эмоционально-личностная децентрация;
- способность к самооценке
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу;
- прогнозировать;
- использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;
- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
- осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
- понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
- выделять главное;
- составлять план;
- ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете;
- устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
- выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
- сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
- выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
- обосновывать свои утверждения;
- обобщать;
- классифицировать;
- уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
- готовность оказать помощь товарищу;
- планировать учебное сотрудничество;
- согласовывать действия с партнером;
пересказывать прочитанное;
создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
Предметные результаты:
Ученик научится:
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- работать с толковым словарем;
- использовать в речи средства интонационной выразительности;
- составлять образ слова по его элементам;
- овладевать способом чтения «по догадке»;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;
Ученик получит возможность научиться:
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру;
- подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
- подготовить творческий пересказ;
- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
Критерии оценки по литературному чтению
Чтение наизусть:
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение текста:
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям:
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ:
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Особенности оценивания тестовых работ
Вид теста | Критерии успешности |
Базовый уровень | | |
Тест (с выбором ответа) | 65% и более правильных ответов | 65% - 79% - «3» 80% - 100% - «4» |
Тест (со свободным ответом) | 50% и более правильных ответов | 50% - 69% - «3» 70% - 100% - «4» |
Смешанный тест | 55% и более правильных ответов | 55% - 75% - «3» 76% - 100% - «4» |
Повышенный уровень | Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня | «5» |
Критерии оценивания
Отметка | Количество слов в минуту |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
вслух | про себя | вслух | про себя | вслух | про себя | вслух | про себя |
5 | 40 и более | 45 и более | 50 и более | 55 и более | 55 и более | 65 и более | 65 и более | 70 и более |
4 | 30-39 | 35-44 | 40-49 | 45-54 | 45-54 | 55-64 | 55-64 | 60-69 |
3 | 25-29 | 30-34 | 30-39 | 35-44 | 35-44 | 40-54 | 40-54 | 45-59 |
2 | Менее 25 | Менее 30 | Менее 30 | Менее 35 | Менее 35 | Менее 40 | Менее 40 | Менее 45 |
Основное содержание
Труд человека кормит, а лень портит (12 ч)
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»;К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»;И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч)
Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»;Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».
«Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч)
К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. С. Пушкин «Осень»*;М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...».
Много хватать — своё потерять (4 ч)
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным (11 ч)
B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
«Ежели вы вежливы...» (3 ч)
C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
«Снег летает и сверкает...» (9 ч)
С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...».
Каждый своё получил (18 ч)
Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (8 ч)
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
За доброе дело стой смело (9 ч)
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»;Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»;С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».
Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»;
Е. Благинина «Черёмуха».
Любовь – волшебная страна (14 ч)
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*;И. Тургенев «Воробей».
Чудесное – рядом (11 ч)
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»;белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».
3. Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | «Труд человека кормит, а лень портит». | 12 |
2 | Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. | 8 |
3 | «Унылая пора! Очей очарование!..» | 6 |
4 | Много хватать – своё потерять. | 4 |
5 | Тайное всегда становится явным. | 11 |
6 | «Ежели вы вежливы…» | 3 |
7 | «Снег летает и сверкает…» | 9 |
8 | Каждый своё получил. | 18 |
9 | Жизнь дана на добрые дела. | 8 |
10 | За доброе дело стой смело. | 9 |
11 | Кто родителей почитает, тот во век не погибает. | 14 |
12 | Весна идёт, весне дорогу! | 9 |
13 | Любовь – волшебная страна. | 14 |
14 | Чудесное – рядом. | 11 |
Итого: | 136 |