I.Планируемые результаты на конец 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения;
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;
прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;
находить ключевые слова в тексте;
отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;
самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
Учащиеся научатся:
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Учащиеся получат возможность научиться:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
II. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения.
Прощание с летом ( 7 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (18 ч).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (10 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…» (8 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…» (12 ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (10 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха ( 3 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…» (5 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (6 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (5 ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Техника чтения.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. \
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; самостоятельно составлять план рассказа о герое; отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста; самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование. Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано). Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».Повесть, её отличие от рассказа.Пьеса. Признаки драматического произведения.Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение: подробному и краткому пересказу текста по плану; выборочному пересказу текста; словесному рисованию картин к художественным текстам; составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; составлению устных рассказов от имени одного из героев; составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
Материал курса «Литературное чтение» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет литературных текстов мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорных произведений народов России, литературных текстов исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет возможности выбора заданий для реализации творческих способностей учащихся, что способствует созданию комфортной атмосферы и сохранению психологического здоровья учащихся.
Учебный предмет «Литературное чтение» является приоритетным для формирования следующих УУД:
- личностных, поскольку обеспечивает осмысленную, творческую деятельность, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия учащихся.
- коммуникативных, через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе литературного чтения. Т.о., в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются письменные проверочные работы (проводятся после завершения работы над каждым разделом), чтение наизусть (в т. числе стихотворения и проза), проверка навыка чтения (проводится с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения), творческие работы обучающихся.
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:
Проверочные работы, проводятся после завершения работы над каждым разделом.
- чтение наизусть – 15, в т. числе стихотворения – 13, проза – 2.
проверка умения, навыка чтения - 1
Проводится в конце учебного года с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения.
Общая характеристика учебного предмета и ценностные ориентиры содержания учебного предмета представлены в основной образовательной программе начального общего образования МОУ СШ №42.
III .Тематическое планирование
Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Внеклассное чтение | Тематический и итоговый контроль |
Раздел 1 «Прощание с летом». | 7 | Аудирование (слушание) - Воспринимать на слух тексты в исполнении учите ля, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. - Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр: рассказ, стихотворение, сказка народная или автор ская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. - Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. - Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соот- ветствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрыв- ки прозы. Читать про себя, осознавать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. - Характеризовать текст: предполагать содержа- ние по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с авто ром по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из дан- ных; самостоятельно озаглавливать текст. Находить в тексте материал для характеристики героя. Составлять план: делить текст на части, озаглав- ливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения - Создавать письменный текст (описание, отзыв). - Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. - Иллюстрировать художественное произведение. - Сочинять сказки, рассказы, стихотворения. | № 1 «Самые интересные книги, прочитанные летом» | |
Раздел 2 «Летние путешествия и приключения» | 18 | № 2 А.Гайдар «Тимур и его команда» № 3. Книги о путешествиях и путешественниках. | Проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения». |
Раздел 3 «Природа летом» | 10 | № 4 «Стихи поэтов-классиков 19-20в. о природе летом». | Проверочная работа по разделу «Природа летом». |
Раздел 4 «Уроки и переменки». | 13 | № 5 Книги о сверстниках и школе. | Проверочная работа по разделу «Уроки и переменки». |
Раздел 5. «Глухая пора листопада». | 8 | №6 Знакомство с современными детскими журналами. | Проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада». |
Раздел 6 «И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 18 | № 7 «Любимые сказки» | Проверочная работа по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…» |
Раздел 7 «Поет зима, аукает». | 12 | № 8. Стихи поэтов –классиков о природе зимой. | Проверочная работа по разделу «Поет зима, аукает…». |
Раздел 8 «Животные в нашем доме». | 10 | № 9. Рассказы о животных В.Чаплиной и Б.Житкова. | Проверочная работа по разделу «Животные в нашем доме». |
Раздел 9 «Мы с мамой и папой». | 12 | № 10. Произведения о маме, о семье. | Проверочная работа по разделу: «Мы с мамой и папой». |
Раздел 10 «Наполним музыкой сердца». | 9 | № 11 Г.Юрмин «Про тетрадь и парту, карандаш и карту», А.Дорохов «Будьте любезны». | Проверочная работа по разделу «Наполним музыкой сердца». |
Раздел 11 «День смеха». | 3 | | |
Раздел 12 «О весна, без конца и без краю…» | 5 | | Проверочная работа по разделам 11 и 12 |
Раздел 13 «День победы» | 6 | №12 Книги о Великой Отечественной войне. №13. «Любимые книги – любимые писатели». | |
Раздел 14 «Родная Земля» | 5 |
Итого | 136 | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ ур | Тема | дата |
Раздел 1 «Прощание с летом». (7 ч.) |
1 | Г. Сапгир «Нарисованное солнце», Ю. Ким « Светлый день». Выразительное чтение. | |
2 | В. Ю. Драгунский «Англичанин Павля». Рассказ о герое по плану и опорным словам. | |
3 | Э. Успенский « Дядя Федор пес и кот» (2, 3 главы). Выборочное чтение. Самостоятельное озаглавливание частей главы. | |
4 | «Э. Успенский « Дядя Федор пес и кот» (2, 3 главы). Характер героев, их поступки, речь. | |
5 | Лето волшебное и разное. К.Бальмонт «Капля», Б.Заходер «Что красивее всего». Выразительное чтение. | |
6 | Внеклассное чтение №1. Самые интересные книги, прочитанные летом. ИКТ: Передача информации на ПК | |
7 | Сочинение-миниатюра «Каким мне запомнилось лето». | |
Раздел №2 «Летние путешествия и приключения» (18 ч.) |
8 | Ю. Ким «Отважный охотник». Выразительное чтение. | |
9 | С. Голицын «Сорок изыскателей». (глава 1,3). Составление цитатного плана. | |
10 | С. Голицын «Сорок изыскателей» (глава 3). Знакомство с героями повести. Характеристика героев. | |
11 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Настоящие изыскатели (Глава 4 из повести). Пересказ. | |
12 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Инсценирование эпизодов. | |
13 | И. Дик « В дебрях Кара-Бумбы». (глава1, 1-5 часть) Повесть о летних приключениях. Выборочное чтение. | |
14 | И. Дик « В дебрях Кара-Бумбы». (6-10 ч.). Чтение по ролям. Сравнение повести и рассказа. | |
15 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Главы из романа . | |
16 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (части 1-5 главы 13). Выборочное чтение. Деление текста на смысловые части. | |
17 | Внеклассное чтение №2. А. Гайдар «Тимур и его команда». | |
18 | Б. Емельянов «Игра». Составление цитатного плана. Подготовка к подробному пересказу. | |
19 | Б. Емельянов «Игра». Как слава пришла к А. Гайдару. Подробный пересказ. | |
20 | К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». Выразительное чтение. Диалог с автором. | |
21 | К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». Выборочное чтение. Устный портрет кота-ворюги. | |
22 | К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома». Выборочное чтение. Деление текста на части. Диалог с автором. | |
23 | Обобщение по разделу «Летние путешествия и приключения». Проверочная работа. | |
24 | Внеклассное чтение №3. Книги о путешествиях и путешественниках. | |
25 | Обучающее сочинение. По предложенным темам. | |
Раздел № 3 «Природа летом»(10 ч.) |
26 | Введение в раздел «Природа летом». С. Есенин «С добрым утром», Б. Пастернака «За поворотом» Выразительное чтение. | |
27 | А. П. Чехов «Степь». Языковые средства художественной выразительности. | |
28 | А.Н. Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне». Диалог с автором – практическая работа. | |
29 | А.Н.Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра» . Роль пейзажа. Диалог с автором. | |
30 | И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы». Картины летнего дня. | |
31 | И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы». Анализ картин природы. | |
32 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка». | |
33 | М. Пришвин «Золотой луг». Выразительное чтение. Составление плана. | |
34 | Обобщение по разделу «Природа летом». Проверочная работа. | |
35 | Внеклассное чтение №4. Стихи поэтов-классиков 19-20 в. о природе летом. | |
Раздел №4 «Уроки и переменки» (13 ч.) |
36 | Э. Успенский «Школа клоунов». «Первый день занятий. Деление текста на части. Чтение по ролям. Характеристика героев. | |
37 | Э. Успенский «Школа клоунов». «Второй день занятий». Чтение по ролям. | |
38 | Б. Заходер «Перемена». Урок-практикум по развитию читательских умений. | |
39 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Главы 1, 2. Составление вопросов к автору. Чтение по ролям. | |
40 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Главы 3, 4.Чтение по ролям. Характеристика героев. Литературный эксперимент | |
41 | Б. Заходер «Вредный кот», Л.Гераскина «В Стране невыученных уроков».( главы 1-4 из повести) | |
42 | Л.Гераскина «В Стране невыученных уроков». Озаглавливание 5-8 частей повести. | |
43 | Л. Гераскина«В Стране невыученных уроков».) Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 9-12 из повести). | |
44 | О.Григорьев «Витамин роста». Языковые средства художественной выразительности. Выразительное чтение. | |
45 | О.Григорьев «После уроков», «Кто прав?». Выразительное чтение. | |
46 | Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа. | |
47 | Внеклассное чтение №5 «Книги о сверстниках, о школе». | |
48 | Обучающее сочинение «Если бы я был учителем…». | |
Раздел №5 «Глухая пора листопада…» (8 ч.) |
49 | Введение в раздел. А. Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной...» Такая разная осень. | |
50 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Выразительное чтение. Языковые средства художественной выразительности. | |
51 | К. Паустовский «Мой дом». Составление подробного плана. | |
52 | Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом». Стихи о «близости снега». | |
53 | К. Паустовский «Прощание с летом». Составление цитатного плана. Языковые средства художественной выразительности. | |
54 | С.Есенин «Нивы сжаты…». Языковые средства художественной выразительности. | |
55 | Обобщение по разделу «Глухая пора листопада…». Проверочная работа . | |
56 | Внеклассное чтение №6. Знакомство с современными детскими журналами. | |
Раздел №6 «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч.) |
57 | Введение в раздел. Г.Сапгир «Леса-чудеса», В. Берестов «Сказка». Заучивание наизусть. | |
58 | Русская народная сказка «Кот и лиса». Характеры героев. | |
59 | Русская сказка «Никита-Кожемяка». Деление текста на части. Пересказ. | |
60 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил». Деление текста на части. Пересказ. Герои сказки. | |
61 | Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом». Выразительное чтение. | |
62 | Мир волшебной сказки. Арабская сказка «Синдбад-мореход». Шестое путешествие. Озаглавливание по ходу чтения. Пересказ от первого лица. | |
63 | Ш. Перро «Ослиная шкура». Составление вопросов по содержанию прочитанного. | |
64 | Ш. Перро «Ослиная шкура». Самостоятельное озаглавливание частей. | |
65 | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Составление вопросов по содержанию прочитанного. | |
66 | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Характеристика героя. Озаглавливание по ходу чтения. | |
67 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города». Озаглавливание частей. | |
68 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города». Подробный пересказ с опорой на план. Уроки сказочной повести. | |
69 | С.Маршак «Сказка про козла». Сказка для театра. Чтение по ролям. | |
70 | С.Маршак «Сказка про козла». Составление плана. | |
71 | В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Выразительное чтение. | |
72 | Обобщение по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Проверочная работа. | |
73 | Внеклассное чтение №7. Любимая сказка. | |
74 | Обучающее сочинение «Сочини свою сказку». | |
Раздел №7 «Поёт зима, аукает…» (12 ч.) |
75 | С. Есенин «Поет зима, аукает». «Пороша». Языковые средства художественной выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | |
76 | К.Бальмонт «Снежинка», И.Бродский «Вечером». Языковые средства художественной выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | |
77 | Ю.Мориц «Настоящий секрет». Выразительное чтение. Инсценирование. | |
78 | А.Барто «В защиту Деда Мороза». Выразительное чтение. Инсценирование. | |
79 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский «Кот в сапогах». | |
80 | Б.Пастернак «Снег идёт». Выразительное чтение. | |
81 | А.Башлачев «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний». Зимние впечатления. Выразительное чтение. | |
82 | В. Бианки «По следам». Суровые законы жизни зимнего леса. Самостоятельное озаглавливание. | |
83 | В. Бианки «По следам». Пересказ с опорой на план. | |
84 | Обобщение по разделу «Поет зима аукает…». Проверочная работа. | |
85 | Обучающее сочинение. | |
86 | Внеклассное чтение №8. Стихи поэтов-классиков о природе зимой. | |
Раздел №8 «Животные в нашем доме» (10 ч.) |
87 | Введение в раздел «Животные в нашем доме». В. Берестов «Прощание с другом». Выразительное чтение, Г. Сапгир «Морская собака». | |
88 | Д. Мамин - Сибиряк «Медведко». Описание медведя. Выборочное чтение по вопросам. | |
89 | Д. Мамин - Сибиряк «Медведко». Выборочный пересказ. | |
90 | Ю. Коринец «Ханг и Чанг». Озаглавливание частей. Выборочный пересказ. Характеры героев. | |
91 | В.Драгунский «Дымка и Антон». Составление устного рассказа о собаке. | |
92 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин». Озаглавливание частей. Выборочное чтение. Самостоятельная постановка вопросов по ходу чтения. | |
93 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин». Составление рассказа о герое по плану. | |
94 | Ю.Мориц. Стихотворения «Пони», «Любимый пони». Выразительное чтение. Устный журнал «Добро в твоем сердце». | |
95 | Обобщение по разделу «Животные в нашем доме». Проверочная работа. | |
96 | Внеклассное чтение №9. Рассказы о животных В.Чаплиной и Б.Житкова. | |
Раздел №9 «Мы с мамой и папой» (12 ч.) |
97 | Введение в раздел. Э. Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой». Выразительное чтение. | |
98 | В. Драгунский «…бы» Выразительное чтение. | |
99 | Ю. Коринец «Подарки под подушкой». А Барто «Разговор с дочкой». Выразительное чтение. Самостоятельная подготовка к выборочному чтению по вопросам. | |
100 | И. Дик «Красные яблоки». Выборочное чтение по вопросам. | |
101 | И. Дик «Красные яблоки» А. Барто «Перед сном». Сравнительная характеристика героев. | |
102 | В. Драгунский «Девочка на шаре». Выборочное чтение по вопросам. | |
103 | В. Драгунский «Девочка на шаре». Составление цитатного плана. | |
104 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности событий. | |
105 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Устная характеристика Дениски. | |
106 | С. Маршак «Хороший день». Деление на части, озаглавливание. Выразительное чтение. | |
107 | Внеклассное чтение №10. Урок-отчет. Произведения о маме, о семье. | |
108 | Обобщающий урок по разделу «Мы с мамой и папой». Проверочная работа по разделу. | |
Раздел №10 «Наполним музыкой сердца» (9ч.) |
109 | Введение в раздел. О.Мандельштам «Рояль», И.Тургенев «Певцы» (фрагмент). Пересказ. | |
110 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сопоставление художественного произведения с произведениями музыки. | |
111 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Самостоятельное озаглавливание частей. Подготовка к подробному и краткому пересказу. | |
112 | Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка». Чтение по ролям. | |
113 | Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка». Подготовка к подробному пересказу. | |
114 | В. Драгунский «Независимый Горбушка». Озаглавливание частей. | |
115 | В. Драгунский «Независимый Горбушка». Выборочный пересказ. Характеры героев. | |
116 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Наполним музыкой сердца». | |
117 | Внеклассное чтение №11 . Г.Юрмин «Про тетрадь и парту, карандаш и карту», А.Дорохов «Будьте любезны». | |
Раздел №11 «День смеха»(3 ч.) |
118 | Введение в раздел «День смеха». Г. Сапгир «Смеянцы». Озаглавливание частей. «Людоед и принцесса, или все наоборот». Сравнение частей стихотворения, его сюжет и композиция | |
119 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Самостоятельное озаглавливание частей, выписывание ключевых слов. | |
120 | Двустишия О. Григорьева. Ю. Мориц «Малиновая каша». Творческий эсперимент. Составление вопросов по содержанию прочитанного | |
Раздел №12 «О весна, без конца и без краю…» (5 ч.) |
121 | Стихи о весне В. Маяковского, О. Мандельштама, Б. Окуджавы. Выразительное чтение. Литературный эксперимент | |
122 | А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна». Проверка уровня развития читательских умений (в тетради) | |
123 | Комплексная работа | |
124 | Введение в раздел «День Победы». А. Ахматова «Памяти друга». Выразительное чтение | |
125 | Обобщение по разделам 11 и 12. Проверочная работа. | |
Раздел №13 « День Победы » (6 ч.) |
126 | В. Драгунский «Арбузный переулок». Выборочное и чтение по ролям. | |
127 | В. Драгунский «Арбузный переулок». Составление вопросов по содержанию. | |
128 | Стихи о войне В. Высоцкого. Выразительное чтение. | |
129 | Стихи о войне Б. Окуджавы, А Твардовского. Выразительное чтение. | |
130 | Внеклассное чтение №12 . Книги о Великой Отечественной войне. | |
131 | В. Драгунский «Арбузный переулок». Выборочное и чтение по ролям. | |
Раздел №14 «Родная земля» (5 ч.) |
132 | Введение в раздел. В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубенка», Самостоятельное составление плана, выписывание сравнений. | |
133 | М. Цветаева «Домики старой Москвы». Самостоятельное составление плана, выписывание сравнений. | |
134 | С.Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?» Выразительное чтение. К.Паустовский «Бескорыстие». | |
135 | Внеклассное чтение №13. «Любимые книги-любимые писатели» | |
136 | Урок-отчет «Любимые книги- любимые писатели». | |
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы начального образования курса «Литературное чтение» на 34 учебные недели из расчёта 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.