СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Школа России на 3 часа в неделю (102 ч.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Литературное чтение» имеет несколько разделов. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных  стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно – познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

   Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально – нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

   Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

    Навык чтения. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфографическими и интонационными нормами чтения слов  и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

   Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного  чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

    Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

   Особое место в рабочей программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно – познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

  Рабочей программой предусмотрена  литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Учащиеся учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

  При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно – познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

     Раздел « Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно – чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно – эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Школа России на 3 часа в неделю (102 ч.)»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО приказом МБОУ

учителей начальных классов «2-Пристанская ООШ»

протокол №1 от 28.08.2015 01.09.2015 №125

.






Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

для 4 класса












Составитель

Фролова Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов













д. 2-Пристань, 2015




Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014г. №115.

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; воспитание эстетического отношения к искусству слова.

Задачи:

  • развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить учащихся чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать нравственный опыт учащегося средствами художественной литературы;

  • формировать эстетическое отношение учащегося к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • расширять кругозор учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт учащегося;

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа «Литературное чтение» имеет несколько разделов. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно – познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально – нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфографическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в рабочей программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно – познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Учащиеся учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно – познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Раздел « Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно – чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно – эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2015-2016 учебный год. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится - 102 ч (3 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение учащегося к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия учащегося играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у учащихся развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 100 слов в минуту;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей -классиков;

  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


Содержание учебного предмета

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфографических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представление о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпитетов с использование специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы 19-20 вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом национального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия учащихся.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывании: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев.

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (из различение).

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста художественного произведения в творческой деятельности произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Вводный урок

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

Летописи. Былины. Жития

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

1

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.


Летописи, былины, жития

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

2

Летописи.

«И повесил Олег щит на вратах Царьграда»

1

3

Летопись «И вспомнил Олег коня своего»

1

4

Былина и её герои. Особенности былины как жанра.

«Ильины три поездочки»

1

5

Былины.

«Ильины три поездочки» В.ч. Летописи, былины, сказания

1

6

«Три поездки Ильи Муромца»

1

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры


1

8

Обобщающий урок. Наши проекты «Создание календаря исторических событий»


1


Чудесный мир классики

18ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,

открытого доступа к детским книгам в библиотеке,

пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

9

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

10

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

11

П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» В.ч .Самые интересные книги, прочитанные летом

1

12

А.С. Пушкин. «Унылая, пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча»

1

13

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихотворная форма

1

14


15

Герои и их поступки


А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1


1

16

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

1

17

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» В.ч. Творчество

А.С. Пушкина

1

18

М. Ю. Лермонтов

«Ашик – Кериб».

Хорошие и плохие

поступки людей

1

19

М. Ю. Лермонтов

«Ашик –Кериб»

1

20

М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

21

Л.Н. Толстой.

Повесть «Детство»

1

22

Главы из автобиографической

Повести

Л. Н. Толстого «Детство»

1

23

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

1

24

А. П. Чехов «Мальчики»

1

25


26

А. П. Чехов «Мальчики»


Обобщение. В.ч. «Серии книг» и их назначение?

1


1


Поэтическая тетрадь

10ч.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

27

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...»

1

28

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»

1

29

А.А. Фет «Весенний дождь»

1

30

А.А. Фет «Бабочка»

1

31

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

32

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

В.ч М. М. Пришвин.


1

33

И. С. Никитин

«В синем небе плывут над

полями...»

1

34

Н. А. Некрасов «Школьник»

1

35

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

36

И. А. Бунин «Листопад» Обобщающий урок.

1


Литературные сказки

12ч

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Планировать работу на уроке.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.




37

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.ч. Творчество Л.Н. Толстого

1

38

Сочетание реальных и фантастических собы­тий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

39

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

40

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

41

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

42

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

43

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

44

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни.

1

45

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» В.ч Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют

1

46

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

47

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

48

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение.

1


Делу время- потехе час.

7 ч


49

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Готовиться к сочинению:

определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком,

редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Составлять устные рассказы от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Составлять письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, сочинения – описания, сказки, рассказы.

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура устной и письменной речи.

50

Е. Л. Шварц «Сказки о потерянном времени». В/ч Стихи русских поэтов о зиме.

1

51

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

52

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

53

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

54

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1


55

В.В Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1



Страна детства


56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». В/ч В.А. Бианки «Лесная газета»

1

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. 

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Взаимоотношения детей

и взрослых

1

58

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

1

59

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

1

60

М. М. Зощенко «Елка»


1

61

М. М. Зощенко «Елка». Обобщение.

1


Поэтическая тетрадь

4 ч


62

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». В/ч Произведения о маме

1

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,

открытого доступа к детским книгам в библиотеке, интернет ресурсам

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять

алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

63

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

64

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1

65

М. И. Цветаева «Наши царства». Обобщение.

1


Природа и мы


66

Д. Н. Мамин– Сибиряк «Приемыш»

1

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,

открытого доступа к детским книгам в библиотеке, интернет ресурсам

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова

текста. Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру.

Вычитывать фактическую и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

67

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

68

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». В/ч Рассказы Н.И. Сладкова

1

69

Писательская наблюдательность М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

70

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

71

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

72

Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении

1

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». В/ч Сказки писателей о детях

1


Поэтическая тетрадь


75

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. 

76

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

77

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

78

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

79

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

80

С.А. Есенин «Лебедушка». В/ч Книги о сверстниках, о школе.

1


Родина


81

И.С. Никитин «Русь»

1

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. 

82

И.С. Никитин «Русь»

1

83

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

84

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

85

А.В. Жигулин « О, Родина!..»

1

86

Жигулин «О, Родина!..»

В/ч «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

1


Страна Фантазия

6 ч


87

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

88

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

89

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

90

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1

91

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1

92

К. Булычев «Путешествие Алисы». В/ч «В путь, друзья!»

1


Зарубежная литература

10ч


93

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Инсценировать художественные произведения (чтение по

ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы:

сочинения по прочитанному,

сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

Относить прочитанное произведение к определенному периоду

Соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы


94

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

95


96

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1


1

97

Г.Х. Андерсен «Русалочка». В/ч От благодарных читателей

1

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика персонажей

1

100

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

101

Библейские сказания. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

1

102

Сказания о Христе. Сельма Лагерлеф. «В Назарете». В/ч Путешествие по дорогам любимых книг

1


Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  • Бойкина М.В., Виноградова Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

  • Литературное чтение. 4 класс. [Текст] Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.

  • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.


Дополнительная литература.


  • Андреев. О.А. Учитесь быстро читать.

  • Горбачевский Б. Первопечатник Иван Федоров.

  • Голубь В.Т. Текстовые тренажеры. 4 кл.

  • Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения. 2-4 кл.

  • Крылов И.А. Басни.

  • Полная хрестоматия в 2-х томах.

  • Соколов-Микитов И.С. Русский лес.

  • Узорова О.В. Самостоятельные и контрольные работы по литературному чтению.

  • Узорова О.В. Дидактические карточки-задания по литературному чтению.

  • Хрестоматия по литературе для 1-4 кл.


Электронные ресурсы.

  • Русские сказки.

Словари

  • Словари: толковый, фразеологизмов, морфемный.


Комплект портретов детских писателей.





Приложение №1


Календарно тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

1



Летописи, былины, жития


2

Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда»

1

3

Летопись «И вспомнил Олег коня своего»

1

4

Былина и её герои. Особенности былины как жанра.

«Ильины три поездочки»

1

5

Былины. «Ильины три поездочки» В.ч. Летописи, былины, сказания

1

6

«Три поездки Ильи Муромца»

1

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

1

8

Обобщающий урок. Наши проекты «Создание календаря исторических событий»

1


Чудесный мир классики

18ч


9

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

10

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

11

П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» В.ч .Самые интересные книги, прочитанные летом

1

12

А.С. Пушкин. «Унылая, пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча»

1

13

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихотворная форма

1

14

15

Герои и их поступки А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

1

16

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

1

17

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» В.ч. Творчество А.С. Пушкина

1

18

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Хорошие и плохие

поступки людей

1

19

М. Ю. Лермонтов «Ашик –Кериб»

1

20

М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

21

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство»

1

22

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

23

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

1

24

А. П. Чехов «Мальчики»

1

25

26

А. П. Чехов «Мальчики»

Обобщение. В.ч. «Серии книг» и их назначение?

1

1


Поэтическая тетрадь

10ч.


27

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...»

1

28

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»

1

29

А.А. Фет «Весенний дождь»

1

30

А.А. Фет «Бабочка»

1

31

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

32

А. Н. Плещеев «Дети и птичка» В.ч М. М. Пришвин.

1

33

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

34

Н. А. Некрасов «Школьник»

1

35

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

36

И. А. Бунин «Листопад» Обобщающий урок.

1


Литературные сказки

12ч


37

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.ч. Творчество Л.Н. Толстого

1

38

Сочетание реальных и фантастических собы­тий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

39

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

40

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

41

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

42

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

43

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

44

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни.

1

45

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» В.ч Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют

1

46

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

47

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

48

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение.

1


Делу время- потехе час.

7 ч


49

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1


50

Е. Л. Шварц «Сказки о потерянном времени». В/ч Стихи русских поэтов о зиме.

1


51

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1


52

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1


53

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1


54

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1


55

В.В Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1



Страна детства


56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». В/ч В.А. Бианки «Лесная газета»

1


57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Взаимоотношения детей

и взрослых

1


58

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

1


59

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

1


60

М. М. Зощенко «Елка»

1


61

М. М. Зощенко «Елка». Обобщение.

1



Поэтическая тетрадь

4 ч


62

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». В/ч Произведения о маме

1


63

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1


64

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1


65

М. И. Цветаева «Наши царства». Обобщение.

1



Природа и мы


66

Д. Н. Мамин– Сибиряк «Приемыш»

1


67

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1


68

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». В/ч Рассказы Н.И. Сладкова

1


69

Писательская наблюдательность М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1


70

М.М. Пришвин «Выскочка»

1


71

Е. И. Чарушин «Кабан»

1


72

Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении

1


73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1


74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». В/ч Сказки писателей о детях

1



Поэтическая тетрадь


75

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1


76

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1


77

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1


78

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1


79

С.А. Есенин «Лебедушка»

1


80

С.А. Есенин «Лебедушка». В/ч Книги о сверстниках, о школе.

1



Родина


81

И.С. Никитин «Русь»

1


82

И.С. Никитин «Русь»

1


83

С. Д. Дрожжин «Родине»

1


84

С. Д. Дрожжин «Родине»

1


85

А.В. Жигулин « О, Родина!..»

1


86

Жигулин «О, Родина!..»

В/ч «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

1



Страна Фантазия

6 ч


87

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1


88

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1


89

Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

1


90

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1


91

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1


92

К. Булычев «Путешествие Алисы». В/ч «В путь, друзья!»

1



Зарубежная литература

10ч


93

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1


94

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1


95

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1


96

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1


97

Г.Х. Андерсен «Русалочка». В/ч От благодарных читателей

1


98

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1


99

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика персонажей

1


100

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1


101

Библейские сказания. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

1


102

Сказания о Христе. Сельма Лагерлеф. «В Назарете». В/ч Путешествие по дорогам любимых книг

1








14