«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое
им. Сушкина Т. Г. Красногвардейский район
Кол-во часов: 70 ч.(35 учебных недель), 2 часа в неделю.
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2013г.
с. Белое
2020г.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»
№ 1 | Наименование раздела программы 2 | Тема урока 3 | Коли- чест- во ча-сов 4 | Тип урока 5 | Элементы содержания 6 | Требования к уровню подготовленности учащихся 7 | Вид контроля 8 | Домашнее задание 9 | Дата План 10 | Дата Факт 11 |
1 | Летописи. Былины. Жития. 5 часов 1 часть | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Изучение нового материала | Произведения устного народного творчества. Различие жанров произведений. | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Текущий. | с.6-9 выразительно читать, вопрос 6. поискать в библиотеке и принести на урок летописи | 1 | 01.09 |
2 | | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | Комбинир. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Фронтальный опрос. | Самостоятельно прочитать последний отрывок из летописи с.11. Подготовиться к выразительному чтению. Выписать в тетрадь толкование слов летописец, летописи, береста, берестяные грамоты, свиток, пергамент, тетрадь. | 03.09 | |
3 | | Былина. «Ильины три поездочки» | 1 | .Изучение нового материала | Связь проиведений литературы с другими видами искусств. | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. | Текущий. | с.19-24 читать. Вопросы 5,8. выписать из былины устаревшие слова и дать им толкование. | 08.09 | |
4 | | Житие Сергия Радонежского. | 1 | Комбинир. | Образные языковые средства. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать произведение ««Житие СергияРадонежско го». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объёму текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Текущий. Пересказ. | с.30-31 пересказ отрывка по выбору. | 10.09 | |
5 | | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития.» Нартский эпос. | 1 | Обобщающий | Различие жанров произведений. Безошибочное тение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произведения. | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения. | Тест (5мин) Диагностика навыка чтения | с.36 вопрос 8,10 | 15.09. | |
6 | Чудесный мир классики. 13часов | . П.Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок) | 1 | Изучение нового матариала и первичное закрепление | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Архаизмы. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Тематический. Выразительное чтение. | с.40-49 выразительночитать. Нарисовать иллюстрацию к понравив- шемуся отрывку. | 17.09 | |
7 | | П. Ершов. «Конёк-Горбунок | 1 | Закрепление | Герой произведения, иллюстрация и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Знать творчество П.Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Тематический. | с.49-62 выразительно читать, вопросы 3,4. Вспомнить стихотворения Пушкина, которые учили наизусть. | 22.09 | |
8 | | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. Стихи об осени. Стихи поэтов Адыгеи об осени | 1 | Комбинир | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусства | Уметь читать стихотворные произведения наизусть по выбору,определять средства выразительности. | Фронтальный опрос Чтение наизусть | с.66-69 выразительно читать | 24.09 | |
9 | | А.С.Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора». | 1 | Комбинир | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Олицетворение, сравнение. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть по выбору, отвечать на вопросы по тексту. | Тематический | Наизусть по выбору | 29.09 | |
10 | | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Архаизмы. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы. | Картинный план Чтение наизусть | с.92, выучить наизусть отрывок | 01.10 | |
11 | | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 1 | Комбинир | Тема, главная мысль, события, последовательность. Архаизмы. | Знать сказки Пушкина. Уметь различать сказки народные и литературные. | Тематический | Творческое задание : придумать кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. | 06.09 | |
12 | | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». Стихи поэтов Адыгеи о Кавказе. | | Изучение нового материала и первичное закрепление | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Олицетворение. | Знать название и основное содержание произведения, творчество М.Ю.Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. | Выразительное чтение. | с.96-98 выразительно читать, вопросы 1-2. | 08.10 | |
12 | | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб | 1 | Комбинир. | Чтение по ролям. Устное изложение по плану. Участие вдиалоге при обсуждении прос лушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанно го и отвечать на них. | Уметь читать по ролям. Знать средства художественной выразительности,язык, приём сравнения, олицетворения в произведениях М.Ю.Лермонтова.Уметь определять характер героя и анализировать его поступки. Иметь представление о классической литературе. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | с.113 вопросы 2.3,7. Дополнит- тельно читать восточные сказки. | 08.10 | |
13 | | Л.Н.Толстого «Детство». | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное и выразительное чтение текста. Автобиография. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Тематический. Выразительное чтение. | с.116-120 выразительно читать,. Составить рассказ о своём детстве. | 13.10 | |
14 | | Л.Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | Комбинир. | Тема,главная мысль, события и последовательность. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении. | Выразительное чтение тест(5мин) | с.121 подгото- виться к чтению по ролям | 15.10 | |
15 | | А.П. Чехова «Мальчики». | 1 | | Понимание основного содержания услышанного. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанрыхудожественной литературы, анализировать характеры героев. | Пересказот лица героев. | с.124-135 выразительно читать. Орактеризовать главных героев. | 20.10 | |
16 | | А.П.Чехов. «Мальчики». | 1 | Комбинир. | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь рассказать о характере героя, его поступках и их мотивах. | Составление плана. | с.125-135. Пересказ по плану. | 22.10 | |
17 | | Внеклассное чтение. В мире приключений. | 1 | Комбинир. | Тема, главная мысль, события, последовательность. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы рус ского литературного язык | Тематический пересказ отрывка. Кроссворд. | Пересказ отрывка по выбору. | 27.10 | --Лист коррректировки. Сам- ное изучение |
18 | | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | Обобщающий | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литера турного произношения. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | Диагностика навыка чтения. Кроссворд. Игры литературные. | с.138 вопросы 6,7. | 29.10 | --Лист коррректировки. Сам- ное изучение |
19 | Поэтическая тетрадь 10 часов | Ф.И.Тютчева. «Ещё земли печален вид...» «как неожиданно и ярко...» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Лирика. Олицетворение. Настроение лирического героя. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины. | Чтение наизусть. | с.140-142 читать вопросы 4-5 | 10.11.20 | |
20 | | А.Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | Комбинир. | Образные языковые средства. Выразительное чтение. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения Ф.Тютчева, А.Фета. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Использовать в речи образные языковые средства. | Выразительное чтение. | с.143-144 выразительно читать. | 12.11.20 | |
21 | | Е.А.Баратынского «Весна, весна! Произведения поэтов Адыгеи о весне | 1 | Комбинир. | Образные языковые средства. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. | Учащиеся должны знать название, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках. Уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Уметь пользоваться в практической деятельности справочниками, энциклопедиями и т.д. | Тематический. Пересказ. | с.145-146, выразительно читать. Рассказать о своём друге. | 17.11 | |
22 | | Е.А.Баратынского, «Где сладкий шепот...» | 1 | Комбинир. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Приём сравнения. Лирика. | Учащиеся должны знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства. | | | 17.11 | |
23 | 18.11 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». | 1 | Комбинир. | Осознанность и выразительность чтения. Логическое ударение. | Учащиеся должны уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. | Тематический. | с.147 выразительно читать. Наизусть по выбору. | | |
24 | 24.11 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | Комбинир. | Осознанность и выразительность чтения. Олицетворение. | Знать произведения о родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. | Чтение наизусть. | с.148 выразительно читать, вопросы 1,2. | | |
25 | 25.11 | Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | Комбинир. | Образные языковые средства. Олицетворение. | Учащиеся должны уметьчитать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. | Чтение наизусть. | с.149-151, наизусть по выбору. | | |
26 | 1.12 | И.А.Бунина «Листопад». | 1 | Комбинир. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Олицетворение. Лирика. | Учащиеся должны знать творчество И.А.Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений. | Чтение наизусть. | с.152-153 выразительно читать. Вопрос 6. | | |
27 | 2.12 | Внеклассное чтение . Книги о жизни трудового народа. Писатели и поэты Адыгеи о труде и трудолюбии. | 1 | Комбинир. | Осознанность и выразительность чтения. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать книги о жизни трудового народа. | Кроссворд. | Пересказ отрывка по выбору. | | |
28 | 8.12 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Обобщающий | Осознанность и выразительность чтения | Учащиеся должны знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь : читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Тематический Тест(5мин) Литературные игры. | с.154-156 вопросы 3,9. | | |
29 | Литературные сказки. 7 часов | В.Ф.Одоевского « Городок в табакерке». | 1 | Комбинир. | Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Учащиеся должны знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту. | Творческий пересказ. | с.158-170 читать | | |
30 | 15.12 | В.М. Гаршина « Сказка о жабе и розе». | 1 | Комбинир. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Учащиеся должны знать творчество Гаршина. Уметь работать с иллюстрацией, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | Пересказ. | с.171-180 читать, пересказ отрывка | | |
31 | 16.12 | Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Адыгские народные сказки | 1 | Комбинир. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Сказ. | Учащиеся должны знать творчество П.П.Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. | Выразительное чтение. Чтение по ролям. | с.182-193 читать. | | |
32 | 22.12 | Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». | 1 | Комбинир. | Тема, главная мысль, последовательность, события. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретённые знания и умения для самостоятельного выбора иопределения содержания книги по её элементам. | Пересказ. Кроссворд. | Пересказ отрывка по выбору. | | |
33 | 23.12 | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Комбинир. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Фантастические события. | Учащиеся должны уметь анализировать характер героя, мотивы поведения, выделять фантастические события, делить текст на части, составлять план,работать с иллюстрацией. | Чтение по ролям, пересказ. | Пересказ по плану, рисунок. | | |
34 | 29.12. | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Обобщающий | Выражение личного отношения к прочитанному. | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Кроссворд. Литературные игры. Тест(5мин) | с.217 вопрос 2 | | |
35 | Январь 12.01. | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Комбинир. | Умение самостоятельно находить в тексте с определённой целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читатьвыразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Тематический. | Пресказ отрывка по выбору | | |
36 | Делу время- потехе час. 4 часа 2 часть | Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Архаизмы. | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Текущий | с.4-16 читать пересказать сказку от лица любого героя | | |
37 | 19.01 | В.Ю.Драгунский.» Главные реки». «Что любит Мишка» | 2часа | Изучение нового материала и первичное закрепление | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному тексту. | Уметь создавать небольшой текст | Письменный ответ. Чтение по ролям. | Самостоятельно прочитать «Главные реки». | | |
38 | 21.01 | В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». | 1 | Комбинир. | Умение самостоятельно находить в тексте с определённой целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. | Выразительное чтение | Мини-сочинение на тему «Школу прогули вать нельзя, потому что...» | | |
39 | 23.01 | Обобщение по разделу «Делу время — потехе час». Писатели Адыгеи о хороших и плохих качествах людей | 1 | Обобщающий | Умение составлять задания для викторины | Уметь составлять вопросы к викторине. Знать и понимать изученные литературные произведения и их авторов. Уметь выразительно читать, определять тему и главную мысль; пересказывать доступный по объёму текст. | Тест(5мин) Литературная викторина. Кроссворд. | с.36 вопрос 7 | | |
40 | Страна детства. 4 часа 26.01 | Б.С.Житков. «Как я ловил человечков» | 1 | Комбинир. | Понимание содержания литературного произведения. | Учащиеся должны уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии. | Выразительное чтение | с.38-46 читать | | |
41 | 28.01 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками | 1 | Комбинир. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев. | Творческий пересказ. | с.53-58 пересказ отрывка Ответить на вопрос: «Чем же должен жить человек?» | | |
42 | 02.02 | М.М.Зощенко. «Ёлка». | 1 | Комбинир. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы и отвечать на них. | Учащиеся должны уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии. | Выразительное чтение. | с.59-64 читать вопрос 4. Подобрать пословицы, выражаю- щие главную мысль рассказа. | | |
43 | | Обобщение по разделу «Страна детства». Поэты Адыгеи о детях и для детей | 1 | Обобщающий | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Учащиеся должны знать и понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание произведения. | Тест(5 мин) Литературные игры Письменное сообщение | с. 66 вопросы 9,11 | | |
44 | Поэтическая тетрадь 3 часа | В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Комбинир. | Выразительное чтение произведений. Лирика. | Уметь выразительно читать , определять тему и главную мысль произведения | Тематический Работа в парах. | Наизусть по выбору | | |
45 | | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Комбинир. | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | Учащиеся должны знать известные стихи С.А.Есенина, уметь осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль. | Выразительное чтение | С71 выразитель читать | | |
46 | | М.И. Цветаевой. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 | Комбинир. | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. | Выразительное чтение лирики Тест(5мин) | С72-73 выразительно читать | | |
47 | Природа и мы. 6 часов | Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | 1 | Комбинир. | Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Учащиеся должны уметь составлять небольшое монологическое выксазывание с опорй на авторский текст. Оценивать события, герове произведения. | Творческий пересказ | с.76-83 пересказ вопрос 5. Написать сказочное продолже- ние истории. | | |
48 | | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | Комбинир. | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев. | Творческий пересказ | Презентация: рассказ о своём домашнем питомце. | | |
49 | | М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка». | 1 | Комбинир. | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Пришвина. Уметь определять главную мысль произведения. | Выразительное чтение | с.92-95 читать вопрос 5,подроб- ный пересказ. | | |
50 | | Внеклассное чтение . Рассказы о животных Е.И. Чарушина Писатели Адыгеи о животных | 1 | Комбинир. | Рассказ о своих впечатлениях. | Учащиеся должны уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Творческий пересказ | с.96-99 пересказ от лица автора. | | |
51 | | В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1 | Комбинир. | Понимание содержания литературного произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев | Выразительное чтение | с.100-109 читать выразительно отрывок, нарисовать к отрывку иллюст- рацию. | | |
52 | | Обобщение по разделу «Природа и мы». Писатели и поэты Адыгеи о любви к родному краю | 1 | Обобщающий | Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание произведений о природе. | Тест(5 мин) Кроссворд Литературные игры | с.112 вопросы 8-9 рисунки о природе | | |
53 | Поэтическая тетрадь. 4 часа | Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». | 1 | Комбинир. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Олицетворение . Лирика. | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Анализировать образные языковые средства. | Чтение наизусть | с.114-115 нарисовать иллюстра- цию, сделать подпись строками стихотворения. Творческое задание: сочинить стихотворение про осень. | | |
54 | | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Комбинир. | Декламация произведений | Уметь читать стихотворные произведения наизусть. Отвечать на вопросы по тексту. | Чтение наизусть | с.118 наизусть с.119 выразительно читать | | |
55 | 18.03. | С.А.Есенина «Лебёдушка». | 1 | Комбинир. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста. | Учащиеся должны уметь определять главную мысль текста, пересказывать содержание по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. Выразительно читать с использованием соответствующей интонации. | Выразительное чтение | с.120-125 читать и отвечать на вопрос 4 | 18.03 | |
56 | 30.03. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Обобщающий | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста. | Учащиеся должны знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | Тематический тест (8 мин) | С126 отвечать на вопрос 4 | | |
57 | Родина 4 часа | И.С. Никитина «Русь» и С.Д. Дрожжина «Родине». | 1 | Комбинир. | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. Сравнение. | Учащиеся должны уметь определять главную мысль текста, пересказывать содержание по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. Выразительно читать с использованием соответствующей интонации. | Выразительное чтение. | С132,135 вопросы №3 | 01.04. | |
58 | 06.04. | А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | Комбинир. | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства. | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы. | Выразительное чтение | с.138 выразительно читать | | |
59 | | Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». | 1 | Комбинир. | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Учащиеся должны уметь сознательно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту. | Выразительное чтение | с.139-140 выразительно читать, по желанию выучит наизусть. Отвечать на вопрос 4. | | |
60 | 13.04 | Обобщение по разделу «Родина». Поэты Адыгеи о патриотизме и любви к Родине | 1 | Обобщающий | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Учащиеся должны знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать. | Диагностика навыка чтения | с.142 вопрос7 Рисунки по теме «Родина» | | |
61 | Страна Фантазия. 3 часа 15.04 | Внеклассное чтение: в мире фантастики. | 1 | Комбинир. | Система событий, составляющих основу художественного произведения. Фантастика. | Учащиеся должны уметьвыбора книг использовать полученные знания для сасостоятельного | Тематический. Пересказ. Работа в группах | Пересказ по выбору учащихся | | |
62 | 20.04 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | Комбинир. | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. | Выразительное чтение | с.144-149 читать, вопрос 4. | 20.04 | |
63 | | Кир Булычов «Путешествие Алисы». | 1 | Комбинир. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Учащиеся должны уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,героев произведения. | Выразительное чтение. Письменный ответ | с.150157-читать, вопрос 9. | 22.04. | |
64 | Зарубежная литература 5 часов | Д .Свифта « Путешествие Гулливера». | 1 | Комбинир. | Умение последовательно и сознательно пречитывать текст с целью переосмысления | Учащиеся должны уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать событияи героев произведения. | Выразительное чтение | с.160-165 читать, творческий пересказ истории от лица лилипутов | 27.04. | |
65 | | Г.Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | Комбинир. | Герои произведения — восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитан ного, отвечать на них. | Учащиеся должны знать творчество Г.Х.Андерсена. Уметь определять главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | Творческий пересказ | с.167-181 читать, вопрос 3. Краткий пересказ по картинному плану. | 29.04. | |
66 | | М.Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинир. | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Учащиеся должны уметь пересказывать текст, анали- зировать мотивы поведения. | Пересказ | с.194-200 читать, вопрос 6. пересказ от первого лица. | | |
67 | | Сельма Лагерлеф «Святая ночь», | 2 | Комбинир. Обобщающий | Знакомство с творчеством С.Лагерлеф. Обогащение словарного запаса детей. Составление словесного портрета. | Учащиеся должны уметь анализировать прочитанное произведение, составлять словесный портрет. | Выразительное чтение Тематический | с.201-209 читать. Пересказ по иллюстрациям. | | |
68-70 | | «В Назарете» Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Адыгейские сказки. | 2 | Комбинир. | Знакомство с творчеством С.Лагерлеф. Обогащение словарного запаса детей. Составление словесного портрета. Вопросы по содержанию прочитан- ного, отвечать на них.Развитие устной речи, её содержательности, последавательности, точности. | Учащиеся должны уметь анализировать прочитанное произведение, составлять словесный портрет. Учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в учебной книге: по содержанию, по вопросам и заданиям, осознанно и полно воспринимать содержание. | Выразительное чтение Тематический Работа в группах. | с.201-209 читать. Пересказ по иллюстрациям. Вести дневник читателя | | |