Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 237-Д от 31. 08. 2017 г.
Приложение к АООП НОО (VIIвид)
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
для учащихся 4 г АООП (VII вида) класса
на 2017 – 2018 уч.год
Парменова Н.Н. учитель начальных классов, 1 КК
Календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендовано к утверждению
Протокол № 1 от 29.08.2017г.
Руководитель ШМО ___________ Г.Н.Дражникова
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 ( с изменениями от 26.11.2010, от 22.09.2011, 18.12.2012, от 18.12.2012,29.12.2014, от 18.05.2015, от 31.12.2015), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), Примерной программой по литературному чтению, Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида Ю.А. Костенковой «Литературное чтение» и учебным планом школы.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной (сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова,М.В.Бойкина, С.И.Волкова и др.,М.-Просвещение.2015), предметная линия учебников системы «Школа России» 1 – 4 классы. Учебник «Литературное чтение» для общеобразовательных учреждений в 2ч. (М.: - Просвещение, 2014).Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,Голованва М.В. Рабочая тетрадь: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.»Литературное чтение».(М.: - Просвещение, 2017)
Обучение литературному чтению детей с ЗПР предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Задачи по курсу «Литературное чтение»:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Все разделы курса «Литературное чтение изучаются в полном объёме.
Место курса в учебном плане.
На изучение литературного чтения в четвёртом классе отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели ).
2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (136 часов)
4 часа в неделю:
1 четверть – 36 часов; 2 четверть – 28 часов;
3 четверть – 40 часов; 4 четверть – 32 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения (четверть) |
| Изучение программного материала | Внеклассное чтение | Контроль | Проекты | |
1 | Введение. | 1 | 1 | | | | I |
2 | Летописи, былины, жития. | 12 | 9 | 1 | 1 | 1 | I |
3 | Чудесный мир классики. | 22 | 20 | 2 | | | I |
4 | Поэтическая тетрадь. | 11 | 10 | 1 | | | I – II |
5 | Литературные сказки. | 18 | 16 | 1 | 1 | | II |
6 | Делу время – потехе час. | 9 | 8 | 1 | | | III |
7 | Страна детства. | 10 | 9 | 1 | | | III |
8 | Поэтическая тетрадь. | 5 | 4 | 1 | | | III |
9 | Природа и мы. | 14 | 12 | 1 | | 1 | III |
10 | Поэтическая тетрадь. | 8 | 8 | | | | III - IV |
11 | Родина. | 7 | 4 | 1 | 1 | 1 | IV |
12 | Страна Фантазия. | 7 | 6 | 1 | | | IV |
13 | Зарубежная литература. | 12 | 11 | 1 | | | IV |
Итого: 136 118 12 3 3
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС (136 ч)
Введение (1ч)
Былины. Летописи. Жития (12 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (11 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (18 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (9 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (10 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (14 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (7 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (12 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
-собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы
-составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе или паре;
-читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
-осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
-понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
-определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
-искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
-находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
-находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Учебные четверти | Изучение программного материала | Контрольные работы | Проекты |
1 | 32 | 1 | 1 |
2 | 32 | 1 | |
3 | 36 | | 1 |
4 | 30 | 1 | 1 |
год | 130 | 3 | 3 |
5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
четверть ( 34 час)
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Дата | Корректировка |
1 часть Введение (1 час) |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | р.т.3-8 | 1.09 | |
Летописи, былины, жития (12 часов) |
2 | 1 | События летописи-основные события Древней Руси. | | 5.09 | |
3 | 2 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением. | с. 3 - 9 | 6.09 | |
4 | 3 | Сравнение текста летописи и исторических источников. | с. 3 – 9 | 7.09 | |
5 | 4 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Театрализация. | с. 10 – 11 | 8.09 | |
6 | 5 | Летопись-источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведе-ния А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | с. 10 - 11 | 12.09 | |
7 | 6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. | с. 12 - 16 | 13.09 | |
8 | 7 | Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.Карнауховой. Сравнение поэтичекого и прозаического текстов. | с. 17 – 20 | 14.09 | |
9 | 8 | Герой былины – защитник государства Российского. Кар-тина В Васнецова «Богатыри». | | 15.09 | |
10 | 9 | Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонеж-скому». | с. 21 | 19.09 | |
11 | 10 | Контроль над сформированностью навыка чтения. | | 20.09 | |
12 | 11 | Житие Сергия Радонежского. | с. 22 – 31 | 21.09 | |
13 | 12 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | с. 32 | 22.09 | |
Чудесный мир классики (22 часа) |
14 | 1 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с произведением. | с. 35 – 59 | 26.09 | |
15 | 2 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сюжет и герои. | с. 35 – 60 | 27.09 | |
16 | 3 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | с. 35 – 61 | 28.09 | |
17 | 4 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев. | с. 35 – 61 | 29.09 | |
18 | 5 | А.С.Пушкин «Няне». Интона-ция стихотворения. | с. 62 – 67 | 3.10 | |
19 | 6 | А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!». Сравнение произведений сло-весного и изобразительного искусства. | с. 67 – 69 | 4. 10 | |
20 | 7 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Аудирование. Мотивы народ-ной сказки в литературной. | с. 70 – 90 | 5.10 | |
21 | 8 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | с. 70 – 91 | 6.10 | |
22 | 9 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. | с. 70 – 91 | 10.10 | |
23 | 10 | Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина. | | 11.10 | |
24 | 11 | М.Ю. Лермонтов «Дары Тере-ка». Картины природы в стихотворении. | с. 92 – 96 | 12.10 | |
25 | 12 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. | с.97 -110 | 13.10 | |
26 | 13 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика геро-ев, отношение к ним. | с.97 – 111 | 17.10 | |
27 | 14 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | с.97 – 111 | 18.10 | |
28 | 15 | Жизнь и творчество Л.Н.Тол-стого. | с.112 – 114 | 19.10 | |
29 | 16 | Л.Н.Толстой «Детство». Характеристика героя произве-дения. | с.115 – 118 | 20.10 | |
30 | 17 | Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. Главная мысль басни. | с.119 | 24.10 | |
31 | 18 | А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | с.120 – 133 | 25.10 | |
32 | 19 | А.П.Чехов «Мальчики». Деление текста на части. | с.120 – 133 | 26.10 | |
33 | 20 | А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | с.120 – 133 | 27.10 | |
34 | 21 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | с.135 – 136 | 31.10 | |
четверть (33 часа)
Поэтическая тетрадь (11 часов)
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Дата | Корректировка |
1 | 1 | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Средства художественной выразитель-ности для создания картины природы. | С.137 – 140 р.т.40-41 | 7.11 | |
2 | 2 | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. | С. 141 – 142 р.т.41 | 8.11 | |
3 | 3 | Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…» Передача настроения и чувства в стихотворении. | С. 143- 144 | 9.11 | |
4 | 4 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | С. 145 | 10.11 | |
5 | 5 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями …» Изменение картин природы в стихотворении. | С. 146 р.т.42 | 14.11 | |
6 | 6 | Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки…» Настроение стихотворений. | С. 147 – 149 | 15.11 | |
7 | 7 | И.А.Бунин «Листопад». Картина осени. Слово как средство художественной выразительности. | С. 150 – 151 | 16.11 | |
8 | 8 | Викторина «Писатели родного края». | | 17.11 | |
9 | 9 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | С. 152 – 154 | 21.11 | |
10 | 10 | Проверка читательских умений работы с текстом художественного произведе-ния | | 22.11 | |
11 | 11 | Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь». | Р.т.42-43 | 23.11 | |
Литературные сказки (18 часов) |
12 | 1 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Аудирование. | С. 155 – 167 р.т.44-45 | 24.11 | |
13 | 2 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои лите-ратурной сказки. | С. 155 – 168 | 28.11 | |
14 | 3 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | С. 155 – 168 р.т.45 | 29.11 | |
15 | 4 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | С. 155 – 168 р.т.46 | 30.11 | |
16 | 5 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | С. 169 – 178 | 1.12 | |
17 | 6 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содер-жании художественного произ-ведения. | С. 169 – 179 р.т.46-47 | 5.12 | |
18 | 7 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. | С. 169 – 179 р.т.47 | 6.12 | |
19 | 8 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Аудирование. | С. 180 – 191 | 7.12 | |
20 | 9 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | С. 180 – 192 р.т.48-49 | 8.12 | |
21 | 10 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | С. 180 – 192 р.т.49 | 12.12 | |
22 | 11 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство с призведением. | С. 193 – 214 | 13.12 | |
23 | 12 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | С. 193 – 214 | 14.12 | |
24 | 13 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | С. 193 – 214 р.т.49-50 | 15.12 | |
25 | 14 | Контроль над сформированностью навыка чтения по тексту администрации за I полугодие. | | 19.12 | |
26 | 15 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. | С. 193 – 214 р.т.51 | 20.12 | |
27 | 16 | Викторина «Сказки любимых писателей». | | 21.12 | |
28 | 17 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | С. 215 | 22.12 | |
29 | 18 | Оценка достижений по теме «Литературные сказки». | Р.т.51-54 | 26.12 | |
| | Делу время – потехе час (9 часов) |
30 | 1 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Сюжет и герои. | С. 3 – 16 р.т.55-56 | 27. 12 | |
31 | 2 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | С. 3 – 16 р.т.57-58 | 28.12 | |
32 | 3 | Ю.В.Драгунский «Главные реки». Пересказ от лица героя. | С.17 – 23 р.т.59 | 29.12 | |
33 | 4 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе – час». | | 30.12 | |
четверть ( 34 часов)
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Дата | Корректировка |
1 | 5 | Ю.В.Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юморис-тического текста. | с.24 – 28 р.т.60-61 | 10.01 | |
2 | 6 | В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. | с. 29 - 34 | 11.01 | |
3 | 7 | В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. | с. 29 – 34 | 12.01 | |
4 | 8 | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Деление текста на части. | с.29-34 | 16.01 | |
5 | 9 | Обобщение по разделу «Делу время, потехе час». | с. 35 - 36 | 17.01 | |
Страна детства (10 часов) |
6 | 1 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | с. 37 – 46 | 18.01 | |
7 | 2 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | с. 37 – 46 р.т. 67-68 | 19.01 | |
8 | 3 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особен-ности развития событий. | с. 47 – 58 | 23.01 | |
9 | 4 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | с. 47 – 58 р.т.69-70 | 24.01 | |
10 | 5 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музы-кальное сопровождение произ-ведения. | с. 47 – 58 | 25.01 | |
11 | 6 | М.М.Зощенко «Ёлка». Сюжет и герои. | с. 59 – 64 | 26.01 | |
12 | 7 | М.М.Зощенко «Ёлка». Составление плана. | с. 59 – 64 р.т.70-71 | 30.02 | |
13 | 8 | М.М.Зощенко «Ёлка». Пересказ по составленному плану. | с. 59 – 64 | 31.01 | |
14 | 9 | Обобщение по разделу «Страна детства». | с. 65 – 66 | 1.02 | |
15 | 10 | Оценка достижений по теме «Страна детства». | р.т.71-74 | 2.02 | |
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
16 | 1 | В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворе-ний. | с. 67- 70 | 6.02 | |
17 | 2 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении. | с. 71 | 7.02 | |
18 | 3 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Тема детства в произведениях М.Цветаевой. | с. 72- 73 | 8.02 | |
19 | 4 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | 9.02 | |
20 | 5 | Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь». | с. 74 | 13.02 | |
Природа и мы (14 часов) |
21 | 1 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. | с. 75- 83 | 14.02 | |
22 | 2 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Обучение выборочному пересказу. | с. 75- 84 р.т.75-76 | 15.02 | |
23 | 3 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | с. 75- 84 р.т.76 | 16.02 | |
24 | 4 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | с. 85 – 91 | 20.02 | |
25 | 5 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характер героя произведения. | с. 85 – 91 р.т.77 | 21.02 | |
26 | 6 | М.М.Пришвин «Выскочка». Герои произведения. | с. 92 – 95 р.т.78-79 | 22.02 | |
27 | 7 | М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | с. 92 – 95 р.т. 80 | 27.02 | |
28 | 8 | Е.И.Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков. | с. 96 – 99 р.т.81 | 28.02 | |
29 | 9 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Аудирование. | с. 100 – 109 | 1.03 | |
30 | 10 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | с. 100 – 110 | 2.03 | |
31 | 11 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | с. 100 – 110 р.т.82 | 6.03 | |
32 | 12 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ. | с.100-110 | 7.03 | |
33 | 13 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | с. 111 – 112 р.т.83-87 | 9.03 | |
34 | 14 | Проект «Природа и мы». | | 13.03 | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
35 | 1 | Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. | с. 113 – 115 р.т.88-89 | 14.03 | |
36 | 2 | С.А.Клычков «Весна в лесу». Картины весны в лирическом произведении. | с. 116 – 117 | 15.03 | |
37 | 3 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности. | с. 118 – 119 | 16.03 | |
четверть ( 32 часа)
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Дата | Корректировка |
1 | 4 | С.А.Есенин «Лебёдушка». Анализ стихотворения. | с. 120 – 125 | 3.04 | |
2 | 5 | С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | с. 120 – 126 р.т.90 | 4.04 | |
3 | 6 | Проверка читательских умений работы с текстом художественного произведения. | | 5.04 | |
4 | 7 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». | с. 126 | 6.04 | |
5 | 8 | Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь». | р.т.91 | 10.04 | |
Родина (7 часов) |
6 | 1 | И.В.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | с. 127 – 132 р.т.92-93 | 11.04 | |
7 | 2 | Контроль над сформированностью навыка чтения по тексту администрации за II полугодие. | | 12.04 | |
8 | 3 | С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изоб-ражаемому. | с. 133 - 135 р.т.93 | 13.04 | |
9 | 4 | А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Тема сти-хотворения. | с. 136 – 139 | 17.04 | |
10 | 5 | Проект «Они защищали Родину». | с. 140 - 141 | 18.04 | |
11 | 6 | Обобщение по разделу «Родина». | с. 142 р.т.94-96 | 19.04 | |
12 | 7 | Оценка достижений по теме «Родина». | с. 142 | 20.04 | |
Страна Фантазия (7 часов) |
13 | 1 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | с. 143 – 149 р.т.97-98 | 24.04 | |
14 | 2 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Необычные ге-рои фантастического рассказа. | с. 143 – 149 р.т.99-100 | 25.04 | |
15 | 3 | К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантас-тического жанра. | с. 150 – 156 | 26.04 | |
16 | 4 | К.Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического жанра. | с. 150 – 157 р.т.101 | 27.04 | |
17 | 5 | К.Булычев «Путешествие Алисы». Пересказ по плану. | с.150-157 | 3.05 | |
18 | 6 | Путешествие по стране Фантазии. Обобщение по разделу. | с. 158 р.т.101-103 | 4.05 | |
19 | 7 | Оценка достижений по теме «Страна Фантазия». | | 8.05 | |
Зарубежная литература (12 часов) |
20 | 1 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | с. 159 – 165 р.т.104-106 | 10.05 | |
21 | 2 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенчес-кой литературы. | с. 159- 166 р.т.107-108 | 11.05 | |
22 | 3 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | с. 167 – 193 | 15.05 | |
23 | 4 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | с. 167 – 193 | 16.05 | |
24 | 5 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | с. 167 – 193 р.т. 109 | 17.05 | |
25 | 6 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | с. 167 – 193 р.т.110 | 8.05 | |
26 | 7 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенчес-кой литературы. | с. 194 – 200 | 22.05 | |
27 | 8 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | с. 194 – 200 р.т.111 | 23.05 | |
28 | 9 | С.Лагерлёф «Святая ночь». Сюжет и герои. | с. 201 -208 р.т.111 | 24.05 | |
29 | 10 | С.Лагерлёф «В Назарете». Деление текста на части. | с. 209 – 216 | 25.05 | |
30 | 11 | С.Лагерлёф «В Назарете».Анализ характеров и поступков. | с. 217 р.т.116-126 | 29.05 | |
31 | 12 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | | 30.05 | |
32 | 13 | Оценка достижений по разделу «Зарубежная литература». | | | |
32