СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа




Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Литературное чтение»


Класс:___3___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2015/2016 учебный год




Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.


Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на

основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.



Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.



В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

  • Э.Э.Кац Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 3 частях.- М.: АСТ: Астрель,2013год

  • Э.Э.Кац / Рабочая тетрадь по литературному чтению для учебника 3 класса в 2 ч.

  • Э.Э.Кац / Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение», М.: Астрель, 2012год






Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


В соответствие с этими целями можно сформулировать следующие задачи курса:

  • Формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • Развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

  • Формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  • Формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство в различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  • Развитие воображения, творческих способностей;

  • Формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

  • Обогащение представления об окружающем мире.









Общая характеристика учебного предмета

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Литературное чтение» 3 класса (автор Э. Э. Кац) используется без изменений

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как цен- ность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

к концу 3 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

Контроль и оценка результатов обучения в 3 классе по учебному курсу «Литературное чтение»


Дата

Проверочная работа по разделу «Уж небо осенью дышало…»



Проверочная работа по разделу «Народные сказки»



Проектная работа « Народные сказки»



Проверочная работа по разделу « О мужестве и любви»



Проверочная работа по разделу «Авторские сказки»



Проект «Басни». Малая конференция (устное выступление с чтением басни наизусть)



Проверочная работа по разделу «Братья наши меньшие»



Проверочная работа по разделу « О совести и долге»



Итоговая проверочная работа



Нормы оценок по литературному чтению

 

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-74 сл/м

II четверть

11-15сл/м

31 -40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м

41-45 сл/м

6 1-69 сл/м

81-90 сл/м

IV четверть

25-30 сл/м

46-50 сл/м

70-75 сл/м

91 -95 сл/м



Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. 

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, безподсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения;

2.    Соблюдение пауз;

3.    Правильный выбор темпа;

4.    Соблюдение нужной интонации;

5.    Безошибочное чтение.

Оценка "5"- выполнены правильно все требования;

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования;

Оценка "3"-допущены ошибки по трем требованиям;

Оценка "2"- допущены ошибки более чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.  Своевременно начинать читать свои слова;

2.  Подбирать правильную интонацию;

3.  Читать безошибочно;

4.  Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям                                                               

                                                                 Пересказ

Оценка "5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3"- пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2"- не может передать содержание прочитанного.

 


Тематическое планирование и содержание учебного предмета

№ урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся

План.

Факт.

1-е полугодие

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (15)

1


Заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

К. Г. Паустовский «Барсучий нос»

Часть1С. 3—9

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ.



Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

2



Способы выражения авторской позиции в произведении К. Г. Паустовского «Барсучий нос»

3






Удивительные уголки природы в рассказе К. Г. Паустовского «Барсучий нос».


4





Научно-популярная статья «Барсук». Работа с энциклопедией.

5







Картины природы в стихотворении И. А. Бунина

«Листопад».

Сравнение как средство художественной выразительности.

С. 10—12

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

6



Эмоциональный окрас лирического произведения, способы его передачи.

И. А. Бунина

«Листопад». С10-12



7



Метафора как средство художественной выразительности в рассказах М. М. Пришвина

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

С. 13—15

8














Сходство и отличие в описании осеннего дня в стихотворении И.А.Бунина «Листопад» и рассказах М. М. Пришвина

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

С. 13—15

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту

9







Настроение поэта. Передача настроения через художественно-выразительные средства.

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной избушки»

С. 16—17

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

10








Научно - популярные произведения для детей.

К. Г. Паустовский

«Подарок»

С. 18—23

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства


11




Связь названия произведения с темой текста, главная мысль произведения.

К. Г. Паустовский

«Подарок» С. 18—23

12



Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки в рассказе К. Г. Паустовского

«Подарок»

С. 18—23

13



Урок – экскурсия. Рабата в библиотеке (подбор художественных произведений и репродукций картин тему «Времена года. Осень»).


14




Внеклассное чтение

Осень в произведениях русских писателей

С. 26—27

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств

15







Картинная галерея

И. И. Левитан

«Лесное озеро». Описание картины с использованием сравнений, метафор. Проверочная работа №1 по разделу «Уж небо осенью дышало…» С. 24—25

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ч)

16




Русские народные сказки. Их создание.

«Семь Симеонов» (русская народная сказка) С. 28 - 36

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.



Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

17




Особенности и композиция русской народной сказки «Семь Семеонов»

18



Причины поступков персонажей в народной сказке «Семь Семеонов» С.28 -36.

19




Добро и зло в русских народных сказках. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народна я сказка)

С. 37 – 45

20




Образы главных героев сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

21



Урок – викторина «А ты знаешь русские народные сказки?» Составление кроссворда.

22





Внеклассное чтение

Русские народные сказки

С. 64—75

Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

23

Проектная работа «Народные сказки» (выбор формы работы, постановка цели, распределение ролей).

24



Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Иван-царевич на сером волке». Сопоставление репродукции картины с литературным текстом.

Проект «Народные сказки»

С. 66—67

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине

25



Художественная особенность сказок: лексика, построение (композиция). «Жаба-королева» (литовская народная сказка)

С. 47 – 49

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур

26





Волшебные сказки народов мира «Птица Кахна» (таджикская народная сказка)

С. 50—53

27



Сказки народов мира. Их особенности.

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) с. 58 – 65.

28




Сравнение персонажей различных сказок Чжан Шуана из сказки «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) с Иваном из сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народна я сказка). Проверочная работа №2 по разделу «Народные сказки».

С. 58—65

29




Внеклассное чтение

Проект «Народные сказки» Оформление выставки.

С. 76—79

30



Инсценировка русской народной сказки (по выбору обучающихся».



ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)

31



Сравнение народной сказки с прологом поэмы А. С. Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

С. 82—83

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.



Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

32



Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Ю. Мориц

«Песенка про сказку»

С. 84—85

Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства

33



Образ главного героя, его внутренний мир в балладе «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада).

С. 86—87

34



Мини-сочинение. Ответить на вопрос «Что может музыка?». Сопоставление немецкой народной баллады «Маленький скрипач», музыкального произведения и иллюстраций. С.86 – 87.

35



Юмористические произведения для детей Г. Сапгир «Сны»

С. 88—90

36



Научно-популярные тексты. Взаимосвязь литературы, музыки и живописи. Проверочная работа №3 по разделу «Поэтические страницы».

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ч)

37




Современные произведения о животных для детей.

В. Белов

«Верный и Малька»

С.91 – 92.

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным


Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.



Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

38



Причины поступков героев в рассказе В.Белова «Малька провинилась».

С.92 -93


39




Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в рассказах

В. Белова

«Еще про Мальку»

С. 94—96

40



Главный герой, его внутреннее состояние в рассказе

И. С. Тургенева

«Воробей»

С. 97 – 98

41



Характеристика главного героя произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»

С. 99—108

42



Смысл поступка Тёмы в рассказе Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»

С. 99—108

43



Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака». Из книги «Всё о собаках» Девида Трейлора

С.121 – 122

44




Сравнительная характеристика героя рассказа Л. Н. Толстого

«Прыжок» и Тёмы из произведения Н.Г.Гарина - Михайловского

С. 109 - 112

45



Диалог как вид речи, его роль в рассказе Л.Н.Толстого

«Прыжок». С.109 – 112.


46




Внеклассное чтение

Авторская сказка.

Е. Шварц «Два брата»

С. 118—123

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев

47



Герои произведения, отношение к ним автора.

В. Каверин «Песочные часы». Проверочная работа №4 по разделу «О мужестве и любви».

С. 118—123



ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)

48



Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) в произведении С. Есенина

«Разгулялась вьюга...»

С. 4—5

Часть 2


Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.


Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.



Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

49




Эмоциональный настрой поэтического произведения.

А. С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...» (отрывок)

С.6 – 7

50



Произведение о природе и его персонажи.

А. С. Пушкин

«Зимнее утро»

С. 8 – 9.

51



Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни.

А. С. Пушкин

«Зимняя дорога» (отрывок)

С. 10—11

52



Адекватное соотношение названия стихотворения с его содержанием.

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...»

С. 12 – 13

53



Картинная галерея

Особенности народного быта в творчестве русских художников.

Н Крылов

«Зима»

С. 14—15

Обогащение знаний об особенностях народного быта

54

Внеклассное чтение

Зима в произведениях

русских поэтов

С.16

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы

55



Внеклассное чтение.

Зима в произведениях

разных жанров

С. 17


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (7 ч)

56




Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 19—47

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям

Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.



Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

57




Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 19—47

58




Сравнение характеров героев.

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 19—47

59




Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 19—47



60



Оформление выставки «Сказки А.С.Пушкина». Их место в литературе для детей.

61



Библиотечный урок. Работа с научно – популярными текстами. «Кто такие богатыри?».

62



Инсценировка фрагмента сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2-е полугодие

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (продолжение) (7 ч)

63



Произведения зарубежной литературы. Причины поступков героев в сказке

Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

С. 48 - 56

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.



Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей

64



Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

С. 48 - 56

65



Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

С. 48 - 56

66



Герои произведения, отношение к ним автора.

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

С. 48 - 56

67



Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях. Л. Н. Толстой

«Царь и рубашка»

С. 57 – 58

68





Внеклассное чтение Особенности авторской сказки.

Х.-К. Андерсен

«Сказки»

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

69



Словесный рисунок произведения

Х.-К. Андерсен

«Штопальная игла». Проверочная работа №5 по разделу «Авторские сказки».

С. 59 – 63.

БАСНИ (9 ч)

70




История басни в литературе разных времён и народов.

О. Мандельштам

«Муха» С.66.

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.



Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

71




Басня как вид литературного произведения. Эзоп

«Мухи», «Кошка и мыши»

С.67 -68.

72



Басня, мораль басни.

О. Мандельштам

«Муха», Эзоп

«Мухи», «Кошка и мыши»

С. 66 – 68

73



Анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Л. Н. Толстой

«Отец и сыновья», «Лгун»

С. 69 – 70

74




Мораль басни. Устное сочинение отдельных сюжетных линий.

И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»

75




Сравнительная характеристика главных героев: Моськи из басни И. А. Крылова

«Слон и Моська» с Малькой из рассказа В.И.Белова

С. 72 - 73 Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

И. А. Крылов

«Две Бочки» С. 74 – 75

76



Проект «Басни». Малая конференция (устное выступление с чтением басни наизусть).

77




Пословица, её смысл. Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе

С. 75

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц

78



Р./р. Сочинение истории, раскрывающей главную мысль пословицы (пословица по выбору обучающихся)



БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (16 ч)

79







Отношения человека и животных в рассказе А. П. Чехова

«Белолобый»

С. 80 - 87

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.



Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе

80





Характеристика героев, их внутреннее состояние в рассказе А. П. Чехова

«Белолобый»

С. 80 - 87


81






Впечатления детей от восприятия произведений о природе, рассказ об этих впечатлениях

А. П. Чехов «Белолобый» С. 80 - 87

82



Особенности рассказа о животных.

А. П. Чехов «Белолобый» С. 80 - 87

83






Знакомство с простейшими приёмами анализа текста, установление причинно-следственных связей.

М. М. Пришвин

«Лимон»

С. 88 – 93

84



Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

М. М. Пришвин

«Лимон»

С. 88 – 93

85





Р./р. Сходства и отличия сказок и рассказов о животных. Особенности сказок о животных.

86





Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев.

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

С.94 - 95

87



Анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

С.94 - 95

88





Построение небольшого монологического высказывания

К. Г. Паустовский

«Кот Ворюга»

С.96 -101

89



Инсценирование части рассказа

К. Г. Паустовского

«Кот Ворюга»

С.96 -101

90





Внеклассное чтение

Книги о животных.

С. 103 – 107

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе

91



Внеклассное чтение

Основные темы детского чтения: взаимоотношения людей и животных.

С. 103 – 107

92



Картинная галерея

Сравнительная характеристика внутреннего мира между персонажами картины Б. Мурильо

«Мальчик с собакой».

С. 108 – 109.

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами

93



Создание небольшого письменного ответа на поставленный вопрос «Скажи, а у тебя есть друг?»

94



Научно-популярные тексты. Животные, их место в жизни человека. Проверочная работа №6 по разделу «Братья наши меньшие».


О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (13 ч)

95





Позиция автора и способ её выражения в рассказе Ю. Яковлева

«Полосатая палка» (в сокращении)

С. 110 - 117

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.



Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.

96





Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженный через поступки.

Ю. Яковлев

«Полосатая палка» (в сокращении)

С. 110 - 117

97





Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Ю. Яковлев

«Полосатая палка» (в сокращении)

С. 110 – 117

98



Смысл слова в контексте литературного произведения Ю. Яковлев

«Полосатая палка» (в сокращении)

С. 110 – 117

99





Анализ причины поступка персонажа в легенде А. Платонова

«Разноцветная бабочка»

С.4 – 15 Часть 3

100





Характеристика героя по самостоятельно составленному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

А. Платонов

«Разноцветная бабочка» С.4 – 15

101



Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком» С.87 – 88


102



Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)

А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

С. 16

103





Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб» С.17 – 29.

104





Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб» С.17 – 29.

105



Заглавие произведения; адекватное соотношение с его содержанием.

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб» С.17 – 29.

106





Внеклассное чтение

Урок-экскурсия

«Сказки К. Г. Паустовского» Выбор книг в библиотеке на основе рекомендованного списка.

107



Читальный зал

Идея произведения К.Д.Ушинского «Слепая лошадь». Сюжетные линии и их взаимосвязь. Проверочная работа №7 по разделу «О совести и долге».

ВЕСНА ПРИШЛА (10 ч)

108





Малые фольклорные формы. Народная песня как жанр фольклора «Жаворонушки…»,

«Березонька»

(народные песни)

С. 35 – 36

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.



Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

109



Русские народные весенние праздники и обряды. «Жаворонушки…»,

«Березонька»

(народные песни)

С. 35 – 36


110



Описание природы в творчестве А. А. Фета

«Весенний дождь». Средства художественной выразительности в стихотворении.

С. 37

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся

111



Описание природы в произведении М. М. Пришвина «Лесная капель». Сходство и отличие прозы и поэзии.

С. 38 – 39

112



Олицетворение как средство художественной выразительности.

К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

С. 40 – 41

113



Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях А. А. Фет «Рыбка»

С. 42

114




Внеклассное чтение

Народные песни (оформление выставки)


115



Читальный зал

Произведения о природе для детей. Их особенности.

116




Р./р. Творческая мастерская. Составление загадок и стихотворений на тему «Весна пришла»


117



Р./р. Творческая мастерская. Составление мини-рассказов на тему «Первоцветы»

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (19 ч)

118



Русский фольклор. Малые фольклорные формы. Шутки-прибаутки.

С. 118—119

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.



Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой
































Читать и понимать инструкцию, содержащуюся в задании

Вычленять ключевую информацию и интерпретировать ее,

Выявлять и анализировать средства выразительности

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении

Иметь начальные представления о литературном жанре

Анализировать собственные мысли, переживания


Уметь в письменной форме кратко отвечать на поставленный вопрос

119



Бытовые русские народные сказки «Болтливая баба» (русская народная сказка). Художественная особенность бытовых сказок

С. 48 – 53

120



Особенности бытовой сказки. Сходство и отличие бытовой сказки от волшебной, о животных.

С. 48 – 53

121





Произведения зарубежных писателей о детях для детей.

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу» С. 54 – 61

122




Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу» С. 54 – 61

123



Позиция автора в рассказе А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу» С. 54 – 61

124



Автор и герой произведения. Характер героя произведения, выраженный через речь.

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу» С. 54 – 61

125





Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

С. Маршак «Про двух соседей», с.62 – 63

126



Воспроизведение содержания сказки по её названию и иллюстрациям. С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

С. 64 – 65

127





Причины поступков героев в произведении М. Зощенко «Великие путешественники» С. 66 -75

128




Отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

М. Зощенко «Великие путешественники» С. 66 -75

129




Иллюстрация в книге и ее роль в понимании рассказа М. Зощенко «Великие путешественники». Диалог как вид речи, его роль в рассказе

С. 66 -75

130



Итоговая прверочная работа №8

Установить уровень овладения обучающимися общеучебными умениями за курс 3 класса: навыками осознанного чтения, умением работать с художественным текстом и информацией, понимать и выполнять инструкции.

131



Картинная галерея

З. Серебрякова

«За обедом» Образ ребёнка в литературном произведении и художественном произведении.

С. 76 – 77

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

132





Внеклассное чтение

Детская периодическая литература

А. Линдгрен «Приключения Эмиля

из Лённеберги»


Формирование умения работать с книгой.

Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой

133



Научно- популярные произведения для детей А.Усачёв «На чём держится земля»

134



Главные герои произведения А.Дорофеева «Укушенные». Их переживания, внутреннее состояние.

135




Урок – викторина «Знатоки детской художественной литературы».

136



Подведение итогов за год. Рекомендации для чтения на лето.
































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Специфическое сопровождение (оборудование):

• портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

• репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты портреты, плакаты; в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»

• иллюстрации к литературным произведениям;

• библиотека книг для внеклассного чтения, научно-популярных изданий для детей,

детских периодических изданий;

• демонстрационные образцы книг представленных авторов;

• стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;

• стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.

Электронно-программное обеспечение:

• записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;

• видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе, о писателях и поэтах,

• презентации по литературному чтению.

Технические средства обучения:

• мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;

• компьютер с учебным программным обеспечением;

• музыкальный центр;

• демонстрационный экран;

• магнитная доска;

• цифровой фотоаппарат;

• сканер, ксерокс и принтер.




35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!