Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Русской Азбуки», «Русского языка»
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
№ П/П | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Оборудование | Вводимые понятия |
План. | Факт. |
Добукварный период 17ч |
1 | | | Здравствуй школа! Моя будущая профессия. | 1 | | Школа, ученик, общение, знакомство |
2 | | | Азбука – первая учебная книга. Речь письменная и устная | 1 | Набор картинок | Азбука, речь |
3 | | | Речь письменная и устная | 1 | Картинки с изображением солнышка и тающей сосульки. | Пословица, рассказ, сказка |
4 | | | Предложение и слово | 1 | Персонажи сказки «Колобок» | Азбука, слово |
5 | | | Слово и слог . Деление слов на слоги | 1 | Картинки с изображением лисы и белки | Азбука, слово, предложение |
6 7 | | | Слог.Ударение | 1 | Рисунки с изображение мальчика | Азбука, слог, ударение, ударный слог |
9 | | | Звуки в окружающем мире и речи | 1 | Воздушный шарик | Азбука, схема слова, схема предложения |
10 | | | Слог-слияние | 1 | Рисунки с изображением роз, маков, схемы слов | Гласный и согласный звуки, слоги-слияния |
11 | | | Повторение изученного материала по теме «Звуки в словах» | 1 | Схемы слов, рисунки с изображением Незнайки, воздушного шара | Речь, предложение, слово, слог, ударение |
12 | | | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | Схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры, счетные палочки | Гласный звук, заглавная, строчная буквы, печатные и письменные буквы, «лента букв» |
14 | | | Звук [о], буквы О, о
| 1 | Картинки с изображением окуней, лука, капусты, картошки, моркови | Пословица, артикуляция, буквы О, о как знаки звука [о] |
15 | | | Звук [и], буквы И, и | 1 | Счетные палочки | Схема слова, слого-звуковой анализ |
16 | | | Гласная буква ы, звук [ы] | 1 | Воздушные шары | Показатели твердости и мягкости, буква ы как знак звука [ы] |
17 | | | Звук [у], буквы У, у
| 1 | Счетные палочки, парашюты с буквами а, о,и, ы | Схема предложения, отдельное слово |
Букварный период 59ч |
18 | | | Звуки [н], [н’], буквы Н, н
| 1 | Барабан, счетные палочки, синие и зеленые карточки | Звонкий согласный звук, слог-слияние; Русь, Родина, богатырь |
19 | | | Звуки [н], [н’], буквы Н, н
| 1 | Учебник | |
20 | | | Звуки [с], [c’], буквы С, с
| 1 | Рисунки с изображением леса, лося. | Глухой согласный звук; пословица, чистоговорка |
21 | | | Закрепление изученного материала по теме «Звуки [с], [c’], буквы С, с»
| 1 | Учебник | Глухой согласный, твердый, мягкий |
22 | | | Звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 | Счетные палочки, предметные картинки с изображением кота, кружки, карандаша | Звуковые схемы, глухой парный звук, твердый и мягкий |
23 | | | Закрепление изученного материала по теме «Звуки [к], [к’], буквы К, к» | 1 | Карточки | Звуковые схемы, глухой парный звук, твердый и мягкий; скороговорка, ребусы, сюжетные картинки |
24 | | | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | 1 | Картинки с изображением цифры 3 и 5 | Звуковые схемы, глухой парный звук, твердый и мягкий; картинный план, автор, произведение |
25 | | | Закрепление изученного материала по теме «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» | 1 | «Лента букв» | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина |
26 | | | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | Картинки с изображением стула, велосипеда | Звуковые схемы, звонкий звук, твердый и мягкий, слог и ударение |
27 | | | Повторение и закрепление изученного материала
| 1 | Карточки | Связный текст, обобщающее слово, рассказ |
28 | | | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
| 1 | Картинки с изображением забора, зебры | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова; словесная картина |
29 | | | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
| 1 | Счётные палочки | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова; словесная картина, слоги, имена собственные |
30 | | | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 1 | Учебник | Родственные слова; слог как часть слова |
31 | | | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
| 1 | Счётные палочки | Предложение как единица речи, ее часть |
32 | | | Буква Е – показатель мягкости согласных | 1 | Учебник | Мини-рассказ |
33 | | | Чтение слов с буквой Е | 1 | Учебник | Слогообразующая роль гласных |
34 | | | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 1 | Счётные палочки | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
35 | | | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
| 1 | Карточки | Сопоставление звуков п и т |
36 | | | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 1 | Предметные картинки с изображением дома и цифры 7 | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
37 | | | Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М
| 1 | Карточки | Связный текст, обобщающее слово, рассказ |
38 | | | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | 1 | Предметные картинки с изображением звонка, зебры | Оглушение согласных в словах, в конце и в середине слова перед глухими согласными |
39 | | | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з | 1 | «Лента букв» | Тема текста, главная мысль текста |
40 | | | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | 1 | Предметные картинки с изображением зебры, голубей | Различать понятия «форма слова» и «родственные слова» |
41 | | | Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п | 1 | «Лента букв» | Парные согласные звуки; тема текста |
42 | | | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п | 1 | «Лента букв» | Звуковые схемы; заголовок текста, пересказ текста |
43 | | | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
| 1 | Предметные картинки с изображением гвоздя и зебры | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
44 | | | Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т | 1 | «Лента букв» | Парные согласные; профессии людей |
45 | | | Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] | 1 | Предметные картинки , на которых изображены яблоки, мак | Буква, состоящая из двух звуков, звуковые схемы |
46 | | | Буква Я – показатель мягкости согласного | 1 | «Лента букв» | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
47 | | | Закрепление пройденного материала по теме :«Гласные буквы Я,я» | 1 | «Лента букв» | Выборочное чтение, чтение по ролям |
48 | | | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | 1 | Предметные картинки , на которых изображены грибы, круги | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
49 | | | Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г
| 1 | «Лента букв» | Подведение итогов и вывод после выполнения определенного блока заданий |
50 | | | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
| 1 | Предметные картинки | Звуковые схемы, глухой, мягкий звуки; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные |
51 | | | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (за-крепление) | 1 | «Лента букв» | Правила написания слияний ча, чу |
52 | | | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 1 | Нитка, шнурок. Предметные картинки | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков |
53 | | | Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | 1 | «Лента букв» | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова |
54 | | | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | 1 | «Лента букв» | Работа в паре, понятие о том, что мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного звука |
55 | | | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
| 1 | Предметные картинки | Понятия твердых глухих согласных звуков, после которых не пишется буква ы, термин «шипящие согласные звуки» |
56 | | | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | 1 | «Лента букв» | Парные согласные звуки |
57 | | | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
| 1 | Предметные картинки | Слова-предметы, парные согласные, шипящие звуки |
58 | | | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | 1 | «Лента букв» | Правила проверки парных согласных в конце слова |
59 | | | Буквы Ё, ё, | 1 | Предметные картинки | Понятие «род имен существительных» |
60 | | | Буква Ё, ё – показатель мягкости
| 1 | «Лента букв» | Стихи, проза, пословицы; столбики со словами и т. д. |
61 | | | Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й
| 1 | Предметные картинки | Смысловая интонация |
62 | | | Чтение слов с буквой й | 1 | Учебник | Примыкание к слогу-слиянию |
63 | | | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | 1 | Предметные картинки | Характеристика согласных звуков |
64 | | | Чтение слов с буквой х | 1 | «Лента букв» | Непарные согласные звуки |
65 | | | Закрепление изученного материал по теме: «Согласные звуки (Х, Х ), буквы Х,х» | 1 | «Лента букв» | Слова противоположного значения, словообразование |
66 | | | Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] | 1 | Предметные картинки | Звуковые схемы, гласный звук, обозначающий два звука; ребусы, многозначные слова |
67 | | | Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии
| 1 | Предметные картинки | Понятие гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии |
68 | | | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | Предметные картинки | Твердый глухой согласный звук, написание с буквами ы и и |
69 | | | Чтение слов с буквами Ц, ц | 1 | Предметные картинки | Слова, обозначающие предметы, действия и признаки |
70 | | | Гласный звук[э]. Буквы Э, э | 1 | Предметные картинки | Чтение текста с паузами |
71 | | | Чтение слов с буквами Э, э | 1 | «Лента букв» | Буква э не пишется после согласных букв ч, ш, ц, ж |
72 | | | Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу
| 1 | Предметные картинки | Правила правописания сочетаний ща и щу |
73 | | | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ | 1 | «Лента букв» | Глухой, всегда мягкий непарный согласный звук |
74 | | | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
| 1 | Предметные картинки | Работа по составлению пар звонких и глухих согласных |
75 | | | Мягкий и твердый разделительные знаки
| 1 | Предметные картинки | Ь и ъ как показатели того, что согласный при произношении не должен сливаться с гласным звуком |
76 | | | Русский алфавит | 1 | «Лента букв» | Понятие «алфавит» |
Послебукварный период 16ч |
77 | | | Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина | 1 | Зеркальце | Система знаний о звуках и буквах |
78 | | | К. Д. Ушин-ский. Наше Отечество | 1 | Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца | Отчизна, родина, дом, страна |
79 | | | В. Крупин. Первоучители словенские | 1 | Портрет В.Крупина | Первоучители словенские |
80 | | | В. Крупин. Первый букварь | 1 | Портрет В.Крупина | Первые печатные русские учебники |
81 | | | Творчество А. С. Пушкина – сказки
| 1 | Портрет А.С.Пушкина | Творчество А. С. Пушки- на – сказки |
82 | | | Л. Н. Толстой о детях | 1 | Портрет Л.Н.Толстого | Рассказ, его отличие от сказки, чтение по ролям |
83 | | | К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях | 1 | Портрет К.Д.Ушинского | Педагог и писатель. Пересказ |
84 | | | Творчество К. И. Чуковского «Телефон», «Путаница» | 1 | Портрет К. И. Чуковского | Кроссворд |
85 | | | В. В. Бианки. Первая охота | 1 | Портрет В. В. Бианки | Как «разговаривают» животные и птицы |
86 | | | Творчество С. Я. Маршака | 1 | Портрет С. Я. Маршака | Кто такой Угомон? |
87 | | | Творчество М. М. Пришвина | 1 | Портрет М. М. Пришвина | Как М. М. При- швин «разговаривал» с елочками? |
88 | | | Творчество А. Л. Барто | 1 | Портрет А. Л. Барто | Анализ стихотворения |
89 | | | Творчество А.Л.Барто, В.А.Осеева | 1 | Портрет В.А.Осеева | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей |
90 | | | Творчество С. В. Михалкова | 1 | Портрет С. В. Михалкова | Анализ поступков героев |
91 | | | Б. В. Заходер и В.Бересто. Песенка-азбука
| 1 | Портрет Б. В. Заходер | Пересказ текста |
92 | | | Прощание с Азбукой | 1 | | |