Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №3
г. Пролетарска
______________Г.Н.Коленько
Приказ № _____от _________
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению
Педагогическим советом
МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска
Протокол № _____от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень общего образования (класс) Начальное общее (3 класс)
Количество часов 166
Учитель Попова Светлана Петровна
Программа разработана
на основе авторской программы по математике и методических рекомендаций к авторской программе М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В, Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В, Степановой «Математика. 1-4 классы»учебно-методический комплект «Школа России», утверждённой Министерством образования и науки.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в РФ» (статья №28).
Устава МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска.
Основной образовательной программы МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска.
Федерального Государственного образовательного стандарта основного начального образования
Учебного плана МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска на 2016-2017 учебный год.
Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Примерной программы основного начального образования по математике и методических рекомендаций к авторской программе М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В, Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В, Степановой «Математика. 1-4 классы». ( учебно-методический комплект « Школа России»).
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальныхматематических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике и методических рекомендаций к авторской программе М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В, Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В, Степановой «Математика. 1-4 классы».учебно-методический комплект «Школа России»
Курс программы М.И. Моро по учебному предмету «Математика» рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели). В базисном учебном плане гимназии на изучение данного предмета отводится 170 часов (5 ч в неделю: 4 часа обязательной части и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений; 34 учебные недели), поэтому в рабочую программу внесены изменения: добавлены 34 ч на углубленное изучение предмета. Программа рассчитана на 170 часов, но будет выполнена за 166 часов на основании календарного графика МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска. Программа будет выполнена за счет уплотнения программного материала в разделе «Повторение». (уроки №166-169)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
• уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между
объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических
способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремление полнее использовать свои творческие возможности;
• общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Общие учебные умения и навыки:
• Организация учебного труда. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
• Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
• Работа с книгой и другими источниками информации.
• Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
• Культура устной и письменной речи.
• Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
• Мыслительные умения.
• Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
• Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
• Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
• На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
• Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
• Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
• Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
• выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр.квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах
3.Содержание учебного предмета.
ЧИСЛА ОТ 1ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.(продолжение)
Повторение изученного .Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами .«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур .Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Табличное умножение и деление (продолжение)
Повторение. Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Зависимости между пропорциональными величинами. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; работа на вычислительной машине; задачи комбинаторного характера Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов
Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: математические игры «Угадай число», «Одиннадцать палочек». Проект: «Математические сказки».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Контроль и учёт знаний.
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а:а,0 : априа≠0 . Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки.«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не .... то ...», «если то не ...»; деление геометрических фигур на части. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Контроль и учёт знаний.
Внетабличное умножение и деление
Приёмы умножения для случаев вида 23-4,4-23 Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.Приёмы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + b, a - b, а ∙Ь, с:d(d ≠0),вычисление их значений при заданных значениях букв (1ч) Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не то ...», «если не то не ...»Проект: «Задачи-расчёты». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000
Нумерация
Нумерация
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц.
Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: килограмм, грамм .
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; обозначение чисел римскими цифрами. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Сложение и вычитание
Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1 ООО
Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 - 80, 120 х 7, 300 : 6 и др.)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 000
Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний .
«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» Умножение и деление
Приёмы устных вычислений
Приёмы устного умножения и деления.
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Приём письменного умножения и деления на однозначное число.
Приём письменного умножения на однозначное число.Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором
Повторение пройденного«Что узнали. Чему научились»
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»
Проверка знаний
4.Тематическое планирование.
| Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение. | 12ч | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
2 | Табличное умножение и деление. Повторение | 4 ч | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Решать текстовые задачи арифметическим способом Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений |
3 | Зависимость между пропорциональными величинами | 10 ч | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. . Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос)задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устанавливать ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях .Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос)задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устанавливать ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. |
4 | Таблицы умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора | 26 ч | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2,3, 4 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос)задачи при изменении в её решении. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос)задачи при изменении в её решении |
5 | Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 | 14ч | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3,4,5,6 ,7,8 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Сравнивать геометрические фигуры по площади Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3,4,5,6,7,8,9 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений . |
6 | Умножение и деление на 1, 0 | 7ч | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3,4,5,6 ,7,8,9 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию |
7 | Доли | 11 ч | Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3,4,5,6 ,7,8,9 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Решать текстовые задачи арифметическим способом Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 и 3,4,5,6 ,7,8,9 Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений |
8 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Приёмы умножения для случаев 23∙ 4, 4 ∙23 | 9 ч | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Решать текстовые задачи арифметическим способом Решать текстовые задачи арифметическим способом Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. |
9 | Приёмы деления для случаев 78:2, 69:3 | 13 ч | Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 изученных видов Сравнивать разные способы вычислений, 9выбирать наиболее удобный. Решать текстовые задачи арифметическим способом |
10
| Деление с остатком | 11 ч | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом Составлять план решения задачи. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 изученных видов Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом |
11 | Числа от 1 о 1000. Нумерация | 16 ч | Считать сотнями. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Решать текстовые задачи арифметическим способом Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. называть и образовывать трёхзначные числа Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 изученных видов Решать текстовые задачи арифметическим способом Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию Решать текстовые задачи арифметическим способом Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию Решать текстовые задачи арифметическим способом |
12 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 13 ч | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. . Решать текстовые задачи арифметическим способом Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный Решать текстовые задачи арифметическим способом |
13 | Умножение и деление | 14 ч | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. калькулятора Решать текстовые задачи арифметическим способом Решать текстовые задачи арифметическим способом Использовать различные приёмы для устных вычислений. |
14 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | 6 ч | Решать текстовые задачи арифметическим способом Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. называть и образовывать трёхзначные числаРешатьтекстовые задачи арифметическим способом Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы для устныхвычисленийРешатьтекстовые задачи арифметическим способом Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы для устныхвычисленийРешатьтекстовые задачи арифметическим способом Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы для устных вычислений |
| ИТОГО | 166 | |
Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока |
-
| 1.09 | Повторение. Нумерация чисел. |
-
| 2.09 | Устные приёмы сложения и вычитания. |
-
| 3.09 | Выражения с переменной |
-
| 5.09 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложени |
-
| 6.09 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании |
-
| 8.09 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании |
-
| 9.09 | Обозначение геометрических фигур буквами. |
-
| 10.09 | Закрепление пройденного по теме «Сложение и вычитание» |
-
| 12.09 | Входная контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» |
-
| 13.09 | Анализ контрольной работы. |
-
| 15.09 | Работа с информацией. ( Задания логического и поискового характера) |
-
| 16.09 | Что узнали. Чему научились Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание. Повторение» |
-
| 17.09 | Связь умножения и сложения |
-
| 19.09 | Связь между компонентами и результатом умножения. |
-
| 20.09 | Чётные и нечётные числа. |
-
| 22.09 | Таблица умножения и деления с числом 3 |
-
| 23.09 | Зависимость между величинами цена, количество, стоимость |
-
| 24.09 | Зависимость между величинами масса, количество Самостоятельная работа. |
-
| 26.09 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
-
| 27.09 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. |
-
| 29.09 | Порядок выполнения арифметических действий. Закрепление. |
-
| 30.09 | Зависимость между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. |
-
| 1.10 | Страничка для любознательных |
-
| 3.10 | Что узнали. Чему научились. Повторение пройденного по теме «Зависимость между пропорциональными величинами» |
-
| 4.10 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
-
| 6.10 | Анализ контрольной работы. Закрепление пройденного по теме «табличное умножение и деление на 3» |
-
| 7.10 | Таблица умножения и деления с числом 4 |
-
| 8.10 | Закрепление изученного Таблица Пифагора |
-
| 10.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз |
-
| 11.10 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз |
-
| 13.10 | Закрепление решения задач на увеличение числа в несколько раз |
-
| 14.10 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз |
-
| 15.10 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз |
-
| 17.10 | Закрепление решения задач на уменьшение числа в несколько раз Самостоятельная работа. |
-
| 18.10 | Таблица умножения и деления с числом 5 |
-
| 20.10 | Задачи на кратное сравнение чисел |
-
| 21.10 | Решение задач на кратное сравнение чисел |
-
| 22.10 | Задачи на кратное и разностное сравнение |
-
| 24.10 | Таблица умножения и деления с числом 6 |
-
| 25.10 | Умножение и деление с числами 5,6 |
-
| 27.10 | Контрольная работа за I четверть «Табличное умножение и деление» . |
-
| 28.10 | Анализ контрольной работы. |
-
| 7.11 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального |
-
| 8.11 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального |
-
| 10.11 | Таблица умножения и деления с числом 7 |
-
| 11.11 | Страничка для любознательных. Математические игры. Самостоятельная работа. |
-
| 12.11 | Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного по теме «Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7» |
-
| 14.11 | Проект «Математические сказки» |
-
| 15.11 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. |
-
| 17.11 | Единицы площади- квадратный сантиметр. |
-
| 18.11 | Площадь прямоугольника |
-
| 19.11 | Решение задач на нахождение площади геометрической фигур |
-
| 21.11 | Таблица умножения и деления с числом 8. |
-
| 22.11 | Решение примеров на умножение и деление с числом 8. |
-
| 24.11 | Решение задач изученных видов |
-
| 25.11 | Таблица умножения и деления с числом 9. |
-
| 26.11 | Единицы площади – квадратный дециметр |
-
| 28.11 | Сводная таблица умножения. |
-
| 29.11 | Решение примеров на умножение и деление с использованием сводной таблицы умножения. Самостоятельная работа |
-
| 1.12 | Единица площади –квадратный метр |
-
| 2.12 | Решение задач с пропорциональными величинами |
-
| 3.12 | Страничка для любознательных. Задачи-расчёты. |
-
| 5.12 | Что узнали. Чему научилис |
-
| 6.12 | Повторение пройденного по теме «Таблица умножения и деления с числами 8,9» |
-
| 8.12 | Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления с числами 8,9» |
-
| 9.12 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Таблица умножения и деления с числами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9» |
-
| 10.12 | Умножение на 1 |
-
| 12.12 | Умножение на 0 |
-
| 13.12 | Деление вида а:а. |
-
| 15.12 | Деление нуля на число |
-
| 16.12 | Текстовые задачи в три действия |
-
| 17.12 | Страничка для любознательных. Изображение предметов на плане комнаты. Задачи расчёты. |
-
| 19.12 | Итоговая контрольная работа за II четверть. |
-
| 20.12 | Доли. Образование и сравнение долей. |
-
| 22.12 | Круг. Окружность. |
-
| 23.12 | Диаметр круга. Решение задач. Самостоятельная работа |
-
| 24.12 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. |
-
| 9.01 | Единицы времени – год, месяц, сутки |
-
| 10.01 | Страничка для любознательных. Задачи в картинках. |
-
| 12.01 | Что узнали. Чему научились Повторение пройденного по теме «Доли». |
-
| 13.01 | Контрольная работа по теме «Доли» |
-
| 14.01 | Анализ контрольной работы. Решение задач. |
-
| 16.01 | Решение текстовых задач в три действия |
-
| 17.01 | Страничка для любознательных. Готовимся к олимпиаде. |
-
| 19.01 | Приёмы умножения и деления вида 20∙ 3, 3 ∙ 20, 60:3 |
-
| 20.01 | Приём деления вида 80:20 |
-
| 21.01 | Умножение суммы на число |
-
| 23.01 | Решение задач разными способами |
-
| 24.01 | Приёмы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4∙ 23 |
-
| 26.01 | Решение примеров вида 37 ∙ 2, 5∙ 19 |
-
| 27.01 | Решение задач с величинами |
-
| 28.01 | Выражения с двумя переменными |
-
| 30.01 | Страничка для любознательных. Решение задач на нахождение периметра |
-
| 31.01 | Деление суммы на число |
-
| 2.02 | Решение задач на деление. |
-
| 3.02 | Приёмы деления для случаев вида 69:3, 78:2 |
-
| 4.02 | Связь между числами при делении |
-
| 6.02 | Проверка деления |
-
| 7.02 | Приёмы деления для случаев вида 87:29, 66:22 |
-
| 9.02 | Проверка умножения |
-
| 10.02 | Решение уравнений на основе связи взаимосвязи чисел при делении |
-
| 11.02 | Решение уравнений. Закрепление |
-
| 13.02 | Страничка для любознательных. Решение логических задач. |
-
| 14.02 | Что узнали. Чему научились. Повторение пройденного по теме «Внетабличное умножение и деление» |
-
| 16.02 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» |
-
| 17.02 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком |
-
| 18.02 | Деление с остатком |
-
| 20.02 | Деление с остатком методом подбора |
-
| 21.02 | Выполнения деления с остатком разными способами |
-
| 25.02 | Решение примеров на деление с остатком. |
-
| 27.02 | Решение задач на деление с остатком |
-
| 28.02 | Случаи деления с остатком, когда делитель больше делимого |
-
| 2.03 | Проверка деления с остатком |
-
| 3.03 | Повторение пройденного по теме «Деление с остатком» |
-
| 4.03 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком |
-
| 6.03 | Анализ контрольной работы. Проект «задачи расчёты» |
-
| 7.03 | Устная нумерация. Тысяча |
-
| 9.03 | Образование и название трёхзначных чисел. |
-
| 10.03 | Разряды счётных единиц |
-
| 11.03 | Зависимость между пропорциональными величинами: расход в день, количество дней, общий расход. |
-
| 13.03 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел |
-
| 14.03 | Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Самостоятельная работа . |
-
| 16.03 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых |
-
| 17.03 | Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
-
| 18.03 | Сравнение трёхзначных чисел. |
-
| 20.03 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе |
-
| 21.03 | Контрольная работа заIII четверть. |
-
| 23.03 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. |
-
| 24.03 | Решение логических задач Единицы массы: килограмм, грамм |
-
| 25.03 | Страничка для любознательных. Задачи -расчеты |
-
| 3.04 | Повторение изученного по теме «Нумерация» |
-
| 4.04 | Страничка для любознательных. Римские цифры. |
-
| 6.04 | Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000. |
-
| 7.04 | Разные способы вычислений. |
-
| 8.04 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 |
-
| 10.04 | Разные способы вычислений |
-
| 11.04 | Приёмы письменных вычислений |
-
| 13.04 | Алгоритм письменного сложения |
-
| 14.04 | Алгоритм письменного вычитания |
-
| 15.04 | Виды треугольников |
-
| 17.04 | Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел. |
-
| 18.04 | Упражнение в письменном сложении и вычитании трёхзначных чисел |
-
| 20.04 | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание» Что узнали. Чему научились |
-
| 21.04 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»» |
-
| 22.04 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. Готовимся к олимпиаде |
-
| 24.04 | Приёмы устного умножения и деления. |
-
| 25.04 | Разные способы вычислений |
-
| 27.04 | Устные приёмы умножения и деления на круглое число Самостоятельная работа |
-
| 28.04 | Виды треугольников |
-
| 29.04 | Приём письменного деления на однозначное число. |
-
| 2.05 | Страничка для любознательных. Решение логических задач |
-
| 4.05 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное |
-
| 5.05 | Письменное умножение трёхзначных чисел на однозначное |
-
| 6.05 | Упражнение в письменном умножении многозначных чисел на однозначное. |
-
| 8.05 | Закрепление письменного умножения многозначных чисел на однозначное. Самостоятельная работа |
-
| 11.05 | Приём письменного деления на однозначное число |
-
| 12.05 | Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное число. |
-
| 13.05 | Закрепление письменного деления трёхзначного числа на однозначное число. |
-
| 15.05 | Проверка деления умножением |
-
| 16.05 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» |
-
| 18.05 | Решение задач изученных видов. |
-
| 19.05 | Комплексная работа. |
-
| 20.05 | Знакомство с калькулятором. Что узнали. Самостоятельная работа. |
-
| 22.05 | Итоговая контрольная работа. |
-
| 23.05 | Анализ контрольной работы . Повторение пройденного |
-
| 25.05 | Повторение. Письменное умножение и деление на однозначное число Единицы длины, массы, времени |