Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 9 класс к учебнику А.Г. Мордкович»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по математике
9 класс
Программу составила
учитель математики
Коноплева С.Ю..,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 9 класса разработана на основе
«Программа. Алгебра 7-9 классы», составитель И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Мнемозина, Москва 2011 год.
«Программа. Геометрия 7-9 классы», составитель Т.А. Бурмистрова, Просвещение, Москва 2009 год.
Цель рабочей программы: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Расширить теоретическую значимость изучаемого материала.
Научить применять теорию к решению задач.
Развивать математическую речь.
Осуществлять связь математики с другими предметами.
Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится 5 часов в неделю. Учитывая важность и объективную трудность этого предмета, рабочая программа увеличена до 6 уроков в неделю за счет школьного компонента.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа в год, количество часов в неделю – 6.
Курс математики 9 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», которые изучаются параллельно (алгебра – 4 часа, геометрия – 2 часа в неделю). Тематическое планирование составлено по алгебре и по геометрии. Отметки учащимся ставятся по курсу математики.
В курсе выделяется несколько содержательных линий: неравенства и системы неравенств, системы уравнений, числовые функции, прогрессии, элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, метод координат, соотношения между сторонами и углами треугольника, скалярное произведение векторов, длина окружности и площадь круга, движения.
Для реализации программного содержания используется:
учебник «Алгебра - 8», А.Г. Мордкович, М: Мнемозина, 2010 г.
задачник «Алгебра - 8», А.Г. Мордкович, М: Мнемозина, 2010 г.
учебник «Геометрия 7-9», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, М: Просвещение, 2012 г.
Основные задачи учебника «Алгебра - 9»:
Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности, непрерывности, четности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
Выработать умения выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателем, многочленами, алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители вынесением множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Выработать умения решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, системы уравнений с двумя переменными.
Выработать умения решать линейные, квадратные и рациональные неравенства с одной переменной и их системы.
Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Систематизировать представления учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах.
Познакомить с формулами вычисления суммы и n-го члена прогрессий.
Ввести основные понятия элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Правильно употреблять математическую терминологию.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса алгебры, который базируется на функционально- графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме:
функция – уравнения – преобразования.
Основные задачи учебника «Геометрия - 9»:
Научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Расширить и углубить знания о геометрических фигурах (многоугольники, окружность).
Дать представление о решении задач в координатах.
Познакомить с уравнениями окружности и прямой.
Выработать умения вычислять элементы произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов.
Систематизировать сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной.
Ввести понятие скалярного произведения векторов.
Познакомить с понятиями о движении, повороте и параллельном переносе.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 9 классе учащиеся должны:
Знать / понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
термины: «выражение», «тождественное преобразование», «уравнение», «корень уравнения», «решение системы», понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители», «решить уравнение, неравенство, систему»;
как используются математические формулы, уравнения при решении математических и практических задач;
как функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений;
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные выражения рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученные результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
выполнять чертежи по условиям задач;
изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур, вычислений площадей фигур при решении практических задач.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Список литературы
А.Г. Мордкович. Алгебра 9. Методическое пособие для учителя, М: Мнемозина, 2010 г.
А.Г. Мордкович. Тесты 7-9., М: Мнемозина, 2010 г.
Л.А.Александрова. Контрольные работы, Алгебра 9класс, М: Мнемозина, 2009 г.
Л.А. Александрова. Алгебра, самостоятельные работы. 9 класс, М: Мнемозина, 2009 г.
Л.С. Атанасян. Изучение геометрии в 7-9 классах, М: Просвещение, 2013 г.
Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь, М: Просвещение, 2013 г.