Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Cредняя общеобразовательная школа № 9″
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла МБОУ ″СОШ № 9″ Протокол № от «__»__________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ ″СОШ № 9″ Байрамгалина Н.А. «__»__________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ″СОШ № 9″ Захарова Л.А. «__»__________2017г. Приказ № от __.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Начального общего образования
по учебному предмету
«Математика»
для 1 класса
Программу составил:
Учитель
Петрова Татьяна Михайловна
город Троицк
Челябинская область
2017
Статус программы:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 9» на 2015-2020 годы.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, ширина), единицами измерения (сантиметр, дециметр, килограмм) и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с пустым окошечком).
Особое место занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображатьточку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник).
На уроке происходит формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности.
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 часа.
Планируемые результаты освоения программы к концу 1 класса:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема | Характеристика |
Числа и величины | Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм); вместимости (литр). |
Арифметические действия | Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения |
Работа с текстовыми задачами | Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения (больше на.., меньше на..). Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник. Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар. |
Геометрические величины | Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
Работа с информацией | Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний. |
Тематическое планирование
Содержание раздела | Содержание темы | № урока | Количество часов |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | 1 |
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 2 | 1 |
Пространственные и временные представления. «Вверху». «Внизу». «Слева». «Справа». | 3 | 1 |
Пространственные и временные представления. «Раньше». «Позже». «Сначала». «Потом». «За». «Между». | 4 | 1 |
Сравнение групп предметов. Отношения «Столько же». «Больше». «Меньше». | 5 | 1 |
| Сравнение групп предметов. «На сколько больше?». «На сколько меньше?». | 6 | 1 |
| Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. «На столько больше (меньше)?». Пространственные и временные представления . | 7 | 1 |
| Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления | 8 | 1 |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | 9 | 1 |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | 10 | 1 |
Число 3. Письмо цифры 3. | 11 | 1 |
Знаки: +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Числа 1,2,3. | 12 | 1 |
| Число 4. Письмо цифры 4. | 13 | 1 |
| Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 14 | 1 |
| Число 5. Письмо цифры 5. | 15 | 1 |
| Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 16 | 1 |
| Странички для любознательных. | 17 | 1 |
| Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 18 | 1 |
| Ломаная линия. | 19 | 1 |
| Закрепление изученного материала. сравнение, запись, соотнесение числа и цифры». | 20 | 1 |
| Знаки: «» больше, « | 21 | 1 |
| Равенство. Неравенство. | 22 | 1 |
| Многоугольник. | 23 | 1 |
| Числа 6,7. Письмо цифры 6. | 24 | 1 |
| Числа 6,7. Письмо цифры 7. | 25 | 1 |
| Числа 8,9. Письмо цифры 8. | 26 | 1 |
| Числа 8,9. Письмо цифры 9. | 27 | 1 |
| Число 10. Письмо числа 10. | 28 | 11 |
| Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. | 29 | 1 |
| Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 30 | 1 |
| Сантиметр | 31 | 1 |
| Увеличить на….Уменьшить на… | 32 | 1 |
| Число 0. | 33 | 1 |
| Странички для любознатель ных- задания творческого и поискового характера. Закрепление по теме «Числа о 1 до 10 и число 0». | 34 | 1 |
| Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся№3 по теме « Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация . | 35 | 1 |
(30 ч.) Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | Сложение и вычитание с числом 0. Закрепление изученного материала. | 36 | 1 |
Защита проектов | 37 | 1 |
Сложение и вычитание вида:□± 1 | 38 | 1 |
| Сложение и вычитание вида: □ +1-1. | 39 | 1 |
| Сложение и вычитание вида:□± 2 | 40 | 1 |
| Слагаемые. Сумма. | 41 | 1 |
| Задача (условие, вопрос). | 42 | 1 |
| Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | 43 | 1 |
| Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 44 | 1 |
| Присчитывание и отсчитывания по 2. | 45 | 1 |
| Задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | 46 | 1 |
| Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся№ 4 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 47 | 1 |
| Сложение и вычитание вида:□±3 | 48 | 1 |
| Сложение и вычитание вида: □ +3-3. | 49 | 1 |
| Сложение и вычитание числа 3. | 50 | 1 |
| Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание числа 3». Решение текстовых задач (сравнение отрезков). | 51 | 1 |
| Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 52 | 1 |
| Сложение и соответствующие случаи состава чисел. Присчитывание и отсчитывания по 3. | 53 | 1 |
| Решение задач. | 54 | 1 |
| Решение задач. Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | 55 | 1 |
| Странички для любознательных. | 56 | 1 |
| Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного материала. | 57 | 1 |
| Закрепление изученного материала. | 58 | 1 |
Проверка знаний№ 5 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 59 | 1 |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 60 | 1 |
| Проверим себя и свои достижения. Итоговый тест за 1 полугодие № 1 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 61 | 1 |
| Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. | 62 | 1 |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 63 | 1 |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 64 | 1 |
| Сложение и вычитание вида: □ +4 -4 | 65 | 1 |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (37 часов) | Закрепление изученного материала. | 66 | 1 |
Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? | 67 | 1 |
Решение задач. | 68 | 1 |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 69 | 1 |
Решение задач. Закрепление пройденного материала. | 70 | 1 |
| Перестановка слагаемых. | 71 | 1 |
| Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. | 72 | 1 |
| Составление таблицы сложения + 5, 6, 7, 8, 9. | 73 | 1 |
| Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. | 74 | 1 |
| Состав чисел в пределах 10. | 75 | 1 |
| Решение задач. | 76 | 1 |
| Что узнали. Чему научились? | 77 | 1 |
| Повторение изученного материала. Контрольная работа № 1 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 78 | 1 |
| Связь между суммой и слагаемыми. | 79 | 1 |
| Связь между суммой и слагаемыми. | 80 | 1 |
| Решение задач. | 81 | 1 |
| Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 82 | 1 |
| Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. | 83 | 1 |
| Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. Связь сложения и вычитания. Решение задач. | 84 | 1 |
| Вычитание из чисел вида:8- □,9- □. | 85 | 1 |
| Вычитание из чисел вида:8- □,9-□. Решение задач. | 86 | 1 |
| Вычитание из чисел вида:10- □. | 87 | 1 |
| Закрепление изученного материала. | 88 | 1 |
| Килограмм. | 89 | 1 |
| Литр. | 90 | 1 |
| Что узнали? Чему научились? Контроль и учет знаний. Тест № 2 " Вычитание из чисел вида:10- □". | 91 | 1 |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 92 | 1 |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ (12ч.) | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. | 93 | 1 |
Образование чисел второго десятка из десятка и нескольких единиц. | 94 | 1 |
Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. | 95 | 1 |
| Дециметр. | 96 | 1 |
| Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 97 | 1 |
| Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | 98 | 1 |
| Задачи творческого и поискового характера. | 99 | 1 |
| Закрепление пройденного материала. Что узнали? Чему научились? | 100 | 1 |
| Контрольная работа №2 по теме: «Числа от 1 до 20. Нумерация». | 101 | 1 |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 102 | 1 |
| Подготовка к решению задач в два действия. | 103 | 1 |
| Решение задач. | 104 | 1 |
| Ознакомление с задачей в два действия. | 105 | 1 |
| Решение задач в два действия. | 106 | 1 |
| Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 107 | 1 |
| Сложение вида: □ +2, □ +3. | 108 | 1 |
| Сложение вида: □ +4. | 109 | 1 |
| Сложение вида: □ +5. | 110 | 1 |
| Сложение вида: □ +6. | 111 | 1 |
| Сложение вида: □ +7. | 112 | 1 |
| Сложение вида: □ +8, □ +9. | 113 | 1 |
| Таблица сложения. | 114 | 1 |
| Решение текстовых задач, числовых выражений. | 115 | 1 |
| Закрепление изученного материала. Задания творческого и поискового характера. | 116 | 1 |
| Что узнали? Чему научились? Контрольная работа № 3 по теме : «Числа от1 до 20. Сложение и вычитание». | 117 | 1 |
Табличное вычитание (11 часов) | Приемы вычитания с переходом через десяток. | 118 | 1 |
Вычитание вида: 11- □. | 119 | 1 |
Вычитание вида: 12- □. | 120 | 1 |
Вычитание вида: 13- □. | 121 | 1 |
| Вычитание вида: 14- □. | 122 | 1 |
| Вычитание вида: 15- □. | 123 | 1 |
| Вычитание вида: 16- □. | 124 | 1 |
| Вычитание вида: 17- □, 18- □ | 125 | 1 |
| Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Задачи творческого и поискового характера. | 126 | 1 |
| Контроль и учет знаний. Проверим себя и свои достижения. Тест № 3 по теме : «Числа от1 до 20. Сложение и вычитание». | 127 | 1 |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 128 | 1 |
| Проект №2 «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 129 | 1 |
Итоговое повторение «Что узнали и чему научились в 1 классе» (3ч.) | Закрепление пройденного материала. | 130 | 1 |
Контроль и учет знаний. Итоговая контрольная работа № 4 | 131 | 1 |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». «Геометрические фигуры». | 132 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе
Тема (раздел) (количество часов) | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Домашнее задание | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости | Корректировка |
По плану | По факту |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | 04.09 | | | | Фронтальная беседа. | |
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 1 | 05.09 | | | | Текущий. | |
Пространственные и временные представления. «Вверху». «Внизу». «Слева». «Справа». | 1 | 07.09 | | | | Индивидуальный опрос. | |
Пространственные и временные представления. «Раньше». «Позже». «Сначала». «Потом». «За». «Между». | 11 | 08.09 | | | | Индивидуальный опрос. | |
| Сравнение групп предметов. Отношения «Столько же». «Больше». «Меньше». | 1 | 11.09 | | | | Текущий. | |
| Сравнение групп предметов. «На сколько больше?». «На сколько меньше?». | 1 | 12.09 | | | | Индивидуальный опрос. | |
| Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. «На столько больше (меньше)?». Пространственные и временные представления . | 1 | 14.09 | | | | Индивидуальный опрос. | |
| Закрепление знаний по теме Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления | 1 | 15.09 | | | | Проверочная работа № 1. | |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | 1 | 18.09 | | | | Текущий. | |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | 1 | 19.09 | | | | Текущий. | |
Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | 21.09 | | | | Индивидуальный опрос. | |
Знаки: +, -, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Числа 1,2,3. | 1 | 22.09 | | | | Текущий. | |
| Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | 25.09 | | | | Текущий. | |
| Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | 26.09 | | | | Текущий. | |
| Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | 28.09 | | | | Текущий. | |
| Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | 29.09 | | | | Текущий. | |
| Странички для любознательных. | 1 | 02.10 | | | | Самостоятельная работа. | |
| Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | 03.10 | | | | Текущий. | |
| Ломаная линия. | 1 | 05.10 | | | | Текущий. | |
| Закрепление изученного материала. сравнение, запись, соотнесение числа и цифры». | 1 | 06.10 | | | | Проверочная работа №2 | |
| Знаки: «» больше, « | 1 | 09.10 | | | | Текущий. | |
| Равенство. Неравенство. | 1 | 10.10 | | | | Текущий. | |
| Многоугольник. | 1 | 12.10 | | | | Текущий. | |
| Числа 6,7. Письмо цифры 6. | 1 | 13.10 | | | | Текущий. | |
| Числа 6,7. Письмо цифры 7. | 1 | 16.10 | | | | Индивидуальный. | |
| Числа 8,9. Письмо цифры 8. | 1 | 17.10 | | | | Индивидуальный. | |
| Числа 8,9. Письмо цифры 9. | 1 | 19.10 | | | | Тест (5 мин.). | |
| Число 10. Письмо числа 10. | 1 | 20.10 | | | | Индивидуальный. | |
| Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. | 1 | 23.10 | | | | Индивидуальный. | |
| Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 1 | 24.10 | | | | Индивидуальный. | |
| Сантиметр | 1 | 26.10 | | | | Текущий. | |
| Увеличить на….Уменьшить на… | 1 | 27.10 | | | | Текущий. | |
| Число 0. | 1 | 07.11 | | | | Текущий. | |
| Странички для любознательных- задания творческого и поискового характера. Закрепление по теме «Числа о 1 до 10 и число 0». | 1 | 09.11 | | | | Самостоятельная работа.(10 мин.) | |
| Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся№3 по теме « Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация . | 1 | 10.11 | | | | Проверочная работа № 3(35 мин.) | |
(30 ч.) Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | Сложение и вычитание с числом 0. Закрепление изученного материала. | 1 | 13.11 | | | | Индивидуальный. | |
Защита проектов | 1 | 14.11 | | | | Проект | |
Сложение и вычитание вида:□± 1 | 1 | 16.11 | | | | Презентация проекта. | |
| Сложение и вычитание вида: □ +1-1. | 1 | 17.11 | | | | Текущий. | |
| Сложение и вычитание вида:□± 2 | 1 | 20.11 | | | | Текущий. | |
| Слагаемые. Сумма. | 1 | 21.11 | | | | Текущий. | |
| Задача (условие, вопрос). | 1 | 23.11 | | | | Текущий. | |
| Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | 1 | 24.11 | | | | Текущий. | |
| Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 1 | 27.11 | | | | Текущий. | |
| Присчитывание и отсчитывания по 2. | 1 | 28.11 | | | | Тест (5 мин.). | |
| Задачи на увеличение (уменьшение ) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | 1 | 30.11 | | | | Текущий. | |
| Что узнали. Чему научились. Проверка знаний учащихся№ 4 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 1 | 01.12 | | | | Текущий. | |
| Сложение и вычитание вида:□±3 | 1 | 04.12 | | | | Проверочная работа № 4 | |
| Сложение и вычитание вида: □ +3-3. | 1 | 05.12 | | | | Текущий. | |
| Сложение и вычитание числа 3. | 1 | 07.12 | | | | Текущий. | |
| Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание числа 3». Решение текстовых задач (сравнение отрезков). | 1 | 08.12 | | | | Текущий. | |
| Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 | 11.12 | | | | Текущий. | |
| Сложение и соответствующие случаи состава чисел. Присчитывание и отсчитывания по 3. | 1 | 12.12 | | | | Тест (5 мин.). | |
| Решение задач. | 1 | 14.12 | | | Решение задач, текстовое содержание которых связано с повседневной жизнью региона, его особенностями. (В родном краю. Математика) | Математическийдиктант (5 мин.) | |
| Решение задач. Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | 1 | 15.12 | | | | Текущий. | |
| Странички для любознательных. | 1 | 18.12 | | | | Проверочная работа 10 мин. | |
| Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного материала. | 1 | 19.12 | | | | Самостоятельная работа.(10 мин.) | |
| Закрепление изученного материала. | 1 | 21.12 | | | | Самостоятельная работа.( мин.) | |
| Проверка знаний№ 5 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 1 | 22.12 | | | | Проверочная работа№ 5(35 мин.) | |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | 25.12 | | | | Индивидуальная. | |
| Проверим себя и свои достижения. Итоговый тест за 1 полугодие № 1 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 1 | 26.12 | | | | Тест №1(35 мин.). | |
| Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. | 1 | 28.12 | | | | Математический диктант. (5 мин.) | |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | 09.01 | | | | Текущий. | |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 11.01 | | | | Текущий. | |
| Сложение и вычитание вида: □ +4 -4 | 1 | 12.01 | | | | Текущий. | |
числа от 1 до 10 сложение и вычитание (37 ч) | Закрепление изученного материала. | 1 | 15.01 | | | | Тест (7 мин). | |
Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 16.01 | | | | Текущий. | |
| Решение задач. | 1 | 18.01 | | | Решение задач, текстовое содержание которых связано с повседневной жизнью региона, его особенностями. (В родном краю. Математика) | Проверочная работа (10 мин). | |
| Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | 19.01 | | | | Текущий. | |
| Решение задач. Закрепление пройденного материала. | 1 | 22.01 | | | | Самостоятельная работа. | |
| Перестановка слагаемых. | 1 | 23.01 | | | | Текущий. | |
| Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 25.01 | | | | Индивидуальный. | |
| Составление таблицы сложения + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 26.01 | | | | Текущий. | |
| Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. | 1 | 29.01 | | | | Самостоятельная работа. | |
| Состав чисел в пределах 10. | 1 | 30.01 | | | | Текущий. | |
| Решение задач. | 1 | 01.02 | | | Решение задач, текстовое содержание которых связано с повседневной жизнью региона, его особенностями. (В родном краю. Математика) | Текущий. | |
| Что узнали. Чему научились? | 1 | 02.02 | | | | Контрольная работа № 1. | |
| Повторение изученного материала. Контрольная работа № 1 по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | 1 | 12.02 | | | | Текущий. | |
| Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 13.02 | | | | Индивидуальный. | |
| Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 15.02 | | | | Текущий. | |
| Решение задач. | 1 | 16.02 | | | | Текущий. | |
| Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | 19.02 | | | | Текущий. | |
| Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. | 1 | 20.02 | | | | Текущий. | |
| Вычитание из чисел вида: 6- □,7- □. Связь сложения и вычитания. Решение задач. | 1 | 22.02 | | | | Текущий. | |
| Вычитание из чисел вида:8- □,9- □. | 1 | 23.02 | | | | Текущий. | |
| Вычитание из чисел вида:8- □,9-□. Решение задач. | 1 | 26.02 | | | | Текущий. | |
| Вычитание из чисел вида:10- □. | 1 | 27.02 | | | | Математический диктант (5 мин). | |
| Закрепление изученного материала. | 1 | 01.03 | | | | Текущий. | |
| Килограмм. | 1 | 02.03 | | | | Текущий. | |
| Литр. | 1 | 05.03 | | | | Тест № 2 (35 мин.) | |
| Что узнали? Чему научились? Контроль и учет знаний. Тест № 2 " Вычитание из чисел вида:10- □". | 1 | 06.03 | | | | Индивидуальная. | |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | 08.03 | | | | Математический диктант (5 мин.). | |
числа от 1 до 20.нумерация (12ч) | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. | 1 | 09.03 | | | | Текущий. | |
| Образование чисел второго десятка из десятка и нескольких единиц. | 1 | 12.03 | | | | Текущий. | |
| Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. | 1 | 13.03 | | | | Текущий. | |
| Дециметр. | 1 | 15.03 | | | | Текущий. | |
| Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 1 | 16.03 | | | | Индивидуальный. Работа в парах. | |
| Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | 1 | 19.03 | | | | Текущий. | |
| Задачи творческого и поискового характера. | 1 | 20.03 | | | | Индивидуальный. | |
| Закрепление пройденного материала. Что узнали? Чему научились? | 1 | 22.03 | | | | Контрольная работа № 2. | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Числа от 1 до 20. Нумерация». | 1 | 23.03 | | | | Индивидуальная. | |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | 03.04 | | | | Текущий. | |
| Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 05.04 | | | | Текущий. | |
| Решение задач. | 1 | 06.04 | | | | Индивидуальный. | |
| Ознакомление с задачей в два действия. | 1 | 09.04 | | | | Самостоятельная работа. | |
| Решение задач в два действия. | 1 | 10.04 | | | | Индивидуальный. | |
| Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 12.04 | | | | Текущий. | |
| Сложение вида: □ +2, □ +3. | 1 | 13.04 | | | | Текущий. | |
| Сложение вида: □ +4. | 1 | 16.04 | | | | Текущий. | |
| Сложение вида: □ +5. | 1 | 17.04 | | | | Текущий. | |
| Сложение вида: □ +6. | 1 | 19.04 | | | | Математический диктант. | |
| Сложение вида: □ +7. | 1 | 20.04 | | | | Текущий. | |
| Сложение вида: □ +8, □ +9. | 1 | 23.04 | | | | Текущий. | |
| Таблица сложения. | 1 | 24.04 | | | | Текущий. | |
| Решение текстовых задач, числовых выражений. | 1 | 26.04 | | | Решение задач, текстовое содержание которых связано с повседневной жизнью региона, его особенностями. (В родном краю. Математика) | Тест (15 мин). | |
| Закрепление изученного материала. Задания творческого и поискового характера. | 1 | 27.04 | | | | Контрольная работа № 3 (35 мин.) | |
| Что узнали? Чему научились? Контрольная работа № 3 по теме : «Числа от1 до 20. Сложение и вычитание». | 1 | 30.04 | | | | Текущий. | |
Табличное вычитание (11 часов) | Приемы вычитания с переходом через десяток. | 1 | 01.05 | | | | Текущий. | |
Вычитание вида: 11- □. | 1 | 03.05 | | | | Самостоятельная работа (15 мин). | |
Вычитание вида: 12- □. | 1 | 04.05 | | | | Текущий. | |
| Вычитание вида: 13- □. | 1 | 07.05 | | | | Математический диктант (5 мин). | |
| Вычитание вида: 14- □. | 1 | 08.05 | | | | Текущий. | |
| Вычитание вида: 15- □. | 1 | 10.05 | | | | Текущий. | |
| Вычитание вида: 16- □. | 1 | 11.05 | | | | Текущий. | |
| Вычитание вида: 17- □, 18- □ | 1 | 14.05 | | | | Индивидуальный. | |
| Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Задачи творческого и поискового характера. | 1 | 15.05 | | | | Тест № 3 | |
| Контроль и учет знаний. Проверим себя и свои достижения. Тест № 3 по теме : «Числа от1 до 20. Сложение и вычитание». | 1 | 17.05 | | | | Индивидуальная. | |
| Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | 18.05 | | | | Индивидуальная. Презентация проекта. | |
| Проект №2 «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | 21.05 | | | | Индивидуальный. | |
Итоговое повторение «Что узнали и чему научились в 1 классе» (3ч.) | Закрепление пройденного материала. | 1 | 22.05 | | | | Контрольная работа № 4 | |
Контроль и учет знаний. Итоговая контрольная работа № 4 | 1 | 24.05 | | | | Текущий. | |
Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». «Геометрические фигуры». | 1 | 25.05 | | | | | |
Контрольно- измерительный материал
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
Формы контроля освоения учащимися содержания:
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени.
Тестовые задания - Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Динамичная форма проверки, направленная на установление уровня формированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
№ п/п | Дата | Тема контрольной работы | Характеристика проверочной работы | Ссылка |
1 | 15.09 | Проверочная работа № 1 | Дочисловой период | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 28 |
2 | 06.10 | Проверочная работ № 2 | Нумерация чисел от 1 до 5. | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 32 |
3 | 24.10 | Проект № 1 | «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | |
4 | 10.11 | Проверочная работа № 3 | Нумерация чисел от 1 до 10 . Число 0. | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 46 |
5 | 04.12 | Проверочная работа № 4 | Прибавление и вычитание чисел 1, 2 | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 50 |
6 | 22.12 | Проверочная работа №5 | Прибавление и вычитание чисел 1, 2, 3. Математические термины. | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 64 |
7 | 26.12 | Тест № 1 | Сложение в пределах 10. | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 4 |
8 | 02.02 | Контрольная работа № 1 | Сложение и вычитание. 3 ч. | |
9 | 05.03 | Тест № 2 | Сложение и вычитание в пределах 10 | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 8 |
10 | 22.03 | Контрольная работа № 2 | Нумерация чисел от 1 до 10. | |
11 | 27.04 | Контрольная работа № 3 | Нумерация чисел от 1 до 20. | |
12 | 15.05 | Тест № 3 | Нумерация чисел от 1 до 20. Табличное сложение. | Ким. Математика. 1 класс Т.Н. Ситникова стр. 12 |
13 | 21.05 | Проект № 2 | «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | |
14 | 22.05 | Контрольная работа № 5 | Итоговое повторение за 1 класс. | |