2015 г.
Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
самостоятельной работы обучающегося 134 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Геометрия | | 135 | |
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.1. | 1 |
Тема 1.2. Параллельность прямых и плоскостей | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Параллельность прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Признаки и свойства. | 2 |
2 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между двумя прямыми в пространстве. | 2 |
3 | Параллельные плоскости. Признак и свойства параллельных плоскостей. | 2 |
4 | Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. Куб. Симметрии в кубе и параллелепипеде. Построение сечений. | 2 |
5 | Параллельная проекция фигуры. Изображение проекций плоских фигур. | | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.2. | 7 |
Тема 1.3. Перпендикулярность прямых и плоскостей | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 2 |
2 | Перпендикуляр и наклонные. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Теорема о трех перпендикулярах. | 2 |
3 | Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. | 2 |
4 | Перпендикулярность плоскостей. Признаки и свойства. Прямоугольный параллелепипед, его свойства. | 2 |
5 | Применение ортогонального проектирования в черчении. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур. | | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.3. | 7 |
Тема 1.4. Многогранники | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Многогранники, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | 2 |
2 | Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Сечения призмы. Площадь поверхности прямой призмы. | 2 |
3 | Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Сечения пирамиды. Усеченная пирамида. Площадь поверхности правильной пирамиды. | 2 |
4 | Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр). Симметрия правильных многогранников. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Многогранники» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.4.; модели многогранников. | 8 |
Тема 1.5. Координаты и векторы | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Векторы в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Действия с векторами: сложение векторов и умножение вектора на число. | 2 |
2 | Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Разложение по трем некомпланарным векторам. Вычисление угла между прямой и плоскостью. | 2 |
3 | Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнения прямой и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. | 2 |
4 | Геометрические преобразования пространства: центральная, осевая и зеркальная симметрия, параллельный перенос. Примеры симметрии в окружающем мире. Симметрия многогранников и тел вращения. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Координаты и векторы» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.5. | 7 |
Тема 1.6. Тела и поверхности вращения | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Тела и поверхности вращения. Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Площадь поверхности цилиндра. | 2 |
2 | Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Усеченный конус. Площадь поверхности конуса. | 2 |
3 | Сфера и шар, их сечения. Уравнение сферы. Площадь сферы. | 2 |
4 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Тела и поверхности вращения» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.6.; модели тел вращения. | 8 |
Тема 1.7. Объемы тел | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Понятие объема. Отношение объемов подобных тел. Объем куба, прямоугольного параллелепипеда. Объем призмы. | 2 |
2 | Объем цилиндра. | 2 |
3 | Объем пирамиды. | 2 |
4 | Объем конуса и шара. | 2 |
5 | Итоговое повторение. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Объемы тел» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 1.7. | 7 |
Раздел 2. Алгебра | | 147 |
Тема 2.1. Развитие понятия о числе | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Развитие понятия о числе. Числовые множества. | 1 |
2 | Последовательности. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 2 |
3 | Арифметический корень натуральной степени, свойства корней. | 2 |
4 | Степень с рациональным и действительным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени и корни. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Действительные числа. Преобразование степенных и иррациональных выражений.» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.1.; реферат «Роль математики в жизни общества.» | 7 |
Тема 2.2. Степенная функция | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 1 |
2 | Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат, начала координат и прямой у=х, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 2 |
3 | Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций. | 2 |
4 | Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. Графики взаимно обратных функций. | 2 |
5 | Решение рациональных уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной. | 2 |
6 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Решение систем неравенств с одной переменной. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. | 2 |
7 | Иррациональные уравнения, методы их решения. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Степенная функция» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.2. | 7 |
Тема 2.3. Показательная функция | Содержание учебного материала | 11 |
1 | Показательная функция (экспонента), ее свойства и график. | 2 |
2 | Показательные уравнения, методы их решения. | 2 |
3 | Показательные неравенства, методы их решения. | 2 |
4 | Системы показательных уравнений и неравенств. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Показательная функция» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.3. | 7 |
Тема 2.4. Логарифмическая функция | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Логарифмы, логарифм произведения, частного, степени. Основное логарифмическое тождество. Переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Число е. Упрощение логарифмических выражений. | 2 |
2 | Логарифмическая функция ее свойства и график. | 2 |
3 | Логарифмические уравнения, методы их решения. | 2 |
4 | Логарифмические неравенства, методы их решения. | 2 |
5 | Системы логарифмических уравнений и неравенств. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Логарифмическая функция» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.4. | 8 |
Тема 2.5. Тригонометрические формулы | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Градусная и радианная мера угла. Единичная окружность. | 2 |
2 | Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс числа. Знаки значений тригонометрических функций. Таблица значений тригонометрических функций некоторых углов. Синус, косинус и тангенс углов α и – α. | 2 |
3 | Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. | 2 |
4 | Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. | 2 |
5 | Формулы суммы и разности тригонометрических функций. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. | 2 |
6 | Вычисление значений и тождественные преобразование тригонометрических выражений. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Тригонометрические формулы» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.5. | 7 |
Тема 2.6. Тригонометрические уравнения | Содержание учебного материала | 13 |
1 | Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. | 2 |
2 | Методы решения тригонометрических уравнений. | 2 |
3 | Простейшие тригонометрические неравенства. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Тригонометрические уравнения» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.6. | 7 |
Тема 2.7. Тригонометрические функции | Содержание учебного материала | 11 |
1 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. | 2 |
2 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Основной период. | 2 |
3 | Тригонометрические функции у = sin x, y = cos x, их свойства и графики. | 2 |
4 | Тригонометрические функции у = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Тригонометрические функции» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 2.7. | 7 |
Раздел 3. Начала анализа | | 72 |
Тема 3.1. Производная и ее геометрический смысл | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Понятие предела и непрерывности функции. | 2 |
2 | Понятие о производной функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. | 2 |
3 | Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной. | 2 |
4 | Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. | 2 |
5 | Физический смысл производной. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Производная. Свойства производной» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.1. | 8 |
Тема 3.2. Применение производной к исследованию функций | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Возрастание и убывание функции. | 2 |
2 | Экстремумы функции. | 2 |
3 | Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. | 3 |
4 | Выпуклость функции и точки перегиба. | 2 |
5 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Применение производной к исследованию функций» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.2. | 8 |
Тема 3.3. Первообразная и интеграл | Содержание учебного материала | 15 |
1 | Первообразная. Правила нахождения первообразных. | 2 |
2 | Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Вычисление интегралов. Формула Ньютона-Лейбница. | 2 |
3 | Вычисление площадей плоских фигур с помощью интегралов. | 3 |
4 | Применение первообразной и интеграла к решению практических задач. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Интеграл» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 3.3. | 8 |
Раздел 4. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей. Итоговое повторение | | 48 |
Тема 4.1. Комбинаторика | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Комбинаторика. Примеры комбинаторных задач. Правило произведения. Факториал. | 1 |
2 | Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. | 2 |
3 | Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.1. | 2 |
Тема 4.2. Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 7 |
1 | События. Элементарные и сложные события. Противоположное событие. | 2 |
2 | Вероятность события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. | 2 |
3 | Понятие о независимости событий. Умножение вероятностей. | 2 |
4 | Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение содержательных практических задач с применением вероятностных методов. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.2. | 2 |
Тема 4.3. Статистика | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Понятие о статистическом исследовании. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации (таблицы, диаграммы, графики). Генеральная совокупность, выборка. | 1 |
2 | Случайные величины. Ряд распределения случайной величины. Полигон частот. Гистограмма относительных частот. | 2 |
3 | Числовые характеристики рядов данных. Центральные тенденции: мода, медиана, среднее арифметическое, математическое ожидание. | 2 |
4 | Меры разброса: размах выборки, отклонение от среднего, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа «Статистика» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение теории и решение задач по теме 4.3. | 2 |
Итоговое повторение. Подготовка к экзамену. | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Итоговое повторение по разделам 2-4 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельная работа с учебником, конспектами учебных занятий, решение задач, выполнение домашних контрольных работ. | 10 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - |
Всего: | 402 |
Реализация рабочей программы требует наличия учебного кабинета математики.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: | |
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира. | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Алгебра уметь: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Функции и графики уметь: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций, описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Начала математического анализа уметь: вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразных; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
Уравнения и неравенства уметь: решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять и решать уравнения и неравенства по условию задачи; изображать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: | тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей уметь: решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; | домашние задания, работа у доски, контрольная работа доклады, опрос, тестирование |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | доклады, опрос, тестирование контрольная работа |
Геометрия уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; | домашние задания, работа у доски, тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | домашние задания, работа у доски, тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |