СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по мировой художественой культуре 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК к учебнику Г.И.Даниловой "От истоков до XVII века", 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мировой художественой культуре 10 класс»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

для 10 класса











Составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по мировой художественной культуре; Москва, Просвещение, 2011 г.;

Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. –– М.: Дрофа, 2010.Программу составила Турченко Н.Р.


г. Нижневартовск, 2017 год













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Программы для  общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Мировая художественная культура 10-11 класс», допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации. Автор Г.И Данилова М.: Дрофа,

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования по мировой художественной культуре

.

Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Для реализации программного содержания используются учебники:

Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от истоков до 17 века. Учебник для 10 класса ОУ. М., Дрофа, 2011

Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Учебник для 11 класса ОУ. М., Дрофа, 2011





Цели и задачи обучения мировой художественной культуры:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.




















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА КУРСА

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.



Ожидаемые результаты изучения курса «Мировая художественная культура»

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для

сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с примерной программой основного общего образования по мировой художественной культуре. Данная программа разработана на 2014-2015 учебный год.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Для реализации программного содержания используются учебники:

  • Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от истоков до 17 века. Учебник для 10 класса ОУ. М., Дрофа, 2011

  • Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Учебник для 11 класса ОУ. М., Дрофа, 2011

  • Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2011 год.

Методические пособия для учителя:

  • Информационные технологии на уроках МХК, Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.

  • Уроки МХК 11 класс Практическое пособие,ТЦ «Учитель», Воронеж,2003.

  • Тематическое и поурочное планирование Данилова МХК 10-11 класс, «Дрофа», М.,2004.

  • МХК Методические рекомендации для преподавния МХК, ООО «Фирма МХК», М., 2000.

  • Программы Общеобразовательных учреждений МХК,М., Изд-во «Интербук»,1998.

  • МХК Универсальный словарь справочник по МХК от «А» до «Я», ООО «Фирма МХК» М,2000.

  • Мифологический словарь Изд-во «Просвещение», 1985.

  • «В мире прекрасного» Иллюстрированная энциклопедия для детей, Харьков, «Ранок», 2006.

  • Краткая история искусств, в 2-х томах, Н.А.Дмитриева, М.,Искусство,1987.







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет 305 оснащен следующим материально-техническим оборудованием для осуществления образовательного процесса:

  • комплект ученической мебели (15 парт, 30 стульев);

  • учительское место (стол - инв. №1060000069, кресло – 1шт.);

  • мебельная стенка – 1 шт. (инв. №1060000036);

  • компьютер - 1 шт. №1040000026(системный блок INTEN, монитор SAMSUNG, клавиатура - инв. №410134000000029);

  • мультимедийный проектор - 1 шт. (BENQ. инв. №10600000271);

  • принтер - 1 шт. (инв. №.1040000220);


ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ

№п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Древние цивилизации - 6 часов

1.

Первые художники Земли

1



2.

Архитектура страны фараонов.

1



3.

Архитектура страны фараонов.

1



4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1



5.



Художественная культура Древней Передней Азии

1



6.

Искусство доколумбовой Америки.



1



Культура античности – 7 часов


7.





Эгейское искусство

1



8.

7





Золотой век Афин.

1



9.

8







Выдающиеся скульпторы древней Эллады.

1



10.

9






Архитектура Древнего Рима .

1



11.


10




Изобразительное искусство Римской империи.

1



12.





Театр и музыка античности.

1



13.






Значение искусства античности в развитии мировой культуры.

1



Художественная культура средневековья - 9 часов

14.

13







Мир византийской культуры.

1



15.

14





Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

1



16.

15





Московское княжество

1



17.

16




Деревянное зодчество Руси.

1



18.




Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1



19.










Архитектура западноевропейского Средневековья.

1



20.







Изобразительное искусство средних веков.

1



21.







Театральное искусство и музыка в средние века.

1



22.

21







Особенности средневековой культуры.

1



Культура Востока - 5 часов

23.





Индия – страна чудес.

1



24.

23




Художественная культура Китая.

1



25





Искусство Страны восходящего солнца.

1



26.

25





Художественная культура ислама.

1



27.

26





Особенности культуры Востока.

1



Возрождение - 8 часов

28.








Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

1



29.









Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

1



30.






Золотой век Возрождения. Бунтующий

гений Микеланджело

1



31.


30




Золотой век Возрождения.




Рафаэль – «первый среди равных» 1

1



32.

31




Возрождение в Венеции

1



33.

32



Северное возрождение

1



34.

33



Театр и музыка Возрождения

1



35.

34





Шедевры живописи эпохи Возрождения

31




1














35




Итого:

Итоговый урок

35

1





28 мая


28 мая




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Художественная культура первобытного мира - 6 часов

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве). Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира.

Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан).

Культура античности – 7 часов

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм).

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Рождение греческого театра. Особенности театрального действа.

Художественная культура Средних веков - 9 часов

Значение культуры Византийской империи.София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Искусство мозаики и иконописи.

Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская),

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Владимиро-Суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине).

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Московская школа (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).

Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Культура Востока - 5 часов

Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Шедевры архитектуры. Скульптура и живопись Китая.

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Исторические корни и значение искусства ислам. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Художественная культура Ренессанса - 8 часов

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фьера. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли.

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его духовного творчества. Православные шедевры художника.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них Глубоких философских размышлений о смысле жизни и смерти.

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль- певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера.

Музыкальная культура возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.










ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

№п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Проверочные работы

Примечание

Древние цивилизации - 6 часов

1.

Первые художники Земли

1

1


2.

Архитектура страны фараонов.

1



3.

Архитектура страны фараонов.

1

1


4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1



5.



Художественная культура Древней Передней Азии

1

1


6.

Искусство доколумбовой Америки.



1



Культура античности – 7 часов


7.





Эгейское искусство

1



8.

7





Золотой век Афин.

1



9.

8







Выдающиеся скульпторы древней Эллады.

1



10.

9






Архитектура Древнего Рима .

1



11.


10




Изобразительное искусство Римской империи.

1



12.





Театр и музыка античности.

1



13.






Значение искусства античности в развитии мировой культуры.

1

1


Художественная культура средневековья - 9 часов

14.

13







Мир византийской культуры.

1



15.

14





Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

1



16.

15





Московское княжество

1



17.

16




Деревянное зодчество Руси.

1



18.




Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1

1


19.










Архитектура западноевропейского Средневековья.


1



20.







Изобразительное искусство средних веков.

1



21.







Театральное искусство и музыка в средние века.

1



22.

21







Особенности средневековой культуры.

1

1


Культура Востока - 5 часов

23.





Индия – страна чудес.

1



24.

23




Художественная культура Китая.

1



25





Искусство Страны восходящего солнца.

1



26.

25





Художественная культура ислама.

1



27.

26





Особенности культуры Востока.

1

1


Возрождение - 8 часов

28.








Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

1



29.









Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

1



30.






Золотой век Возрождения. Бунтующий

гений Микеланджело

1



31.

30




Золотой век Возрождения.

Рафаэль – «первый среди равных» 1

1



32.

32



Возрождение в Венеции

1



33.

33



Северное возрождение

1



34.

34





Театр и музыка Возрождения

1








35.

Шедевры живописи эпохи Возрождения

31




1

1



35




Итого:

Итоговый урок

35

1




8

28 мая


28 мая








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

уметь

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том

числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.




























КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.









Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмо­ционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических досто­инств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических сужде­ний, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сроки

Тема урока

Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

ОУУН

Контроль ЗУН

I. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1

02.09.

Первые художники Земли

Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества


2

09.09

Архитектура страны фараонов.

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


3

16.09

Архитектура страны фараонов.

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта



4

23.09

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта

Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


5

30.09

Художественная культура Древней и Передней Азии.

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


6

07.10

Искусство доколумбовской Америки

Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры искусства доколумбовской Америки

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.






II. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

7

14.10

Эгейское искусство.

Истоки крито- мекенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры


Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.



8

21.10

Золотой век Афин

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного


9

28.10

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма

Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей


10

11.11.

Архитектура императорского Рима.

Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения.

Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


11

18.11.

Изобразительное искусство Римской империи

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


12

25.11.

Театральное и музыкальное искусство античности

Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.


Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра.



13

02.12.

Значение искусства античности в развитии мировой культуры.




Проверочная работа по теме

III. Художественная культура средневековья

14

09.12.

Мир византийской культуры

Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка византийской архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного


15

16.12.

Архитектурный облик Древней Руси

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


16

23.12.

Московское княжество

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать архитектурный облик Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой


17

13.01.

Деревянное зодчество Руси.

Знать деревянные архитектурные памятники древнерусского государства.

Уметь узнавать изученные произведения



18

20.01

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси


Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения


Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


19

27.01

Архитектура западноевропейского средневековья

Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья;

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


20

03.02

Изобразительное искусство средних веков

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


21

10.02

Театральное искусство и музыка средних веков

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


22

17.02

Особенности средневековой культуры.




Контрольная работа №1 по теме «Культура Средних веков»

IV. КУЛЬТУРА ВОСТОКА

23

24.02

Индия — «страна чудес»

Самобытность и неповторимость ху­дожественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Самобытность и неповторимость ху­дожественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного


24

03.03

Художественная культура Китая.

Значение и уникальный характер ки­тайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

Значение и уникальный характер ки­тайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.


25

10.03

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость ис­кусства Японии. Шедевры японской ар­хитектуры.

Своеобразие и неповторимость ис­кусства Японии. Шедевры японской ар­хитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.



26

17.03

Художественная культура ислама

Исторические корни и значение ис­кусства ислама. Шедевры архитекту­ры.

Исторические корни и значение ис­кусства ислама. Шедевры архитекту­ры


27

31.03

Особенности культуры Востока



Проверочная работа по теме

V. ВОЗРОЖДЕНИЕ

28

07.04

Флоренция —

«колыбель» италь­янского Возрож­дения

Эстетика итальянского Возрожде­ния. Воплощение идеалов Ренес­санса в архитектуре Флоренции.

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного


29

17.04

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.О бращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета


Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения


30

21.04

«Золотой век» Воз­рождения.

Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника


Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника


31

28.04

«Золотой век» Воз­рождения.

Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника


Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника


32

05.05

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана.



33

12.05

Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения


Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Музыкальная культура Возрожде­ния. Роль полифонии в развитии свет­ских и культовых музыкальных жан­ров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира


34

19.05

Музыка и театр эпохи Возрождения





35

26.05

Шедевры Эпохи Возрождения




Художественная культура Возрождения зачёт №1


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

Электронные ресурсы

  • Энциклопедия КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

  • Дебюсси «ИЗБРАННОЕ».

  • ЭСУН «История искусства»

  • 1111 шедевров живописи.

  • Презентации по темам

  • Библиотека электронных наглядных пособий


  • www.abc-people.com - Энциклопедия людей и идей (Раздел «Тематические собрания. Искусство живописи – галерее картин»)

  • http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура»

  • www.Classic-Music.ru — классическая музыка (раздел «Записи»)

  • www.fondcultura.ru – сайт методической поддержки учителей МХК (раздел «Коллекции»)

  • www.poezia.ru - «Поэзия.ру» - литературно-поэтический сайт

  • http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

  • www.smallbay.ru – Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифологии (раздел «Живопись»)

  • www.word-art.ru/painting - World Art — мировое искусство

  • http://myfhology.narod.ru.

  • http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала

  • http://www.krugosvet.ru - Энциклопедия «Кругосвет».

  • www.vinci.ru - Творчество Леонардо да Винчи

  • http://www.museum-online.ru/Renaissance/Leonardo_da_Vinci - О творчестве Леонардо да Винчи

  • www.word-art.ru/painting - World Art — мировое искусство

  • http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала

  • http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=587 Word Art архитектура Москва, Московский Кремль

  • www.moscowkremlin.ru – Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю

  • http://e-project.redu.ru/mos/images/blds.htm - материалы для подготовки к урокам московедения, представлены фотографии некоторых архитектурных шедевров Москвы














27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!