Рабочая программа по МХК 10-11 классы.
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 - 11 (общеобразовательных) классах составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю) в рамках базового курса. Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: «От истоков до XVII века 10 кл.»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 5-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2008. «От XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 5-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2008. Учебно-методический рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год. Срок реализации данной рабочей программы - 2 года.
1. Цель и задачи учебного курса.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и не тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость. Продуктивные методы работы на уроке являются основными.
Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Древние цивилизации (6 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Культура античности (4часа). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (10 час). София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Востока (6часов). Индия-страна чудес. Художественная культура Китая. Искусство страны восходящего солнца. Художественная культура ислама. Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Художественная культура Ренессанса (8 час). Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
11 класс (34 часа)
Художественная культура 17-18 веков (13 часов). Стили и направления в искусстве Нового времени – проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) – национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. Ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. В живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм – гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена,Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. Ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Художественная культура XIX века (9часов) Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники – передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Художественная культура XX вв. (12 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди иособняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств – особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
4.Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
| |
1 | Древние цивилизации | | 6ч. |
2 | Культура античности | | 4ч. |
3 | Средние века | | 10ч. |
4 | Культура Востока | | 6ч. |
5 | Возрождение | | 8ч. |
| Всего: | | часа |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
| |
1 | Художественная культура XVII-XVIII вв. | | 13ч. |
2 | Художественная культура XIX века | | 9ч. |
3 | Художественная культура XX века | | 12ч. |
| Всего: | | 34 часа |
5. Календарно- тематическое планирование
10 класс (1ч. в неделю)
Раздел | №ур. | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
Древние цивилизации, 6часов | 1 | Первые художники Земли | 1ч. | МХК Г.И. Данилова 10 класс Глава 1 с. 3-20 Записи в тетради. | |
2 3 | Архитектура страны фараонов | 2ч. | Глава 3 с. 32-35 Сообщение Тестовое задание | |
4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | 1ч. | Глава 3 с. 35-38 Сообщение | |
5 | Художественная культура Древней Передней Азии. | 1ч. | Глава 2 с. 20-32 Подготовить сообщения на выбранную тему. | |
6 | Искусство доколумбовой Америки. | 1ч. | Глава 5 с. 53-66 Подготовить сообщения на выбранную тему. | |
Культура античности, 4 часа | 7 | Золотой век Афин. | 1ч. | Глава 7 с. 73-84 Сообщение | |
8 | Архитектура Древнего Рима. | 1ч. | Глава 9 с. 93- 102 Сообщение | |
9-10 | Театральное и музыкальное искусство античности. | 2ч. | Глава 10 с. 102-110 Сообщение Сделать заметки в тетра Глава 11 с. 110-120 Сообщение Сделать заметки в тетрадь. дь. | |
Средние века, 10 часов | 11 | Мир византийской культуры. | 1ч. | Раздел 3. Средние века Глава 12 с. 120-130 Сделать заметки в тетрадь. | |
12, 13, 14 | Архитектурный облик Древней Руси. | 3ч. | Глава 16 с. 159-163 Сделать заметки в тетрадь. | |
15, 16 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. | 2ч. | Глава 16 с. 163-168 Прочитать в учебнике дополнительный материал и ИНТЕРНЕТе | |
17, 18 | Архитектура западноевропейского Средневековья. | 2ч. | Глава 13 С. 130-141 | |
19 | Изобразительное искусство Средних веков | 1ч. | Глава 14 С. 141-149 | |
20 | Театральное искусство и музыка Средних веков | 1ч. | Глава 15 С. 149-159 | |
Культура Востока, 6 часов | 21, 22 | Индия - «страна чудес». | 2ч. | Раздел 4 Глава 20 С. 212-226 Доклад на тему «Искусство индийского танца». | |
23, 24 | Художественная культура Китая. | 2ч. | Глава 21 С. 226-238 | |
25 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония). | 1ч. | Глава 22 С. 238-249 Презентация Япония | |
26 | Художественная культура ислама. | 1ч. | Глава 23 С. 249-261 Вопросы с.261 | |
Возрождение, 8 часов | 27 | Флоренция-колыбель итальянского Возрождения. | 1ч. | Раздел 5 Глава 24 С. 263-265 Записи в тетради СД-просмотр Подготовка сообщения Глава 25 выборочно | |
28, 29, | Золотой век Возрождения. | 2ч. | Глава 24 С. 265-281 Сообщения Глава 26 С. 293-304 Сообщение Подготовить проекты на предложенную тему. | |
30 | Возрождение в Венеции. | 1ч. | Глава 27 С. 311-318 Сообщение | |
31-32 | Северное Возрождение. | 2ч. | Глава 28 С. 326-338 Сообщение | |
33-34 | Музыка и театр эпохи Возрождения. | 2ч. | Глава 29 С. 346-361 Вопросы Повторить весь материал и записи Глава 1-29 Вопросы и задания по пройденным темам | |
| | Итого: | 34ч. | | |
11класс (1час в неделю)
Раздел | №ур. | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
Художественная культура XVII-XVIII вв. 13ч. | 1-2 | Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв. | 2ч. | Гл.1 Заполнить таблицу (в тетради) Вопросы и задания на с.13 | |
3 | Архитектура барокко | 1ч. | Гл.2 Индивидуальное задание: подготовить выступление о выдающихся художниках барокко | |
4 | Изобразительное искусство барокко | 1ч. | Гл. 3 Индивидуальное задание: презентация творчества голландских художников 17-18вв | |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1ч. | Гл. 4 Заполнить таблицу (в тетради) | |
6-7 | Шедевры классицизма в архитектуре России | 2ч. | Гл.5 Прочитать дополнительный материал в учебнике. Гл. 6 Заполнить таблицу (в тетради) | |
8 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | 1ч. | Гл.7 Разработать маршрут заочной экскурсии по Версалю. | |
9 | Реалистическая живопись Голландии. | 1ч. | | |
10 | Русский портрет 18века. | 1ч. | | |
11 | Музыкальная культура барокко. | 1ч. | Гл. 8 Индивидуальное задание: рефераты по персоналиям Гайдна Моцарта, Бетховена | |
12 | Композиторы Венской классической школы. | 1ч. | Гл. 9 Подготовить программу концерта классической музыки. | |
13 | Театральное искусство XVII-XVIII вв. | 1ч. | Индивидуальное задание: подготовить презентацию для одноклассников об архитектурных шедеврах классицизма Петербурга и Москвы | |
Художественная культура XIXвека 9ч. | 14 | Романтизм. | 1ч. | Гл.10 | |
15 | Изобразительное искусство романтизма | 1ч. | Гл.11 | |
16 | Реализм - художественный стиль эпохи. | 1ч. | Гл.12 Заполнить таблицу (в тетради) | |
17 | Изобразительное искусство реализма | 1ч. | Гл. 18 вопросы и задания на стр. 207 | |
18 | «Живописцы счастья» (художники импрессионизма) | 1ч. | Самостоятельно найти в дополнительной литературе информациию на тему: «Импрессио- низм и постимпрес- сионизм в живописи | |
19 | Многообразие стилей зарубежной музыки | 1ч. | | |
20 | Русская музыкальная культура | 1ч. | Гл. 19 Заполнить таблицу (в тетради) | |
21 | Пути развития западноевропейского театра | 1ч. | | |
22 | Русский драматический театр | 1ч. | | |
Художественная культура XX века 12ч. | 23 | Искусство символизма | 1ч. | Гл.22 | |
24 | Триумф модернизма | 1ч. | Гл.23 Заполнить таблицу в тетради | |
25 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 1ч. | | |
26-27 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. | 1ч. | | |
28 | Мастера русского авангарда. | 1ч. | Гл. 24 Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда» | |
29 | Зарубежная музыка XX века. | 1ч. | Гл.28 Подготовить презентацию любимого стиля за-падноевропейской музыки XXв. | |
30 | Русская музыка XX столетия. | 1ч. | Индивидуальное задание:подготовить выступление о русских композиторах XXв. | |
31 | Зарубежный театр. | 1ч. | Гл. 26 Написать рецензию на одну из современных пьес. | |
32 | Русский театр XX века | 1ч. | | |
33 | Становление и расцвет мирового кинематографа. | 1ч. | Гл.24 Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино | |
34 | Заключительный урок | 1ч. | | |
Итого: | 34ч. | | |