СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК 9 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК разработана к учебнику Г.И. Данловой "Мировая художественная культура " (7 - 9 классы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского»


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического

Заместитель директора

Директор МБОУ СОШ № 26

объединения

по УВР

________ Ф.И.О.

Протокол от «__ » ___20_ г.



№ ___

________ Ф.И.О.

Приказ от «___»____20__ г.

Руководитель МО_________

«__ » ________20___г.

№ ___

Ф.И.О.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по мировой художественной культуре 9 класс.



Разработана



Шульгиной С.В.



учителем истории и обществознания



высшей квалификационной категории




С. Краснокумское 2017 г.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Планируемые результаты.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебник:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 кл. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

МОРФ Учебник для общеобразовательных учреждений

« Мировая художественная культура» 7-9 класс. Москва

« Дрофа» 2008 год.

Автор: Данилова Г.И.

Учебно-методические пособия для учителя

Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования «Искусство» Москва «Просвещение»2010год.



Содержание программы. 9 класс.

Героический эпос народов мира. ( 9 часов)

Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений («Сказание о Гильгамеше», «Песнь о нибелунгах», «Калевала»). Литературные интерпретации народного эпоса (Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Герои и темы народного эпоса. Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Шедевры народного эпоса. Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. (по усмотрению учителя).

Своеобразие архитектурных традиций.(3 часа)

Понятие об архитектурных стилях. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Классический стиль архитектуры Древнего Египта. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Романтический стиль западноевропейской архитектуры. Готический стиль. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Стиль барокко. Стиль классицизма в архитектуре. Ампир как стиль империи Наполеона. Стиль модерн. Архитектурный конструктивизм.

Особенности храмовой архитектуры. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма.

Изобразительное искусство народов мира.(5 часов)

Язык изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства.

Художественные средства и жанры живописи. Понятие о жанровом многообразии живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Искусство графики. Выразительные средства графики. Виды графики по технике исполнения и целевому назначению.

Художественная фотография. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия.

Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Виды скульптуры.

Декоративно-прикладное искусство – составная часть народного творчества. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства.

Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Художественные и научные основы дизайна.

Праздники и обряды народов мира.(5 часов)

Всякая душа празднику рада. Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Религиозные праздники и обряды. Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств. Паломничество в Мекку (хадж) – особый обряд поклонения главным святыням ислама. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. Ах, карнавал! Удивительный мир… Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация.

Своеобразие музыкальной культуры.(3 часа)

Разнообразие жанров музыки. Музыка как своеобразный синтез искусств. Музыка как часть культуры разных народов.

Театр народов мира.(3 часа)

Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Историческая судьба скоморошества на Руси. Пекинская музыкальная драма – уникальное явление мировой художественной культуры, воплощающие лучшие традиции китайского народа. История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Самобытность танцевальной культуры.(6 часов) Русский танец – один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Хоровод – простейшая форма народного танца. Сочетания пения и драматического действия. Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система классического индийского танца, ее основные положения. Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Гармония музыки, танца и пения. Традиционные танцы народов Африки – неотъемлемая часть их образа жизни. Разнообразие видов и форм танцев.































Календарно-тематическое планирование по курсу Мировая Художественная Культура 9 класс.

урока

Тема урока

Тип, форма  урока




Содержание урока

Виды и формы

контроля

Домашнее задание


Дата

проведения

урока

1

Введение. Понятие о героическом эпосе

Слово учителя, беседа

История возникновения героического эпоса. Шумерский эпос, индийский, стран Европы, народов Севера и Востока

Записи лекции

С.111-113

Доклад о памятниках народного эпоса


2

Герои и темы народного эпоса

Фронтальный опрос

Главные темы и сюжеты произведений народного эпоса. Герои эпоса.

Доклад по теме

С.113-116

Отрывки из «Калевалы»


3

Карело-финский эпос «Калевала»



Лекция. Беседа

Карело-финский эпос «Калевала». Черты героического эпоса.

Выразительное чтение эпоса

С.116-122 Инд. задание «Образ былинного богатыря». Презентация


4

Образы русских былинных богатырей

Работа в группах

Образы русских былинных богатырей в музыке, живописи, литературе

Защита презентаций

Вопросы с.122

Подг. сообщение о празднике


5

Всякая душа празднику рада

Беседа с элементами опроса

Праздники и обряды. Традиционная народная культура.

Устное выступление

С.123-124


6 - 7

Религиозные праздники и обряды народов мира

Сообщения заранее подготовленных учащихся

Знакомство с  праздниками  и обрядами народов мира

Составление подробного плана раздела учебника

С.124-128

Рассказ о русском обряде


8

Русские обряды

Слово учителя Беседа

Русские обряды, их многообразие. Смысл и значение русских обрядов

Рассказ о русском обряде

Вопросы с.132

Презентация «Карнавал»


9

Ах, карнавал! Удивительный мир!

Сообщен. учащихся. Беседа

История проведения и традиции карнавальных праздников

Защита презентаций

С.128-132

Исследование культурных традиций региона


10

 Праздники и обряды нашего региона

Урок-исследование

Праздники и обряды нашего региона. Их история, традиции

Исследовательская работа

С.133-138

Инд.зад. вопрос с.144 (1)


11-12

Особенности храмового зодчества

Лекция

Образы русских былинных богатырей в музыке, живописи, литературе

Записи лекции

С.138-144

Презентацию о жилище человека


13

Дом – жилище человека.

Урок-зачёт

Образы русских былинных богатырей в музыке, живописи, литературе

Защита презентаций

С.138-144

Подготовить сообщение о храмовом искусстве региона


14

Искусство византийской мозаики

Слово учителя. Беседа

Шедевры мозаичного искусства, их воздействие на зрителей

План раздела учебника

С. 145-147 

Сообщение об известной иконе


15 -16

Древнерусская иконопись

Беседа с элементами опроса

Особенности искусства древнерусской иконописи. Икона – «умозрение в красках».

Контрольное тестирование

С.147-151

Презентация о книжной миниатюре


17

Искусство книжной миниатюры Востока.

Урок-презентация

Художники-миниатюристы. Особенности книжной миниатюры Востока.

Составление плана раздела учебника

С. 151-153


1 8

Скульптура Тропической и Южной Африки

Слово учителя. Беседа

Особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки. Ритуальные маски, скульптура Бенина и Ифе.

Создать «ритуальную маску»

С. 153-157


19

Культура Ставропольского края

Урок - экскурсия

Знакомство с новинками краеведческого музея

Обмен впечатлениями

Эссе «Что удивило меня в музее?»

С, 153-157


20

Музыка в храме

Беседа с элементами опроса

Отличие духовной музыки от обычной. Звучание органа.

Тестирование по теме

С. 157-161


21

В песне – душа народа

Урок-концерт

История русских народных песен. Исполнители русских песен

Слушание народных песен

С. 161-165

Инд. задания о стилях музыки


22 -23

У истоков народной американской музыки

Лекция

Рождение джаза. Джазовые композиции, их основа. Музыка в стиле кантри. Вестерн, рок-н-ролл.

Устное выступлен.

С.165-169.172-177

Вопросы с.169


24

Рождение русской народной драмы

Лекция

Рождение русской народной драмы, её традиции и характерные особенности.

Записи лекции

С.170-172

Сообщения о театрах мира


25

В музыкальных театрах мира. Балет

Комбинированный

Знать,  как и почему возник музыкальный театр

Устное выступлен.

С. 172-177


26

Искусство кукольного театра

Лекция

История возникновения и развития кукольных театров.

Записи лекции

С. 177-182


27

Страстные ритмы фламенко

Урок-беседа

Фламенко – художественный символ Испании. Особенности его исполнения

Усвоение терминов, связанных с танцевальным искусством

С.183-184


28

Радуга русского танца

Урок-презентация

Своеобразие танцевальной культуры народов России

Знать особенности русского танца

С.184189


29

Искусство индийского танца

Просмотр видеофильма

Фильм об искусстве индийского танца

Знать особенности индийского танца

С.189-191

Вопросы с.194


30

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

Комбинированный

Разнообразие танцевального искусства народов Африки, характерные черты.

Словесная зарисовка движений танца народов Африки

С.191-195

Сообщение о коллективе «Цвета радуги»


31 - 32

Повторение тем «Героический эпос народов мира» «Праздники и обряды народов мира»


История возникновения героического эпоса. Шумерский эпос, индийский, стран Европы, народов Севера и Востока. Главные темы и сюжеты произведений народного эпоса. Герои эпоса. Карело-финский эпос «Калевала». Черты героического эпоса. Образы русских былинных богатырей в музыке, живописи, литературе




33- 34

Повторение тем: «Своеобразие архитектурных традиций. Изобразительное искусство народов мира»


Шедевры мозаичного искусства, их воздействие на зрителей Особенности искусства древнерусской иконописи. Икона – «умозрение в красках». Особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки. Ритуальные маски, скульптура Бенина и Ифе.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!