СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерно . ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач»

Прохладненского муниципального района КБР



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО                                   зам. директора по УВР                                 Приказом МКОУ «СОШ №2 с.Карагач»

Протокол № _____                                             от  «__» августа 2017 г. №_________

«_____ » августа 2017 г. от  «____» августа 2017 г. Директор МОУ «СОШ №2 с. Карагач»

Руководитель ШМО

_____________ Люева М.М. __________ Шалова М. А. _____________ Заптиева Т.Х.






Рабочая программа

по музыке

для 1 класса





Автор-составитель: учитель начальных классов Люева Марита Мухамедовна.




2017-2018 учебный год.



Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыка» к концу 1 – го года обучения.


— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыка» к концу 1-го года обучения

1 класс
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуальногомузицирования);
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкальнопластическое движение, участие в музыкальнодраматических
спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,
представленных в учебнике для 1 класса;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко - тихо);
- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка)
- проявление навыков вокальнохоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

  • Действие смыслообразования.

  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли.

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание.

  • Волевая саморегуляция.

  • Коррекция.

  • Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.

  • Смысловое чтение.

  • Знаково – символическое моделирование.

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов.

  • Синтез, как составление целого из частей.

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

  • Построение логической цепи рассуждения.

Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тесты-презентации;
- тест-игра.
По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся
знать/понимать:
- триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);
- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,
треугольник, металлофон, аккордеон);
- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- исполнять знакомые песни;
- участвовать в коллективном пении;
- музицировать на детских музыкальных инструментах;
- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения, импровизацию, изобразительными средствами

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения

По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров (песня, танец, марш);

названия изученных произведений и авторов;

названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

названия нот;

основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.




Содержание программы

«Мир музыки в мире детства»

1-я четверть — «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колы­бельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2-я четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.

3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жиз­ни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4-я четверть «Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стра­не «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

В соответствии с азбучным характером учебная программа вклю­чает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Ти-личеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современ­ных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крыла-това, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зару­бежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

слушание музыки и размышление о ней;

пение;

инструментальное музицирование;

музыкально-пластическое движение;

драматизация музыкальных произведений.

Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общем


Учебно-тематический план


№ п/п


Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе

Проверочные работы

Уроки

JI/p, п/р, экскурсии и т. п.


1.

Звуки вокруг нас

9

9




2.

Музыкальные встречи Маши и Миши

6

6



3.

Так и льются сами звуки из души!

10

10



4.

Волшебная сила музыки

8

8




Итого

33

33










Учебно-методические средства обучения

Литература
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

УМК ученика:

- Музыка. 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

– 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 111, [1] с.: ил.
- Музыка. 1 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / Челышева Т.В., Кузнецова В.В.– 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 95, [1]с.: ил.
-

УМК учителя:

Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В..: Дрофа, 2009. – 207, [1] с.: нот.
- Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / Челышева Т.В., Кузнецова В.В.– М.: Дрофа, 2009г.
- Музыка. 1 кл.: CD-1, CD-2/ Челышева Т.В., Кузнецова В.В..: Дрофа, 2009г.

Оборудование и приборы

Компьютер

Медиапроектор

Демонстрационный материал подготовленный учителем ( Карточки для работы в паре,в группе)

Интернет –ресурсы.

















Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол. часов

Содержание тем

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Дата по плану

Дата факт.

1

«Звуки вокруг нас» (9 ч)

Звуки в доме

Маши

и Миши

«Кикимора». Симфоническая картинка.

«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

1

Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от род­ного порога.

Воплощение в зву­ках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с му­зыкальными звука­ми. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков.

Первая песня, услышанная в род­ном доме — мамина колыбельная.

Мягкие размерен­ные покачивания ко­лыбельной как ее ин­тонационная основа. Выразительность колыбельной) песни и другой похожей на нее музыки.

От музыкальных звуков дома —к «по­ющей природе».

Мелодии жизни за порогом дома. Му­зыка о природе

Знать музыкальные термины : музыкальный звук, мелодия.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека

Личностные:

- Воспринимать произведение, его характер и настроение

-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Послушай первую музыкаль­ную тему симфонической картинки «Кикимора». Похожа ли она на колыбельную?

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Передай голосом звуки, которые услышали Маша и Миша на прогулке. Как ты думаешь, о чем «поет» природа?

Чье пение ты слышишь в музыкальной пьесе С. Прокофьева «Прогулка»? Тебе удалось услышать соловья, шум леса, легкий ве­терок?

Регулятивные:

-Принимать учебную задачу

Познавательные:

-. Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Что изображает музыка?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог



2

Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

1

Знать музыкальные термины : мелодия, музыкальная тема, ком­позитор.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.


Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ­ведений.

Вопросы и задания. Послушай песенку «В гостях у королевы». Как ты думаешь, почему Киска не увидела при дворе королевы никого, кроме мышки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



3

Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

1



4

Колыбельная

«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой.

1

Знать что такое колыбельная песня.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения

Личностные:

-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная?

Регулятивные:

-адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Коммуникативные:

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках



5

Поющие часы

«Часы». Музыка Н. Метлова.

«Тик-так». Музыка А. Островского, слова 3. Петровой.


1

Знать музыкальные термины : ритмический рисунок, пауза, ритм

Уметь определять динамику музыкального произведения

Личностные:

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания. Есть ли у часов своя песня? Как они поют? Ритмично? Одинаково?

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты дума­ешь, что они изображают?


Регулятивные:

- Принимать учебную задачу

Познавательные:

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания. Покажи руками, как «покачивается» мелодия.

Пропой песню «Часы». Прохлопай ладошками вместе с пением ритмические рисунки песен башенных, стенных и ручных часов.

Спой песню «Тик-Так». Обрати внимание на перерывы, оста­новки в звучании — паузы.

Коммуникативные:

- Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки



6

«Кошкины» песни

«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.


1

Знать музыкальные термины : интонация, ритм.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты дума­ешь, что они изображают?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания. Какими представил композитор действу­ющих лиц фрагмента;«Кот в сапогах и Белая кошечка»? У кого из героев мелодия задиристая и драчливая, а у кого — важная и строгая? Встречались ли тебе такие герои в жизни? Расскажи о них.

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



7

«Кошкины» песни

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский.


1



8

О чём «поёт» природа

«Кукушка». Швейцарская народная песня.

«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.


1

Знать музыкальные термины : темп, динамика, характер.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира

Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ­ведений.

Вопросы и задания.

Расскажи, о чем «поет» природа осенью.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания.

. Какая музыкальная интонация помогает по­нять, что в лесной глуши прячется кукушка? («Кукушка в глубине леса»).

Помогает ли такой темп и такая динамика песни «Сарафан на­дела осень» почувствовать осеннее настроение?

- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Вопросы и задания.

Каким музыкальным инструментам доверил композитор ис­полнение «Полета шмеля»? Что изображает музыка?

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания.

Передай голосом главную интонацию песни «Кукушка». Спой эхо и прохлопай его ритм.

Вместе со звучанием песни «Сарафан надела осень» покажи движениями рук, как кружатся листья.

Коммуникативные:

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.



9

О чём «поёт» природа

«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой.

«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

1



10

«Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч)

Музыка про разное.

«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.

«Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.



1

Идея четверти: от музыки в жизни ре­бенка - к звучащему образу Родины.

Музыкальное окружение в жиз­ни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей.

Отражение в музы­ке разных жизненных ситуаций.

Сказка в музыке.

Музыка о разных исторических временах.

Образ Родины в музыке: ее просто­ры, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных кар­тинках

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.

Личностные:

- Осуществлять собственный музыкально-исполнитель­ский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания. Послушай и передай движениями рук харак­тер звучания колоколов в разных регистрах.

Регулятивные:

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-. Сравнивать разные музыкальные произведения.

Вопросы и задания. Сравни мелодию про Кикимору с мелодией про Бабу-Ягу: что в этих музыкальных пьесах общего, чем они от­личаются?

- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.

Вопросы и задания. Знаешь ли ты, что место, где размещают ко­локола, называется звонницей? А человек, который звонит в ко­локола, — звонарем?

Какой высоте, какому регистру соответствует большой размер колокола, а какому — маленький? Как размер влияет на характер звучания?

- Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Вопросы и задания. Выбери из предложенного списка опреде­ления, которые наиболее полно отражают звучание колоколов в русской народной песне «Вечерний звон».

- Размышлять об особен­ностях воплощения сказ­ки в музыке.

Коммуникативные:

- Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

-. Размышлять об особенностях воплощения сказки в му­зыке, обсуждать это с одноклассниками.

Вопросы и задания. Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке по­могло тебе узнать это?

Каким представил Черномора М. Глинка? Интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, за­чем композитор в грозную тему Черномора включил высокие ин­тонации? Что этим хотел подчеркнуть М. Глинка?



11

Музыка про разное.

Ростовские колокольные звоны.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

1

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.



12

Музыка про разное.

«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

1

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.



13

Звучащий образ

Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

1

Знать музыкальный термин: созвучие

Уметь рассказывать о прослушанном произведении. Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.

Личностные:

-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисун­ка к ней. Ты чувствуешь их созвучие?

Создает ли музыка М. Мусоргского («Богатырские ворота») впечатление богатырской силы, мощи и величия наших предков?

- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкаль­ным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

Вопросы и задания. Соответствует ли название «Богатырские во­рота» характеру музыки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей

Познавательные:

-. Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Коммуникативные:

-. Исполнять различные по характеру музыкальные про­изведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоя­щий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Здравствуй, гостья-зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.



14

Звучащий образ

Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

1



15

Здравствуй, гостья-зима

«Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова.

«Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского.

1

Знать музыкальный термин: солист, темп

Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Уметь определять темп музыкального произведения.

Личностные:

- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисун­ка к ней. Помогает ли тебе мелодия песни «Родина-Отчизна» предста­вить необъятность родных просторов?

-- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкаль­ным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

- Осуществлять собственный музыкально-исполнитель­ский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания

Ты знаешь, что хоровод — это танец, который могут танце­вать одновременно все дети? Послушай текст песни «Новогодний хоровод». А теперь представь, какой должна быть музыка. Для это­го подбери нужный темп и характер.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

-. Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Вопросы и задания

Что в музыке песни «Зимушка-зима» помогает почувствовать стремительное движение саней и лыж? Какой характер создается в песне?

Коммуникативные:

- Исполнять различные по характеру музыкальные про­изведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоя­щий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Зимушка-Зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.



16

Здравствуй, гостья-зима

«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

1



17

«Так и льют­ся сами звуки из души!»

(10 ч)

Зимние забавы.

«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.



1

Музыка вокруг ребенка — му­зыка в душе ребенка — музыка в его художе­ственном творчестве.

Выразительные воз­можности музыки. Приобщение к музы­кальному искусству че­рез исполнение песен.

«Общение» на му­зыкальном языке.

Музыка о временах года.

Задорные песни зимы.

Весенние напевы.

Музыкальные миниатюры о живот­ных, птицах, зверях и игрушках.

Музыка для люби­мых мам и бабушек

Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.


Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцеваль­ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Вопросы и задания. Попробуй передать интонаций пьесы К. Де­бюсси «Снег танцует» в танце. Как ты будешь танцевать: плавно и медленно кружась или быстро и решительно двигаясь?

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-. Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Можно ли определить характер музыкальной

пьесы «Вальс снежных хлопьев» и пьесы «Снег танцует» одними

и теми же словами? Например: нежный, певучий, трогательный,

лиричный.

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллектив­ных играх-драматизациях.

Вопросы и задания. Подумай, почему русскую народную пес­ню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев?

Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть ее с друзьями по ролям.



18

Зимние забавы.

«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.

«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко.

1



19

Музыкаль­ные картин­ки.

«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский:

«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

1

Знать героев (персонажей) песен.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

Личностные:

- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

Вопросы и задания. Что произошло с героями песни «До чего же грустно»? Попробуй объяснить, кто такой — «герой песни»?

Как ты думаешь, на каком музыкальном инструменте испол­няются пьесы «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик»? Музыка, ко­торую пишут для исполнения на фортепьяно, называется «форте­пьянной музыкой».

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

. Обнаруживать общность, истоков народной и профес­сиональной музыки.

Вопросы и задания. Французский композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора. Что он услышал? Расскажи, кого он изо­бразил? Правда ли, что эту музыку можно «увидеть», что она очень зримая. Почему?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог



20

Музыкальные картинки.

«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Журавель». Украинская народная песня.

1



21

Мелодии жизни.

«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера.

1

Знать музыкальный термин: настроение.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.


Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Вопросы и задания. Что ты чувствуешь, когда слушаешь пьесу «Болезнь куклы»? Попробуй объяснить, что такое «настроение». Какое настроение создает у тебя песня «Рыжий пес»? Связано ли это с характером музыки? Выбери (из предложенных) подходя­щие слова для определения характера этой песни.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Обнаруживать общность, истоков народной и профес­сиональной музыки.

Вопросы и задания. Послушай пьесу С. Прокофьева «Пятнаш­ки». Как ты думаешь, зачем композитор использует повторяющие­ся интонации?

Коммуникативные:

-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке



22

Мелодии жизни.

«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

«Куры ц петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал живот­ных». К. Сен-Санс.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова.

1




23

Весенние на­певы.

«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.

«Весной». Э. Григ.

Симфонии № 2 П. Чай­ковского

1

Знать музыкальные термины: оркестр, симфонический оркестр, симфоническая музыка, чувства, сопровождение.

Уметь внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра.

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Напоминают ли интонации финала Симфонии № 2 П. Чай­ковского знакомую песню? Всегда ли одинаково звучат эти инто­нации? Какую роль здесь играет орекстр? Попробуй объяснить, что такое «симфонический оркестр», «симфоническая музыка»?

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллектив­ных играх-драматизациях.



24

Весенние на­певы.

«Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова.

«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.

1



25

«Поговорим» на музыкаль­ном языке

«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

1

Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.

Уметь внимательно слушать музыку, определять характер.



Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцеваль­ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Регулятивные:

воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одно­классниками. Инсценировать песни, фрагменты опер.



26

«Поговорим» на музыкаль­ном языке

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева.

1



27

«Волшебная сила музыки» (7 ч)

Компози­тор - испол­нитель — слушатель

«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы­ка». С.С. Прокофьев.


1

Идея четверти: музыка преображает человека.

Ребенок как слуша­тель и исполнитель.

Любимые музыкаль­ные герои.

Новые встречи с музыкой.

Музыка — вечный спутник человека

.Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре.



Личностные:

- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, испол­нителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой дея­тельности.

Вопросы и задания. О ком поется в песне «Дирижер»? Кто такой дирижер? Зачем он нужен оркестру, хору? Станет ли хор дружным, если будет четко выполнять команды дирижера? Помогает ли дири­жер исполнять музыку в нужном темпе? Показывает ли он характер произведения? Дает ли дирижер исполнителям сигнал к началу ис­полнения музыки? Можно ли назвать дирижера исполнителем?

Вспомни, как называют человека, который пишет музыку? По­листай страницы учебника и скажи, кого можно отнести к испол­нителям музыки? Вспомни, в каких случаях ты был слушателем, а в каких — исполнителем.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Отражать в исполнении интонационно-мелодические

особенности музыкальных образов.

Вопросы и задания. Послушай песню «Соловейка» и обрати

внимание на вступление. Что оно изображает?

Как ты считаешь, мелодия песни имеет сложное развитие или

простое? Пропой ее. Следи за мелодией по нотной записи.

- Воплощать художественно-образное содержание народ­ной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания. Разучи первый и второй куплеты песни «Ди­рижер». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать пес­ню, которую споют твои друзья или родители.



28

Компози­тор - испол­нитель — слушатель

«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы­ка». С.С. Прокофьев.

1




29

Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский.

1


.Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.


Личностные:

-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

-. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев разных музыкальных произведений из страны «Мульти-пульти». Кому поет колыбельную Медведица? Похожа ли колыбельная мамы-медведицы на другие известные тебе колыбельные?

Чьи характеристики ты услышал в фортепьянной пьесе «Дюй­мовочка»? Сравни звучание первой, второй и третьей частей. О ком они?

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одно­классниками. Инсценировать песни,



30

Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.

«Игра воды». М. Равель.


1




31

Всюду музы­ка живет

«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

1


.Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Послушай стихотворение О. Гаджикасимова. Верно ли, что музыка звучит внутри нас, окружает нас везде? При­веди конкретные примеры из своей жизни.

Разучи песню «На лесной тропинке» и спой ее хором с друзьями. Впереди лето. Может быть, эта и другие песни, которые ты выучил, пригодятся тебе в походах и на прогулках во время летнего отдыха.

- Осознавать преобразующие функции музыки.

Вопросы и задания. Вспомни музыкальные произведения, в которыми ты встретился в этом году. Назови несколько из них. Скажи, какое действие они оказали на тебя, твоих однокласс­ников, членов твоей семьи. Поднималось ли у тебя настроение, или портилось? Почему это происходило? Объясни на приме­рах,

Коммуникативные:

- Воплощать художественно-образное содержание народ­ной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания.

Можно ли сказать, что песня «Наш край» — это песня о Роди­не? Что она изображает широкие поля и долины, реки и леса?



32

Всюду музы­ка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.1

1




33

Всюду музы­ка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.