Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании Методического объединения Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » 08.2017г |
Рабочая программа
по музыке
для 5 класса
(по адаптированной программе
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида. 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1 – 224с., Музыка. – под ред. И.В. Евтушенко;
- образовательной программы школы.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Целью в 5 классе является - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения:
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изученных произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья, через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преобладанию навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
-активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4; 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание.
Уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Учебно-методический план
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов в четверти. | В том числе, час |
Теория | Практика | Контроль |
I | Музыка вокруг нас | 17 | 17 | | |
II | Музыка рассказывает обо всем | 17 | 17 | | |
Итого | 34 | 34 | | |
Содержание учебного курса
Музыка вокруг нас (17 ч)
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика. «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. Л. Бетховен. «Сурок». «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
Л. Бетховен. «К Элизе».«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».Повторение изученных песен.Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ«ПерГюнт».«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.И. Штраус. «Полька», соч. № 214.«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина.«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина.Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкинойи А. Хаита. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой. Повторение изученных песен. «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
Музыка рассказывает обо всем(17ч)
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского.«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского.С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.Повторение изученных песен.«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.«Калинка» — русская народная песня. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой.Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. Повторение изученных песеню.
Учебно – методические средства обучения
Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков\ Т.А. Курушина,- Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.
Музыка 2-8 классы. Художественно – образное развитие школьников. – Волгоград, Учитель: 2010г. – 157с.
Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованние концерты, музыкальная игротека. – Волгоград, Учитель, 2009. – 205с
Музыкальные пальчиковые игры\ Е.А. Поддубная. – Изд 4-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2014. – 39с. (Школа развития).
Печатные пособия:
Портреты композиторов.
Плакаты расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
№ п\п | Оборудование | Сколько | На какое количество |
1 | Музыкальный центр | 1 | Класс |
2 | Бубен | 2 | Группа |
3 | Треугольник | 5 | Группа |
4 | Ложки | 8 | Группа |
5 | Дудки | 2 | Группа |
6 | Трещотки | 2 | Группа |
7 | Барабаны | 2 | Группа |
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Музыка
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 34
Класс 5
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
№ урока | Тема урока | Дата по факту | Дата по плану | Основные понятия | Ожидаемый результат |
Музыка вокруг нас |
1 | «Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. | 07.09.17 | | | Уметь охарактеризовывать состояние и настроение; Закрепить вокально хоровые навыки |
2 | «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича. | 14.09.17 | | |
3 | «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика. | 21.09.17 | | |
4 | «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. | 28.09.17
| | Родина |
5 | Л. Бетховен. «Сурок». «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского. | 05.10.17
| | Опера | Понимать и объяснять выражение, умение приводить примеры из разных областей искусства; Закрепить вокально хоровые навыки |
6 | Л. Бетховен. «К Элизе». «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. | 12.10.17
| | Опера |
7 | Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин». Повторение изученных песен | 19.10.17
| | Увертюра |
8 | Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ«ПерГюнт». «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина. | 26.10.17
| | |
9 | И. Штраус. «Полька», соч. № 214. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина. | 09.11.17
| | Полька |
10 | «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина. | 16.11.17
| | | Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их; Закрепить вокально хоровые навыки |
11 | Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкинойи А. Хаита | 23.11.17
| | |
12 | Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. | 30.11.17
| | Тарантелла |
13 | «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. | 07.12.17 | | |
14 | «Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой. | 14.12.17 | | |
15 | Повторение изученных песен. | 21.12.17 | | |
16 | «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака. | 28.12.17 | | |
17 | И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого. | 11.01.18
| | Увертюра |
Музыка рассказывает обо всем |
18 | М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». «Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского. | 18.01.18
| | Опера | Знать различные классификации в музыке (исполнители, жанры, темы) |
19 | «Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского. | 25.01.18 | | |
20 | С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского | 01.02.18
| | Вальс |
21 | «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод. | 08.02.18 | | |
22 | А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Лесное солнышко» — муз.и ел. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова. | 15.02.18
| | Вальс |
23 | «Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой. | 22.02.18 | | |
24 | Повторение изученных песен | 01.03.18 | | |
25 | «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина. | 15.03.18
| | | Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их; Закрепить вокально хоровые навыки |
26 | «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. | 22.03.18
| | |
27 | «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. | 05.04.18 | | |
28 | «Калинка» — русская народная песня. | 12.04.18 | | |
29 | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. | 19.04.18 | | |
30 | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. | 26.04.18 | | |
31 | «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. | 03.05.18
| | |
32 | Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. | 10.05.18
| | |
33 | «Кабы не было зимы» из м\ф Зима в Простоквашино, муз Е.Крылатова, сл. Ю. Энтин | 17.05.18 | | |
34 | Повторение изученных песен | 24.05.18 | | |