СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана по основе программы Критской. Тематическое планирование.
1 Пояснительная записка
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка» 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС второго поколения. Учебник «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,: Учебник для учащихся 6 класса – М. Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа по музыке разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
Закон РФ «ОБ образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Актуальность изучения учебного предмета.
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Описание места в учебном плане.
Учебный предмет «Музыка» разработан в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования и относится к предметной области «Искусство». Данный учебный предмет в 6 классе изучается в объеме 34 часа.
Уровень рабочей программы соответствует основной ступени обучения.
Уровень усвоения соответствует базовому.
Специфика класса соответствует общеобразовательному.
2 Планируемые результаты учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Музыка» в шестом классе должны быть достигнуты определённые результаты. Результат планируется исходя из целей и задач музыкального образования.
Основная форма организации образовательного процесса: традиционная классно - урочная система.
На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.
Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).
Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.
Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.
В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками ка история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространствеОтношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка» 6 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету музыка 6класс
В результате изучения музыки ученик научится:
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Раздел1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (16ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока
| Содержание (Элементы содержания) | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) | Планируемые результаты | ||||||||||||
|
|
|
|
| Предметные | Личностные | Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные) | ||||||||||
“Мир образов вокальной и инструментальной музыки” 18 часов
| |||||||||||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов.
| Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.
| 1 | Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
| Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | ||||||||||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. | 1 | Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Умение рассказать о сюжете музыкального произведения Развитие вокально-певческих навыков. | Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Развивать интерес к художественной деятельности | Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; | ||||||||||
3 | Два музыкальных посвящения. | Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | 1 | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять приемы развития, форму музыкальных произведений. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | ||||||||||
4 | Портрет в музыке и живописи | Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
| 1 | Умение обобщать, сравнивать, анализировать. Развитие вокально-певческих навыков. Умение анализировать музыкальные фрагменты. Делать музыкально теоретический анализ произведений. Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов. | Уметь объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; -выявлять своеобразие почерка композитора. | Воспитание уважения к истории культуры народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. | Использование разных источников информации, ИКТ; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
| ||||||||||
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации.
| 1 | Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами. Развитие вокально-певческих навыков. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. | Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | ||||||||||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. Наследиевыдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. -песня в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А.Бородина, «Песня Варлама» М.П.Мусоргского, «Два Гренадера» Ф.Шумана, «Блоха», «Вдоль по питерской», «Дубинушка», русские народные песни. -песня. В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова | 1 | Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкального произведения. Использовать музыкальную речь, как способ общения. Осваивать навыки вокально-хоровой работы. | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
| Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства. | ||||||||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов. | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов- старинной русской свадьбы( в том числе включенной в оперный жанр) -русские народные песни: « Матушка, что во поле пыльно» обр. И.М.Матвееав, «Весна» -«Плывет лебедушка» , хор из опреы «Хованщина» М.П.Мусоргского -«На море утушка купалась» р.н.свадебная песня.
| 1 | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | ||||||||||
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. М.И.Глинка «Венецианская ночь», Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | 1 | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. | Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
| ||||||||||
9 | Старинной песни мир. | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
| 1 | Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров; Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций | Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; - определять приёмы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; - сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.
| Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
| Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | ||||||||||
10 | Народное искусство Древней Руси.
| Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. Скоморохи- странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен. -концерт для ф-но с оркестром №1 П.И.Чайковского. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
| 1 | Разыгрывать народные песни. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. Уметь характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания песен, свои чувства, мысли, переживания.
| Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; кто такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты.
| Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете. | ||||||||||
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской | 1 | Знать основные этапы развития духовной музыки; -понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; Составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий) | Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. Уметь характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания песен, свои чувства, мысли, переживания.
| Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | ||||||||||
12 | «Перезвоны». Молитва | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древне Руси в историческом контексте. Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром-хоровым концертом. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».
| 1 | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | ||||||||||
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В.Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством -«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилина -«Молитва Франсуа Виньона» Б.Окуджавы | 1 | Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. | Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины.
| Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | ||||||||||
14 | Образы скорби и печали | Углубленное понимание особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров кантаты, реквиемы Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Образцы скорби и печали в религиозной музыке Дж. Перголези и « Реквием» В.А.Моцарта -«Реквием» В.А.Моцарта -«Кармина Бурана» К.Орфа -песня «из вагантов» Д.Тухманова, Л.Гинзбурга | 1 | Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз. произведения. Воспринимать и сравнивать муз, язык Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений.
| Знать основные факты из жизни и творчества В.А.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; Понятия: кантата, реквием, полифония Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
| Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
| ||||||||||
15 | «Фортуна правит миром» | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»
| 1 | Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительностиРассуждение о яркости и контрастности образов в музыке. Вокально- хоровая работа.
| Знать особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна; - кто такие ваганты. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | ||||||||||
16 | Обобщающий урок. | Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование. | 1 | Работа с тестами. Вокальная работа. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; Защищать творческий исследовательские проекты. | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования | ||||||||||
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. гимн «Гаудеамус» -песня Из вагантов» Д.Тухманова Л.Гинсбурга - песни современных бардов «Я не люблю» В.Высоцкого -«пока горит свеча» А.макаревича, « Милая моя» Ю.Визбора
| 1 | Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание и нахождение связи между худ. образами музыки и другими видами искусств. Слушание и определение роли музыки в жизни человека Хоровое пение.
| Знать историю развития авторской песни ; -особенности и жанры авторской песни Уметь называть имена исполнителей авторской песни.
| Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
| ||||||||||
18 | Джаз- искусство ХХ века. | История развития джазовой музыки, ее истоки . джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. -«Колыбельная клары», « Любимый мой» Дж.Гершвина -песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова | 1 | Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.
Хоровое исполнение песни.
| Знать историю развития джаза; -отличительные особенности блюза и спиричуэла -понятия: импровизация, обработка Уметь называть имена джазовых музыкантов. | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | ||||||||||
МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ – 16 часов | |||||||||||||||||
19 | Вечные темы искусства и жизни. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
| 1 | Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Знать понятия Вокальная и инструментальная музыка; -камерная и симфоническая музыка; -программная и непрограммная музыка;
| Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности | ||||||||||
20 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | 1 | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение.
| Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; -различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;
| Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации | ||||||||||
21 | Ночной пейзаж | Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.
| 1 | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | Знать понятие ноктюрн Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. -Выявлять средства художественной выразительности | Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.
| Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.
| ||||||||||
22 | Инструментальный концерт. | Зарождение и развитие жанра камерной музыки- инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» И.С.Бах «Итальянский концерт» . Особенности стиля барокко -«Весна», «Зима» из цикла «Времена года» А.вивальди -«Итальянский концерт» И.С.Баха -песня «Как здорово…» О.Митяева | 1 | Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке | Знать понятие инструментальный концерт; -особенности стиля барокко. Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди, и И.С.Бах; Проводить интонационно-образный анализ музыки; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
| Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной | ||||||||||
23 | Космический пейзаж. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». | 1 | Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа; Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. | Слушание: определить композитора по стилю. Слушание и нахождение связи между художествен-ными образами музыки и другими видами искусств. Вокальная деятельность: хоровое пение.
| Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений. | ||||||||||
24 25 26
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
| 3 | Слушать, анализировать музыкальное произведение. Хоровое пение. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
| Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литературных сочинений. Проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотических чувств учащихся.
| Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | ||||||||||
27 28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
| 2 | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Знать понятия Увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный анализ музыки Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. | ||||||||||
29 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
| Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. | 1 | Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития. | Знать понятия: увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях | ||||||||||
30 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | 1 | Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность; Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора | Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | ||||||||||
32
| Мир музыкального театра. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». | 1 | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; Выразительно исполнять песни | Знать: -понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; - имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки. | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | ||||||||||
33 | Образы киномузыки. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. 1 | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; Выразительно исполнять песни; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. | Знать: -понятия: вокальная и инструментальная музыка; - имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационно-образный анализ; Определять форму музыкального произведения. | Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом; Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений; Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог; Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». | |||||||||||
34 | Обобщающий урок. | Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. | 1 | Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды. Работа с тестами. Вокальная работа. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.
| Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
| Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
предмет | Наименование материально-технических средств. | Необходимое количество | имеется |
Оборудование класса | - Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | Ф | к17-13,к18-14 к15-13,к14-14 |
- Стол учительский с тумбой. | Д | нет | |
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д | есть | |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Д | есть | |
Подставки для книг, держатели для карт и т.д. | Д | Нет | |
Музыка. | - Театральные куклы. | П | нет |
- Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке | Д/П | нет | |
.- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке | Д/П | есть | |
- Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Д/П | есть | |
- Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (текстовый редактор, редактор создания презентаций). |
Д/П | есть | |
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (редактор нотной грамотности, система обработки звука, редактор временной оси). | Д/П | есть | |
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | Д/П | есть | |
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов. | Д | есть | |
- Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры. | Д | есть | |
- Музыкальные инструменты: фортепьяно (пианино, рояль), баян / аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор. | Д | Фортепьяно, синтезатор клавишный | |
- Детские клавишные синтезаторы | К | нет | |
- Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны. | П | нет | |
- Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещетки и др. | Д | нет | |
- Дирижерская палочка | Д | нет | |
| - Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе). | Д/К | нет |
- Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки. | К | нет | |
- Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики). | Д | нет | |
- Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля. | Д | нет | |
- Персональный компьютер | Д | есть | |
- Медиапроектор | Д | нет |
\Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д-демонстрационный экземпляр (не менее 1 на класс)
К- полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф-комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П- комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся)
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки .Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., рег. номер 17785);
Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка»5 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2012г.;
Музыка 5-7 класс Методическое пособие. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина.
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 6 класс, в 2- частях;
Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/