Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № « » августа 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова « » августа 2017г | «Утверждено» Директор школы ___________ Т.Б.Карелина Приказ № « » августа 2017г |
Рабочая программа
Искусство (Музыка и ИЗО)
для 9 класса
(по адаптированной программе
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1 – 224с., Музыка. – под ред. И.В. Евтушенко;
- образовательной программы школы.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройст. Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе.
Цель:освоение знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью
Задачи:
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
снятию эмоционального напряжения;
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость;
На реализацию программы по музыке отводится в год 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
Уметь:
• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Учебно-методический план
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов в четверти. | В том числе, час |
Теория | Практика | Контроль |
1 | Вечные темы в искусстве | 34 | 34 | | |
Итого | 34 | 34 | | |
Содержание учебного курса
Вечные темы в искусстве (34 часа)
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков).
Восприятие — осознание — воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Примерный перечень музыкального материала
Колокольные звоны храмов и монастырей России.
Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации).
Симфония— от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя)
Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович.
Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.
Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка» для У—IX классов — по выбору учителя)
Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский.
Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский.
Преступление м наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.
Балет (из программы «Музыка» для V-lX классов — по выбору учителя)
Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин.
Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя)
Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Учебно – методические средства обучения
Музыка 2-9 классы. Художественно – образное развитие школьников. – Волгоград, Учитель: 2010г. – 157с.
Музыка 1-9 классы: тематические беседы, театрализованние концерты, музыкальная игротека. – Волгоград, Учитель, 2009. – 205с
Музыкальные пальчиковые игры\ Е.А. Поддубная. – Изд 4-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2014. – 39с. (Школа развития).
Печатные пособия:
Портреты композиторов.
Плакаты расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
№ п\п | Оборудование | Сколько | На какое количество |
1 | Музыкальный центр | 1 | Класс |
2 | Бубен | 2 | Группа |
3 | Треугольник | 5 | Группа |
4 | Ложки | 8 | Группа |
5 | Дудки | 2 | Группа |
6 | Трещотки | 2 | Группа |
7 | Барабаны | 2 | Группа |
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (Музыка и ИЗО)
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 34
Класс 9
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
№ урока | Тема урока | Дата по факту | Дата по плану | Основные понятия | Ожидаемый результат |
1 | Искусство как осмысление жизни | 07.09.17 | | Философия. Сознание. Миропонимание. | Знать что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. |
2 | Человек в музыке: персонаж, лирический герой. | 14.09.17 | | Кантата. Опера. |
3 | Драматические образы в музыке. | 21.09.17 | | Симфония. Сюита. |
4 | «Нет повести печальнее на свете…» | 28.09.17 | | Увертюра. Контраст. |
5 | «В поисках счастья» | 05.10.17 | | Симфоническая сюита. |
6 | Повесть о русском человеке. | 12.10.17 | | Симфония-действо. |
7 | На краю вечности. | 19.10.17 | | Реквием. Месса. |
8 | Образ человека в мировой музыкальной культуре. Философия музыки. | 26.10.17
| | |
9 | Композиторы – новаторы своего времени. Сергей Рахманинов. | 09.11.17
| | |
10 | Композиторы – новаторы своего времени. Модест Мусоргский. | 16.11.17
| | | Знать что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
11 | Композиторы – новаторы своего времени. Игорь Стравинский | 23.11.17
| | |
12 | Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. | 30.11.17
| | |
13 | Композиторы – новаторы своего времени. А. Шнитке. | 07.12.17 | | |
14 | Композиторы – новаторы своего времени. А. Караманов. | 14.12.17
| | |
15 | Композиторы – новаторы своего времени. В. Гаврилин | 21.12.17 | | |
16 | «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». Обобщение. | 28.12.17
| | |
17 | Музыка в жизни человек | 11.01.18 | | |
18 | Жанры в музыке | 18.01.18 | | | Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
19 | Песня. Жанры народных песен. Народные напевы в музыке П.И. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского - Корсакова | 25.01.18
| | |
20 | Вокальные жанры и их развитие в духовной музыке разных эпох. | 01.02.18
| | |
21 | Вокальные жанры и их развитие в светской музыке разных эпох | 08.02.18
| | |
22 | Танец. Разнообразие танцевальных жанров | 15.02.18 | | |
23 | Марш. История русского марша | 22.02.18 | | Марш |
24 | Жанры маршевой музыки | 01.03.18 | | |
25 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Возрождение. | 15.03.18
| | | Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Повторить и закрепить тему, уметь определять образы музыкальных произведений о соотносить с иллюстрациями. |
26 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Барокко. | 22.03.18
| | Барокко |
27 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Классицизм. | 05.04.18
| | Классицизм |
28 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Романтизм. | 12.04.18 | | Романтизм |
29 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Импрессионизм. | 19.04.18
| | Импрессионизм |
30 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Неоклассицизм. | 26.04.18
| | Неоклассицизм |
31 | Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 в. Классический авангард. | 03.05.18
| | Авангард |
32 | Стилизация и полистилистика | 10.05.18 | | |
33 | Музыкальный стиль – камертон эпохи | 17.05.18 | | Камертон |
34 | Итоговый урок | 24.05.18 | | |
27